ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности и оценка состояния уровня экономической безопасности российских сельхозпроизводителей, функционирующих в условиях ЕАЭ

Автор: Бессонов В.В.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" выделяется продовольственная безопасность — "состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни".

В российском законодательстве установлен запрет на продажу пищевых продуктов, материалов и изделий, если они не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности; не имеют удостоверений качества и безопасности, документов изготовителя, поставщика; не соответствуют представленной информации; не имеют установленных сроков годности или в случае истечения таковых; не имеют маркировки и нарушают требования Технического регламента ЕАЭС.

Л.С. Ревенко выделяет в продовольственной безопасности региональный, субрегиональный и трансрегиональный уровни. При этом безопасность на уровне ЕАЭС она относит к субрегиональной безопасности[1].

И.Г. Ушачев продовольственную безопасность на уровне ЕАЭС называет коллективной. Соответственно, мы можем говорить о коллективной (наднациональной) безопасности в рамках интегрированных формирований. Считаем также, что наднациональная безопасность не должна вступать в противоречие с национальными интересами, но предполагает некоторые ограничения, приводящие к интегрированному эффекту в рамках интегрированных образований[2].

Региональная продовольственная безопасность определена как "способность системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли обеспечивать продуктами питания стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научно обоснованным медицинским нормам". Однако А.И. Алтухов[3], например, считает нецелесообразным определять продовольственную безопасность на уровне регионов Российской Федерации. Хотя во многих работах авторы предлагают целый комплекс показателей для определения региональной продовольственной безопасности[4].

Региональная безопасность может быть рассмотрена на уровне ЕС. В региональной политике ЕС с 1993 г. осуществлен переход к "индикативному методу" предоставления ресурсов в зависимости от принадлежности района к той или иной группе "проблемных территорий", соответствующей конкретной цели региональной политики.

При создании ЕАЭС учитывался опыт ЕС. Это подтверждает закрепление в учредительных документах принципов экономической интеграции (свобода движения товаров, услуг, финансов, рабочей силы), организационной структуры, создания органов управления. Чрезмерная зависимость государств — членов ЕС от решений наднациональных органов с огромными полномочиями привела к негативным последствиям для национальных интересов, в том числе и для сельского хозяйства. В ЕАЭС нет полноценного наднационального управленческого органа, что объясняется учетом опыта как ЕС, так и СССР с жесткой централизацией в управлении.

В аграрной политике Евросоюза существуют единые экономические правила по отношению к членам Союза и во взаимоотношениях с третьими странами. Политика ЕАЭС предусматривает скоординированную, но не единую аграрную политику. Поэтапное развитие интеграционных процессов ЕАЭС (реализация инвестиционно-инновационных проектов; развитие межгосударственной товаропроводящей сети; разработка научно обоснованной системы размещения и специализации сельскохозяйственного производства в рамках Союза; координация научных исследований и подготовка научных кадров; создание страховых фондов; обеспечение устойчивого развития и т.д.), формирование общего аграрного рынка лишь в перспективе будут способствовать выравниванию доходности сельскохозяйственного производства стран Союза.

По критериям ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организации Объединенных наций) благополучным считается положение в стране или регионе, когда голодают или недоедают менее 5% населения. Эта проблема присуща Центральной Африке (41,3%), Африке к югу от Сахары (23,2%), в Карибском бассейне (19,8%), Южной Азии (15,7%) и Океании (14,2%)[5]. По стандартам ФАО продовольственная независимость страны определяется по 2-месячному запасу зерна, переходящему для потребления после получения урожая (17% годового потребления).

В России показатели Доктрины продовольственной безопасности[6] в основном достигнуты. Совместное решение проблем продовольственной безопасности на уровне ЕАЭС предполагает углубление межгосударственного разделения труда и специализации национальных АПК, повышение устойчивости производства, развитие агропромышленного сектора и повышение коллективной продовольственной безопасности через сотрудничество, создание совместных инвестиционных и инфраструктурных объектов, обмен технологиями производства и переработки сельскохозяйственной продукции, совместное проведение научных исследований, оптимизацию потоков продовольствия на основе регулирования агропродовольственных рынков.

При определении сравнительных показателей продовольственной безопасности по странам ЕАЭС отметим технические сложности, так как по странам ЕАЭС дифференцированы рациональные нормы потребления в странах, разрыв достигает двух раз, например, в Республике Казахстан норма потребления мяса. Так, в Республике Беларусь норма медицинского потребления мяса и мясопродуктов составляет 80 кг/год[7], а в Казахстане — 38,5 кг/год[8]. Различается также и структура потребления разных видов мяса.

Стратегия национальной безопасности РФ определяет следующие факторы обеспечения экономической безопасности: "повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и валютный контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности"[9].

┌──────────────┐  ┌───────────┐┌────────────┐┌────────┐  ┌───────────────┐
│    Низкая    │  │    Спад   ││   Низкая   ││  Рост  │  │  Сворачивание │
│инвестиционная│  │производст-││конкуренто- ││безрабо-│  │    научно-    │
│  активность  │  │    ва     ││способность ││  тицы  │  │ исследователь-│
│              │<┐│           ││ продукции  ││        │┌>│  ской работы  │
└──────────────┘ │└───────────┘└────────────┘└────────┘│ └───────────────┘
                 │      /\           /\           /\   │
┌──────────────┐ │┌─────┴────────────┴────────────┴───┐│ ┌───────────────┐
│  Незавершен- │ └┤                                   ├┘ │    Усиление   │
│     ность    │  │                                   │  │ имущественного│
│ экономических│<─┤                                   ├─>│   расслоения  │
│преобразований│  │                                   │  │   населения   │
└──────────────┘  │            Внутренние             │  └───────────────┘
┌──────────────┐  │                                   │  ┌───────────────┐
│Криминализация│  │                                   │  │Неравномерность│
│   экономики  │<─┤                                   ├─>│    развития   │
│              │  │                                   │  │    регионов   │
└──────────────┘  ├───────────────────────────────────┤  └───────────────┘
┌──────────────┐  │ Угрозы экономической безопасности │  ┌───────────────┐
│  Зависимость │  ├───────────────────────────────────┤  │               │
│   России от  │  │                                   │  │  Агрессивная  │
│импорта многих│  │                                   │  │   политика    │
│     видов    │<─┤                                   ├─>│  иностранных  │
│   продукции  │  │             Внешние               │  │  компаний по  │
│стратегическо-│  │                                   │  │  завоеванию   │
│го назначения,│  │                                   │  │  рынка сбыта  │
│продовольствия│ ┌┤                                   ├┐ │               │
└──────────────┘ │└─────┬────────────┬──────────┬─────┘│ └───────────────┘
                 │      v            v          v      │
┌──────────────┐ │┌───────────┐┌───────────┐┌─────────┐│ ┌───────────────┐
│   Вложение   │ ││           ││           ││         ││ │               │
│   средств в  │<┘│ Преоблада-││           ││ Высокий │└>│Дискриминацион-│
│  российскую  │  │ ние сырье-││   Скупка  ││ уровень │  │   ные меры к  │
│  экономику с │  │вой направ-││ собствен- ││внешнего │  │  российским   │
│     целью    │  │ ленности  ││   ности   ││  долга  │  │    товарам    │
│  устранения  │  │ экспорта  ││           ││         │  │               │
│  конкурентов │  │           ││           ││         │  │               │
└──────────────┘  └───────────┘└───────────┘└─────────┘  └───────────────┘

Рис.

Общие угрозы национальной экономической безопасности государств — участников ЕАЭС включают следующие компоненты:

— модель национальной экономики, характерную для развивающихся стран;

— низкую конкурентоспособность;

— технологическую отсталость;

— неустойчивость финансовой системы;

— масштабную теневую экономику и коррупцию;

— энергетическую зависимость;

— неблагополучную экологию и нерациональное использование природных ресурсов;

— проблемы миграции разной степени;

— недостаточное внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий и слабую защищенность информационных инфраструктур.

Литература

1. Алтухов А.И. Необходимость актуализации доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации / А.И. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. 2016. N 1. С. 2 — 10.

2. Антамошкина Е.Н. Продовольственная безопасность на региональном уровне: методика оценки / Е.Н. Антамошкина, Г.В. Тимофеева // Экономика сельского хозяйства России. 2014. N 4. С. 61 — 65.

3. Ревенко Л.С. Региональные экономические аспекты международного сотрудничества в сфере продовольственной безопасности / Л.С. Ревенко // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. N 4. С. 59 — 65.

4. Суглобов А.Е. Основные категории и понятия в оценке экономической безопасности инновационного производства в особой экономической зоне / А.Е. Суглобов, А.А. Медведев // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 5. С. 264 — 268.

5. Шардан С.К. Теоретические аспекты продовольственной безопасности региона / С.К. Шардан, Н.Т. Элыайтарова, Д.В. Дагужнева // Современные проблемы науки и образования. 2015. N 1-1. С. 698.

6. Ушачев И.Г. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции / И.Г. Ушачев // АПК Беларуси: новейшие вызовы региональной и международной интеграции: доклад на X Международной научно-практической конференции (04-05.09.2014). М.: ФГБНУ ВНИЭСХ, 2014. 18 с.

 


[1] Ревенко Л.С. Региональные экономические аспекты международного сотрудничества в сфере продовольственной безопасности // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. N 4. С. 59 — 65.

[2] Ушачев И.Г. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях международной и региональной интеграции / И.Г. Ушачев // АПК Беларуси: новейшие вызовы региональной и международной интеграции: доклад на X Международной научно-практической конференции (04-05.09.2014). М.: ФГБНУ ВНИЭСХ, 2014.

[3] Алтухов А.И. Необходимость актуализации доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. 2016. N 1. С. 2 — 10.

[4] Антамошкина Е.Н., Тимофеева Г.В. Продовольственная безопасность на региональном уровне: методика оценки // Экономика сельского хозяйства России. 2014. N 4. С. 61 — 65.

[5] Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире: на пути к достижению намеченных на 2015 г. международных целей в области борьбы с голодом. Рим: ФАО, ВПП, ВФСР, 2015. С. 8.

[6] Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. N 252 "О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь" // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 2 декабря 2005 г. N 307/1-п и Агентства Республики Казахстан по статистике от 5 декабря 2005 г. N 194 // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683) // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: