ЮрФак: изучение права онлайн

Предупреждение коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Автор: Васенин В.А.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" одна из целей правового регулирования — предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

При этом закон содержит правовые механизмы, направленные в том числе на предупреждение коррупционных правонарушений.

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 489-ФЗ в ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ включены дополнительные требования к участникам закупок. Теперь юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, не вправе участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, закреплено требование об отсутствии у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также требование о неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Отчасти указанные изменения отражают приверженность Российской Федерации международному праву и опыту его применения. Например, отсутствие у должностных лиц участника закупок судимости за преступление, связанное с его профессиональной деятельностью, является одним из квалификационных требований к участникам закупок в соответствии со ст. 6 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг.

В связи с этим заметим, что установленные ограничения характеризуются многофункциональностью.

Во-первых, законодатель обозначил четкий и определенный сигнал всем участникам закупок для государственных и муниципальных нужд о реальной бесперспективности совершения коррупционных деяний независимо от сферы посягательства. Утрата возможности участвовать в публичных закупках и получать в связи с этим прибыль являет собой некое продолжение ответственности за совершенное коррупционное правонарушение. Во-вторых, они направлены на поддержание здоровой конкуренции, формирование состава профессиональных и добросовестных участников на рынке публичных закупок.

Необходимо отметить, что в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ прокурорами субъектов Федерации организовано формирование списков юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. На основании полученных данных на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ размещен реестр, содержащий данные об указанных лицах.

Вместе с тем в целях оперативного реагирования прокуроры субъектов Федерации могут использовать в надзорной деятельности аккумулированную непосредственно ими информацию на поднадзорной территории.

Так, специализированным подразделением прокуратуры Ивановской области сформирован реестр более чем из 30 юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. Реестр постоянно обновляется, используется прокурорами (аппарата прокуратуры области и районного звена) при мониторинге сведений, содержащихся в единой информационной системе.

Однако если информация о лицах, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП, размещена в открытом доступе и может использоваться государственными и муниципальными заказчиками, то доступ к сведениям о лицах, осужденных за коррупционные преступления, ограничен. Например, согласно нормативным правовым актам Министерства внутренних дел РФ сведения о судимостях могут получить лишь граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители[1].

В связи с этим следует отметить, что прокуроры в рамках предоставленных полномочий обладают необходимыми инструментами для получения и использования таких сведений. Информация может быть получена в результате поддержания прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, а также в рамках межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами.

Так, прокуратурой Ивановской области в результате изучения информации о рассмотренных судами уголовных делах о преступлениях коррупционной направленности сформирован список лиц, осужденных за преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК, который направлен прокурорам для использования в надзорной деятельности в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Принимаемые меры направлены на своевременное выявление незаконного участия в закупках лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

В то же время не менее важно исполнение указанного требования непосредственно государственными и муниципальными заказчиками.

Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать обязательные требования к участникам закупок. Соответственно, невключение в нее требований к ним незаконно и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Так, решением Саратовского областного суда от 29 июня 2017 г. по делу N 21-320/2017 оставлено в силе решение по административному делу, возбужденному Саратовской межрайонной прокуратурой по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП в отношении заместителя начальника юридического обеспечения управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Это должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в разработке аукционной документации, не содержащей требований к участникам об отсутствии у физических лиц судимости за коррупционные преступления и факта привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП.

При этом суд опроверг доводы о малозначительности административного правонарушения, поскольку оно представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных отношений и выражается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Практика оспаривания заключенных с нарушением указанных требований закона контрактов пока не сформировалась.

Содержание новых требований к участникам закупок, связанных со спецификой совершенных юридическими лицами и их должностными лицами правонарушений, позволяет квалифицировать их несоблюдение как нарушение законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

К такому выводу приводит анализ норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которые нацеливают участников противодействия коррупции не только на ее выявление и пресечение, но и предупреждение.

Анализируемые новеллы в законодательстве представляют собой не что иное, как правовой механизм предупреждения коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанные нормы законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд требуют совершенствования подходов и методов организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Своевременное и оперативное формирование данных о лицах, привлеченных к уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения, практическое использование полученных данных, понуждение заказчиков к неукоснительному исполнению новых требований закона позволит повысить эффективность работы прокуроров в борьбе с коррупцией.

 


[1] См.: Приказ МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".

 


Рекомендуется Вам: