ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности использования информационных систем при расчетах по аккредитивам: направления развития международного и российского регулирования

Автор: Шамраев А.В.

Специальные нормы, посвященные электронному представлению документов по аккредитиву (далее — электронное представление), впервые появились в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов (далее — UCP) Международной торговой палаты (МТП). Согласно ст. 20 UCP банки должны принимать, если в аккредитиве не указано иное, в качестве оригиналов документы, которые изготовлены или кажутся изготовленными посредством автоматизированных или компьютерных систем, при условии, что документ помечен как оригинал и надлежащим образом подписан. Под подписью в большинстве комментариев к UCP понималась как собственноручная подпись, так и электронные способы удостоверения подлинности.

Появление международных проектов электронного документооборота в сфере торгового финансирования, таких как Bolero, Marco Polo, essDocs[1], стало стимулом для конкретизации процедур электронного представления со стороны МТП в Дополнении по электронному представлению к Унифицированным правилам (Supplement to UCP for Electronic Presentation, далее — eUCP), которое регулирует следующие вопросы:

— соотношение между eUCP и UCP (на документарный аккредитив, подчиненный UCP, также распространяется eUCP; положения eUCP имеют преимущественную силу в случае коллизий; при представлении только бумажных документов действуют UCP);

— трактовка терминов, используемых в UCP, применительно к электронному представлению ("по внешним признакам", "документ", "место представления", "подписывать"), а также введение новых терминов ("электронная запись", "электронная подпись", "формат");

— принципы электронного представления электронных записей (место, время представления, представление посредством нескольких электронных записей, представление электронных записей совместно с бумажными документами, последствия технической неспособности банка получать электронные записи), их проверки (проверка посредством гиперссылки или отсылки к внешней системе, неспособность проверять записи в формате их представления и др.) и отказа в принятии (временные критерии);

— электронное представление транспортных документов (указание в электронных записях временных отметок);

— ситуации искажения электронных записей после представления (порядок повторного представления).

В настоящее время Банковской комиссией МТП проводится работа по актуализации eUCP в целях учета случаев электронного представления с использованием блокчейна и смарт-контрактов.

Еще одним примером международного регулирования электронного представления служит Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронных передаваемых записях" 2017 г.[2] Данный документ применим в случае электронного представления по аккредитиву коносаментов, векселей и иных оборотных документов и содержит два принципа, которые позволяют обеспечить признание юридической силы оборотных документов в электронном виде и передачи прав на них: эквивалентность и контроль.

Электронная запись признается передаваемой и эквивалентной оборотному документу:

— при наличии в ней информации, требуемой для оборотного документа (формальная эквивалентность);

— при использовании надежного метода, который позволяет идентифицировать электронную запись как передаваемую, контролировать ее с момента создания до момента утраты действительности и сохранять целостность электронной передаваемой записи (функциональная эквивалентность).

Передача контроля в отношении передаваемой электронной записи с использованием надежного метода признается юридически равнозначной передаче владения оборотным документом.

Для целей анализа развития российского регулирования важно отметить п. 4.5 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России от 03.10.2002 N 2-П), в котором допускалась передача банками аккредитивов и документов по ним с использованием средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.

Расширение нормативного регулирования произошло в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России от 19.06.2012 N 383-П) (далее — Положение N 383-П), п. 6.16 которого предусмотрена возможность электронного представления при соблюдении следующих требований:

— условия аккредитива предусматривают электронное представление;

— исполняющий банк выразил согласие на электронное представление;

— порядок электронного представления определен по соглашению между банком-эмитентом и исполняющим банком и доведен до получателя средств.

С принятием новой редакции § 3 "Расчеты по аккредитиву" главы 46 Гражданского кодекса (ГК) РФ[3] возможность электронного представления закреплена законодательно (п. 2 ст. 871), хотя и без конкретизации условий, которые должны при этом выполняться участниками расчетов.

Учитывая полномочия Банка России по определению в банковских правилах порядка расчетов по аккредитиву (п. 5 ст. 867 ГК РФ), особенности электронного представления с использованием информационных систем, включая распределенные, стали предметом предлагаемых изменений в Положение N 383-П. К числу наиболее существенных норм можно отнести следующие:

1) способ электронного представления.

Проект указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" выделяет три способа представления документов по аккредитиву в электронном виде:

— направление исполняющему банку самого документа;

— размещение документа в информационной системе и предоставление доступа к нему исполняющему банку;

— предоставление исполняющему банку ссылки для обращения к предусмотренной условиями аккредитива информационной системе. Если такую ссылку содержит сам представленный документ, то исполняющий банк обязан осуществить проверку как документа, так и доступных по ссылке данных;

2) условия электронного представления.

Документ в электронном виде считается представленным в случае одновременного выполнения следующих условий:

— направление документов / доступ к документам по предусмотренному условиями аккредитива электронному адресу и (или) с использованием информационной системы, наименование которой указано в условиях аккредитива;

— соответствие формата документа определенному формату, если это предусмотрено условиями аккредитива;

— возможность установить содержание документа и провести его проверку на соответствие условиям аккредитива;

— возможность установить отправителя документа при направлении документа, а при предоставлении доступа или ссылки для обращения к информационной системе — возможность установить информационную систему, в которой содержится документ, и доступность информационной системы в течение срока проверки документов;

3) дата и время электронного представления.

Если условиями аккредитива предусмотрено обращение исполняющего банка к информационной системе, то датой электронного представления является дата первого обращения, в результате которого банком было зафиксировано наличие в информационной системе предусмотренного условиями аккредитива документа в электронном виде, либо дата, в которую представление документов по аккредитиву является завершенным.

Время электронного представления определяется по часовому поясу подразделения исполняющего банка, которому должны быть представлены документы. При отсутствии такого подразделения — по часовому поясу места нахождения исполняющего банка. Исполняющий банк обязан фиксировать время получения представленных документов в электронном виде;

4) подтверждение завершения электронного представления.

Получатель средств обязан представить исполняющему банку уведомление о завершении представления документов (далее — уведомление о завершении представления), если иной способ завершения представления документов не определен условиями аккредитива.

Уведомление о завершении представления:

— может представляться исполняющему банку в электронном виде;

— должно позволять установить аккредитив, к которому оно относится.

Если иное не предусмотрено условиями аккредитива, документы в электронном виде при неполучении исполняющим банком уведомления о завершении представления не считаются представленными;

5) невозможность электронного представления.

При недоступности информационной системы получатель средств в течение одного рабочего дня с даты истечения срока представления документов обязан уведомить исполняющий банк, указав дату и время ее недоступности, и приложить извещение информационной системы о недоступности, если информационная система обеспечивает направление таких извещений.

Исполняющий банк, в свою очередь, после получения от получателя средств указанного уведомления обязан проинформировать в течение одного рабочего дня о невозможности электронного представления банк-эмитент и подтверждающий банк (при его наличии). После восстановления доступности информационной системы исполняющий банк также в течение одного рабочего дня обязан проинформировать об этом получателя средств, банк-эмитент и подтверждающий банк (при его наличии).

Последствием соблюдения требования об уведомлениях является продление срока представления документов до рабочего дня, следующего за днем направления уведомления получателю средств о восстановлении доступности информационной системы.

Изменения в Положение N 383-П осознанно оставлены рамочными, оставляя место детализации на уровне стандартов банковской практики и условий конкретных аккредитивов. Представляется, что такой подход будет способствовать масштабированию проектов по электронному представлению, не создавая при этом ограничений в их технологической реализации.

 


[1] См.: http://bolero.net; http://marcopolo.finance; http://essdocs.com (дата обращения: 14.09.2019).

[2] См.: http://uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce/2017model.html (дата обращения: 14.09.2018).

[3] См.: Федеральный закон от 26.07.2017 N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Рекомендуется Вам: