ЮрФак: изучение права онлайн

Прекращение договора найма служебного жилого помещения и выселение граждан из служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Автор: Казаков Д.А.

5 марта 2018 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Подведя итоги деятельности органов федеральной службы безопасности в 2017 г., Президент России обозначил приоритетные задачи на 2018 г., в том числе указал на необходимость последовательного решения социальных, жилищных и других вопросов сотрудников, повышения их денежного довольствия и уровня пенсионного обеспечения[1].

За последние годы Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) сделала многое для решения вопроса обеспечения специализированным жильем военнослужащих. Тысячи семей военнослужащих, в течение длительного времени ожидавшие служебные жилые помещения для временного проживания, наконец-то получили достойное жилье.

Еще в 2012 г. в целях дальнейшего совершенствования военной службы в Российской Федерации Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечить формирование к 2014 г. фонда служебного жилья.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 продолжается формирование специализированного жилищного фонда.

Наличие у ФСБ России специализированного жилищного фонда подразумевает и управление им.

Понятие "управление жилищным фондом", как и понятие "управление специализированным жилищным фондом", в настоящее время законодательно не определено.

По мнению автора настоящей статьи, наиболее полное раскрытие задач и функций, выполнение которых осуществляется в ходе управления жилищным фондом, предложил А.А. Абрамов. Так, А.А. Абрамов вводит понятие "управление жилищным фондом" и рассматривает его с двух сторон. С одной стороны, понятие "управление жилищным фондом" включает в себя деятельность уполномоченных органов по организации жилищного фонда, к ней относится: создание и пополнение жилищного фонда (строительство новых жилых помещений); учет жилищного фонда; распределение жилых помещений; охрана жилищного фонда; контроль за распределением, использованием и сохранением жилищного фонда. С другой стороны, понятие "управление жилищным фондом" А.А. Абрамов рассматривает как непосредственно обслуживание самого объекта жилищных правоотношений — жилого помещения (эксплуатацию его полезных свойств) и вытекающие из этого обязательства нанимателя и наймодателя, т.е. фактически по своему смыслу названное понятие совпадает с понятием "управление многоквартирным домом"[2].

Исходя из изложенного выше автором предлагается раскрыть понятие "управление специализированным жилищным фондом ФСБ России" по аналогии с содержанием понятия "управление жилищным фондом" как деятельность ФСБ России, направленную на организацию специализированного жилищного фонда, включающую в себя создание и пополнение жилищного фонда, учет жилищного фонда, распределение жилых помещений и контроль за их использованием, сохранение, обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда.

Управление и распоряжение специализированным жилищным фондом ФСБ России осуществляет согласно общим нормам права, установленным в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" от 25 марта 2010 г. N 179. А при организации работы по управлению и распоряжению специализированным жилищным фондом ФСБ России руководствуется общими нормами, закрепленными в Правилах отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Безусловно, выполнение задач и функций по управлению и распоряжению специализированным жилищным фондом ФСБ России необходимо осуществлять только после получения документов, подтверждающих правомерность отнесения данных помещений к определенным видам специализированных жилых помещений и включение их в специализированный жилищный фонд в порядке, установленном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Правоотношения, связанные с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, регулируются законодательством Российской Федерации о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также нормативными правовыми (ведомственными, межведомственными) актами.

Специальные жилищные права военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности (далее — военнослужащие), граждан, уволенных с военной службы из органов федеральной службы безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), и членов их семей (далее — граждане), а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах федеральной службы безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлены и регулируются в общем случае нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 15 и 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590.

Для рассмотрения вопроса о выселении из служебного жилого помещения предлагается раскрыть понятия субъектов соответствующих жилищных правоотношений, рассмотрев порядок расторжения и прекращения договора найма служебного жилого помещения, предшествующих выселению.

Итак, субъектами правоотношения при заключении договора найма служебного жилого помещения и в дальнейшем при его расторжении, прекращении и выселении из жилого помещения выступают следующие лица.

С одной стороны, субъект указанных правоотношений — это наниматели служебного жилого помещения, которые являются военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, и членами семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах федеральной службы безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также члены их семей.

Исходя из положений п. 54 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями организация работы по заключению договора найма служебного жилого помещения, заселению, содержанию и эксплуатации жилых помещений возлагается на органы федеральной службы безопасности (подразделения ФСБ России), являющиеся балансодержателями.

Таким образом, с другой стороны, субъект вышеуказанных правоотношений — это орган федеральной службы безопасности, являющийся балансодержателем жилого помещения, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению (далее — балансодержатель) в порядке, установленном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Справочный коммерческий словарь раскрывает понятие "расторжение договора" как прекращение его действия до предусмотренного при подписании договора срока — в силу обстоятельств, определенных условиями самого договора или законом, при явной невозможности его выполнения, по соглашению сторон и т.д.[3]

Статьей 101 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию балансодержателя жилого помещения при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также при наличии обстоятельств и юридических фактов, предусмотренных ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:

— при невнесении нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;

— при разрушении или повреждении жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

— при систематическом нарушении прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

— при использовании жилого помещения не по назначению.

Указанные случаи расторжения договора найма специализированного жилого помещения также полностью находят свое отражение и в п. 17 Типового договора найма служебного жилого помещения, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Что же касается понятия "прекращение договора", то В.И. Червонюк раскрывает это понятие как утрату договором своей обязательной силы в отношениях между его участниками и уточняет, что прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы, денонсации на условиях, оговоренных договором[4].

В юридической литературе высказаны различные точки зрения о понятии "прекращение договора найма специализированного жилого помещения". Как указывает Л.Ю. Грудцына, в соответствии с нормами ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным основаниям. Переход права собственности на служебное жилое помещение, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случая, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения[5].

Дополняя позицию Л.Ю. Грудцыной, автор настоящей статьи полагает, что иными основаниями прекращения договора найма специализированного жилого помещения, действуя по аналогии, также следует считать основание, содержащееся в ч. 5 ст. 83 и ч. 4 ст. 91.10 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно смерть одиноко проживающего нанимателя.

В отношении видов жилых помещений специализированного жилищного фонда ФСБ России (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда) необходимо уточнить, что в дополнение к общим основаниям прекращения договора найма специализированного жилого помещения, установленным ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеются также дополнительные основания. Так, в отношении прекращения договоров найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии таким основанием является увольнение с военной службы, что предусмотрено ч. 3 ст. 104 и ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации соответственно. А в отношении прекращения договора найма жилого помещения маневренного фонда основанием является истечение периода, на который заключен такой договор (ч. 3 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, необходимо уточнить, что действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника, об этом в 2017 г. было указано в п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г.[6]

Так, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Следует обратить внимание на то, что Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями не определяют порядок организации работы органов федеральной службы безопасности по прекращению, расторжению договора найма служебного жилого помещения и выселению из служебных жилых помещений военнослужащих, граждан, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом п. 56 вышеуказанных Правил содержит только специальную норму права, устанавливающую, что при переводе к новому месту военной службы, а также при истечении срока действия договора найма служебного жилого помещения военнослужащие и члены их семей обязаны освободить и сдать в трехмесячный срок служебные жилые помещения балансодержателям в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

С учетом изложенного выше в настоящее время процедура расторжения, прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения из служебных жилых помещений военнослужащих, граждан, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах федеральной службы безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при утрате права пользования ими осуществляется на основании общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанием Президента Российской Федерации от 26 октября 2014 г. N МК 4037 на федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, возложен постоянный контроль за использованием специализированного жилищного фонда, что и так является одной из основных обязанностей органов государственной власти, которые в пределах своих полномочий обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище в соответствии с п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что функция контроля возложена на субъект-балансодержателя, а также, помимо этого, — на жилищные комиссии органов федеральной службы безопасности, принявшие решение о предоставлении служебного жилого помещения.

Осуществление контроля за использованием нанимателем и членами его семьи предоставленного жилого помещения как реализация функции по управлению специализированным жилищным фондом ФСБ России может осуществляться следующим порядком.

Во-первых, балансодержатель жилого помещения при заключении договоров найма служебного жилого помещения предусматривает в их условиях обязанность нанимателя по информированию балансодержателя об изменении (утрате, прекращении) оснований и (или) условий, дающих право пользования служебным жилым помещением, не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения соответствующих изменений. При получении или выявлении сведений о наличии у нанимателей и (или) членов их семей обстоятельств, влекущих необходимость расторжения или прекращения заключенных договоров, балансодержателю необходимо принимать меры по их расторжению или прекращению, в том числе и в судебном порядке, о чем информировать заинтересованные органы федеральной службы безопасности.

Во-вторых, параллельно с работой балансодержателя жилищным комиссиям органов федеральной службы безопасности целесообразно своевременно актуализировать сведения, содержащиеся в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению, и предлагать военнослужащим и гражданам сообщать в комиссию об изменении (утрате, прекращении) оснований и (или) условий, дающих право пользования служебным жилым помещением, в том числе сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в самостоятельном пользовании и (или) собственности, расположенных по месту прохождения военной службы или в близлежащих населенных пунктах. При выявлении обстоятельств, предусматривающих возможность расторжения или прекращения договора найма, принимать протокольные решения и направлять выписки из них балансодержателям для дальнейшей организации работы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 42 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"[7] разъяснил судам, что в соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как показывает складывающаяся судебная практика с участием органов федеральной службы безопасности, в пределах Московского территориального гарнизона и территориального гарнизона Московской области в настоящее время происходит нарастание негативной тенденции по удержанию служебных жилых помещений лицами, их занимающими.

Военнослужащие, а также граждане Российской Федерации нередко удерживают специализированные жилые помещения после прекращения или расторжения договора найма служебного жилого помещения.

Указанные действия приводят к невозможности своевременного обеспечения служебными жилыми помещениями нуждающихся военнослужащих и влекут дополнительные затраты со стороны государства на выплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Любое нарушение права, злоупотребление им или недобросовестное его соблюдение естественным образом влечет за собой ответственность того субъекта права, который осуществил такое деяние.

А.С. Зорин, исследовавший вопросы выселения военнослужащих из служебных жилых помещений, указывает, что с точки зрения военного права незаконное удержание военнослужащим жилых помещений грубо нарушает требования ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, и считает, что подобному негативному положению дел способствует отсутствие ответственности за незаконное удержание служебных жилых помещений[8].

В то же время практика привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за незаконное удержание жилых помещений специализированного фонда, в том числе судебная, отсутствует. И это объяснимо. Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на судебной защите нарушенных жилищных прав. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законом (ч. 2 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К сожалению, в настоящее время законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность для указанных выше категорий граждан за неисполнение обязанностей по освобождению специализированного жилого помещения при утрате права пользования им.

Как ранее уже отмечалось исследователями[9], такие действия лиц, незаконно проживающих в ранее предоставленных им жилых помещениях, содержат признаки административного правонарушения и могут квалифицироваться по ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — "Самоуправство", в соответствии с которой правонарушением признается самовольное действие, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда. В то же время автору неизвестна практика привлечения граждан к административной ответственности по указанной статье за незаконное удержание жилых помещений.

В 2017 г. Министерством обороны Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (N 04/13/03-17/00062795 от 6 марта 2017 г.)[10], который предусматривает дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 19.7.13, в соответствии с которой неисполнение военнослужащим — гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, либо гражданином Российской Федерации, уволенным с военной службы, установленной в соответствии с жилищным законодательством обязанности по освобождению специализированного жилого помещения влечет привлечение к административной ответственности и наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. По состоянию на август 2018 г. законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен.

По мнению автора, реализация указанного законопроекта позволит более эффективно осуществлять контроль (в том числе органами федеральной службы безопасности) за использованием специализированных жилых помещений и приведет к уменьшению дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

В связи с изложенным выше можно сделать вывод, что единственным действенным способом защиты интересов органа федеральной службы безопасности является судебно-правовая защита путем подачи искового заявления об утрате гражданами права пользования служебным жилым помещением и выселении их из него без предоставления другого жилого помещения.

Для организации судебно-правовой защиты в первую очередь необходимо определить субъектный состав правоотношений, а также то, является ли орган федеральной службы безопасности надлежащим истцом, который вправе предъявить указанные выше исковые требования.

Проведенный ранее С.В. Шанхаевым анализ гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что вещные права наймодателя (по договору социального найма, найма специализированного жилого помещения) могут быть в форме права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления. При этом такими владельцами жилых помещений по общему правилу выступают публично-правовые образования, органы государственной власти, органы военного управления, являющиеся юридическими лицами[11].

Согласно п. 4 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"[12], право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с изложенным субъектом правоотношений, наделенным правом на подачу искового заявления, выступает исключительно орган федеральной службы безопасности, за которым служебное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления, который является балансодержателем и выступает наймодателем в договорных отношениях с гражданами.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Из изложенного следует, что исковые требования органа федеральной службы безопасности об утрате гражданами права пользования служебным жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения рассматриваются судами общей юрисдикции, в частности районными (городскими) судами.

Основанием для обращения органа федеральной службы безопасности в суд общей юрисдикции с исковым заявлением к ответчику является нарушение ответчиком положений ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой, как уже указывалось ранее, предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением ряда законодательно предусмотренных случаев.

Так, не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения категории граждан, указанные в п. п. 1 — 4 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, до обеспечения их другим жильем в черте соответствующего населенного пункта.

По мнению автора, анализ в системной связи норм, закрепленных в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", позволяет прийти к выводу, что не могут быть выселены из занимаемых служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения:

— военнослужащие, признанные нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащие увольнению (уволенные) с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по болезни и в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 10 лет и более;

— военнослужащие, признанные нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащие увольнению (уволенные) с военной службы, при общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 20 лет и более независимо от основания увольнения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе подготовки юрисконсультом искового заявления при описании нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования является целесообразным указывать, что действия ответчиков приводят к невозможности выполнения органом федеральной службы безопасности взятых на себя обязанностей по жилищному обеспечению военнослужащих и членов их семей, признанных нуждающимися в служебных жилых помещениях. Невыполнение истцом указанных обязанностей является нарушением абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При подготовке искового заявления юрисконсультам необходимо более подробно раскрыть обстоятельства, на которых истец (орган федеральной службы безопасности) основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Юрисконсульту следует руководствоваться нормами ст. ст. 92 — 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывая правовой статус жилого помещения и основания его предоставления гражданам, а также то, что их предоставление обусловлено исключительно временным проживанием.

Так, к данным обстоятельствам можно отнести: сведения об объекте недвижимого имущества, о включении его в специализированный жилищный фонд, об основаниях предоставления гражданам служебного жилого помещения, результаты претензионной работы и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела судом.

Примером в данном случае может послужить следующая ситуация. Юрисконсульт органа федеральной службы безопасности при подготовке искового заявления в суд общей юрисдикции о выселении граждан из специализированного жилого помещения изложил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Во-первых, жилое помещение было закреплено на праве оперативного управления за истцом (органом федеральной службы безопасности) и 5 марта 2009 г. на него зарегистрировано право оперативного управления, сведения о нем включены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Во-вторых, Приказом ФСБ России от 5 мая 2009 г. N 196 жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, отнесено к служебным жилым помещениям и решение об этом направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После чего между истцом и ответчиками как членами семьи военнослужащего был заключен договор найма служебного жилого помещения.

Представитель истца также указал, что в ходе проведения претензионной работы в адрес ответчиков заказными письмами были направлены уведомления о добровольном освобождении занимаемого ими служебного жилого помещения в связи с утратой права пользования им.

В результате грамотно организованной юрисконсультом претензионно-исковой работы решением Преображенского районного суда г. Москвы от 14 марта 2017 г. по делу N 2-0747/17 исковые требования органа федеральной службы безопасности удовлетворены в полном объеме, право пользования ответчиков служебным жилым помещением прекращено, ответчики выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. При этом суд оценил представленные истцом доказательства, определил и установил вышеизложенные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и указал их в мотивировочной части решения как обосновывающие его выводы. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2017 г. по делу N 33-3229/2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения.

В случае отказа от добровольного исполнения решения суда о выселении одним из остро стоящих перед юрисконсультом вопросов является вопрос взыскания с граждан причиненных ими убытков Российской Федерации, а также определения цены иска и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Автор полагает, что реальный ущерб Российской Федерации формируется из дополнительных затрат со стороны государства на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений иному военнослужащему, признанному нуждающимся в служебном жилом помещении, которое ему невозможно предоставить в порядке очередности из-за злоупотребления правом другого лица, утратившего право пользования данным жилым помещением, но проживающего в нем.

Согласно п. 2 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом ФСБ России от 13 января 2017 г. N 4[13], выплата денежной компенсации осуществляется военнослужащим и членам их семей, включенным в списки военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на указанные цели.

На основании изложенного истцом при подаче искового заявления будет выступать ФСБ России как федеральный орган исполнительной власти, которому были выделены средства федерального бюджета на указанные выше цели.

Исходя из положений ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", по мнению автора, моментом возникновения права ФСБ России на обращение в суд общей юрисдикции с требованиями о возмещении реального ущерба к лицу, утратившему право пользования служебным жилым помещением и подлежащему выселению из него, является истечение пятидневного срока со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. срока добровольного исполнения.

Нередко лица, утратившие право пользования служебным жилым помещением, даже после возбуждения исполнительного производства продолжают проживать в указанном помещении, предпринимая действия по дальнейшему обжалованию вступившего в законную силу решения суда, а также обжалуя действия судебных приставов-исполнителей, связанные с исполнением исполнительного документа.

Как показывает сложившаяся судебная практика, процесс фактического выселения граждан носит длительный характер. Например, по решению Одинцовского городского суда Московской области от 14 марта 2012 г. (дело N 2-1314/2012) по иску органа федеральной службы безопасности к Д.С.Г., Д.И.Ю., Д.П.С. о выселении из специализированного жилого помещения, оставленному без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 августа 2012 г. (дело N 33-15306), исполнительное производство осуществлялось более шести лет. За это время должник неоднократно обжаловал в судебном и административном порядке действия истцов и судебных приставов-исполнителей, связанные с его выселением из служебного жилого помещения.

Принимая во внимание длительность процедуры выселения должников из служебного жилого помещения, автор полагает, что подача представителем ФСБ России искового заявления более целесообразна и эффективна после окончания исполнительного производства при фактическом полном исполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе и вынесении постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

При подготовке и подаче искового заявления в суд общей юрисдикции цена иска определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

Предлагается использовать следующие формулы для расчета стоимости цены иска.

1. Если лица, утратившие право пользования служебным жилым помещением, проживают в нем ровное количество календарных месяцев, начиная с первого дня месяца:

ЦИм = ДКм x количество месяцев,

где ДКм — денежная компенсация за полный календарный месяц в размере, предусмотренном п. 2 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом ФСБ России от 13 января 2017 г. N 4, а количество месяцев — количество полных календарных месяцев проживания лиц, утративших право пользования служебным жилым помещением.

2. Если необходимо посчитать количество календарных дней из месяца, в который лица, утратившие право пользования служебным жилым помещением, проживают в нем, предлагается применять следующую формулу:

ЦИд = ДКм / 30 x количество дней,

где ДКм — денежная компенсация за полный календарный месяц в размере, предусмотренном п. 2 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а количество дней — дни проживания лиц, утративших право пользования служебным жилым помещением в указанном календарном месяце.

3. В случае если период, в который лица, утратившие право пользования служебным жилым помещением, проживают в нем, состоит из месяцев и дней, то цену иска предлагается рассчитывать с помощью следующей формулы:

ЦИ = ЦИм + ЦИд.

При обосновании юрисконсультом цены иска основанием для определения размера денежной компенсации является ее размер, указанный в заключении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, форма которого утверждена Приказом ФСБ России от 13 января 2017 г. N 4.

Институт прекращения договора найма служебного жилого помещения, юридическая ответственность субъектов соответствующего правоотношения и процедура выселения из служебного жилого помещения в настоящее время требуют детальной научной проработки. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, применяя творческий подход для решения поставленных задач.

Библиографический список

1. Абрамов А.А. Кто в доме хозяин, или Об управлении жилищным фондом Вооруженных Сил // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 3.

2. Грудцына Л.Ю. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005.

3. Зорин А.С. О некоторых аспектах выселения военнослужащих из служебных жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 2.

4. Лумпов Е.А. Разграничение административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // Военное право: электронное научное издание 2014. N 4.

5. Туганов Ю.Н. Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5.

6. Туганов Ю.Н., Аулов В.К. Динамика состояния и правовых методов поддержания воинской дисциплины в советский период // Военно-юридический журнал. 2015. N 5.

7. Савин П.Г. Правовое регулирование деятельности командира воинской части по порядку применения дисциплинарных взысканий к военнослужащим и работникам // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 8.

8. Шалыгин Б.П. Ответственность за административные правонарушения в сфере жилищных отношений // Жилищное право. 2007. N 2.

9. Шанхаев С.В. Выселение из жилых помещений: обзор и комментарий правоприменительной (судебной) практики // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2.

 


[1] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56977 (дата обращения: 15.05.2018).

[2] Абрамов А.А. Кто в доме хозяин, или Об управлении жилищным фондом Вооруженных Сил // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 3. С. 75.

[3] Справочный коммерческий словарь / Под ред. проф. Н.Г. Филимонова. М., 1926.

[4] Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права: Учеб. пособие для вузов // Право и закон. М., 2003.

[5] Грудцына Л.Ю. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 162.

[6] Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2018. N 5.

[7] Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2009. N 9.

[8] Зорин А.С. О некоторых аспектах выселения военнослужащих из служебных жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 2.

[9] См., напр.: Шалыгин Б.И. Ответственность за административные правонарушения в сфере жилищных отношений // Жилищ. право. 2007. N 2; Зорин А.С. Указ. соч.

[10] URL: http://base.garant.ru/56705563/ (дата обращения: 29.05.2018).

[11] Шанхаев С.В. Выселение из жилых помещений: обзор и комментарий правоприменительной (судебной) практики // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2. С. 43 — 51.

[12] Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2010. N 7.

[13] URL: http://www.pravo.gov.ru, 02.02.2017 (дата обращения: 12.06.2018).


Рекомендуется Вам: