Автор: Морхат П.М.
Оглавление
Введение
Патрик Генри Уинстон писал о немалой близости, схожести логики искусственного интеллекта и логики юридической практики: "Иногда вся система может представляться в виде некоторой мощной метафоры, которая облегчает решение задачи благодаря резко выраженным свойствам аналогий. Изучение их близко к рассмотрению случаев в юридической школе"[1]. Подобную же позицию занимают Стивен Хокинг, Роджер Пенроуз, Абнер Шимони и Нэнси Картрайт[2].
Ник Бостром утверждает, что правовая система является самым близким аналогом системы правил, регулирующих действия сверхразума[3].
Еще свыше 30 лет назад в работах Эдвины Риссланд и Кевина Эшли[4] были описаны некоторые механизмы рассуждений на основе опыта, предназначенные для поддержки правовых споров, возможные для использования в системах искусственного интеллекта.
Как отмечает Джордж Люгер, "юристы подыскивают прецеденты и пытаются убедить суд, что нужно действовать по аналогии с известной ситуацией. Хотя общие законы вырабатываются в рамках демократических процессов, их интерпретация обычно основана на прецедентах. Интерпретация закона в некоторой предыдущей ситуации определяет его текущую интерпретацию. Таким образом, важным компонентом правовых рассуждений является идентификация прецедента для принятия решения в конкретном случае"[5].
Эрл Хант еще в 1975 г. писал о методологии задействования искусственного интеллекта в выявлении коллизий законов и реагировании на такие несоответствия, рассогласования и дефекты[6].
Ричард Холовчак и Нэйбил Адам в 1997 г. выделяли функционировавшие при задействовании искусственного интеллекта системы автоматической классификации юридических документов[7].
Уже в начале 1970-х гг. в США действовало свыше 100 университетских образовательных программ, включавших учебные курсы по искусственному интеллекту[8].
Одним из важнейших направлений является интеллектуальный поиск по массивам юридической информации.
По мнению Ника Бострома, поисковая система Google представляет собой уже сегодня "величайшую из когда-либо созданных систем искусственного интеллекта"[9].
Несколько определений
Возникает необходимость представления дефиниций некоторых основных в заявленной теме понятий. Дадим несколько авторских определений.
Алгоритм — это набор правил и инструкций, логистика требуемых действий, как правило, выражаемых в компьютерном коде и предназначенных для решения определенной задачи (проблемы) или совокупности задач.
Киберфизические системы (CyberPhysical Systems — CPS) — это технические системы сетевых компьютеров, роботов и искусственного интеллекта, которые взаимодействуют с физическим миром.
Робот — это автоматическое, полностью или частично автономное системное устройство (компьютерно-программное виртуальное или киберфизическое), предназначенное для выполнения различного рода работ.
Дрон — это роботизированный автономный беспилотный летательный (авиационная система) или иной самодвижущийся аппарат.
Искусственный интеллект — это полностью или частично автономная самоорганизующаяся компьютерно-программная виртуальная (virtual) или киберфизическая (cyber-physical), в том числе биокибернетическая (bio-cybernetic), система (юнит), наделенная/обладающая способностями и возможностями:
— антропоморфно разумных мыслительных и когнитивных действий, таких как распознавание образов, символьных систем и языков, рефлексия, рассуждение, моделирование, образное (смыслопорождающее и смысловоспринимающее) мышление, анализ и оценка;
— самореферентности, саморегулирования, самоадаптирования под изменяющиеся условия, самоограничения и при этом поддерживать себя в гомеостазе;
— генетического поиска (genetic algorithm — эвристический алгоритм поиска с сохранением важных аспектов "родительской информации" для "последующих поколений" информации), накопления информации и опыта;
— обучения и самообучения (в том числе на своих ошибках), опыта;
— самостоятельной разработки текстов под собственное тестирование, проведения самотестирований и тестирований компьютерной и, при возможности, физической реальности, самостоятельной разработки и применения алгоритмов собственной омологации;
— антропоморфно разумного самостоятельного (в том числе творческого) принятия решений и решения задач и проблем.
Авторские научные результаты исследования (выводы) — направления применения искусственного интеллекта в юридической практике
В рамках нашей авторской концепции выделим нижеследующие направления уже сегодня реализуемого задействования, а равно направления возможного в будущем задействования юнитов искусственного интеллекта в юридической практике:
1) общее обеспечение юридической профессиональной деятельности:
— генетический, эвристический (не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи), концептуальный, модельный и/или иной интеллектуальный поиск по массивам юридической информации, извлечение, оценка, сортировка, пакетированная интеграция и иная обработка искомой, экспектативно и реально релевантной юридической информации (норм, нормативных актов, судебных решений, судебных прецедентов и т.д.);
— генетический, эвристический (не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи), концептуальный, модельный и/или иной интеллектуальный поиск релевантной информации фактического характера, юридически значимой для юридической оценки, квалификации обстоятельств, ситуаций и действий, рассмотрения и разрешения дел;
— построение и выдача формальных моделей правовых рассуждений, моделирование юридических обоснований и подбор условно-типизированных релевантных юридических аргументов, релевантный оперативный подбор референтных норм права и юридических комментариев;
— автоматизация небольших и повторяющихся юридических задач (Lawbots), в частности подготовка стандартных юридических документов (подбор и первичное заполнение шаблонов, их продвинутая доработка);
— осуществление сравнения форм договоров и генетический поиск альтернативных, более релевантных, форм договоров, в большей мере удовлетворяющих стороны;
— многокритериальный и полилатеральный (многоаспектный) анализ и резюмирование сложных правовых ситуаций с выработкой предиктивной (прогностической) оценки развития сложных конфликтов и споров;
— поиск и интеллектуальная сортировка судебных решений (содержащих судебные прецеденты) по основаниям реализованных в них доктринальных подходов или иным основаниям, в том числе для выявления исторической приоритетности или значимости судебных решений;
— сопоставление норм права, сопоставление нормативных правовых актов в целях определения их иерархии, установления норм и актов более высокой юридической силы из числа сравниваемых;
— автоматическая классификация юридических документов, ведение дел;
— обработка сверхбольших массивов данных, юридически значимых для юридической оценки, квалификации обстоятельств, ситуаций и действий, рассмотрения и разрешения дел;
2) в гражданском, арбитражном, административном, уголовном процессе, в судопроизводстве, в том числе арбитражном третейском:
— сопоставление юнитом искусственного интеллекта норм права, сопоставление нормативных правовых актов в целях определения их иерархии, установления норм и актов более высокой юридической силы из числа сравниваемых;
— осуществление юнитом искусственного интеллекта синхронного профессионального юридического перевода (между человеческими языками — в смысле не машинными) в судебном процессе с целью обеспечения соответствующих прав сторон процесса и основных принципов правосудия;
— автоматическая классификация юнитом искусственного интеллекта юридических документов, формирование и документарное ведение дел;
— оказание юнитом искусственного интеллекта помощи судье в выявлении и артикулировании обстоятельств, указывающих на возможное злоупотребление стороной (сторонами) правом (правами), на возможное намеренное искусственное необоснованное затягивание судебного разбирательства, процесса; в выявлении и артикулировании сфальсифицированных материалов и аргументов, применения манипулятивных приемов;
— оказание юнитом искусственного интеллекта помощи судье и адвокату обвиняемого в выявлении и артикулировании обстоятельств, обусловливающих сомнения в виновности подсудимого;
— выдача юнитом искусственного интеллекта оперативных экспертных оценок в рамках судебной экспертизы или мнения специалиста (применение систем искусственного интеллекта в экспертных юридических системах, автоматизированных системах поддержки правовых решений, иных экспертных системах);
— применение искусственного интеллекта в юридической медиации (внесудебном и досудебном урегулировании конфликтов и споров);
— комплексный переоценочный анализ рассмотренных ранее судами дел по вновь выявленным обстоятельствам;
— выбор арбитров (из линейки таковых) под конкретное дело;
— содействие принятию решений по крупным объемам неоднородных задач в сложных условиях неопределенностей, на основе неточной, недостаточной или плохо определенной информации, в условиях применения метода "игры с ненулевой суммой", в ситуациях, когда получение оптимальных или точных ответов и решений редундантно трудоемко, требует редундантно и сложно обеспечиваемо больших объемов специфичных знаний или вовсе невозможно;
— интеллектуальный перманентный мониторинг судебных ошибок и условий, содействующих судебным ошибкам;
3) автономное самостоятельное осуществление элементарной юридической консультативной помощи:
— предоставление первичного юридического консультирования по базовым типовым вопросам и делам в специализированных сферах или направлениях законодательства;
— обеспечение функционирования интернет-порталов юридической самопомощи;
4) автономная работа в сфере нормотворчества:
— исследование состояния юридического пространства, перманентная мониторинговая работа с массивами нормативно-правового регулирования в целях выявления наличествующих правовых коллизий, правовых пробелов, законодательных ошибок и иных правовых дефектов[10], выработка первичных рекомендаций по их устранению, редуцированию и демпфированию их негативных последствий; выработка рекомендаций по упрощению законодательства[11];
— выработка проектов нормативных правовых актов;
— первичный экспертный многокритериальный и полилатеральный анализ поступивших законопроектов (автоматическая классификация юридического текста, его оценка, сопоставление с действующими нормами права в соответствующей сфере, оценка стыкуемости и непротиворечия определенным заданным позициям);
5) применение систем искусственного интеллекта в оперативно-разыскных и следственных действиях и мероприятиях, в дознании, в криминологии и криминалистике, в противодействии киберугрозам и террористическим угрозам государству и обществу:
— составление юнитом искусственного интеллекта психологического и иного портрета преступника по имеющимся данным; прогнозирование возможных мест и сценариев совершения следующих преступлений этим преступником;
— потоковый анализ, распознавание и сравнение визуальных образов на фото- и видеоматериалах;
— производство портретов-фотороботов разыскиваемых лиц;
— выявление лжи и противоречий в показаниях свидетелей и иных лиц;
— выявление фальшивых документов;
— отслеживание и трассировка интернет-трафика подозреваемых лиц в сети Интернет и коммуникаций между подозреваемыми лицами в сети Интернет, в мессенджерах;
— расшифровка в государственных целях всевозможных шифров, кодов, используемых преступниками;
6) применение систем искусственного интеллекта для обеспечения функционирования системы государственных органов исполнительной власти, реализации государственного управления:
— многокритериальная и полилатеральная (многоаспектная) динамическая оценка эффективности и пертинентности государственного управления, релевантности управленческих действий; оценка эффективности реализации государственной власти и государственного управления в конкретных сферах;
— мониторинг и выявление ошибок и иных дефектов, а также дисфункций и дисбалансов в государственном управлении;
— мониторинг и выявление рисков, неопределенностей и факторов энтропии в государственном управлении;
— мониторинг и выявление конфликтов интересов, иных предпосылок для коррупционных действий в системе государственной власти и государственного управления, в органах местного самоуправления;
— применение юнитов искусственного интеллекта в госуслугах, госконтрактах и госзакупках, распределение государственных ресурсов, обеспечение прозрачности и законности госзакупок и госконтрактов; выявление серых и коррупционных схем в этих сферах;
— создание и реализация типологии интеллектуальной обратной связи в государственном управлении;
— применение юнитов искусственного интеллекта в кадастровой деятельности, в межевании земельных участков, контроле землепользования;
— поиск площадок для проведения публичных мероприятий;
— заказ и оценка выполненных научно-исследовательских работ (НИР);
— реализация прогностического сценарного анализа в рамках планирования и программирования государственного управления.
Литература
1. Бостром Н. Искусственный интеллект: Этапы. Угрозы. Стратегии / Н. Бостром; Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с.
2. Люгер Дж.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Дж.Ф. Люгер; Пер. с англ. 4-е изд. М.: Вильямс, 2003. 864 с.
3. Пенроуз Р. Большое, малое и человеческий разум / Р. Пенроуз, А. Шимони, Н. Картрайт, С. Хокинг; Пер. с англ. М.: Мир, 2004. 191 с.
4. Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования / И.В. Понкин // Право и образование. 2016. N 7. С. 4 — 15.
5. Понкин И.В. Упрощение законодательства как инструмент "новой" модели публичного управления / И.В. Понкин // Административное право и процесс. 2014. N 4. С. 8 — 12.
6. Уинстон П.Г. Искусственный интеллект / П.Г. Уинстон; Пер. с англ. В.Л. Стефанюка; Под ред. Д.А. Поспелова. М.: Мир, 1980. 520 с.
7. Хант Э. Искусственный интеллект / Э. Хант; Пер. с англ. М.: Мир, 1978. 560 с.
[1] Уинстон П.Г. Искусственный интеллект: Пер. с англ. В.Л. Стефанюка / Под ред. Д.А. Поспелова. М.: Мир, 1980. С. 278.
[2] Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум: Пер. с англ. М.: Мир, 2004. С. 75.
[3] Бостром Н. Искусственный интеллект: Этапы. Угрозы. Стратегии: Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. С. 222.
[4] Rissland E.L. Examples in legal reasoning: Legal hypotheticals [Примеры юридического обоснования: юридические гипотезы] // Proceedings of IJCAI-83. San Mateo (СА, USA): Morgan Kaufmann, 1983. URL: https://www.ijcai.org/Proceedings/83-1/Papers/020.pdf; Rissland E.L., Ashley K.D. HYPO: A case-based system for trade secrets law [HYPO: основанная на случаях система Закона о коммерческой тайне] // ICAIL'87 Proceedings of the First International Conference on Artificial Intelligence and Law. Boston (MA, USA), 1987. P. 60 — 66.
[5] Люгер Дж.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Вильямс, 2003. С. 299.
[6] Хант Э. Искусственный интеллект: Пер. с англ. М.: Мир, 1978. С. 464.
[7] Holowczak R.D., Adam N.R. Information extraction-based multiple-category document classification for the global legal information network // Proceedings of the Ninth Conference on Innovative Applications of Artificial Intelligence (IAAI-97 Proceedings) / Edited by Ted Senator and Bruce Buchanan. Palo Alto (California, USA): Association for the Advancement of Artificial Intelligence, 1997. P. 1013 — 1018. URL: http://www.aaai.org/Papers/IAAI/1997/lAAI97-202.pdf.
[8] Хант Э. Указ. соч. С. 11.
[9] Бостром Н. Указ. соч. С. 42.
[10] См.: Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. 2016. N 7. С. 4 — 15.
[11] См.: Понкин И.В. Упрощение законодательства как инструмент "новой" модели публичного управления // Административное право и процесс. 2014. N 4. С. 8 — 12.
Связанные статьи:
- Киберправосудие (57%)
- Совершенствование судопроизводства путем внедрения электронной формы уголовного дела (52.4%)
- Предоставление нотариальных услуг с использованием электронных технологий (цифровой нотариат) (52.4%)
- Влияние использования информационных технологий в федеральных судах общей юрисдикции на перспективы изменения территориальной судебной организации (52.4%)
- Обоснованность судебного требования представления документов в подлиннике (копии) в условиях электронного правосудия (52.4%)
- Применение административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации (RANDOM - 2.6%)