ЮрФак: изучение права онлайн

Мировоззренческие основы противодействия коррупции

Авторы: Пархоменко С.В., Седых Д.А.

Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене[1].

Противодействие коррупции сводится к профилактике коррупции, борьбе с коррупцией и устранению последствий коррупционных правонарушений[2].

Не отрицая важность и необходимость формирования организационных основ противодействия коррупции, следует отметить, что ни строгость ответственности, ни достигнутый уровень неотвратимости наказания, ни эффективность мер контроля не всегда останавливают лицо на пути к совершению преступления, о чем свидетельствует уровень распространенности коррупции.

Как показывает практика, выявление коррупционных преступлений и применение к виновному лицу мер государственного принуждения не оказывают необходимого государству и обществу общего профилактического воздействия. Для предупреждения совершения новых преступлений не только самим осужденным, но и иными лицами необходима не столько борьба с коррупцией, сколько ее профилактика.

На пресс-конференции 14 декабря 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин сообщил о том, что осуждение и применение самого строгого в настоящее время в Российской Федерации вида наказания в виде реального лишения свободы в отношении должностных лиц целого подразделения оказалось недостаточным для предупреждения коррупционных правонарушений среди вновь назначенных должностных лиц[3].

Опыт Китая также подсказывает, что максимальная уголовно-правовая репрессия не является решением этой проблемы. По китайскому телевидению время от времени демонстрируют публичные расстрелы чиновников. С 2000 года (по 2009 г.) в Китае расстреляны за коррупционные действия около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10 — 20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечены около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Однако, даже несмотря на публичные казни, полностью искоренить случаи сговора предпринимателей и чиновников по принципу "твоя власть — мои деньги" не удается[4].

Как видно, корысть, жажда наживы, алчность, эго превышают страх перед наказанием. Все это приводит к стремлению к излишнему достатку, извращению ценностей, профессиональной и нравственной деформации, к тому, что огромные суммы незаконно полученных денег воспринимаются не как взятка, а как благодарность.

Все сказанное наталкивает на мысль о том, что приоритет в противодействии коррупции должен быть смещен в сторону профилактики, от выявления и устранения причин коррупции к формированию способности субъектов публичных правоотношений противостоять коррупционному соблазну.

Следует отметить, что принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции имеет законодательное закрепление[5].

В целях профилактики коррупции в отношении публичных должностных лиц законодательством о противодействии коррупции устанавливаются определенные ограничения, запреты, обязанности, а также правила служебного поведения.

Анализ различных кодексов профессиональной этики и служебного поведения свидетельствует о том, что к должностному лицу предъявляются правила не только служебного, но и внеслужебного поведения, что, безусловно, является абсолютно оправданным, поскольку и в первом, и во втором случае качественные характеристики субъекта идентичны и взаимообусловливаемы.

Так, Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012, предписывает судье во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости (ст. 14). Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи (ст. 6).

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденный Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, предусматривает, что прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень. Во внеслужебной деятельности прокурорский работник соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым (п. 4.1).

Ранее действовавший Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации, от 24.12.2008 N 1138, предусматривал, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от: употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей; организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них; использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов; курения табака в общественных местах; участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений; беспорядочных половых связей; отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее (ст. 8)[6].

Очевидно, что нездоровый образ жизни, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, искажение жизненных ориентиров, семейных и духовных ценностей, распущенность, стремление к роскоши не способствуют антикоррупционному поведению служащих и повышению доверия граждан к органам власти.

Отсутствие или недостаточная эффективность воспитательной работы приводят к профессиональной деформации, которая выражается не только в искаженном отношении к служебному долгу, пренебрежительному отношению к требованиям закона, формальному исполнению служебных обязанностей, недоверию к окружающим, стремлению к подавлению воли человека, использованию элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности, но и обесцениванию нравственных ценностей, высокомерию, черствости, цинизму, нравственной и моральной нечистоплотности.

Как известно на процесс формирования умысла при совершении коррупционного деяния влияет не только система внешних обстоятельств (в том числе размер материального содержания, размер взятки, отношение среди окружающих к подобному и т.п.), но и личностные качества субъекта, его потребности, склонности и интересы, воля и нравственность.

Даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления, поскольку решающее значение принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, ценностей и установок.

Решение должностного лица совершить коррупционное преступление либо отказаться от его совершения зависит от того, что станет для него приоритетным — соблазн незаконного обогащения либо требования долга, чести и совести. Важна иерархия ценностей.

Порой должностные лица, длительное время честно и добросовестно выполнявшие свои профессиональные обязанности, лица, по долгу службы призванные бороться с коррупцией, не выдерживают соблазна незаконного обогащения и преступают закон.

Однако прежде чем преступить уголовный закон, лицо преступает нравственный закон, о котором говорил еще Иммануил Кант: "Две вещи не перестают приводить меня в удивление: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас"[7].

Этот нравственный закон, выражаясь современным цифровым языком, предустановлен у каждого с рождения, но в результате негативного воздействия внешних обстоятельств, неправильного воспитания, искажения ценностей, профессиональной и личностной деформации нивелируется в сознании индивида. В результате преодолевается этот барьер перед совершением коррупционного преступления, после чего следует само деяние и его последствия, которые государству предстоит минимизировать.

Схематично механизм совершения коррупционного преступления можно представить следующим образом:

— детерминанты (причины и условия) -> мотивация, преодоление нравственного закона -> подготовка деяния -> преступный акт -> объективные и субъективные последствия (в том числе угрызения совести, степень которых зависит от степени деформации личностных установок и нравственности).

При принятии решений у человека могут доминировать: 1) животные инстинкты; 2) привычки, традиции, навязанные в обществе, поведенческие стереотипы; 3) холодный расчет, попирающий общепринятые нормы поведения; 4) совесть — интуитивные прозрения, идущие с бессознательных уровней психики, разграничивающие Добро и Зло в их конкретных проявлениях и обязывающие действовать на стороне Добра[8].

"Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека"[9].

Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив (внутреннее побуждение). В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес, в свою очередь, становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. Существенным элементом механизма поведения является воля. Завершается причинная цепочка принятием и реализацией поведенческого решения о совершении конкретного преступления[10].

Все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными[11].

Анализ положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в целом и ст. 6 "Меры по профилактике коррупции", в частности, свидетельствует о том, что профилактика коррупции не включает в себя меры индивидуальной профилактики коррупции (индивидуальное предупреждение преступлений коррупционной направленности), такие как нравственное формирование личности, выработка социально оправданных потребностей и интересов, предупреждение профессиональной и личностной деформации. Закон необходимо дополнить предписаниями по формированию на индивидуальном уровне иммунитета должностных лиц к соблазну коррупционного поведения, то есть способности противостоять субъективно возникшей или инициированной извне идее использовать свои должностные полномочия с корыстной целью.

Меры по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению немыслимы без формирования такого же отношения к коррупционным деяниям в среде публичных должностных лиц как в целом, так и на индивидуальном уровне.

Индивидуальное предупреждение преступлений коррупционной направленности могло бы рассматриваться как деятельность государственных и негосударственных учреждений по воспитательному воздействию на публичных должностных лиц, в силу занимаемого служебного положения подверженных риску коррупционного поведения, с целью формирования антикоррупционного иммунитета должностных лиц.

Для реализации воспитательной работы потребуется развитие не только профессионально значимых психологических качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей, безусловному соблюдению ограничений и запретов, но и повышение общей культуры, формирование мировоззрения и системы морально-нравственных ценностей. Результатами позитивной коррекции поведения публичных должностных лиц, прежде всего, должны быть добросовестность, честность, человечность.

Понятие власти, публичной должности должно ассоциироваться в сознании индивида не с возможностями обогащения, а прежде всего с ответственностью за вверенные полномочия.

С учетом приведенных в статье примеров можно заявить и о целесообразности принятия единого для всех служащих Кодекса антикоррупционного поведения, который бы предусматривал не только общие запреты, ограничения, обязанности и правила поведения, но и требования морально-нравственного характера к личности служащего.

Возможно создание системы оценки профессиональных и личностных качеств служащих с использованием современных технологий обработки и хранения данных — блокчейн (защищенный от фальсификации способ хранения информации). Рейтинг благонадежности служащих (РБС) с использованием технологии блокчейн позволит сделать информацию о профессиональных и личностных качествах лица, изъявившего желание занять публичную должность, полной, оперативной, доступной, достоверной и защищенной. Система оценки должна влиять на возможность поступления на публичную службу или получения вышестоящей должности, исключать возможность пребывания на службе скомпрометировавших себя лиц.

Предотвратить причины коррупционных правонарушений можно лишь в результате воспитания мировоззренчески состоятельной, психологически, нравственно здоровой и социально ответственной личности. Совместные действия системы образования, органов государственной и муниципальной власти, общественности, средств массовой информации и принятие комплекса мер правового, организационного и воспитательного характера могут обеспечить решение этих проблем. Для организации такой совместной работы необходимы подготовленные кадры в каждом из этих звеньев.

Список использованной литературы

1. Кант И. Критика практического разума (1788): Сочинение в шести томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. I. 544 с.

2. Мировоззренческие основы противодействия наркотизации, экстремизму, коррупции: Учебное пособие / М.В. Величко, В.В. Ефимов, П.А. Нуттунен, И.В. Солонько; под общ. ред. В.А. Ефимова. СПб.: СПбГАУ, 2016. 138 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Криминология" (под ред. В.Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2006 (издание второе, переработанное и дополненное).

3. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 27-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.

 


[1] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685 // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Согласно ст. 1 ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции — это деятельность: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

[3] Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/56378. Путин В.В.: "…знаете, где-то год назад я пригласил Бортникова (директора ФСБ, кто не знает) и дал ему материалы, которые поступили ко мне по одному из каналов в отношении конкретной структуры. Он посмотрел (неудобно говорить, но, тем не менее, скажу) и говорит: "Владимир Владимирович, мы ровно полгода назад в этой структуре провели оперативно-следственные действия, возбудили уголовные дела, передали в суд, все находятся в местах лишения свободы — все из целого подразделения. Полгода назад набрали новых сотрудников, и все началось сначала".

[4] Официальный сайт "Российская газета": "За взятку — к высшей мере". URL: https://rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html.

[5] Согласно ст. 6 ФЗ "О противодействии коррупции" одним из принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

[6] Уникальный по своему содержанию Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. признан утратившим силу 31.10.2013.

[7] Кант И. Критика практического разума (1788): Сочинение в шести томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. I.

[8] Мировоззренческие основы противодействия наркотизации, экстремизму, коррупции: Учебное пособие / М.В. Величко, В.В. Ефимов, П.А. Нуттунен, И.В. Солонько; под общ. ред. д. э. н., проф. В.А. Ефимова. СПб.: СПбГАУ, 2016.

[9] Библия, Мк. 7:21-23.

[10] Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 27-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 99 — 104.

[11] Там же.


Рекомендуется Вам: