ЮрФак: изучение права онлайн

Обеспечение неотвратимости наказания в сфере безопасности дорожного движения

Авторы: Звертаева Ю.Ю., Шапошников В.Л.

Сегодня особое внимание органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан вызывает ситуация, складывающаяся на дорогах России. Данные о количестве пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях продолжают впечатлять. На официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России представлена актуальная информация о состоянии травматизма, смертности на дорогах России. К сожалению, показатели дорожно-транспортного травматизма никогда не бывают нулевыми. Травмируются и погибают как взрослые, так и дети.

Одновременно новостные ленты популярных электронных изданий практически ежедневно информируют читателя об автоавариях, видеохостинги переполнены сюжетами о дорожно-транспортных происшествиях, которые стали уже чем-то обыденным. Информация о них перестала удивлять, пользуется популярностью, о чем свидетельствует количество просмотров в Интернете сюжетов с дорожно-транспортными происшествиями, отличающихся лишь количеством пострадавших, размером причиненного ущерба гражданам, организациям, дорожной инфраструктуре. Периодически появляются сообщения об особо трагических случаях. Так, в декабре 2016 г. на 925-м километре трассы Ханты-Мансийск — Тюмень автобус, в котором детская команда по акробатике возвращалась в г. Нефтеюганск с соревнований, столкнулся с грузовиком и двумя легковыми автомобилями, при этом погибли десять юных спортсменов в возрасте 12 — 14 лет и двое взрослых; 15 января 2017 г. на автотрассе Нижний Новгород — Саратов в районе села Тарумовка Петровского района Саратовской области столкнулись грузовая машина и минивэн, в результате погибли семь человек; 6 октября 2017 г. в районе станции Покров Петушинского района Владимирской области дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса и поезда привело к гибели шестнадцати человек; 6 июля 2018 г. девять человек, включая ребенка, погибли в результате дорожно-транспортного происшествия с двумя машинами в Белореченском районе Краснодарского края.

В основе подавляющего большинства указанных выше и иных дорожно-транспортных происшествий лежит нарушение Правил дорожного движения.

К сожалению, несмотря на весь трагизм последствий автоаварий, принципиально на поведение участников дорожного движения они не влияют. Проходит некоторое время, острота ощущений от услышанного или увиденного исчезает, а привычка нарушать Правила дорожного движения остается. Поэтому вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма, повышения безопасности дорожного движения характеризуются постоянной остротой и злободневностью, требуют к себе повышенного внимания.

Предупредить подобные явления, снизить вероятность их наступления, минимизировать возможные негативные последствия — вот центральные задачи органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" [4].

28 февраля 2018 г. в Москве прошло расширенное заседание Коллегии МВД России, в ходе которого были подведены итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2017 г. и определены основные направления работы на 2018 г. На мероприятии присутствовал Президент Российской Федерации В. Путин, который проанализировал результаты работы МВД России за прошедший период, сформулировал задачи на будущее, решение которых должно способствовать более эффективной защите прав граждан, борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка на улицах и дорогах. Сделан важный вывод о том, что ключевой принцип неотвратимости наказания реализуется в правоохранительной деятельности далеко не в полной мере, что, безусловно, тревожит и общество, и наших граждан, и абсолютно не должно устраивать сами органы внутренних дел.

Сказанное в полной мере относится и к сфере безопасности дорожного движения, где количество и преступлений, и административных правонарушений продолжает оставаться на достаточно высоком уровне.

Несмотря на динамику происходящих в общественной жизни страны позитивных процессов, расширение инструментов и совершенствование механизмов превентивного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения ряд постулатов, уходящих своими корнями в историю, подтверждают все отчетливее и весомее актуальность тезисов, высказанных авторитетными учеными. Так, мыслитель, публицист, правовед и общественный деятель, выдающийся деятель эпохи Просвещения Чезаре Беккариа писал: "Одно из самых действительных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности… Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность" [1, с. 308 — 309].

Принцип неотвратимости наказания означает, что всякое лицо, совершившее противоправное действие, подлежит наказанию или иным мерам правового воздействия в рамках норм уголовного или административного законодательства. Неотвратимость наказания есть лучший способ предупреждения противоправных действий. Суровость наказания сама по себе без его применения не способна остановить правонарушителя.

В то же время, видимо, невозможность обеспечить эффективную работу принципа неотвратимости наказания не позволила его в таком виде закрепить на законодательном уровне ни в административном, ни в уголовном законодательстве. Однако все же следование в фарватере неотвратимости наказания подтверждается содержанием ст. 5 "Принцип вины" Уголовного кодекса Российской Федерации, где сказано, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, если установлена вина, то в обязательном порядке наступает уголовная ответственность, а это и означает ее неотвратимость.

В той же форме построена норма административного законодательства. Статья 1.5 "Презумпция невиновности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина [3].

И все же наиболее удачным, по нашему мнению, является подход законодателя при закреплении принципов в Федеральном законе "О противодействии терроризму" [7]. В ст. 2 «Основные принципы противодействия терроризму» подп. 4 закрепляет неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности. Кроме того, принцип неотвратимости наказания закреплен в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [8].

В современном мире опасность террористических угроз, проявлений экстремистского характера достаточно велика. Это проблемы мирового уровня, требующие комплексного подхода в их решении. Однако все же количество жертв дорожно-транспортных происшествий несопоставимо больше, чем пострадавших от террористических актов (например, в 2017 г. на дорогах России в автокатастрофах погибло 18 979 человек)[1].

По нашему мнению, одним из результатов работы по совершенствованию административного законодательства должна стать четкая формулировка принципа неотвратимости наказания и разработка действенного правового механизма его реализации в правоприменительной практике.

Сегодня органы внутренних дел Российской Федерации пытаются обеспечить неотвратимость наказания в сфере безопасности дорожного движения посредством реализации положений административного законодательства, определяющего виды правонарушений и порядок привлечения к ответственности виновных лиц.

В этой непростой работе важно не только соблюсти все тонкости процессуальной формы привлечения к ответственности, но и максимально обеспечить уверенность участника дорожного движения в неотвратимости наказания за совершение правонарушения. Это реализуется в том числе на мероприятиях по пропаганде Правил дорожного движения, в которых по Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" наряду с полицией участвуют средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные организации.

Пропаганда призвана воздействовать на мыслительные процессы людей через различные эмоциональные, образные, познавательные механизмы, переводить общественное сознание на качественно новый уровень, формируя новые поведенческие модели и институты гражданского общества. В целях снижения дорожно-транспортных происшествий и уровня детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания у подрастающего поколения негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения необходимо использовать разнообразные формы и методы пропаганды безопасности дорожного движения [2, с. 25].

В МВД России издан Приказ от 02.12.2003 N 930 "Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения", определяющий организацию и содержание деятельности в сфере профилактики дорожно-транспортных происшествий. Здесь закреплены основные направления деятельности, формы и методы работы, особенности функционирования подразделений пропаганды, а также цели и задачи, стоящие перед Госавтоинспекцией в области социально-профилактической и воспитательно-пропагандистской деятельности по укреплению дисциплины участников дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий [9].

Очевидно, что только вера в неотвратимость наказания за всякое правонарушение может избавить участника дорожного движения от желания совершать правонарушение. Самый оптимальный путь к вере в неотвратимость наказания — это приобретение личного опыта. Для того чтобы не возникало желания совершить правонарушение, необходимо создать условия, когда совершение правонарушения не оставалось бы без наказания.

Сегодня наказание — штраф или лишение права управления транспортным средством за нарушение Правил дорожного движения считается главным и единственным мотиватором для водителей. Согласно распространенному мнению единственный способ принудить к чему-то — наказать рублем. Однако штрафы чуть ли не ежегодно увеличиваются, а количество нарушителей не только не уменьшается, но и растет. Следует признать недостаточную эффективность такого вида наказания. Сумма штрафа не позволяет добиться его цели, закрепленной в ст. 3.1 КоАП Российской Федерации, — предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Наказание должно быть "экономически болезненным". Как рука рефлекторно отдергивается от прикосновения к горячему предмету, так и штрафные санкции должны обеспечивать аналогичный результат. Поэтому размеры штрафов необходимо увеличивать до достижения необходимого эффекта даже по самым на первый взгляд незначительным правонарушениям. Например, за невыполнение требований п. 8.1 Правил дорожного движения — перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой, когда водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления [6]. Случаи привлечения к ответственности за это правонарушение весьма редки, поскольку сотрудники Госавтоинспекции при дефиците времени поглощены работой над более опасными правонарушениями. Отсутствие наказания за невыполнение данного пункта Правил дорожного движения и подобных ему порождает безответственность, является причиной череды аналогичных нарушений. Можно смело утверждать, что чем меньше уровень общественной опасности правонарушения, тем активнее должен реализовываться принцип неотвратимости наказания, поскольку безнаказанность является одной из основных причин безответственного поведения на дороге, которое перерастает в привычку и провоцирует совершение более опасных административных правонарушений, а то и преступлений.

По мнению А.И. Смолякова, перед государством стоит цель обеспечить неотвратимость наказания не по всем без исключения нарушениям Правил дорожного движения, а только по тем, которые представляют реальную общественную опасность [12, с. 92]. В.Л. Петровых отмечает важность неотвратимости наказания для лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения [11, с. 9].

С авторами следует согласиться, но необходимо еще раз подчеркнуть особую важность превентивного воздействия на правонарушителей, совершающих, как может показаться, "безобидные" административные правонарушения. Результатом этого воздействия должно стать осознание правонарушителем реальной работы принципа неотвратимости наказания, повышение уровня правовой и общей культуры.

Неотвратимости наказания должно способствовать активное внедрение средств видеофиксации правонарушений, хотя сегодня их возможности ограниченны (фиксируется преимущественно нарушения скоростного режима движения). Перечень правонарушений, которые способен выявить инспектор Госавтоинспекции, несравнимо больше. Недавнее решение о сокращении численности личного состава Госавтоинспекции (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2017 N 652 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации") [5], к сожалению, снижает возможности данного подразделения МВД России по выявлению правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.

В этих условиях важным является привлечение сил общественности к реализации принципа неотвратимости наказания в рамках форм взаимодействия, закрепленных Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка". В соответствии со ст. 8 данного Закона граждане вправе информировать органы внутренних дел (полицию) о правонарушениях и об угрозах общественному порядку [10]. Фото-, видеофиксация правонарушений с последующей отправкой в органы внутренних дел в перспективе должны стать распространенным инструментом воздействия на правонарушителей. Использование соответствующих мобильных приложений активно внедряется в ряде регионов Российской Федерации.

И еще одно обстоятельство, о котором следует сказать: неуплата административного штрафа в добровольном порядке лицами, привлеченными к административной ответственности, безусловно, дискредитирует принцип неотвратимости наказания. Поэтому государство создало систему стимулирования правонарушителей, предоставляя скидки при уплате штрафа. В соответствии со ст. 32.2 "Исполнение постановления о наложении административного штрафа" КоАП Российской Федерации при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" (с некоторыми исключениями), не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. Этой мерой законодатель, с одной стороны, попытался обеспечить взыскиваемость штрафов, с другой — обеспечить реализацию принципа неотвратимости наказания. Однако все же снижается эффект "экономической болезненности" наказания, о которой было сказано немногим ранее.

Таким образом, для придания новой энергии принципу неотвратимости наказания в сфере безопасности дорожного движения сегодня существует ряд существенных предпосылок: понимание государством важности его реализации, оперативная обстановка на дорогах России, требующая своего разрешения, наличие широких полномочий у полиции, ее тесное взаимодействие с представителями общественности. Внедрение и распространение практики использования результатов частной видеозаписи в качестве доказательства по делам об административных правонарушениях должны широко войти в практику.

Применение всей совокупности правовых механизмов воздействия на недобросовестных участников дорожного движения призвано обеспечить практическую реализацию принципа неотвратимости наказания, а любой, преступивший закон, должен усвоить — наказание неотвратимо.

Список литературы

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1939. 464 с.

2. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. N 1. С. 25 — 28.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. О безопасности дорожного движения: Федер. закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

5. О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации": Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2017 N 652 // СЗ РФ. 2018. N 1 (ч. 1). Ст. 325.

6. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.05.2018) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 22.11.1993. N 47. Ст. 4531.

7. О противодействии терроризму: Федер. закон (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 13.03.2006. N 11. Ст. 1146.

8. О противодействии экстремистской деятельности: Федер. закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Рос. газета. N 138 — 139. 30.07.2002.

9. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 02.12.2003 N 930.

10. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федер. закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1536.

11. Петровых В.Л. Значение соблюдения административной процедуры освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения в вопросе его привлечения к административной и уголовной ответственности // Вестн. Уральск. юрид. ин-та МВД России. 2016. N 3. С. 7 — 9.

12. Смоляков А.И. Использование результатов частной видеофиксации как неотъемлемая составляющая при реализации принципа неотвратимости наказания за нарушения Правил дорожного движения // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2013. N 1. С. 90 — 97.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

 


[1] По данным ГИБДД, в 2017 г. число погибших в ДТП снизилось на 6,5%. URL: https://rg.ru/2018/01/31/gibdd-v-2017-godu-chislo-pogibshih-v-dtp-snizilos-na-65-procenta.html (дата обращения: 07.07.2018).


Рекомендуется Вам: