ЮрФак: изучение права онлайн

Противодействие терроризму в авиационной сфере: положительный опыт и проблемы

Автор: Кобец П.Н.

Сегодня мы все чаще задаем вопрос: почему авиационная сфера представляет собой столь привлекательную мишень для террористов? Известно существование более эффектных мишеней, поражение которых приносит намного больше жертв и имеет более масштабный резонанс. Но есть несколько причин, которые побуждают террористов помышлять об авиационных транспортных узлах и самолетах как о самых предпочтительных объектах для совершения террористических атак. Во-первых, террористические акты, совершенные в авиационной сфере, создают колоссальное психологическое воздействие. Такие события привлекают интерес средств массовой информации и оказывают гораздо более сильное психологическое впечатление на общество при освещении последствий террористических актов, нежели непосредственные результаты. Имеются и другие причины, включающие трудности, с которыми сталкиваются власти при обеспечении безопасности крупных авиационных транспортных узлов, инфраструктуры, пассажиров и самолетов. В определенные промежутки времени в аэропортах увеличиваются потоки пассажиров. Попытка администрации устанавливать как можно больше оборудования для обеспечения безопасности будет значительно тормозить эти потоки и может вести к существенным экономическим последствиям. Совсем другое дело, если производится досмотр лиц, направляющихся на крупное спортивное мероприятие, которые заранее знают, что им придется пройти через кордон безопасности. В аэропортах же, наоборот, пассажиры стремятся как можно быстрее пройти контроль и улететь.

Важно также отметить, что многочисленные нападения на аэропорты свидетельствуют о том, что террористы пытаются предугадать ответный удар на любые формы защиты, предпринимаемые службами авиационной безопасности и сотрудниками правоохранительных органов[1]. После нападения террористов 11 сентября 2001 г. проверки, осуществляемые службами безопасности в аэропортах, стали более строгими, и тем не менее несколько месяцев спустя террорист смог пронести в самолет взрывчатое вещество, которое он спрятал в ботинке.

Несмотря на то что в условиях конца второго десятилетия XXI столетия аэропорты во всем мире существенно усилили меры безопасности и в значительной степени пересмотрели их, тем не менее изобретательный ум террористов может придумать многочисленные способы, как обойти такие процедуры. В настоящее время существующие угрозы в сфере авиабезопасности можно разделить на два основных компонента: устройство и система доставки. Устройство — это фактическое оружие, используемое во время нападения, как, например, огнестрельное оружие, взрывчатое вещество или биологическое вещество. Система доставки — это метод, используемый для того, чтобы пронести устройство мимо службы безопасности на борт самолета. Что касается способов и конструкций взрывных устройств, то практика показывает, что инициатива всегда на стороне нападающего. Один проход через систему обеспечения безопасности аэропорта покажет потенциальному террористу практически все меры безопасности, которые принимаются в нем. Затем устройство может быть адаптировано к тому, чтобы пройти через эти системы или разрушить их.

В большинстве аэропортов тех государств, которые обеспокоены вопросами безопасности, где пассажиры проходят через металлоискатель, а их ручной багаж проверяется рентгеновскими лучами, маловероятно, чтобы кто-либо смог пройти кордон безопасности с импровизированными взрывными устройствами, готовыми к действию. Но несколько человек, каждый из которых проносит только какую-то часть устройства, собираемого на борту самолета, на самом деле могут пройти через все пункты проверки, которой подвергаются в аэропортах пассажиры. Помимо этого, террористы-смертники могут выполнить свою миссию и на борту самолета, применив химическое или биологическое оружие, которое они пронесли контрабандным путем в виде напитка или контейнера с едой.

В настоящее время ученые и практики задаются вопросом: каким способом можно предотвратить подобную угрозу? На данный момент вышеупомянутая биологическая атака может быть предотвращена при помощи эффективных методов, разрабатываемых исследователями-микробиологами. Современное устройство, которое уже создано учеными, способно отследить любые виды бактерий в любой среде. Прибор сконструирован и работает по аналогии с носом человека; он обладает высочайшей чувствительностью и способен определить присутствие любых бактерий в количестве 10 нг на литр. По словам разработчиков, прибор может быть с успехом применен для поиска бактериологических и взрывчатых веществ в аэропортах[2].

Проблемы биотерроризма сегодня также во многом решаемы. Например, биологическая атака может быть предотвращена при помощи элементарных и эффективных методов, следует лишь применить общепринятое правило, запрещающее пассажирам проносить в салон самолета в ручном багаже какие-либо бутылки или контейнеры с едой. В зале ожидания пассажирам должны быть предложены напитки в бутылках, которые прошли обязательную проверку[3].

Реакция на события 11 сентября 2001 г. была продиктована Министерством транспорта Великобритании и Министерством национальной безопасности США, особенно в отношении выделения групп пассажиров и введения вторых проверок через металлоискатели сначала для всех полетов, но потом только для тех, которые имеют отношение к США. Повсеместно администрация аэропортов выступала против таких мер или сопротивлялась им вначале, требуя дополнительных ресурсов, но в результате вынуждена была уступить.

Примечательно, что после 11 сентября 2001 г. Управление британских аэропортов настаивало на том, чтобы все сотрудники полиции проходили обязательную проверку как обычные пассажиры при проходе в охраняемую зону. Такой же процедуре должны были подвергаться в том числе все сотрудники спецподразделений, имеющие право на ношение огнестрельного оружия, а также сотрудники управлений уголовных расследований и региональных подразделений по борьбе с преступностью, преследующие подозреваемых под прикрытием. Это требование распространялось и на правительственную службу охраны, разведку и все правоохранительные органы. Подобное требование привело к горячим перепалкам и спорам, однако впоследствии все перечисленные категории стали досматриваться как остальные пассажиры.

Уровень безопасности национальных авиалиний Израиля El AL и в главном аэропорту страны Бен Гурион хорошо известен и вызывает уважение у профессионалов и авиапассажиров, невзирая на жесткие методы обеспечения безопасности как пассажиров, так и всего персонала. Израильские процедуры обеспечения безопасности разрабатывались и совершенствовались начиная с 1970-х годов, после многочисленных угонов самолетов и террористических актов на земле и в воздухе. EL AL активно борется за репутацию самой безопасной авиакомпании, поэтому все мероприятия по досмотру направлены на защиту авиапассажиров от террористических угроз. На борту самолетов EL AL обязательно присутствуют специалисты, представляющие службу безопасности. От 2 до 5 человек в штатском на каждом рейсе следят за безопасностью пассажиров[4].

Израильские методы безопасности подтвердили свою действенность во многих странах мира[5]. Специалисты задаются вопросом: а могут ли все страны применять израильские методы осуществления безопасности, без всяких ограничений в национальных аэропортах? И могут ли все страны использовать израильские методы осуществления безопасности без ограничений? Или же израильские методы безопасности применимы только с учетом индивидуального уровня угрозы?

Проведенный анализ показал, что меры безопасности по-израильски — это комплекс мероприятий, совершаемых прежде, чем пассажиры оказываются в здании аэропорта. Так, например, аэропорт Бен Гурион окружен по периметру с использованием самых современных технологий обеспечения безопасности. Вначале до полета всех пассажиров подвергают скринингу (профайлингу), при этом используя новые, разработанные в стране технические решения. Последняя линия защиты от террористических угроз осуществляется на борту самолета: закрытые двери кабины и, как правило, один вооруженный и переодетый в штатское сотрудник службы безопасности. Обозначенные шаги — это обычные мероприятия по обеспечению безопасности, применяемые национальными авиалиниями Израиля в течение нескольких десятилетий[6].

В настоящее время во многих индустриально развитых странах мира уже приняты некоторые израильские процедуры безопасности, хотя отдельные эксперты отмечали, что израильские методы защиты от террористических угроз невозможно адаптировать к масштабной среде во всем мире. Но если в начале эры гражданских авиаперевозок двери кабины пилотов были не закрыты, то теперь все авиалинии в мире должны следовать установленным правилам безопасности. Теперь это обязательная процедура. Экипаж самолета должен также проходить жесткое обучение тому, как обеспечивать безопасность пассажиров и уметь противостоять потенциальным терактам в воздухе. Кроме того, многие авиалинии в настоящее время привлекают к работе переодетых в штатское специалистов служб авиабезопасности, которые находятся на борту самолетов для предотвращения попыток воздушного пиратства или актов терроризма.

Совершение террористического акта в отношении американского самолета на родной земле или за ее пределами считается террористическими группами "престижным". В связи с этим в США при контроле и руководстве со стороны Управления по безопасности на транспорте (the Transportation Security Administration, TSA) к вопросам безопасности на американских авиалиниях относятся строго, и все имена пассажиров рейсов в пределах границ США передаются властям. Управления по безопасности на транспорте гарантируют, что все (на сегодняшний день более ста) внутренние коммерческие авиалинии, перевозящие почти 700 млн пассажиров в год, придерживаются Программы стандартов безопасности для операторов самолетов (the Aircraft Operators Standard Security Program, AOSSP)[7].

Следуя положительному зарубежному опыту в области авиабезопасности, Европейский союз принял резолюцию, обязывающую сотрудничать с США по вопросам обмена информацией о пассажирах из так называемого черного списка — пассажиры, представляющие угрозу жизни или здоровью других пассажиров и членов экипажа[8].

В Швейцарии сегодня тестирование пассажиров на наличие взрывчатых веществ проводит новый скрининг — компьютерная система. Новый метод безопасности разработан в соответствии с директивой Европейского союза. Компьютер выбирает пассажира случайным образом после прохождения скрининга на металлодетекторе. Выбранный компьютерной системой авиапассажир сдает два образца: с рук и области талии. Результаты теста определяют, был ли у пассажира контакт с химическим веществом из категории взрывчатых. Со слов представителей службы безопасности в Цюрихе, новый скрининг абсолютно безопасен для авиапассажиров. В этой системе нет никаких радиоактивных источников, и детектор готов выполнить результаты исследований за несколько секунд. Сегодня в аэропорту используется 36 детекторов стоимостью около трех миллионов долларов США. Службы безопасности подчеркивают, что дополненная система безопасности не отменяет стандартной процедуры личного досмотра. Дополнительный досмотр будут использовать при проверке ручной клади авиапассажиров. Согласно оценкам разработчиков, точность работы системы равна 100%. Но не исключаются и ошибки — пассажир тест на взрывчатые вещества может не пройти, если он держал в руках петарды[9].

Положительный зарубежный опыт свидетельствует о том, что осуществляемое сегодня в нашей стране обучение не должно быть каким-то одномоментным событием в жизни специалистов службы безопасности отечественных авиакомпаний. В частности, если речь идет об авиабезопасности, то следует стремиться выполнять долгосрочное специальное обучение персонала и совершенствовать программы служебной подготовки. Обучение должно включать глубокие знания взрывчатых веществ и компонентов, которые обычно используются для изготовления бомб. Задачей сотрудников службы авиабезопасности должно являться обнаружение ингредиентов для изготовления взрывного устройства до того, как они могут быть соединены в готовую бомбу, в аэропорту или на борту самолета.

Сотрудники отечественных служб авиабезопасности должны быть посвящены во весь объем нужной информации, касающейся предотвращения террористических актов. Как показывает опыт работы национальных авиалиний Израиля, когда израильские службы безопасности распространяют экстренную информацию о готовящейся террористической угрозе, все сотрудники, вплоть до самого последнего в цепочке, владеют необходимой информацией, потому что потенциальный террорист может встретиться именно ему.

Сегодня быстрое и правильное реагирование специалистов служб авиабезопасности на террористические вызовы зависит от умения выявлять человека, имеющего преступный умысел. Ведь люди со злым умыслом, которые хотят посадить самолет или взорвать его в воздухе, будут в дальнейшем только совершенствовать методы реализации террористических атак. Поэтому современная отрасль авиабезопасности должна опережать террористов минимум на один шаг. А пока, по мнению большинства экспертов, сегодня она отстает именно на этот шаг.

В заключение необходимо отметить, что правоохранительным органам и службам авиабезопасности следует понять: чем эффективнее принимаемые ими меры, тем совершеннее становится выбор способов и действий террористических групп. Поэтому правоохранительным органам и службам авиабезопасности следует быть бдительнее, совершенствовать систему подготовки и обучения, основанную на современных исследованиях и методиках, и не успокаивать себя тем, что существующие меры безопасности совершенны.

Литература

1. Габдрахманов Р.Л. Квалификация террористического акта по УК РФ / Р.Л. Габдрахманов // Российский следователь. 2015. N 4. С. 16 — 20.

2. Журавель В.П. Террористы-смертники: проблемы противодействия / В.П. Журавель // Право и безопасность. 2010. N 3. С. 76 — 84.

3. Зубков Б. Профилактика рисков на объектах авиации / Б. Зубков, А. Бочкарев // Мир транспорта. 2011. N 2. С. 25 — 27.

4. Кобец П.Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс / П.Н. Кобец // Российский следователь. 2017. N 18. С. 53 — 56.

5. Козлов М.В. Радикализм на святой земле: подходы и концепции / М.В. Козлов // Евразия: духовные традиции народов. 2012. N 4. С. 48 — 64.

6. Мамытов Т.Б. Самоубийственный терроризм / Т.Б. Мамытов // Наука, новые технологии и инновации. 2016. N 3. С. 180 — 183.

7. Маршакова Н.Н. Преступления террористической направленности в системе уголовного законодательства: теоретическое исследование / Н.Н. Маршакова // Российский следователь. 2015. N 24. С. 34 — 39.

8. Пересада С.В. Система противодействия террористам-смертникам на объектах транспорта / С.В. Пересада // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. N 174. С. 177 — 184.

9. Таламанов П.Н. Терроризм: реальная угроза жизни и здоровью, способы борьбы с терактами на воздушном транспорте / П.Н. Таламанов, В.Н. Таламанов, Ю.Ю. Старчик // Строительные и дорожные машины. 2016. N 8. С. 41 — 45.

 


[1] См.: Маршакова Н.Н. Преступления террористической направленности в системе уголовного законодательства: теоретическое исследование // Российский следователь. 2015. N 24. С. 35.

[2] См.: Таламанов П.Н., Таламанов В.Н., Старчик Ю.Ю. Терроризм: реальная угроза жизни и здоровью, способы борьбы с терактами на воздушном транспорте // Строительные и дорожные машины. 2016. N 8. С. 43.

[3] См.: Журавель В.П. Террористы-смертники: проблемы противодействия // Право и безопасность. 2010. N 3. С. 77.

[4] См.: Козлов М.В. Радикализм на святой земле: подходы и концепции // Евразия: духовные традиции народов. 2012. N 4. С. 50.

[5] См.: Кобец П.Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс // Российский следователь. 2017. N 18. С. 55.

[6] См.: Зубков Б., Бочкарев А. Профилактика рисков на объектах авиации // Мир транспорта. 2011. N 2. С. 27.

[7] См.: Мамытов Т.Б. Самоубийственный терроризм // Наука, новые технологии и инновации. 2016. N 3. С. 18.

[8] См.: Габдрахманов Р.Л. Квалификация террористического акта по УК РФ // Российский следователь. 2015. N 4. С. 20.

[9] См.: Пересада С.В. Система противодействия террористам-смертникам на объектах транспорта // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. N 174. С. 178.


Рекомендуется Вам: