ЮрФак: изучение права онлайн

Современные аспекты информационного обеспечения, методики анализа и оценки деятельности таможенных органов России

Автор: Павлова А.В.

Действующие законодательные и нормативные акты для проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов можно условно разделить на две группы. Первая группа определяет оценку участия таможенных органов России в реализации целевых государственных программ, вторая — внутриведомственную оценку деятельности таможенных органов.

К основным документам, регламентирующим оценку участия таможенных органов в реализации целевых государственных программ и информационную базу для анализа, относится Федеральный закон от 27 ноября 2011 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"[1] (ст. 18), который определяет критерии оценки выполнения таможенными органами их функций.

Данные критерии раскрыты в п. 3 Постановления Правительства РФ N 994, включающие в себя основные показатели работы таможенных органов, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов[2].

Необходимо отметить, что данный документ является единственным с точки зрения регламентации понятия анализа в таможенных органах, методики и порядка его проведения. В соответствии с этим анализ результатов работы таможенных органов проводится путем сопоставления значений показателей, достигнутых в отчетном периоде, с показателями, достигнутыми в предшествующие периоды. Оценка выполнения показателей формируется по итогам сопоставительного анализа[3].

Начиная с 2012 г. таможенные органы России реализуют план мероприятий в рамках распоряжения Правительства РФ N 1125-р[4]. Поставленные цели выражаются обобщающим (позиция в рейтинге Doing business по показателю "Международная торговля") и рядом контрольных показателей (относительно импорта и экспорта), которые определяют время и количество документов при осуществлении таможенного контроля.

В рамках распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р[5] решением коллегии ФТС России от 25 апреля 2017 г. утверждена Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года[6]. Для проведения анализа и оценки используются целевые показатели решения задач данной программы, которые разделены на группы и подгруппы, всесторонне охватывающие все направления деятельности таможенных органов: 1) ключевые показатели "10 шагов навстречу бизнесу" (в данную группу входят 10 показателей); 2) мониторинговые показатели (данную группу составляют 14 подгрупп).

На основании Постановления Правительства РФ N 330[7] подпрограммой "Развитие внешнеэкономической деятельности" для таможенных органов России установлено 8 целевых показателей и индикаторов к выполнению на период 2013 — 2019 гг.

На основании распоряжения Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 570-р[8] Приказом ФТС РФ от 15 мая 2014 г. N 895[9] определен перечень и целевые значения показателей для оценки эффективности деятельности руководителя ФТС России. Эти показатели касаются предельного количества документов и времени прохождения таможенных операций (по экспорту и импорту).

Внутриведомственная оценка и анализ деятельности таможенных органов основываются:

1) на распоряжении Правительства от 17 мая 2016 г. N 934-р[10], определяющего систему оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, направленную на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов. С этой целью реализуется ведомственный приоритетный проект ФТС России N 1720 "Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе"[11], которым утверждены показатели результативности группы "А" Базовой модели определения показателей результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорной деятельности;

2) Приказе ФТС от 19 января 2017 г. N 86[12] в целях обеспечения функционирования комплексной системы оценки результативности и эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС. В соответствии с вышеназванным Приказом утверждена методика расчета показателей в соответствии с Приказом ФТС от 28 декабря 2017 г. от N 2121[13].

Необходимо отметить, что внутриведомственная оценка деятельности региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения осуществляется поквартально и ежегодно. До 2016 г. включительно для этих целей использовались контрольные показатели эффективности деятельности и аналитические показатели эффективности деятельности. С 2017 г. используются три группы показателей: результативности и эффективности деятельности и индикативные. В 2017 г. результативных показателей насчитывалось 24, в 2018 г. — 21 показатель, эффективных — 5 и 7, а индикативных — 27 и 33 соответственно. Данная ситуация свидетельствует о том, что применяемая система показателей не является статичной, а учитывает изменения в направлениях деятельности таможенных органов и имеет тенденцию к постоянному совершенствованию.

Оценка деятельности таможенных органов проводится по двум группам показателей (результативности и эффективности). Для каждого невыполненного показателя результативности деятельности и эффективности деятельности рассчитывается относительное отклонение по формуле (1)[14]:

где  — относительное отклонение невыполненного показателя результативности (эффективности) деятельности; Кф — фактическое значение показателя; Ку — установленное значение показателя.

Значение коэффициента результативности деятельности таможенного органа рассчитывается (с точностью до двух знаков после запятой) по формуле (2):

где  — относительное отклонение фактического значения i-го показателя от установленного значения, дол.; N — количество показателей результативности деятельности.

Значение коэффициента эффективности деятельности таможенного органа рассчитывается (с точностью до двух знаков после запятой) по формуле (3):

где  — относительное отклонение фактического значения i-го показателя от установленного значения, дол.; М — количество показателей эффективности деятельности.

Показатели, по которым зафиксировано отклонение фактически достигнутого значения в сторону улучшения показателя, не участвуют в расчетах.

Интегральная оценка деятельности территориального таможенного органа осуществляется по двум группам показателей и учитывает следующие удельные веса каждой группы показателей:

— группа показателей результативности деятельности — 60%;

— группа показателей эффективности деятельности — 40%.

Значение коэффициента результативности деятельности таможенного органа рассчитывается (с точностью до двух знаков после запятой) по формуле (4):

Э = Э1 + Э2, (4)

где Э — значение коэффициента по оценке деятельности таможенного органа, дол.; Э1 — значение коэффициента результативности деятельности таможенного органа, дол.; Э2 — значение коэффициента эффективности деятельности таможенного органа, дол.

Оценка деятельности таможенного органа в зависимости от значения интегрального показателя определяется следующим образом:

— "отлично", если Э составляет не более 0,2;

— "хорошо", если Э составляет более 0,2, но менее 0,4;

— "удовлетворительно", если Э составляет более 0,4, но менее 0,6;

— "неудовлетворительно", если Э составляет более 0,6.

Таким образом, анализ и оценка деятельности таможенных органов России основываются на широкой системе показателей, регламентируемых законодательными и нормативными актами федерального и ведомственного уровня. Данные показатели характеризуют как участие в реализации государственных программ, так и выполнение функций таможенными органами России.

 


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2011 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2012 г. N 994 "Положение о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Там же.

[4] Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1125-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Совершенствование таможенного администрирования" (в ред. 28.11.17) // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Приказ Министерства финансов РФ от 19 июля 2017 г. N 1008 "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О готовности таможенных органов Российской Федерации к работе в условиях вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации" (ред. 31.03.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. (ред. от 26.12.2015) N 570-р "Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)" // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Приказ ФТС России от 15 мая 2014 г. N 895 "Об утверждении методик расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Распоряжение Правительства РФ от 17 мая 2016 г. N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-ревизионной деятельности" (ред. от 23.05.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Приказ ФТС России от 30 октября 2017 г. N 1720 "Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата" // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Приказ ФТС от 19 января 2017 г. N 86 "Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственного подчинения ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов" // СПС "КонсультантПлюс".

[13] Приказ ФТС от 28 декабря 2017 г. N 2121 "Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России" (далее — Приказ N 2121) // СПС "КонсультантПлюс".

[14] Приказ ФТС России от 19 января 2017 г. N 86 "Об утверждении Порядка действий по разработке показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственного подчинения ФТС России, и оценке деятельности таможенных органов"; Приказ N 2121.


Рекомендуется Вам: