ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности применения онлайн-касс в расчетных операциях экономической деятельности

Авторы: Саакян А.М., Ермаченко А.Л.

Как известно, законодательство в области налоговых правоотношений меняется достаточно часто. В целях соблюдения правильности расчета налоговых обязательств и налогового законодательства в целом каждый хозяйствующий субъект должен пристально следить за каждым изменением. Так, за последние два года было внесено множество изменений, в частности, 2017 г. стал знаковым в сфере регулирования наличных и безналичных расчетов. В Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее — Закон N 54-ФЗ), регулирующий порядок применения контрольно-кассовой техники, были внесены существенные изменения. Основанием для этого стал Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 290-ФЗ).

Использование онлайн-касс имеет, как и любое нововведение, преимущества и недостатки. В соответствии с официальными разъяснениями Минфина России[1] новый порядок применения кассовой техники необходим для осуществления передачи информации о денежных расчетах хозяйствующего субъекта налоговым органам в режиме времени онлайн. Таким образом, новый способ позволит создать современную автоматизированную систему учета выручки и контроля за применением кассовой техники, а также снизить объемы теневого оборота наличных денежных средств.

Также новый порядок создаст условия для повышения защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Кроме того, новый порядок применения кассовой техники позволит привлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека.

Утверждения не бесспорные. Дело в том, что собственники микробизнеса — предприниматели, которые ведут деятельность на специальных налоговых режимах, не обязаны заявлять свои официальные обороты выручки. Такие предприниматели рассчитывают и перечисляют свои налоги исходя из вмененных и потенциальных показателей доходов. При этом учет выручки в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") предприниматели вести не обязаны. В сложившейся ситуации сопоставить данные между объемом отраженных операций по кассе, выручкой и реальными данными, которые есть у предпринимателей, практически невозможно.

Возникает много вопросов в сфере оборота и контроля отражения выручки, данные по которой передаются в режиме времени онлайн.

Но в данной статье акцент сделан на вопросах, возникающих в связи с переходными положениями Закона и теми моментами, о которых в Законе ничего не сказано, однако с которыми в практике неизбежно придется столкнуться предпринимателям и организациям.

Итак, в соответствии с новой редакцией Закона N 54-ФЗ онлайн-кассы должны применяться на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов. К таким расчетам относятся:

— операции по реализации товаров, услуг и работ;

— операции при проведении азартных игр;

— реализация лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, прием ставок и выплата лотерейного выигрыша.

Как показывает анализ правовых актов, регулирующих сферу наличного оборота и применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ), старая редакция Закона N 54-ФЗ, действовавшая до 15 июля 2016 г., распространялась на расчеты наличными деньгами или платежной картой.

Измененная редакция Закона N 54-ФЗ включает вопросы расчетов всеми электронными средствами платежа. То есть безналичные обороты необходимо принимать во внимание в обязательном порядке. Но, к сожалению, сам Закон N 54-ФЗ не содержит никаких определений в вопросе электронного оборота.

Действительно, сейчас приобретенные товары могут быть оплачены через банк или иным электронным средством платежа. Например, часто используются мобильные приложения при оплате покупок через личный кабинет своего банка по реквизитам продавца. На такие операции новая редакция Закона также распространяется. То есть при безналичных расчетах без использования платежных карт применять контрольно-кассовую технику также обязательно[2].

Период, с которого необходимо применять онлайн-кассы, зависит от видов деятельности хозяйствующих субъектов и системы налогообложения.

В обязательном порядке применять онлайн-кассу должны все без исключения с 1 июля 2017 г. При этом налоговый орган автоматически снимет старые ККТ с электронной контрольной лентой защищенной с учета. Исключения до 1 июля 2018 г. сделаны лишь для тех лиц, применяющих единый налог на вмененный доход, предпринимателей на патенте и хозяйствующих субъектов при оказании услуг населению. В последнем случае хозяйствующий субъект вправе работать без ККТ при условии выдачи покупателю — заказчику бланков строгой отчетности (далее — БСО)[3].

Следует учитывать, что в случае, если ККТ, не соответствующая требованиям Закона, снята с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 1 июля 2017 г. и ввиду отсутствия возможности применения ККТ по новому порядку при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов РФ от 30 мая 2017 г. N 03-01-15/33121 (например, поставка ККТ не произошла по вине поставщика), такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), то указанные организации и предприниматели не привлекаются к административной ответственности[4].

В местности, где отсутствует Интернет, онлайн-кассы можно применять в режиме без передачи данных через оператора фискальных данных в налоговый орган. Однако перечень таких территорий должен быть заранее утвержден и опубликован на интернет-ресурсах администраций регионального или местного уровня. К таким территориям относятся территории с численностью до 10 000 человек[5]. При этом в случаях, если расчеты ведутся в труднодоступных местностях, ККТ может вообще не применяться. Перечень операций, когда применять онлайн-кассы не обязательно, установлен п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

На практике в деятельности хозяйствующих субъектов могут возникнуть случаи, при которых применение ККТ невозможно в силу ряда объективных причин. Например, к таким случаям может относиться отключение электроэнергии. Контролирующие ведомства и некоторые судебные инстанции в таких вопросах указывают, что Закон четко разграничивает случаи, когда предприниматель или организация обязаны применять ККТ, а когда — нет. Частные случаи, например отключение энергии, к таким ситуациям не относятся.

Также часто возникает вопрос относительно необходимости применения онлайн-касс, когда предприниматели получают предоплату, но в общем порядке при реализации услуги должны, например, выписать БСО. Ведь последний документ выдается только в случае оказания услуги населению. При получении предоплаты услуга пока не оказана. В таких случаях применять ККТ просто необходимо[6].

Основные недостатки законодательства в вопросе применения онлайн-касс проявляются по операциям, связанным с дистанционной торговлей (интернет-торговля) и оказанием услуг дистанционно при оплате в безналичном порядке. Эти сферы деятельности, которые сейчас набирают обороты и преимущественно в социальных сетях, где покупки граждане осуществляют массово. И очень большая часть теневого оборота расчетов, которую настроен взять под контроль Минфин России, приходится именно на эту сферу отношений.

Как уже было сказано, закрытый перечень операций, по которым ККТ может не применяться, установлен ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Среди указанных операций нельзя найти также те, которые осуществляются посредством сети Интернет.

Способов, которыми население может оплачивать товары, работы и услуги, существует множество. Среди них:

— оплата безналичным способом в личном кабинете гражданина через мобильное приложение банка;

— с помощью использования электронных кошельков;

— через специальных операторов платежей;

— через платежных агентов.

Кроме того, важную роль играет время суток, в течение которого происходит расчет. По общему правилу применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки на бумаге или в электронном виде надо обязательно с 1 июля 2018 г. Как быть в том случае, когда покупатель оплачивает товар или услугу, например, в ночное время суток. В этом случае хозяйствующий субъект должен выбрать такую кассу из реестра, которая позволяла бы выписывать онлайн-чеки круглосуточно.

Это связано с тем, что операцию по кассе необходимо проводить в момент расчета покупателя. Пробивать чек после расчета спустя несколько часов или заранее нельзя. То есть применять онлайн-ККТ следует тогда, когда от банка, через который проводятся расчеты, будет получено подтверждение о переводе денежных средств[7].

Если платежи осуществляются через платежного агента, то применять онлайн-ККТ обязан именно он. При этом есть некоторые особенности заполнения чека. Дело в том, что платежный агент обязан указать в чеке те же данные, что и сам продавец, исполнитель. Поэтому законодатель обязывает организацию — продавца, исполнителя, который прибегает к услугам платежного агента, передавать последнему все данные о продаже (в том числе наименование товаров, работ, услуг).

Однако, как практически осуществить обмен такими данными между продавцом и платежным агентом, законодатель не устанавливает.

Если оплата происходит через Интернет с использованием электронных кошельков, то продавец или исполнитель также обязаны применять онлайн-ККТ. Следует указать, что предыдущая редакция Закона N 54-ФЗ, действующая до 15 июля 2016 г., распространялась только на расчеты наличными деньгами или платежной картой. Измененная редакция, кроме платежной карты, содержит вопросы расчетов всеми электронными средствами платежа. Закон N 290-ФЗ действует для всех форм безналичных расчетов. До поправок в отношении организаций и предпринимателей, которые принимали такие платежи от граждан, не возникала обязанность применять ККТ. Но данное освобождение действует до 1 июля 2018 г.[8]

Поэтому все хозяйствующие субъекты, которые принимают оплаты с использованием электронных сервисов и иных безналичных расчетов, обязаны применять ККТ с 1 июля 2018 г. независимо от сферы деятельности и системы налогообложения.

Недостаток применения онлайн-касс в виде дополнительных трат на приобретение аппарата также коснется и предпринимателей, работающих по заказам и выездам к покупателям.

При получении денежных средств от покупателя или заказчика на дому такому предпринимателю или представителю организации также необходимо будет применить онлайн-КТ.

Как и любое нововведение, новый порядок применения онлайн-касс будет способствовать возникновению негативных моментов в процессе осуществления деятельности хозяйствующего субъекта. Так, с проблемой перехода на онлайн-кассы предприниматели столкнулись уже в этом году. Например, возникла следующая проблема: специализированные организации, поставщики касс не успели удовлетворить требования законодательства в отношении всех хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса в полном объеме. На сегодняшний день спрос на кассы во много раз превысил предложение. Однако именно поэтому Минфин России в этот переходный период сделал послабления для тех, кто заключил договор с поставщиком, но кассу от которого пока не получил.

Законодатель, предусмотрев множество неудобств, с которыми могут столкнуться предприниматели, установил поэтапный переход на применение онлайн-касс. И в общем, несмотря на то, что из-за нового порядка использования и применения онлайн-касс предприниматели понесут дополнительные затраты, так как отсутствие соответствующей всем новым требованиям кассовой техники будет расцениваться как деятельность на незаконных основаниях, а также неудобства в перестроении процесса работы, данные изменения также имеют и ряд преимуществ. Так, например, в перспективе изменится порядок учета онлайн-касс. Предпринимателям не нужно регистрировать, снимать с учета кассы, приходя в налоговые инспекции, все это можно делать дистанционно. С точки зрения налогового администрирования также появляется преимущество. Так как все данные по выручке хозяйствующих субъектов будут непосредственно попадать в налоговые, необходимость проведения проверок с непосредственным выездом, возможно, снизится.

В сложившейся ситуации изменений в области регулирования наличных и безналичных расчетов предпринимателям необходимо учитывать все изменения, детально изучить все положения законодательных актов, регулирующих применение ККТ, во избежание штрафных санкций.

 


[1] Письмо Минфина России от 13 апреля 2017 г. N 03-01-15/21983 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Письмо ФНС России от 6 июля 2017 г. N ЕД-3-20/4592@ "О рассмотрении обращения" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Пункт 8 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. N ЕД-4-20/11625@ "Об осуществлении модернизации контрольно-кассовой техники" // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей" (зарег. в Минюсте России 29.12.2016 N 45053) // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Письмо Минфина России от 8 декабря 2005 г. N 03-01-20/5-231 // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Письмо Минфина России от 25 января 2017 г. N 03-01-15/3480 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники" // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Письмо Минфина России от 4 сентября 2017 г. N 03-01-15/56675 "Об особенностях применения контрольно-кассовой техники" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: