ЮрФак: изучение права онлайн

Современное состояние правового регулирования служебной тайны

Автор: Позднов М.С.

Более 10 лет назад из ГК РФ исключена ст. 139 "Служебная и коммерческая тайна", относившая информацию, составляющую служебную тайну, к объектам гражданских прав. Большинством ученых и юристов обоснованно критиковался законодательный подход, при котором смешивались понятия служебной и коммерческой тайн, а служебная тайна необоснованно включалась в гражданский оборот[1].

Базовый законодательный акт в сфере защиты информации предусматривает, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами[2].

Вместе с тем федерального закона, регулирующего вопросы служебной тайны, в отличие от многих других видов тайн (налоговой, коммерческой, врачебной и т.д.), до настоящего времени не принято.

Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, под служебной тайной понимает служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п. 3). Тем не менее ни один закон не регламентирует порядок и условия ограничения доступа к служебной информации.

Пунктом 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (далее — Положение о порядке обращения со служебной информацией), руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право в пределах своей компетенции определять:

— категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

— порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

— порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения;

— организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Соответствующие нормативные правовые акты (Порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, Порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения) утверждены многими федеральными органами исполнительной власти (например, Приказ Минфина России от 26.03.2018 N 53н, Приказ Росгвардии от 30.05.2017 N 155, Приказ Минюста России от 07.10.2010 N 250).

Таким образом, институт служебной тайны в настоящее время регулируется подзаконными и, главным образом, ведомственными нормативными актами.

Как закреплено в п. 34 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646, деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности должна основываться на таких принципах, как:

— законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

— соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере.

Большинство исследователей приходит к выводу о необходимости принятия специального закона о служебной тайне, который позволил бы унифицировать подходы к служебной информации ограниченного доступа[3].

При рассмотрении проекта федерального закона N 124871-4 "О служебной тайне", которое продолжалось в период с 2004 по 2011 года, Комитет Государственной Думы по безопасности отмечал, что "практика широкого использования пометки "Для служебного пользования" в документах органов государственной власти всех уровней требует правового регулирования на уровне федерального закона оборота информации с такой пометкой (включая доступ к такой информации, ее передачу, хранение и уничтожение), а также установление ответственности за ее разглашение" (Заключение от 20.10.2011 N 202/4). Тем не менее законопроект был отклонен в связи с рядом концептуальных недостатков.

Особенности ответственности за разглашение служебной тайны

В силу ч. 1 ст. 17 Закона об информации, п. 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией разглашение служебной тайны может повлечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В отдельных случаях с учетом конкретных обстоятельств за разглашение служебной тайны может наступать уголовная ответственность, как правило, в тех условиях, когда информация одновременно относится к двум и более видам тайн (ст. ст. 138, 285, 310, 311, 320 УК РФ).

Вместе с тем с учетом того, что владельцами служебной информации являются государственные органы и организации, доверяющие ее своим работникам, основным видом юридической ответственности является дисциплинарная. Причем, как Трудовой кодекс РФ, так и отраслевые законы о прохождении различных видов государственной службы, прямо закрепляют возможность увольнения лиц, допустивших разглашение охраняемой законом тайны[4].

Необходимо помнить, что для обоснования законности увольнения по данному основанию работодателю следует доказать тот факт, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к служебной или иной охраняемой законом тайне, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения[5].

 


[1] Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательский центр Пресс, 2001. С. 551; Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юрист, 2001. С. 169 — 170

[2] ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", далее — Закон об информации

[3] Камалова Г.Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9; Проблемы законодательного регулирования оборота информации, относящейся к служебной тайне в ОВД // Коллектив авторов. БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина. Белгород. 2016. С 128

[4] пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 5 ч. 2 ст. 49, п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.

[5] п. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"


Рекомендуется Вам: