ЮрФак: изучение права онлайн

Методология развития бизнес-процесса предварительного информирования субъектов международной цепи поставок товаров посредством информационных систем

Авторы: Сергеев И.В., Яковлева Е.Ю.

В настоящее время в условиях глобализации международной торговли, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, существенно возрастает роль внешнеэкономической деятельности, организация которой сопряжена с необходимостью выполнять многочисленные торговые, валютные, транспортные и таможенные требования, а также следовать рекомендациям международных организаций. В этих условиях происходит формирование новых международных цепей поставок, в которых ведущая роль принадлежит таможенным органам. Управление цепями поставок это процесс планирования, организации и контроля товаропотоков сырья, материалов, готовой продукции, а также обеспечения эффективного сервиса за счет получения своевременной информации о перемещениях товара.

Глубокое понимание практики реализации международной цепи поставок невозможно без построения модели развития бизнес-процесса, которая представляет собой процесс взаимодействия ее субъектов, на основе алгоритмической структуры распределения действий и потоков информации, соответствующий нормативно-правовым требованиям. Данная модель позволит произвести анализ порядка совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также станет платформой для реализации одной из важнейших мер по упрощению торговых процедур — "единого окна".

"Единое окно" определяется как механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Элементы данных должны представляться только один раз[1].

Помимо соответствия данным принципам, механизм "единого окна" должен отвечать интересам каждого из субъектов международной цепи поставок, что предполагает учет особенностей каждого бизнес-процесса, входящего в ее состав.

Бизнес-процесс — это ряд логически взаимосвязанных действий, которые обычно сопровождаются соответствующими потоками информации для перемещения товаров от продавца к покупателю[2]. Анализ бизнес-процессов позволяет разрабатывать эффективные меры упрощения торговых процедур. Данные меры включают упрощение самих бизнес-процессов, согласование данных и внедрение механизма "единого окна".

Построение модели бизнес-процесса предварительного информирования можно осуществить с учетом порядка совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу на примере их перевозки железнодорожным транспортом, посредством анализа бизнес-процессов, входящих в состав процедур импорта (рис. 1).

┌───────────────────────┐  ┌─────────────┐  ┌──────────────────────────┐
│   Процедуры импорта   │  │ 1. Покупка  │  │1.1. Заключение контракта │
│         товара        │  │             │  │       на поставку        │
└───────────────────────┴─>└─────────────┴─>└─────────────┬────────────┘
                                                          V
                                            ┌──────────────────────────┐
                                            │ 1.2. Оформление паспорта │
                                            │          сделки          │
                                            └─────────────┬────────────┘
                                                          V
                   ┌─────────────────────┐  ┌──────────────────────────┐
                   │ 1.4. Оплата заказа  │<─┤1.3. Заказ на производство│
                   │     на поставку     │  │     товарной партии      │
                   └─────────┬───┬───────┘  └──────────────────────────┘
                             │   │
                             ┘   └
                             \   /
                              \ /
                   ┌─────────────────────┐
                   │    2. Перевозка     │
                   └──────────┬──────────┘
                              V
                   ┌─────────────────────┐
                   │2.1. Предварительное │
                   │   информирование    │
                   └─────────────────────┘

Рис. 1. Предварительное информирование как процедура импорта

Предварительное информирование — это перспективный вектор развития таможенных информационных технологий. Данная процедура предполагает заблаговременное получение таможенными органами необходимых им сведений. Полученная информация анализируется с использованием системы управления рисками, и принимается предварительное решение по действиям таможенного органа по прибытии транспортного средства, т.е. фактически определяются необходимые формы контроля. Эффективность использования инструмента предварительного информирования достигается при условии заблаговременной подачи предварительной информации, ее достоверности, а именно полного соответствия всем перевозочным и коммерческим документам.

В основе регулирования бизнес-процесса предварительного информирования лежат положения Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС), вступившего в силу 1 января 2018 г.

Необходимо заметить, что ст. 88 ТК ЕАЭС определяет предварительное информирование как один из обязательных способов уведомления о прибытии, тогда как ст. 42 ТК ТС только наделяет правом на представление предварительной информации.

Кроме того, на данный момент действуют решения Коллегии ЕЭК, определяющие порядок представления предварительной информации о товарах, перевозимых автомобильным, воздушным, железнодорожным транспортом[3], а также ст. 22 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 г. N 212 "О свободном порте Владивосток", положения которой обязывают представлять в таможенный орган предварительную информацию не менее чем за два часа до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС (в зависимости от видов транспорта) с использованием информационных систем[4].

Однако ТК ЕАЭС и новый технологический уклад требуют обновления вышеупомянутых документов, поэтому на платформе ЕЭК в 2016 г. была создана экспертная группа по предварительному информированию. В рамках каждого заседания группой были учтены предложения и замечания, поступавшие от уполномоченных органов в сферах таможенного регулирования, санитарного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора), транспортного контроля, представителей бизнес-сообществ, департаментов ЕЭК. Результатом стало формирование проектов решений Коллегии ЕЭК, определяющих порядок представления предварительной информации о товарах, переводимых различными видами транспорта, а также порядок ее регистрации и использования.

При анализе положений ст. 11 ТК ЕАЭС[5] стали очевидными существенные изменения подходов к представлению предварительной информации.

Новым стало деление информации на два вида, первый из которых используется таможенными органами в обязательном порядке (в данном случае проводится оценка риска и осуществляется принятие решения о выборе объектов, форм таможенного контроля, а также мер, которые обеспечивают его проведение).

Второй вид предварительной информации представляется таможенным органам заинтересованными лицами по своему усмотрению (желание представить такую информацию обусловлено целью ускорить совершение таможенных операций, а также оптимизировать проведение таможенного контроля).

Проекты решений Коллегии ЕЭК по предварительному информированию построены на основе данной градации, однако более детально определяют цель и назначение информации, состав входящих в нее сведений, перечень лиц, которые обязаны представлять предварительную информацию или имеют на это право. Кроме того, новые нормы позволяют участникам ВЭД многократно использовать предварительную информацию, поданную один раз, а также определяют случаи, при которых она может не представляться.

Под многократным представлением предварительной информации понимается возможность ее многоразового использования в ходе совершения различных таможенных операций (прибытие товаров на таможенную территорию, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование, а также при совершении иных таможенных операций, определяемых Комиссией[6]).

При построении модели бизнес-процесса предварительного информирования субъектов международной цепи поставок товаров, целесообразно использовать данные прямой международной смешанной железнодорожной перевозки, в рамках которой товары в контейнерах доставляются морским судном в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенный на территории свободного порта Владивосток, где передаются внутреннему железнодорожному перевозчику — ОАО "РЖД".

Данный бизнес-процесс осуществляется с целью упростить торговые процедуры, включая коммерческие, транспортные, нормативные и финансовые, а также оптимизировать требования к документации и их согласованность с международными стандартами. Классификация торговых процедур представлена на рис. 2.


        ┌─────────────────┐   ┌───────────────┐   ┌──────────────┐
        │      ЗАКАЗ      ├─> │   ДОСТАВКА    ├─> │    ОПЛАТА    ├─>
        └─────────────────┘   └───────────────┘   └──────────────┘
┌────────────────┐┌──────────────┐┌───────────────────┐┌─────────────────┐
│  Коммерческие  ││ Транспортные ││     Процедуры     ││   Финансовые    │
│   процедуры:   ││  процедуры:  ││  регулирования:   ││   процедуры:    │
│ - заключить до-││ - заключить  ││    - получение    ││    - оценка     │
│говор поставки; ││ контракт с   ││    лицензий на    ││  кредитоспо-    │
│   - заказать   ││ перевозчиком;││   импорт/экспорт; ││    собности;    │
│     товары;    ││  - собрать,  ││ - предоставление  ││- предоставление │
│- определить вид││ перевезти и  ││    таможенных     ││  страхования;   │
│    доставки;   ││  доставить   ││    деклараций;    ││- финансирование;│
│   - запросить  ││    товары;   ││ - предоставление  ││ - осуществить   │
│     оплату;    ││ - предоста-  ││деклараций о грузе;││     оплату;     │
│   - упаковать; ││ вить данные  ││   - применение    ││  - выпустить    │
│   - проверить; ││ о состоянии  ││     процедур      ││     отчет       │
│- сертификация; ││   поставок   ││    обеспечения    ││                 │
│- аккредитация; ││    товаров   ││   безопасности    ││                 │
│- складирование ││              ││     торговли;     ││                 │
│                ││              ││   - таможенная    ││                 │
│                ││              ││      очистка      ││                 │
└────────────────┘└──────────────┘└───────────────────┘└─────────────────┘

Рис. 2. Классификация торговых процедур

Кроме того, одним из результатов является автоматизация международной торговой сделки и сопровождающих ее электронных документов для систем "единого окна" и безбумажной торговли[7]. Данные ориентиры требуют глубокого разбора массива нормативно-правовых актов, во-первых, регулирующих порядок реализации бизнес-процесса предварительного информирования и, во-вторых, определяющих схемы информационно-коммуникационного взаимодействия участников процедуры.

Субъектами бизнес-процесса в рамках смешанной перевозки являются продавец и покупатель, грузоотправитель и грузополучатель, ОАО "РЖД", его представитель ООО "Таможенно-брокерский центр" (далее — ООО "ТБЦ"), морской перевозчик, администрация порта, оператор морского терминала, таможенные органы в пункте пропуска, Федеральная таможенная служба (далее — ФТС).

Процедуры торговли начинаются с заключения контракта[8] между покупателем и продавцом, в данном случае, являющемся и производителем товара, который осуществляет расчет стоимости товарных партий и выставляет контрагенту инвойс-проформу для предоплаты в том или ином размере. Только после получения предоплаты продавец начинает производство заказанного товара в соответствии с заданными в проформе счета критериями: качество, количество, стоимость, комплектность, ассортимент.

Конечный инвойс на оплату оставшейся суммы продавец выставляет после полного согласования произведенного товара, его проверки заказчиком. При соблюдении всех условий договора покупатель оплачивает товары в соответствии с первой спецификацией и направляет продавцу платежное поручение.

Получение продавцом доказательства оплаты товарной партии является сигналом для начала подготовки необходимых к отгрузке документов: инвойс, коносамент, упаковочный лист, сертификат качества. При необходимости в состав данных документов входят сертификат страны происхождения и разрешительные документы страны-экспортера, необходимые для успешного прохождения различных видов государственного контроля на территории ЕАЭС[9]. Порядок взаимодействия контрагентов, в результате которого запускается процесс формирования пакета товаросопроводительных документов в рамках прямой международной смешанной перевозки, отражен на рис. 3.

Рис. 3. Процедуры взаимодействия продавца и покупателя

По завершении пакет документов должен быть передан трансграничному морскому перевозчику, отвечающему за доставку товаров в пункт пропуска, расположенный на территории свободного порта Владивосток.

После передачи пакета товаросопроводительных документов с таможенными органами одновременно взаимодействуют и заинтересованные в отношении товаров лица, и непосредственно морской перевозчик. В данном случае под заинтересованным лицом понимается любое лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС морским (речным) транспортом и обладающее информацией о товаре, в том числе отправитель, получатель, экспедитор, декларант.

Согласно единому технологическому процессу[10] взаимодействия на территории свободного порта Владивосток до прибытия судна морские перевозчики или их представители обязаны предоставить в единую автоматизированную систему таможенных органов в электронном виде пакет документов и сведений о судне и грузах.

Данный пакет документов содержит сведения, необходимые для осуществления государственного контроля в пункте пропуска, расположенном на территории свободного порта Владивосток. Подача предварительного пакета документов и сведений на прибытие осуществляется не позднее чем за 6 часов до планируемого времени захода судна в первый порт. Если время перехода (буксировки) судна до его захода в первый порт составляет менее 6 часов, предварительная информация представляется до фактического выхода судна из порта отхода.

Однако пакет документов и сведений о судне и грузах должен иметь ссылку на предварительную информацию о товарах, содержащихся в контейнерах, что обусловливает необходимость заинтересованных лиц осуществлять подачу предварительной информации о товарах перед подачей пакета документов и сведений. В данном случае заинтересованным лицом является ООО "ТБЦ", поскольку товарная партия из порта продолжает движение железнодорожным транспортом под таможенной процедурой таможенного транзита.

Таким образом, ООО "ТБЦ" до подачи пакета документов и сведений на основании полученных от продавца транспортных и товаросопроводительных документов посредством автоматизированной системы электронного взаимодействия между ОАО "РЖД" и ФТС формирует в электронном виде предварительную информацию о товарах и направляет ее в таможенный орган. Необходимо обозначить, что ООО "ТБЦ" имеет возможность совершать такие ключевые операции, как подготовка предварительной информации о товарах, предоставление ее в таможенные органы, анализ результатов предоставления предварительной информации о товарах, отправка уникального идентификационного номера предварительной информации о товарах перевозчику, а также просмотр информации о принятых решениях.

После подачи предварительной информации о товарах в таможенные органы должностное лицо проводит ее форматно-логический контроль, заключающийся в проверке соответствия документа определенным нормативно-правовым актам, структуре и формату данных, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, и в случае положительного решения представляет уникальный идентификационный номер на предварительную информацию о товарах. Он необходим для связи отправленного документа с предварительной информацией о товарах с транспортным документом — коносаментом[11], оформленным на товарную партию. Далее номер необходимо выслать на электронную почту представителя перевозчика для внесения данного номера в информацию о коносаменте.

Трансграничный морской перевозчик до прибытия судна в порт формирует и направляет в таможню предварительную информацию о прибывающем судне с указанием уникального идентификационного номера на все товарные партии, полученные от экспедиторов и таможенных представителей. Для выполнения данного действия перевозчик может работать во внешней подсистеме "КПС "Портал Морской порт"[12], сервисе "Личного кабинета участника ВЭД" или взаимодействовать с системами ФТС на базе спецификации информационного обмена.

В КПС "Портал Морской порт" предварительная информация о товаре доступна для анализа контрольным и надзорным органам государственной власти и могут быть проверены по профилям рисков[13]. Результаты проверки доступны должностным лицам таможенных постов при вынесении решений в отношении ввозимых товаров. Необходимо заметить, что время осуществления государственного контроля морского судна — не более 3 часов[14].

Таким образом, трансграничный морской перевозчик использует уникальный идентификационный номер для указания в составе предварительной информации на прибывающее судно и представления этой информации по морскому судну в таможенный орган.

Модель бизнес-процесса взаимодействия субъектов международной цепи поставок после формирования пакета товаросопроводительных документов представлена на рис. 4.

Рис. 4. Модель бизнес-процесса предварительного информирования субъектов международной цепи поставок товаров посредством информационных систем

На основании данных сведений должностное лицо, к обязанностям которого относятся функции по регистрации уведомлений о прибытии судна, до его прибытия готовит ряд предварительных решений[15].

В случае выявления рисков должностное лицо принимает предварительное решение об определении форм таможенного контроля и места его проведения.

При обнаружении товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию ЕАЭС, принимается предварительное решение о разрешении или запрете выгрузки по каждой из прибывающих на судне товарных партий. Кроме того, может быть принято предварительное решение о проведении иных видов государственного контроля.

Применение предложенного метода моделирования бизнес-процесса предварительного информирования субъектов международной цепи поставок товаров посредством информационных систем позволяет проанализировать порядок совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

 


[1] Рекомендация ЕЭК ООН N 33 "Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна" для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами" (принята 1985 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Руководство UNNExT по анализу бизнес-процессов (принято 2009 г.) // "КонсультантПлюс".

[3] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. N 196 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых в Таможенный союз железнодорожным транспортом" // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Федеральный закон РФ от 13 июля 2015 г. N 212 "О свободном порте Владивосток" // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (подписан 11.04.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Там же.

[7] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (принята 1973 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (принята 1980 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 "Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через госграницу" // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Единый технологический процесс взаимодействия ОАО "ВМТП" и других заинтересованных лиц в морском пункте пропуска Владивосток. URL: https://dvtu.customs.ru (дата обращения: 10.09.2018).

[11] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 139 "О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Приказ Федеральной таможенной службы от 8 апреля 2016 г. N 704 "О внедрении комплекса ПС "Портал взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска" // СПС "КонсультантПлюс".

[13] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. N 1981-р "Об использовании комплекса программных средств "Портал "Морской порт" // СПС "КонсультантПлюс".

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 967 "О сроках осуществления госконтроля при пропуске транспортных средств, товаров и животных в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток" // СПС "КонсультантПлюс".

[15] Приказ Федеральной таможенной службы от 19 июля 2013 г. N 1349 "Инструкция о действиях должностных лиц по таможенному контролю в отношении судов торгового мореплавания, товаров и транспортных средств ими перемещаемых" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: