ЮрФак: изучение права онлайн

Как потерпевшему соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора со страховой компанией по ОСАГО

Порядок досудебного урегулирования не различается для споров со своей страховой компанией (прямое возмещение убытков) и страховой компанией виновника.

Чтобы соблюсти его, направьте страховщику претензию с приложением необходимых документов. Обратите внимание, претензию можно подать только после того, как вы обратились с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Поэтому из претензии должно быть понятно, к какому заявлению она относится.

Если претензия связана с результатом ремонта автомобиля, который организовал страховщик, то для соблюдения досудебного порядка вы обязаны также предоставить ему автомобиль для осмотра (п. 5.3 Правил ОСАГО).

Оглавление:

1. Когда можно подать претензию

2. Как составить претензию

3. Куда и как направить претензию

4. Сколько ждать решения по претензии перед обращением в суд


1. Когда можно подать претензию

Если вас не устраивает принятое страховщиком решение, например он выплатил вам страховое возмещение не полностью, претензию можно подавать со дня, когда вы о нем узнали или должны были узнать (п. 92 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

Если страховщик не принял решение по вашему заявлению в срок, предъявлять претензию можно на следующий день после его истечения (п. 92 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

Принять решение по заявлению страховщик должен в течение 20 календарных дней после его подачи. Этот срок увеличивается до 30 календарных дней, если потерпевший сам организовал восстановление автомобиля на станции техобслуживания в порядке, предусмотренном п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО. При исчислении сроков не учитываются нерабочие праздничные дни (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Если транспортное средство отремонтировали некачественно, вы можете предъявить страховщику претензию как непосредственно после ремонта, так и в течение гарантийного срока. Это срок для выявления недостатков, но рекомендуем не медлить и с самой претензией (п. 5.3 Правил ОСАГО).

2. Как составить претензию

Включите в нее сведения, предусмотренные Правилами ОСАГО.

Приложите к претензии документы, подтверждающие обоснованность ваших требований, и документы, которые не представили страховщику при обращении с заявлением.

Не забудьте указать в претензии сведения, которые помогут страховщику соотнести ее с конкретным заявлением. Например, номер страхового полиса и подразделение, в которое вы подавали заявление, номер выплатного дела, если он известен (п. п. 22, 93 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58). Это особенно важно, если вы подавали страховщику несколько заявлений или обращались в другое подразделение страховщика.

3. Куда и как направить претензию

Предъявите претензию в ту же компанию, что рассматривала ваше заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Например, если ваша страховая компания (которая выдала вам полис ОСАГО) отказала в выплате по прямому возмещению убытков, то не стоит обращаться с претензией в страховую компанию виновника. Такая претензия окажется новым заявлением о страховом возмещении и не подтвердит соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Направьте претензию по месту нахождения страховщика или его уполномоченного представителя. Сведения о представителях страховщика в субъектах РФ прилагаются к страховому полису (п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО, Приложение 3 к Положению о правилах ОСАГО). Рекомендуем обратиться с претензией к тому представителю, который рассматривал заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Направить претензию можно разными способами, лишь бы была возможность подтвердить факт и дату ее получения, например (п. 5.1 Правил ОСАГО, п. 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58):

•        вручить под расписку;

•        направить по почте заказным письмом с описью вложения;

•        направить по адресу электронной почты, указанному на официальном сайте страховщика.

4. Сколько ждать решения по претензии перед обращением в суд

Вы можете обратиться в суд после получения ответа на претензию или через 10 дней (не считая нерабочие праздничные дни), предоставленных страховщику для ее рассмотрения (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО). Этот срок применяется, если вы добросовестно и своевременно предоставили поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой экспертизы (технической, оценочной). В противном случае он продлевается в соответствии с п. 11 ст. 12 Закона об ОСАГО (п. 96 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).


Рекомендуется Вам: