ЮрФак: изучение права онлайн

Уголовная ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы

Автор: Соколов Я.О.

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы (далее — АГС) была закреплена в российском Уголовном кодексе 1996 г. (далее — УК РФ) еще за шесть лет до принятия закона, определяющего порядок прохождения данной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 328 УК РФ уклонение от АГС лиц, освобожденных от военной службы, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Следует отметить, что число граждан, совершивших рассматриваемое преступление, во много раз меньше числа тех, которые добросовестно прошли службу и служат в настоящее время. Так, в 2015 г. на АГС было направлено 736 человек[1], к уголовной ответственности, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, привлечено 3 человека, в 2016 г. это соотношение составило 671 к 5, в 2017 г. — 684 к 5[2]. Таким образом, численность уклонистов по отношению к основной массе граждан, проходящих АГС, составляет всего менее процента.

Несмотря на ограниченный характер проблемы, изучение состава данного преступления, правовая характеристика способов его совершения и особенностей квалификации могут оказаться полезными на практике, в частности, для граждан, проходящих АГС, при защите своих прав в случае необоснованного уголовного преследования за уклонение от АГС.

Диспозиция[3] ч. 2 ст. 328 УК РФ имеет бланкетный характер. Содержание противоправного деяния в уголовно-правовой норме не раскрывается, для его уяснения необходимо обращаться к законодательству об АГС — к Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (далее — Федеральный закон N 113) и Положению о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256 (далее — Положение).

Состав уклонения от прохождения АГС, т.е. совокупность юридических признаков, определяющих преступность и наказуемость деяния нормами уголовного законодательства, является формальным — наступление общественно опасных последствий только подразумевается и не учитывается при уголовно-правовой квалификации.

Непосредственным объектом[4] противоправного посягательства является порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

Деяние совершается в форме бездействия.

По признакам объективной стороны[5] рассматриваемое преступление относится к длящимся. Такие преступления заключаются в длительном невыполнении лицом возложенных на него законом обязанностей.

Как указано в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" от 3 апреля 2008 г. N 3 (далее — Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации), в случае, если лицо, уклоняющееся от прохождения АГС, не явилось с повинной или не было задержано, преступление считается оконченным с момента, когда обязанности по прохождению АГС перестанут распространяться на гражданина. Таким моментом является достижение предельного возраста пребывания на АГС, а именно 28 лет и 9 месяцев или 28 лет и 6 месяцев в зависимости от срока службы[6].

Если преступление окончено, но при этом лицо уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. Течение данных сроков возобновляется с момента задержания лица или его явки с повинной в соответствии с ч. 3 ст. 78 УК РФ.

Местом совершения преступления является место его окончания, в частности место задержания лица или его явки с повинной[7].

Способы уклонения от прохождения АГС приводятся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. К ним относятся:

— неявка без уважительных причин к месту прохождения службы в указанные в предписании сроки;

— самовольное оставление места работы (рабочего места);

— неявка в срок на работу без уважительных причин;

— отказ от исполнения обязанностей АГС, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор;

— досрочное увольнение со службы путем обмана.

Из приведенного перечня видно, что в тех случаях, когда нарушение состоит в неявке в установленные время и место, для уголовно-правовой квалификации необходимо отсутствие уважительных причин бездействия гражданина. Эти причины применительно к прохождению службы не определены ни в Федеральном законе N 113, ни в Положении. Но в п. 5 ст. 12 Федерального закона N 113 приводится перечень уважительных причин при неявке на заседание призывной комиссии. К ним относятся:

"заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом".

Обязательным условием отнесения той или иной причины к уважительным является ее документальное подтверждение.

Те же причины приведены и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Однако и здесь перечень причин не относится к вопросам квалификации нарушения порядка прохождения АГС. Речь идет о рассмотрении уголовных дел по ч. 1 ст. 328 "Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы" и ст. 337 "Самовольное оставление части или места службы" УК РФ. Согласно п. 24 рассматриваемого Постановления "в случае установления по делу уважительности причины неявки в срок на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, либо на военную службу суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления".

Таким образом, хотя Пленум Верховного Суда Российской Федерации и указывает, что привлечение к ответственности за отдельные нарушения законодательства об АГС возможно только при отсутствии уважительных причин, сами эти причины он не называет.

Отсюда можно сделать вывод, что установление данных причин — исключительная компетенция суда, рассматривающего дело.

Разберем более подробно каждый из способов уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы.

1. Неявка без уважительных причин к месту прохождения службы в указанные в предписании сроки.

Предписание выдается гражданину в двух случаях: при направлении военкоматом к месту прохождения службы (п. 2 ст. 14 Федерального закона N 113, п. п. 31 — 32 Положения) и при переводе с одного места службы на другое (п. 47 Положения).

Так, гражданин Л., получив предписание военного комиссариата о явке для прохождения службы в управление "Почты России" по Ростовской области, проигнорировал возложенную на него п. 38 Положения обязанность и к работодателю не прибыл. Уважительные причины неявки отсутствовали. Бездействие гражданина, проходящего АГС, повлекло возбуждение уголовного дела по ч. 2 ст. 328 УК РФ. Л. признал свою вину. В январе 2014 г. Волгодонский районный суд Ростовской области приговорил его к 120 часам обязательных работ[8].

2. Самовольное оставление места работы (рабочего места).

Пункт 2 ст. 21 Федерального закона N 113 запрещает гражданам оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят АГС, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно контролируется работодателем.

Рабочее время — это "время, в течение которого работник, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени" (ст. 91 ТК РФ).

Самовольный характер оставления места работы заключается в совершении данного действия без разрешения работодателя или его представителя.

Как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, даже в случае незаконного отсутствия гражданина по месту службы в течение одного дня он может быть привлечен к уголовной ответственности. При этом должно быть доказано наличие у него умысла на полное уклонение от АГС[9]. На практике осуждение граждан по ч. 2 ст. 328 УК РФ за однодневный невыход на службу не встречается. Уголовные дела по факту самовольного оставления места службы возбуждаются, как правило, после длительного отсутствия граждан на рабочем месте, когда работодатель, утратив собственные рычаги дисциплинарного воздействия на работника, обращается в правоохранительные органы.

В июле 2015 г. Сафоновским районным судом Смоленской области рассматривалось уголовное дело по ч. 2 ст. 328 УК РФ в отношении гражданина Р., обвиняемого в самовольном оставлении места службы. Р. был распределен на должность кочегара производственных печей в Батуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Спустя непродолжительное время гражданин, проходящий АГС, покинул интернат и на рабочее место больше не возвращался. После возбуждения уголовного дела Р. признал свою вину и заявил о раскаянии. В июле 2015 г. дело было прекращено судом на основании акта об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне[10].

3. Неявка в срок на работу без уважительных причин.

В феврале 2017 г. к 200 часам обязательных работ был приговорен санитар Заволжского дома-интерната для престарелых и инвалидов за систематический невыход на службу без уважительных причин[11].

Аналогично квалифицируются неприбытие гражданина, проходящего АГС, без уважительных причин из отпуска (основного, учебного или по уходу за ребенком), неявка после прохождения лечения или из командировки.

4. Отказ от исполнения обязанностей по службе, в том числе отказ заключить трудовой договор.

Отказ от заключения трудового договора может выражаться не только в соответствующем заявлении, но и в намеренном непредставлении документов, необходимых для оформления трудовых отношений.

Так, Т., проходивший АГС, направленный в Клинический перинатальный центр Саратовской области, при заключении договора не представил работодателю паспорт, трудовую книжку и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В дальнейшем он так и не прибыл к работодателю с этими документами и к выполнению служебных обязанностей не приступил.

Ленинский районный суд г. Саратова, рассматривая дело в особом порядке, приговорил Т., признавшего свою вину, к штрафу в сумме 10 000 руб.[12]

Отказ от исполнения служебных обязанностей также может выражаться как в подаче заявлений, так и в демонстративном невыполнении должностных обязанностей при нахождении на рабочем месте.

Гражданин К. был направлен на АГС в Гатчинский психоневрологический интернат. Через два месяца он подал заявление об отказе от прохождения службы и в дальнейшем в интернат не являлся. Данные действия суд квалифицировал по ч. 2 ст. 328 УК РФ и оштрафовал К. на 20 000 руб.[13]

5. Досрочное увольнение со службы путем обмана.

Указанный способ совершения преступления подразделяется на несколько разновидностей: симуляция болезни, членовредительство, подлог документов, иной обман. Всех их объединяет скрытый характер преступного поведения. Внешне выполняя возложенные на него обязанности, лицо сознательно прилагает противоправные усилия для введения в заблуждение должностных лиц, ответственных за организацию АГС, военно-врачебной комиссии в целях принятия ими решения, которое позволит избежать дальнейшего прохождения службы.

Симуляция болезни представляет собой создание видимости заболевания или отдельных его симптомов лицом, которое в действительности им не страдает.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона N 113 признание гражданина негодным или ограниченно годным к военной службе является основанием для его увольнения с АГС. В соответствии с подп. "а" п. 3, п. 81 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, проведение медицинского освидетельствования граждан, проходящих АГС, возлагается на военно-врачебные комиссии. По результатам освидетельствования определяется категория годности к военной службе. Вынесения отдельного заключения о годности к альтернативной гражданской службе законодательством не предусмотрено.

Симуляция болезни направлена на введение в заблуждение военно-врачебной комиссии для вынесения ошибочного диагноза и неверного установления категории годности. На практике уклонение от АГС данным способом в чистом виде часто не подпадает под уголовно-правовую квалификацию. Доказать, что имеет место именно преступное поведение, а не патологическая, неосознанная симуляция болезни, при которой лицо ошибочно считает себя больным и искренне убеждено, что болезнь мешает ему исполнять обязанности службы, крайне сложно.

Симуляция может повлечь уголовную ответственность, как правило, в сочетании с использованием подложных медицинских документов в целях получения права на досрочное увольнение с АГС.

Членовредительство заключается в преднамеренном причинении вреда собственному здоровью как самостоятельно, так и при помощи других лиц. Этот способ совершения рассматриваемого преступления выражается в нанесении повреждений органам и тканям тела, инициировании или искусственном обострении различных заболеваний. Цель данных действий та же, что и у симуляции болезни, — добиться досрочного увольнения с АГС по медицинским основаниям.

В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что в случае, если повреждения нанесены гражданину, проходящему АГС, по его просьбе другим лицом, действия этого лица подлежат квалификации по совокупности преступлений как пособничество в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, и соответствующее преступление против личности (например, предусмотренное ст. 111[14] или ст. 112[15] УК РФ).

Обманный уклон членовредительства заключается в стремлении субъекта преступления скрыть сознательный характер нанесения вреда здоровью.

По делам о членовредительстве назначается судебно-медицинская экспертиза для определения характера и происхождения повреждения, исследуется заключение военно-врачебной экспертизы о годности гражданина к военной службе.

Представление гражданином, проходящим АГС, должностным лицам, ответственным за организацию АГС, или военно-врачебной комиссии заведомо подложного документа в целях досрочного увольнения (например, поддельного медицинского заключения о наличии заболевания, препятствующего дальнейшему прохождению АГС) также влечет уголовную ответственность.

Подложный документ может представлять собой:

а) полностью сфальсифицированный документ;

б) подлинный документ с внесенными изменениями, искажающими его смысл;

в) подлинный документ, принадлежащий иному лицу.

В подложных документах должны содержаться те или иные юридические основания для освобождения от исполнения предусмотренной законом обязанности, эти документы должны быть надлежащим образом оформлены (иметь удостоверяющие подписи, печати и т.д.)[16].

Действия гражданина, проходящего АГС, подделавшего официальный документ и использовавшего его в целях досрочного увольнения со службы, квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 328 и ч. 1 ст. 327 УК РФ. Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков". Согласно ч. 1 ст. 327 УК РФ "подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет".

Если гражданином, проходящим АГС, сфальсифицированный документ только использовался, то содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 328 и ч. 3 ст. 327 УК РФ. Использование заведомо подложного документа "наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев".

Иной обман при совершении рассматриваемого преступления может заключаться в сообщении гражданином заведомо ложных сведений работодателю, должностным лицам органов, уполномоченных в сфере организации АГС, военно-врачебной комиссии в целях досрочного увольнения. Однако уклонение указанным способом с трудом поддается уголовно-правовой квалификации. Например, если лицо сообщит работодателю о вынесении в отношении его приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы[17], данная информация сама по себе не будет иметь значения, если не подтверждена заверенной копией приговора суда. Представление же подложного документа является отдельным способом совершения преступления.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, "если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не могло быть направлено на альтернативную гражданскую службу ввиду наличия оснований, при которых лицо не призывается на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор за отсутствием в деянии состава преступления.

В случаях, когда в период уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы возникли предусмотренные статьей 23 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" основания для увольнения с нее, суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в статье 80.1 УК РФ".

Субъектом рассматриваемого преступления является гражданин Российской Федерации, проходящий альтернативную гражданскую службу. Таким образом, данный субъект определяется как специальный, т.е. наделенный не только общими признаками (физическое лицо, вменяемость, достижение 16-летнего возраста), но и дополнительным, без которого уголовно-правовая квалификация совершенного им деяния невозможна.

Кроме того, субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, оказывающее содействие в осуществлении противоправного деяния.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации лицо, подделавшее по просьбе гражданина, проходящего АГС, официальный документ в целях незаконного увольнения последнего со службы, подлежит уголовной ответственности по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 328 и ч. 1 ст. 327 УК РФ как пособник в совершении преступления.

Пособником признается и лицо, с той же целью причинившее вред здоровью гражданина, проходящего АГС (по его просьбе).

Гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на АГС (например, путем неявки без уважительных причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ. Такой гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ[18].

Субъективная сторона[19] данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо имеет цель полностью уклониться от исполнения обязанностей АГС. По мнению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае установления у гражданина такой цели фактическая продолжительность незаконного пребывания вне места службы (день, неделя, месяц и т.д.) для квалификации содеянного значения не имеет. Если же наличие преступного умысла не доказано, то действия или бездействие лица, формально содержащие признаки уклонения от прохождения службы, не влекут уголовной ответственности.

Рассмотрим пример. Гражданин Б., распределенный на АГС в Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов, отказался от исполнения служебных обязанностей, мотивировав это тем, что работодатель, вопреки требованию п. 3 ст. 20 Федерального закона N 113-ФЗ, не обеспечил его местом в общежитии[20]. Зарплата санитара в 8 000 руб. не позволяла гражданину снимать жилье и обеспечивать себя всем необходимым. Его неоднократные просьбы разрешить проблему остались безрезультатными.

Б. в письменной форме уведомил директора интерната, что убывает к месту жительства и регистрации до устранения нарушения его прав. Возбуждения уголовного дела не последовало, так как действия гражданина объяснялись не умыслом на уклонение от АГС, а нарушением его права на обеспечение жильем. Фактически ему создали такие условия, при которых он должен был либо жить на улице, либо покинуть место службы. Спустя некоторое время работодатель предоставил молодому человеку комнату в общежитии. Но ее состояние не соответствовало минимальным требованиям законодательства. Б. был переведен на службу в другое учреждение[21].

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ. В этом случае лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства". Определяющим фактором в подобной ситуации является отсутствие умысла на уклонение от службы.

Так, М., проходивший АГС, систематически допускал прогулы, за что ему неоднократно объявлялись выговоры. После каждого нарушения трудовой дисциплины М. возвращался к исполнению своих обязанностей. К уголовной ответственности гражданин был привлечен после того, как окончательно перестал выходить на службу[22].

Мотивом совершения рассматриваемого преступления является нежелание испытывать трудности, связанные с выполнением обязанностей АГС, и соблюдать возложенные законом ограничения.

За уклонение от АГС суд назначает один из трех видов наказаний:

— штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

— обязательные работы на срок до 480 часов;

— арест на срок до шести месяцев.

При вынесении наказания суд должен руководствоваться правилом ч. 1 ст. 60 УК РФ. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, "более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания".

Если судом был назначен штраф, в случае уклонения осужденного от его уплаты данное наказание может быть заменено другим.

Так, в августе 2017 г. в Индустриальный районный суд г. Перми обратился судебный пристав с представлением о замене гражданину Ш. вида наказания в связи со "злостным уклонением осужденного от уплаты штрафа" в размере 50 000 руб. Ш. не возражал против удовлетворения представления, пояснив, что он не имеет возможности уплатить штраф. Суд, в соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ч. 5 ст. 46 УК РФ, заменил осужденному вид наказания на обязательные работы сроком на 300 часов[23].

Назначением уголовной ответственности за уклонение от прохождения АГС является обеспечение исполнения гражданами, проходящими АГС, возложенных на них обязанностей. В настоящее время практика возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 328 УК РФ, носит ограниченный характер. Уклонение от АГС не получило распространения как массовое явление, что в значительной степени связано с тем, что данный вид службы граждане выбирают добровольно в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием.

Библиографический список:

1. Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: Монография. Серия "Право в Вооруженных Силах — консультант". М.: За права военнослужащих. 2009. Вып. 106. С. 106 — 108.

2. Петрунин Д.А. Уголовно-правовое воздействие на уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. N 4. С. 67 — 73.

3. Соколов Я.О. Юридическая ответственность в сфере призыва граждан на военную службу и воинского учета. М.: За права военнослужащих, 2014. С. 178 — 183.

4. Филиппов П.А. Уклонение от военной и гражданской альтернативной службы: практика применения ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации // Адвокатская практика. 2014. N 5. С. 28 — 33.

5. Харащо В.Г. Особенности правового регулирования труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу: Диссертация … к. ю. н. 12.00.05. Екатеринбург, 2008.

 


[1] URL: https://rg.ru.

[2] URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

[3] Все нормы Особенной части УК РФ по структуре состоят из двух элементов: диспозиции и санкции. Диспозиция определяет признаки преступления, санкция — вид, срок или размер наказания.

[4] Объекты преступления классифицируются по вертикали на общий, родовой, видовой, непосредственный и по горизонтали на основной непосредственный, дополнительный и факультативный. Непосредственный объект преступления — это конкретное общественное отношение, которому причиняется ущерб противоправным посягательством.

[5] Объективная сторона преступления представляет собой его внешние объективные признаки. Основными признаками объективной стороны уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы являются: общественно опасное деяние, время, место и способ совершения преступления.

[6] Сроки альтернативной гражданской службы варьируются в зависимости от места ее прохождения. В соответствии с п. п. 1 — 2 ст. 5 Федерального закона N 113 общий срок составляет 21 месяц, но он сокращается до 18 месяцев, если гражданин распределен в организацию в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

[7] Пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

[8] Приговор Волгодонского районного суда Ростовской области от 21 января 2014 г. по уголовному делу N 1-41/2014. URL: https://rospravosudie.com/court-volgodonskoj-rajonnyj-sud-rostovskaya-oblast-s/act-455539419/.

[9] Пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

[10] Постановление Сафоновского районного суда Смоленской области от 16 июля 2015 г. о прекращении уголовного дела N 1-280/2015 в связи с изданием акта об амнистии. URL: https://safonovo—sml.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=5529627&delo_id=1540006&new=0&text_number=1&case_id=5387914.

[11] Приговор Димитровского районного суда г. Костромы от 8 февраля 2017 г. по уголовному делу N 1-9/2017. URL: https://dimitrovsky—kst.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=80826977&delo_id=1540006&new=&text_number=1&case_id=62076532#.

[12] Приговор Ленинского районного суда г. Саратова от 1 апреля 2016 г. по уголовному делу N 1-135/2016. URL: https://leninsky—sar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=61182683&delo_id=1540006&new=0&text_number=1.

[13] Приговор Гатчинского городского суда Ленинградской области от 10 октября 2011 г. по уголовному делу N 1-494/2011. URL: https://gatchinsky—lo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=57128801&delo_id=1540006&new=0&text_number=1.

[14] "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью".

[15] "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью".

[16] Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: Моногр. М., 2009. С. 106 — 108.

[17] В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона N 113 и подп. "г" п. 56 Положения гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы. Для принятия решения об увольнении требуется заверенная в установленном порядке копия приговора.

[18] Пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

[19] Субъективная сторона преступления представляет собой внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию.

[20] В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 113-ФЗ "граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают".

[21] URL: https://oblsud—vld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=512650&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=335342.

[22] Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 июля 2014 г. по уголовному делу N 1-703/2014. URL: https://abakansky—hak.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=29229170&delo_id=1540006&new=0&text_number=1&case_id=23287911.

[23] URL: https://rospravosudie.com/court-industrialnyj-rajonnyj-sud-g-permi-permskij-kraj-s/act-558699467/.


Рекомендуется Вам: