ЮрФак: изучение права онлайн

Об обеспечении экономической безопасности объектов горнорудной промышленности

Авторы: Иванов П.И., Кондратьев А.В.

Состояние обеспечения экономической безопасности во многом зависит от внутренних и внешних факторов, способствующих живучести вызовов и угроз, приводящих к значительному ущербу экономической основе государства в целом.

Глава государства в своем ежегодном Послании, затрагивая вопрос об улучшении делового климата, обеспечении высочайшего уровня предпринимательских свобод и конкуренции, особо подчеркнул, что "…нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств"[1]. Как видим, среди приведенных противоправных деяний Президент РФ акцентирует внимание и на уклонении от уплаты налогов, которое совершается в сфере экономической деятельности. Говоря об этом, нельзя не упомянуть Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. В ней названы основные вызовы и угрозы экономической безопасности. В частности, в их числе высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики[2].

Как показало проведенное выборочное исследование, указанные источники угроз в той или иной мере присущи и горнорудной промышленности[3].

Учитывая прежде всего это обстоятельство, МВД России обращает внимание территориальных органов на необходимость предупреждения и пресечения преступных посягательств на бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые на развитие ресурсной базы и инфраструктуры топливно-энергетического комплекса. Мы здесь должны оговорить, что топливно-энергетический комплекс нами рассматривается как составная часть горнодобывающей промышленности.

В настоящей статье авторы, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности объектов горнорудной промышленности, предприняли попытку осветить лишь основные из них, прямо или косвенно имеющие отношение к данной отрасли в целом.

Проблема борьбы с налоговыми преступлениями на фоне тревожной социально-экономической ситуации приобрела в последнее время большую актуальность и остроту. Ее суть, на наш взгляд, заключается в преодолении противоречий между потребностями практики деятельности подразделений ЭБиПК по повышению эффективности выявления, предупреждения и раскрытия указанных видов преступлений, и недостаточным уровнем разработки для этого теоретических основ организации борьбы с налоговыми преступлениями на объектах горнорудной промышленности. На это указывает хотя бы такая цифра: в структуре преступности по видам экономической деятельности (следствие по которым обязательно) за 2017 г. добыча полезных ископаемых составляет всего 0,7%[4]. Это самая маленькая цифра, даже здравоохранение и предоставление социальных услуг в структуре преступности превышает 2%.

Говоря о теоретических основах обеспечения экономической безопасности объектов горнорудной промышленности, на наш взгляд, следует предварительно определиться в используемых для ее объяснения понятиях.

Изучение экономической и юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что сегодня среди ученых существуют различные мнения по вопросу о понятии и сущности экономической безопасности. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что экономическая безопасность — это совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами по поводу экономических интересов и угроз, гарантирующих стране осуществление экономического суверенитета, конкурентоспособности и самодостаточности хозяйствующих субъектов, а также устойчивого функционирования высокотехнологических экономических структур, способствующих росту уровня и качества жизни населения в контексте обеспечения национальной безопасности.

Анализируемое понятие нами рассматривается в двух значениях: в узком и широком смысле.

В узком смысле с учетом специфики исследуемой отрасли и происходящих в ней негативных процессов экономическая безопасность представляет собой состояние горнорудной промышленности как отрасли экономики страны, которое способно противостоять процессу дальнейшей ее криминализации. Ключевыми в таком понимании, на наш взгляд, выступает совокупность угроз, связанная с высоким уровнем криминализации и коррупции в экономической сфере в целом, сохранением значительной доли теневой экономики. Эти угрозы по существу определяют приоритеты ОВД и их подразделений ЭБиПК. Отсюда основные усилия названных органов и направлены на их ликвидацию и минимизацию.

В широком же смысле понятие "экономическая безопасность" — это "состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации"[5]. Как видим, в данном случае экономическая безопасность нацелена на защиту национальной экономики от внешних и внутренних угроз.

Экономическая безопасность вообще выступает одним из видов национальной безопасности[6]. В экономической теории ее рассматривают с двух позиций: а) экономическая безопасность как состояние защищенности в частности горнорудной промышленности и ее составляющих элементов от внутренних и внешних угроз; б) экономическая безопасность подразумевает систему мер (особый вид деятельности), направленных на предотвращение опасностей и угроз.

Экономическая безопасность в первом ее значении, на наш взгляд, есть комплексный критерий оценки качества любой сложной системы, включая рассматриваемую отрасль экономики. Иначе говоря, экономическая безопасность — показатель качества функционирования системы.

Во втором значении под опасностями и угрозами (внутренними и внешними) мы понимаем совокупность неблагоприятных факторов (явных или латентных), прямо или косвенно влияющих на систему безопасности.

В свою очередь, обеспечение экономической безопасности объектов горнорудной промышленности подразумевает наличие системы защиты всей ее инфраструктуры, состоящей из комплекса организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности, создающим большую вероятность нанесения ущерба экономическим интересам и собственности, на которой основана экономическая деятельность объектов горнорудной промышленности. В специальной литературе можно встретить несколько иное определение. В частности, обеспечение экономической безопасности рассматривается как сложное образование, включающее в себя в первую очередь экономические, правовые и организационно-управленческие компоненты, обеспечивающее проведение отвечающей целям самой системы экономической, социальной, правоохранительной политики, осуществление постоянного анализа, оценки и прогнозирования явных и латентных угроз экономической безопасности, а также выработку мер по их предупреждению, минимизации или устранению. Мы на основе проведенного выборочного исследования представили на суд научной общественности свое видение указанного вида деятельности применительно к конкретной отрасли экономики.

Справедливости ради следует отметить, что Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. приводит в числе используемых понятий и обеспечение экономической безопасности, которое определяется как реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере. Разработчики данного документа исходили из необходимости защиты прежде всего национальных интересов страны, а не отдельных экономических структур. К тому же субъекты обеспечения экономической безопасности представлены не как отдельно взятые министерства и ведомства, а в первую очередь федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Что же касается обеспечения национальной безопасности в целом, то оно предполагает "реализацию органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов"[7]. При этом под угрозами понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Следует отметить, что существует система обеспечения национальной безопасности, которая предполагает совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что без уяснения смысла и содержаний рассмотренных понятий, определений, их соотношения трудно вторгнуться в глубь тех процессов, которые происходят в системе обеспечения экономической безопасности горнорудной промышленности и ее объектов, преследующей цель противодействия внутренним и внешним угрозам экономической безопасности, приводящим к невосполнимому ущербу экономической деятельности в условиях рыночной экономики. Определившись с понятиями, намного легче объяснять структуру угроз, их последствий и мер по минимизации ущерба от них.

Со своей стороны полагаем, что повышенный интерес исследователей к затронутой проблеме во многом связан с активизацией противоправной деятельности организованных преступных структур, имеющих коррумпированные отношения с представителями органов власти и управления[8]. Как известно, их позиции намного усилены из-за наличия у них коррупционных связей среди сотрудников правоохранительных органов. К тому же в настоящее время существует немало так называемых фирм, которые за большие деньги обучают предпринимателей, как уйти незаметно от уплаты налогов, либо оказывают непосредственное содействие в этом.

В этом плане заслуживают особого внимания мнения таких профессоров, как Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская, которые справедливо отмечают, что "расследование преступлений в сфере экономической деятельности представляет собой достаточно трудную задачу, прежде всего потому, что данная категория относится к так называемой беловоротничковой преступности, иными словами, они совершаются профессионально подготовленными людьми с достаточно высоким интеллектом, располагающими необходимыми средствами и возможностями для реализации своих преступных замыслов. Трудность определяется также и тем, что не накоплен достаточный опыт, отсутствуют надежные методики расследования, мало еще следователей, подготовленных должным образом. Расследование этой категории требует знания экономики, финансового дела, бухгалтерского учета, банковской деятельности, новых судебно-экономических экспертиз"[9].

Как показывает проведенное выборочное исследование, сказанное полностью относится и к расследованию налоговых преступлений, входящих в структуру преступлений в сфере экономической деятельности. В этом плане не являются исключением налоговые преступления, совершаемые на объектах горнорудной промышленности.

Как нам представляется, в настоящее время созданы благоприятные условия для оперативного реагирования на сообщения о налоговых преступлениях[10]. Существовавший до недавнего времени порядок предварительного направления материалов до органов предварительного следствия в налоговые органы для получения заключения, как показала практика, не оправдал себя.

Чтобы убедиться, насколько правоохранительные органы активно ведут борьбу с налоговыми преступлениями, в том числе с уклонением от уплаты налогов, приведем данные за 2017 г. За прошлый год всего было выявлено 8,7 тыс. преступлений (-6,8%). Следует заметить, что порядка 88,5% (7,7 тыс.) пресечено сотрудниками ОВД, в том числе 3,5 тыс. квалифицированных деяний в крупном и особо крупном размерах. Было раскрыто 232 (+ 13,2%) преступления, совершенные группой лиц, 63 — организованной группой либо преступным сообществом. В прошлом году налоговыми преступлениями бюджетной системе государства нанесен ущерб на сумму 66,7 млрд рублей. Из них было возмещено 45,3 млрд рублей.

Принятыми мерами удалось выявить 3,2 тыс. лиц, совершивших налоговые преступления.

Со своей стороны полагаем, что вышеприведенные данные вряд ли отражают реальные масштабы налоговой преступности в стране, поскольку криминологи отмечают высокий уровень ее латентности.

Справедливости ради следует отметить, что "в структуре регистрируемых экономических преступлений доля налоговых деяний незначительна, но она ощутима для бюджетов различного уровня. При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что налоговые преступления крайне редко совершаются в "чистом" виде, они, как правило, сопряжены с экономическими и коррупционными преступлениями. А это, в свою очередь, предполагает мобилизацию усилий не только подразделений ЭБиПК, но и других служб органов внутренних дел"[11].

Что же касается налоговых преступлений, выявленных на объектах горнорудной промышленности, то ведомственная статистика их специально не выделяет, эти сведения находят отражение в графе "Всего выявлено налоговых преступлений". Между тем мы располагаем такими сведениями в отношении топливно-энергетического комплекса, входящего в структуру горнодобывающей промышленности. Однако они содержат обобщенные данные о выявленных на его объектах всех видах преступлений экономической направленности. Следует отметить, что в целях декриминализации топливно-энергетического комплекса в 2013 г. была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2014 — 2018 гг. Только в прошлом году в данной сфере было выявлено 1,8 тыс. (+15,3%) преступлений, следствие по которым обязательно, в том числе 755 — совершенных в крупном и особо крупном размерах. Размер материального ущерба составил 12,8 млрд рублей.

Как видим, объекты горнодобывающей промышленности стали не менее привлекательными для недобросовестных предпринимателей и криминальных структур.

Проведенное нами выборочное исследование позволило определить основные задачи, вытекающие из Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208. Укажем эти задачи.

К числу основных задач, на наш взгляд, следует отнести:

— проведение систематического мониторинга состояния оперативной обстановки (выявление и анализ угроз экономической безопасности) и правоприменительной практики в сфере противодействия налоговым преступлениям, совершаемым на объектах горнорудной промышленности; создание единой системы мониторинга, анализа и прогноза в названной сфере;

— защиту экономических интересов добросовестных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на указанных объектах, и их собственности от преступных посягательств;

— концентрацию усилий подразделений ЭБиПК на выявлении фактов хищений и нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на реконструкцию, перевооружение и замену основных фондов предприятий горнорудной промышленности, включая топливно-энергетический комплекс;

— активизацию борьбы с криминальными банкротствами и противоправным выводом капиталов за границу;

— использование информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, в интересах получения сведений, представляющих оперативный интерес для изобличения лиц, совершающих налоговые преступления в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Одновременно следует добиваться эффективного использования специализированных информационных систем, принадлежащих налоговым органам, в целях обеспечения полноты документирования преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ;

— мотивирование граждан к информированию подразделений ЭБиПК о ставших им известными фактах подготовки и совершения налоговых преступлений, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению указанных видов преступлений;

— консолидацию усилий оперативных подразделений полиции в целях своевременного получения информации о подготавливаемых и совершаемых преступлениях налоговой направленности и лицах, к ним причастных;

— разработку и принятие комплекса мер по повышению эффективности осуществления оперативно-розыскного предупреждения рассматриваемых видов преступлений на объектах горнорудной промышленности, а также по минимизации их последствий;

— принятие управленческих решений, разработку проектов ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов в сфере борьбы с налоговыми преступлениями с учетом имеющихся пробелов и результатов мониторинга законодательных и иных нормативных правовых актов, правоприменительной практики в исследуемой сфере;

— реализацию принципа неотвратимости наказания за совершение налоговых преступлений;

— обеспечение подготовки сотрудников подразделений ЭБиПК и получение ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам выявления, предупреждения и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, их квалификации;

— обеспечение совместно с налоговыми органами выездных проверок на предмет выявления и закрепления преступных действий проверяемых лиц.

Помимо указанных задач к их числу необходимо отнести:

— разработку и проведение с участием налоговых органов оперативно-розыскных мероприятий (исследование документов, наведение справок, опрос, обследование зданий и сооружений) с целью получения дополнительных данных, указывающих на признаки уклонения от уплаты налогов или сборов, сокрытия доходов;

— пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе реализации законодательства о налогах и сборах;

— принятие в первоочередном порядке эффективных мер по подрыву экономических основ криминальных структур, орудующих на объектах горнорудной промышленности, а также по нейтрализации организованных групп и преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому принципу;

— использование возможностей налоговых органов в целях документирования преступных действий лиц, совершающих налоговые преступления, по делам оперативного учета;

— повышение профессионального уровня сотрудников подразделений ЭБиПК, обслуживающих объекты горнорудной промышленности[12];

— укрепление оперативных позиций на стыковых звеньях технологического цикла процесса добычи и переработки полезных ископаемых;

— обмен сопредельными органами внутренних дел передовым опытом в вопросах выявления и документирования налоговых преступлений, совершаемых на рассматриваемых объектах, а также создание условий для использования эффективных наработок в сфере борьбы с указанными видами преступлений;

— использование потенциала оперативных подразделений полиции в целях своевременного получения сведений об уклонении от уплаты налогов или сборов и о сокрытии доходов на объектах горнорудной промышленности;

— установление имущества и прав имущественного характера подозреваемых (обвиняемых) в целях возмещения причиненного ущерба;

— повышение эффективности оперативно-розыскной работы по обеспечению оперативного сопровождения уголовных дел о налоговых преступлениях[13]. Тем самым обеспечить своевременное и качественное расследование уголовных дел налоговой направленности, защиту прав добросовестных предпринимателей, исключить возможности решения хозяйственных споров посредством уголовного преследования.

Мы полагаем, что перечисленные задачи могут быть успешно решены лишь в том случае, если в качестве приоритетных направлений деятельности подразделений ЭБиПК, обслуживающих объекты горнорудной промышленности, будут определены следующие:

— осуществление постоянного мониторинга и анализа состояния оперативной обстановки на указанных объектах по линии налоговых преступлений;

— определение объектов первоочередной оперативной заинтересованности в системе горнодобывающей промышленности по признаку их пораженности преступлениями экономической направленности, включая факты уклонения от уплаты налогов, сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов;

— создание оперативных позиций на наиболее уязвимых звеньях технологического цикла (в первую очередь это геологоразведка, добыча и обогащение полезных ископаемых);

— налаживание ведомственного и межведомственного взаимодействия с правоохранительными (включая органы, осуществляющие ОРД) и контрольно-надзорными органами. Основными нормативными правовыми актами при межведомственном взаимодействии, на которых должны основываться сотрудники подразделений ЭБиПК, в частности, являются: Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга, Банка России от 28 февраля 2007 г. N 40/210/82/САЭ-3-09/16/46/ОД-194 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия и информационного обмена правоохранительных и контрольно-надзорных органов при осуществлении деятельности по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере экономики"; Приказ Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФТС, СК при прокуратуре, Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 августа 2010 г. N 309/566/378/318/1460/43/207 "Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем"; Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ от 14 мая 2013 г. N 192/420/279/15/229/1071/293 "Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями)"; Приказ МВД РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФСИН, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд";

— методическое обеспечение деятельности названных подразделений в интересах повышения профессионального мастерства сотрудников и исключения неоправданных затрат при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Сотрудники подразделений ЭБиПК должны хорошо знать: перечень документов, используемых для проверки правильности исчисления налогов; основные способы уклонения от уплаты налогов; признаки фирм-"однодневок"; типичные признаки, свидетельствующие о сокрытии доходов; основные приемы (методы) выявления признаков налоговых правонарушений.

Последовательная реализация названных видов деятельности позволит оптимизировать оперативно-розыскную работу по выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых на объектах горнорудной промышленности.

Завершая рассмотрение обозначенного нами вопроса, считаем важным отметить следующее.

Во-первых, в настоящей статье, из-за ограниченности ее объема, мы не смогли подробно рассмотреть все особенности обеспечения экономической безопасности подразделениями ЭБиПК, обслуживающими объекты горнорудной промышленности. В связи с этим остановились лишь на некоторых из них.

Во-вторых, экономическая безопасность — такое состояние горнорудной промышленности, которое способно противостоять процессу дальнейшей криминализации отрасли. На сегодня существует совокупность угроз, связанных с высоким уровнем криминализации и коррупции, сохранением значительной доли теневой экономики. Как нам представляется, эти виды угроз, по существу, должны определять приоритеты ОВД и их подразделений ЭБиПК. Поэтому основные усилия названных органов и направлены на их ликвидацию и минимизацию.

В-третьих, под обеспечением экономической безопасности объектов горнорудной промышленности нами понимается разработка и принятие комплекса мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности инфраструктуры отрасли, с которыми тесно связаны проявления налоговой преступности. При этом специфика указанной отрасли и происходящие в ней негативные процессы выступают в числе основных факторов, учитываемых при обеспечении подразделениями ЭБиПК экономической безопасности.

В-четвертых, результаты научного осмысления процесса обеспечения экономической безопасности объектов рассматриваемой отрасли и совокупности факторов, влияющих на него, служат исходной базой для поиска путей оптимизации деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с налоговыми преступлениями.

Литература

1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. М.: Норма; ИНФРА, 1998. 974 с.

2. Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности / П.И. Иванов // Российский следователь. 2012. N 1. С. 25 — 37.

3. Иванов П.И. Борьба с налоговыми преступлениями в приоритетных отраслях экономики (в схемах): Научно-методическое пособие / П.И. Иванов, М.А. Лобанов, А.А. Ребров. М.: Изд. дом И.И. Шумиловой, 2012. 177 с.

4. Иванов П.И. Обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса как подсистемы горнорудной промышленности / П.И. Иванов, А.В. Кондратьев // Закон и право. 2018. N 6. С. 126 — 129.

5. Иванов П.И. Организация деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых на предприятиях сферы добычи полезных ископаемых и обрабатываемых производств / П.И. Иванов, А.В. Кондратьев // Закон и право. 2018. N 4. С. 123 — 125.

6. Иванов П.И. Особенности использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам / П.И. Иванов, А.М. Кустов // Труды Академии управления МВД России. 2018. N 2(46). С. 154 — 158.

 


[1] План президента Путина // Российская газета. 2018. 2 марта.

[2] О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. N 20. Ст. 2902.

[3] Под горнорудной промышленностью нами понимается комплекс отраслей горнодобывающей промышленности, занимающихся добычей и обогащением различных видов рудного сырья: железных руд, марганцевых руд, хромовых руд, титановых руд, руд цветных металлов. Отсюда следует, что горнорудная промышленность — понятие собирательное, так как оно включает в себя множество отраслей горнодобывающей промышленности. Одновременно хотим отметить, что ее объекты — это те, которые связаны с геологоразведкой, добычей и обогащением полезных ископаемых.

[4] Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел в 2017 году: Аналитические материалы Организационно-аналитического департамента МВД РФ. М., 2018. С. 53.

[5] О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. N 20. Ст. 2902.

[6] Понятие "национальная безопасность Российской Федерации" приведено в п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683.

[7] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2012. N 1. С. 25 — 37.

[9] Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА". М., 1998. С. 751.

[10] О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Иванов П.И., Лобанов М.А., Ребров А.А. Борьба с налоговыми преступлениями в приоритетных отраслях экономики (в схемах): Научно-методическое пособие. М.: Издательский дом И.И. Шумиловой, 2012. С. 4 — 5.

[12] В плане повышения квалификации сотрудников представляют интерес и следующие научные статьи: Иванов П.И., Кондратьев А.В. Организация деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых на предприятиях сферы добычи полезных ископаемых и обрабатываемых производств // Закон и право. 2018. N 4. С. 123 — 125; Иванов П.И., Кондратьев А.В. Обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса как подсистемы горнорудной промышленности // Закон и право. 2018. N 6. С. 126 — 129.

[13] Ключевое место в доказывании занимают результаты оперативно-розыскной деятельности. См. об этом: Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2012. N 1. С. 25 — 37; Иванов П.И., Кустов А.М. Особенности использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам // Труды Академии управления МВД России. 2018. N 2(46). С. 154 — 154.


Рекомендуется Вам: