ЮрФак: изучение права онлайн

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Авторы: Буранов Г.К., Горшенин А.А.

Криминализация нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ) обусловлена прежде всего повышенной опасностью причиняемых ими последствий. Столкновения поездов, падения самолетов, кораблекрушения и т.п. влекут за собой гибель большого числа людей, значительный материальный ущерб, экологические проблемы, организационные коллапсы.

По конструкции запрет выполнен бланкетным способом. Спектр нормативных актов, регламентирующих функционирование перечисленных видов транспорта, достаточно широк, охватывает документы как общего характера (например, Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"), так и специальные (Федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ и др.), представлен в основном многочисленными постановлениями, приказами, требованиями министерств и ведомств (Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, Правила безопасности морской перевозки грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.04.2003 N ВР-1/п, и т.д.). Они устанавливают основные понятия, используемые в рассматриваемой сфере, а также обязательные требования к обеспечению транспортной безопасности.

Преступление является поли- или многообъектным, т.е. посягает на несколько видов общественных отношений.

Во-первых, основной объект. Это отношения по обеспечению состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (транспортная безопасность) в части обеспечения безопасного функционирования железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена. Безопасностью их функционирования признается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников и груза (отсутствует недопустимый риск) от транспортных происшествий (аварий) и их последствий. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Во-вторых, дополнительный объект. Он отличается в зависимости от вида состава преступления: в простом (ч. 1 ст. 263 УК РФ) — отношения по охране здоровья человека и/или отношения собственности; в квалифицированном и особо квалифицированном составах (ч. ч. 2 и 3 ст. 263 УК РФ) — отношения по охране жизни человека (людей).

Для правильной квалификации преступления необходимо точно определять предмет преступления. Его образуют средства четырех видов транспорта:

1) железнодорожного. К нему относятся различные виды подвижного состава:

1.1) тягового — локомотивы (тепловозы, электровозы, паровозы), пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав (электропоезда, дизель-поезда);

1.2) нетягового — вагоны пассажирские, грузовые, в том числе полувагоны, хопперы, платформы, думпкары, цистерны;

1.3) специального — дрезины, автомотрисы, в том числе электромотрисы, самоходные машины для обслуживания устройств и оборудования железных дорог (пути, контактной сети, устройств энергоснабжения и т.д.). Такой подвижной состав должен обладать собственной тягово-энергетической установкой.

Исключение составляют рельсовые транспортные средства (шахтные, внутрицеховые электровозы, вагонетки и т.д.), выполняющие исключительно технологические функции в производственном процессе. Они эксплуатируются на подъездных путях, как правило, отделенных от общей сети железных дорог и предназначенных исключительно для обслуживания данного предприятия. Криминальные происшествия при их использовании подлежат квалификации как нарушения правил производства определенных работ, техники безопасности, иных правил охраны труда или как посягательства против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества;

2) воздушного. К нему относятся воздушные суда (независимо от формы собственности), т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, в том числе вертолеты, аэропланы, дельтапланы, дирижабли, планеры и т.п.). Они классифицируются:

2.1) по весовой категории: на легкие, т.е. с максимальным взлетным весом менее 5 700 кг (вертолеты — менее 3 100 кг), и сверхлегкие, т.е. с максимальным взлетным весом не более 495 кг;

2.2) месту расположения пилота: на пилотируемые, т.е. управляемые в полете пилотом, находящимся на борту судна, и беспилотные, т.е. управляемые в полете пилотом, находящимся вне борта судна. К воздушному транспорту также отнесены беспилотные авиационные системы, т.е. комплексы, включающие в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов. Не подлежат государственной регистрации беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее и сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и менее;

3) внутреннего водного и морского. К нему относятся самоходные суда и иные самодвижущиеся плавсредства независимо от формы собственности, осуществляющие перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов, научную, учебную, промысловую, гидротехническую или иную деятельность (круизные лайнеры, контейнеровозы, сухогрузы, танкеры, паромы, плавбазы, буксиры и т.д., в том числе на воздушной подушке, подводных крыльях, экранопланы, самоходные подводные аппараты). Они должны отвечать требованию самоходности, т.е. обладать любым двигателем или движителем, кроме мускульной силы человека. Поэтому в сферу применения ст. 263 УК РФ не подпадают баржи, плашкоуты, брандвахты, дебаркадеры, понтоны, весельные лодки и т.п.;

4) внеуличного, из видов которого в уголовном законе "прописан" только метрополитен (метро) как транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа маршрутными железнодорожными поездами по изолированным от иных видов транспорта линиям (подземным, наземным, надземным), оборудованным специальными станциями.

С учетом многообразия внеуличного транспорта криминализация нарушения правил безопасности его движения и эксплуатации выглядит неполной. Для устранения пробела Д. Токманцев предлагает заменить в ст. 263 УК РФ слово "метрополитен" на "внеуличный рельсовый транспорт"[1].

Представляется правильным ориентироваться в данном вопросе на Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с ним (ст. ст. 3 и 4) к видам внеуличного транспорта относятся помимо метрополитена:

4.1) монорельсовый транспорт, у которого движение подвижного состава осуществляется на электротяге по ходовой балке, расположенной на эстакаде;

4.2) подвесная канатная дорога, у которой подвижной состав перемещается по несущему канату, тяговым канатам или посредством несуще-тягового каната, поддерживаемого опорами;

4.3) фуникулер транспортный, у которого движение подвижного состава осуществляется по рельсовому пути либо эстакаде одним или несколькими тяговыми канатами.

Опасность нарушений функционирования данных видов транспорта соизмерима с опасностью посягательств, отраженных в ст. 263 УК РФ. Причем речь идет о всех видах внеуличного транспорта, а не только рельсового. Следовательно, предполагаемая новация ст. 263 УК РФ должна с опорой на Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охватывать в целом внеуличный транспорт как технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади.

По объективной стороне и основной, и квалифицированный, и особо квалифицированный регламентированы как материальные. Разница между составами преступлений состоит только в тяжести обязательных последствий содеянного.

По конструкции объективной стороны преступление сложное. Признак деяния описывается в УК РФ альтернативным способом:

1. Нарушение правил движения или эксплуатации транспорта, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. Исчерпывающий перечень таких нарушений сформировать не представляется возможным в силу многочисленности самих правил. Установление конкретики нарушения осуществляется путем анализа и сопоставления ведомственных положений, инструкций, регламентов, правил, стандартов. Уголовной ответственности подлежит только то лицо, которое нарушило строго определенное правило (правила), которое (которые) оно обязано было выполнять или соблюдать.

Нарушение правил безопасности движения означает неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором (машинистом, пилотом, капитаном судна и т.д.) установленных правил управления транспортным средством. К нему относятся передвижение при отсутствии разрешающего сигнала семафора с превышением допустимой скорости вне установленного маршрута (фарватера, эшелона, высоты) и т.п.

Так, Н., управляя вертолетом МИ-8 при ликвидации лесных пожаров, при зависании вертолета над лесом для высадки десанта пожарных потерял контроль над высотой расположения машины, допустив столкновение лопастей рулевого винта с верхушками деревьев, как следствие — неуправляемое вращение вертолета с падением на поверхность земли. Пожарный ГАУ РТ "Авиа*" А.М. получил травмы, оцениваемые как тяжкий вред здоровью, а собственнику вертолета, ГУП РК "К*", причинен крупный ущерб[2].

Нарушение правил безопасности эксплуатации — несоблюдение требований к использованию транспортных средств по прямому назначению, а также к их обслуживанию, обеспечивающему безопасность их использования. Требования могут быть как общего характера, так и специально утвержденными заводами-изготовителями для конкретных типов и видов транспортных средств, учитывающими особенности их использования, обслуживания, перевозки пассажиров и грузов на них и т.п. К таким нарушениям относятся эксплуатация транспортного средства с неисправностями тормозной системы или системы управления, с поврежденным корпусом судна при неправильном расположении или креплении груза, с превышением его допустимой массы и т.п.

Так, М. осужден по ч. 1 ст. 263 УК РФ за то, что, являясь помощником машиниста электропоезда и находясь на работе, он допустил при автоматическом закрывании дверей вагона электропоезда защемление правой ноги Т. В результате после начала движения электропоезд протащил Т. по платформе, что повлекло для Т. травмы, оцениваемые как тяжкий вред здоровью. А.В. Матросов нарушил установленную правилами технической эксплуатации железных дорог обязанность по контролю за высадкой и посадкой пассажиров в вагоны электропоезда[3].

2. Отказ лица от исполнения обязанностей (бездействие). Уголовно-правовое значение имеет, во-первых, не любое прекращение их исполнения, а только отказ, прямо запрещенный законодательством. Так, согласно ст. 413 ТК РФ, запрещены забастовки на авиационном, железнодорожном и водном транспорте, если они создают угрозу жизни и здоровью людей либо объявлены без учета сроков, процедур или других установленных требований.

Во-вторых, криминальным может признаваться только отказ в рабочее для обязанного лица время. При отказе от работы по завершении рабочей смены лицо не подлежит ответственности, поскольку перестает быть обязанным выполнять какие-либо трудовые функции.

Признак общественно опасных последствий сконструирован законодателем также альтернативным образом. Виновное лицо подлежит осуждению при причинении:

1) тяжкого вреда здоровью, который интерпретируется аналогично последствиям в составах преступлений против здоровья человека (ст. 111 УК РФ), в соответствии с медицинскими правилами;

2) или крупного ущерба как ущерба на сумму, превышающую один миллион рублей.

Общественно опасные последствия должны находиться в причинно-следственной связи с нарушением виновным правил движения или эксплуатации транспортного средства либо отказом от исполнения обязанностей.

Так, 4 июля 2009 г. речное судно "ТГМ-306" под командованием и управлением К., двигавшееся по р. Обь из п. Салемал в г. Салехард, потеряло устойчивость, легло на правый борт и затонуло. Погибли трое пассажиров. Причиной происшествия явилось поступление большого количества забортной воды внутрь корпуса судна как результат нарушения К. Правил плавания по внутренним водным путям РФ и Наставления по плаванию судов Министерства речного флота РСФСР в ледовых и штормовых условиях. При усилении ветроволнового режима он не направил судно в ближайшее убежище, экстренно не уменьшил скорость его движения до минимальной, продолжив движение теплохода на полном ходу и допустив крен на правый борт с уходом главной палубы под воду, не принял меры по герметизации дверей и люковых закрытий судна, допустив потопление судна речной водой через расположенные на главной палубе правого борта открытые двери ходовой рубки и кают-компании, люковое закрытие носового кубрика, входные люки и иллюминатор машинного отделения[4].

Ответственности по ст. 263 УК РФ подлежат также лица, деяния которых в совокупности обусловили наступление преступного результата.

Так, 20 сентября 2011 г. К.С.Ю. и С.А.В. в составе локомотивной бригады выставили тепловоз с хозяйственным поездом в составе 26 вагонов на уклон в 22%. Машинист К.С.Ю., предварительно указав своему помощнику С.А.В. на установку двух тормозных башмаков для закрепления поезда, заглушил двигатель локомотива, отключив его компрессор от тормозной магистрали состава. С.А.В., зная о необходимости применения не менее одиннадцати башмаков на данном профиле, в нарушение этого требования подложил, как было указано, всего два. Не убедившись в безопасности стоянки поезда, оба работника уснули в кабине локомотива. В результате естественного истощения тормозной магистрали тормозное усилие на тормозных цилиндрах локомотива стало недостаточным для удержания состава на месте, и тот самопроизвольно пришел в движение, на сбрасывающем остряке при скорости 30 км/ч сошел с рельс, причинив крупный ущерб ОАО "***". Суд признал преступный результат следствием совокупных действий К.С.Ю. и С.А.В.[5]

При отсутствии указанных последствий содеянное может подпадать под признаки административного или дисциплинарного проступка.

Субъект преступления специальный, т.е. лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать рассматриваемые правила.

Применительно к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации соответствующего транспорта им являются лица, управляющие транспортным средством или эксплуатирующие его, независимо от того, приняты ли они официально на работу в соответствующую систему транспорта и находятся ли они официально при исполнении своих трудовых обязанностей. Вывод вытекает из смысла и природы преступления: транспортная безопасность нарушается в равной мере как при аварии, совершенной пилотом, машинистом, судоводителем и т.д. во время регламентированного рейса, так и при происшествии, виновным в котором является постороннее лицо, выполнявшее их работу при отсутствии у него права управления соответствующим транспортным средством (в принципе не получало его, лишено его на законных основаниях или оно утрачено по иным причинам (уход на пенсию, переход на другую работу и т.п.)). Становясь оператором транспортного средства, лицо в силу этого приобретает обязанность соблюдать правила безопасности его движения и эксплуатации.

Применительно к запрещенному отказу от работы субъектом преступления являются лица, обеспечивающие безопасное функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта, метрополитена (диспетчер, лоцман, путевой обходчик и т.д.) исключительно при условии, если они приняты на работу в соответствующую систему транспорта и находятся при исполнении своих трудовых обязанностей.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие, небрежность).

Квалифицированные разновидности преступления образует то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 263 УК РФ) или смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Моментом смерти потерпевшего признается момент смерти его мозга, а также момент его биологической смерти (необратимой гибели человека).

В случае наступления в результате аварии смерти только одного человека содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 263 УК РФ независимо от числа раненых и степени тяжести причиненного им вреда.

Так, В.Н.Г. осужден за нарушение правил движения и эксплуатации воздушного транспорта при управлении вертолетом Ми-171, повлекшее его столкновение с земной поверхностью и гибель работника Филиала ООО "***" У. По делу потерпевшим признан также Х., который перевозился тем же рейсом вертолета и которому в результате происшествия причинен тяжкий вред здоровью. Однако данные общественно опасные последствия на квалификацию содеянного В.Н.Г. не повлияли[6].

Литература

1. Токманцев Д. Метрополитен и иные виды внутреннего рельсового транспорта как предмет преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ / Д. Токманцев // Уголовное право. 2012. N 1. С. 81 — 83.

 


[1] Токманцев Д. Метрополитен и иные виды внутреннего рельсового транспорта как предмет преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ // Уголовное право. 2012. N 1. С. 82 — 83.

[2] Приговор Удорского районного суда Республики Коми от 9 октября 2012 г. по делу N 1-49/2012 // Архив Удорского районного суда Республики Коми. 2012.

[3] Приговор Химкинского городского суда Московской области от 24 августа 2012 г. URL: https://oblsud.mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2084677&delo_id=4&text_number=1.

[4] Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2011 г. по делу N 70-О10-14. URL: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=419848.

[5] Приговор Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 23 декабря 2011 г. по делу N 1-582/2011 // Архив Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области. 2011.

[6] Приговор Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2011 г. по делу N 1-71/2011 // Архив Воркутинского городского суда Республики Коми. 2011.


Рекомендуется Вам: