ЮрФак: изучение права онлайн

Роль прокуратуры в законодательном урегулировании криптовалюты

Авторы: Карташова А.Г., Копылова О.П., Медведева С.В.

Сегодня все большую популярность на мировом рынке приобретает криптовалюта, наиболее известным видом которой является Bitcoin (далее — биткоин). Биткоин и система блокчейн стали настоящей революцией в области транзакций, в большей степени благодаря своим техническим характеристикам. Ряд развитых государств, например Япония, Германия, США, уже активно внедряют эти технологии в процесс хозяйствования. Однако ни для кого не секрет, что использование биткоина сопряжено с определенными рисками: преимущества криптовалюты делают ее привлекательной не только в легальном секторе, но и в криминальном бизнесе. В частности, биткоин активно используется в качестве средства легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, совершения киберпреступлений и т.д. Ярким примером использования криптовалюты как орудия совершения преступлений является деятельность нелегальных крипторынков (Silk Road, Silk Road 2.0, Evolution), ее применение в сфере сексуальной эксплуатации детей в Интернете[1].

Биткоин — это полностью цифровая валюта, не имеющая какого-либо физического выражения. Биткоин не является денежным средством и не регулируется ни в одном из банков мира, а также не является валютой какой-либо из стран. Например, в таких странах, как Япония, Китай, США, Швейцария, Германия, Финляндия, биткоин широко применим и рассматривается наравне с долларами и евро, но есть и ряд стран, где биткоин официально полностью запрещен, это Марокко, Боливия, Эквадор, Алжир, Македония, Афганистан, Кыргызстан; в России биткоин официально не запрещен, но и не утвержден на законодательном уровне. Просто так биткоин получить невозможно, его нельзя переслать по электронной почте либо в социальных сетях, для получения биткоина необходимо иметь специальное программное обеспечение, а также публичный и приватные ключи. Основными отличиями биткоинов от иных транзакций, к примеру по банковским картам, является анонимность отправителя и получателя биткоинов, необратимость операций по сделкам, т.е. отсутствуют откаты, также взломать кошелек пользователя с биткоинами невозможно, поскольку биткоин использует криптографические зашифрованные данные, в биткоин обмен идет напрямую между пользователями, без участия третьей стороны, как, например, при обычных транзакциях через банк. При обмене биткоинами каждая из сторон равна и не имеет какого-либо статуса и юридической привязки к государству. Биткоины не отслеживаются ни банками, ни странами мира, что порождает их криминальную сферу. То есть с использованием биткоинов можно свободно продавать наркотики, оружие, поставлять боеприпасы в запрещенную в Российской Федерации организацию ИГИЛ, поскольку операции являются анонимными и отследить пользователя невозможно. Также процветает мошенничество с биткоинами, пользователей обманывают при покупке биткоинов. К примеру, через Интернет выставляются объявления о продаже биткоинов, люди перечисляют денежные средства, а биткоины им на счет так и не поступают. В Интернете все больше появляется объявлений о продаже "ферм" для изготовления криптовалют, так называемый процесс майнинга, цена такой "фермы" от 1 до 7 — 8 млн рублей. При таких продажах опять же широко процветает мошенничество.

В Российской Федерации в Основном Законе говорится о том, что "рубль является денежной единицей в Российской Федерации. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Введение и эмиссия других денег не допускаются" (ст. 75 Конституции РФ)[2].

"Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются" — ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[3]. Поэтому появление биткоинов противоречит Конституции РФ.

Интересно, каким образом прокуратура может отреагировать на использование биткоинов в России? Одним из примеров может служить разъяснение прокуратуры Октябрьского района г. Екатеринбурга, на сайте которой было указано следующее: "Прокуратура района разъясняет, что использование "виртуальной валюты" при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма"[4].

Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета Российской Федерации, отметил, что "анонимность платежей мотивирует к использованию виртуальной валюты для совершения преступлений, в том числе таких, как торговля наркотиками, оружием, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов". Биткоин рекомендовано запретить не только на территории Российской Федерации, но и в Европейском союзе, поскольку данное решение было принято в Брюсселе (после терактов во Франции)[5].

Интересно, что уже есть факты возбуждения уголовных дел в отношении лиц, которые занимались незаконным обналичиванием более 500 млн рублей при продаже биткоинов (в 2017 г. в Костромской области было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 172 УК РФ в отношении троих предпринимателей).

В практике российских судов уже есть примеры рассмотренных уголовных дел, так, был вынесен приговор Московским районным судом г. Рязани в отношении М.А. Кондратьева, осужденного по ч. 1 ст. 228, п. "в" ч. 2 ст. 229.1, ч. 1 ст. 229.1 УК РФ, в том числе и за факт приобретения наркотических средств путем их оплаты валютой биткоин[6].

Но до сегодняшнего времени в Российской Федерации не принят закон о криптовалютах, не отрегулирован законодательно механизм получения биткоинов, не определено, кто может заниматься майнингом, кто вправе покупать оборудование для производства криптовалюты, и иные вопросы.

Следует согласиться с мнением Е.А. Пономаревой, считающей, что правовое регулирование в России, к сожалению, все еще находится в стадии разработки, обсуждений. Однако необходимость скорейшего принятия законов, регулирующих, пусть даже рамочно, данные правоотношения, стоит достаточно остро. В заданных рамках рынок сам определится, что для него важно. Учитывая, что российское законодательство в различных сферах достаточно часто подвергается изменениям и дополнениям, предположительно законодательство о криптовалюте также пойдет по этому пути[7].

Как в данном случае должны действовать прокуроры, вопрос неоднозначный. Ведь прокуратура не обладает полномочиями по надзору за банками, электронно-платежными системами и уж тем более цифровыми валютами. Единственное, что могут сделать прокуроры, это запросить информацию в банках о легализации сделок, банковских карт, но опять же криптовалюта не отслеживается ни в одном из банков, и определить ее законность невозможно. Предлагается для прокуроров разработать методические рекомендации по расследованию уголовных дел, связанных с криптовалютой, поскольку рост криптовалюты заметно увеличивается, что приведет к ряду различных преступлений.

Целесообразно будет ввести статью в Уголовный кодекс РФ, предусматривающую наказание за мошенничество, связанное с использованием криптовалюты, дополнив УК РФ новой статьей, поскольку ст. 159.3 УК РФ "Мошенничество с использованием электронных средств платежа" не охватывается криптовалюта. В данной статье речь идет об операциях по банковским картам и зарегистрированным электронным кошелькам через кредитную организацию.

Еще спорным остается вопрос, может ли суд накладывать арест на имущество в виде криптовалюты. Но опять же, как на законодательном уровне доказать, что именно данный кошелек с криптовалютой принадлежит лицу, чье имущество арестовывается? Ответ очевиден — это недоказуемо, в связи с чем суды не захотят с этим связываться и будут закрывать глаза, поскольку при вынесении судебного решения неизвестно, кто должен исполнить его и как его реализовать с технической точки зрения.

Обычному пользователю, а в нашем случае это будет судебный пристав, вряд ли удастся найти в компьютерной технике криптовалюту и наложить арест на нее. В настоящее время не проводилось ни одной судебно-компьютерной экспертизы, определяющей продажу криптовалюты с компьютерной техники.

Единственный выход представляется только в регистрации пользователей, у которых имеются биткоины или иная криптовалюта, перед осуществлением финансовых операций, но это будет противоречить анонимности криптовалюты и в целом противоречить целям ее создания. Пользователям, имеющим электронные кошельки с криптовалютой, во-первых, не нужно платить налоги, так как криптовалюта не облагается налогом и никак не отрегулирована в Налоговом кодексе РФ, во-вторых, криптовалюта не отнесена в Гражданском кодексе РФ ни к какому виду имущества. Но есть ряд государств, в частности это Германия, США, Канада, где налоговым законодательством биткоин отнесен к ценному имуществу и подлежит налогообложению. То есть для владельцев криптовалюты существуют только одни плюсы, и вряд ли кто-то откажется от "отмывания" легких денег. Возможно, что биткоины и являются прорывом в развитии криптовалюты, но в целях безопасности и недопущения тяжких и особо тяжких преступлений криптовалюту в России необходимо запретить.

Литература

1. Габриелян Т.Т. Перспективы использования криптовалюты в России и ее возможное правовое регулирование / Т.Т. Габриелян // IV Студенческий юридический форум: Сборник докладов и тезисов выступлений участников (Москва, 10 ноября 2017 г.): В 4 т. Т. 1 / Под ред. А.В. Сладковой. Тамбов: Тамбовский полиграфический союз, 2017. С. 272 — 275.

2. Пономарева Е.А. К вопросу о правовом регулировании криптовалюты в России: от правового вакуума к созданию правовой основы / Е.А. Пономарева // Эволюция российского права: Материалы XVI Международной научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 27 апреля 2018 г.): Сб. науч. ст. Екатеринбург. Уральский государственный юридический университет, 2018. С. 185 — 187.

3. Рашева Н.Ю. Правовые основы электронной валюты (на примере bitcoin) / Н.Ю. Рашева, О.И. Чиркова // Управление в современных системах. 2017. N 1(12). С. 60 — 68.

 


[1] Габриелян Т.Т. Перспективы использования криптовалюты в России и ее возможное правовое регулирование // IV Студенческий юридический форум: Сборник докладов и тезисов выступлений участников: В 4 т. 2017. С. 272 — 275.

[2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 9. Ст. 851.

[3] Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Bitcoin и государство // URL: https://ru.bitcoinwiki.org/wiki/Bitcoin_и_государство# (дата обращения: 22.09.2018).

[5] В России собрались ввести уголовную ответственность за биткоины // URL: http://www.interfax.ru/business/489629 (дата обращения: 22.09.2018).

[6] Рашева Н.Ю., Чиркова О.И. Правовые основы электронной валюты (на примере bitcoin) // Управление в современных системах. 2017. N 1(12). С. 60 — 68.

[7] Пономарева Е.А. К вопросу о правовом регулировании криптовалюты в России: от правового вакуума к созданию правовой основы // Эволюция российского права: Сборник материалов XVI Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет, 2018. С. 185 — 187.


Рекомендуется Вам: