Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.
Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 55 Закона о связи, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Кроме того, потребителю надо соблюсти претензионный порядок, если он хочет через суд изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996). Однако некоторые суды считают, что обязательный досудебный порядок для этих случаев не предусмотрен. В частности, они ссылаются на п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17, в котором перечислены случаи, когда потребитель должен соблюсти претензионный порядок. А иногда суды освобождают потребителя от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочел пойти в суд.
Не рекомендуем устанавливать обязательный претензионный порядок в договорах с потребителями. Суд может посчитать, что это ущемляет их права. Такое условие считается недействительным, за него на вас могут наложить штраф (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ). На практике потребитель обычно пытается решить спор в досудебном порядке и без этого условия, чтобы в случае отказа просить в суде штраф за неудовлетворение его законных требований в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Связанные статьи:
- Какой срок исковой давности применяется к искам о защите прав потребителей (89.9%)
- Совершенствование несудебной защиты прав потребителей розничных финансовых пенсионных услуг (77.9%)
- Информационные обязанности предпринимателя: некоторые проблемы реализации права потребителя на информацию (62%)
- Особенности применения института медиации в сфере защиты прав потребителей в России и Китае (62%)
- Понятие потребителя в сфере гражданского оборота (62%)
- Как составить претензию в страховую компанию о выплате по ОСАГО (RANDOM - 60.2%)