ЮрФак: изучение права онлайн

Незаконная миграция в России и вопросы обеспечения национальной безопасности

Автор: Мамонтова Э.А.

Миграционные процессы являются важным фактором в социально-экономическом и демографическом развитии современной России.

С 1992 года в России наблюдается депопуляция, и в следующие 20 лет миграция была единственным фактором, сдержавшим резкое сокращение численности населения страны и скомпенсировавшим более половины естественной убыли населения[1]. По оценке Росстата, население России на 1 января 2017 г. составило 146,8 млн человек. В 2016 году число жителей России возросло на 267,3 тыс. человек (в 2015 г. — 277,4 тыс. человек). Увеличение численности населения в 2016 г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов, при этом миграционный прирост составил 98,0% от общего прироста населения (в 2015 г. — 88,3%). По прогнозу Росстата, в 2018 — 2030 гг. ожидается снижение численности женщин репродуктивного возраста[2].

В условиях ожидающегося в ближайший период снижения рождаемости и естественного прироста населения России компенсирующая роль миграции в демографическом развитии России возрастет еще больше, о чем свидетельствует рост показателей прибывших на постоянное место жительства (оформивших вид на жительство или получивших гражданство Российской Федерации). Так, только в 2017 г. в Россию на постоянное место жительства прибыло из других стран 442,6 тыс. человек (в 2016 г. — 449,9 тыс. человек)[3]. Это позволило сохранить приемлемые темпы прироста населения страны. В дальнейшем в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. для компенсации убыли трудовых ресурсов и стабильного прироста населения России необходимо будет обеспечить миграционный прирост более 300 тыс. человек ежегодно[4].

Однако, разрешая одни проблемы, мы можем столкнуться с другими не менее серьезными проблемами. Важно сохранить управляемость миграционных процессов. Масштабный неконтролируемый приток мигрантов может стать (как это происходит сейчас в странах ЕС) причиной роста этнической преступности, социальных и конфессиональных конфликтов. Миграционная политика России должна решать не только задачи обеспечения экономики трудовыми ресурсами и демографического развития страны, но и задачи обеспечения экономической и общественной безопасности страны.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что неконтролируемая и незаконная миграция стала одной из форм транснациональной организованной преступности наряду с наркоторговлей и торговлей людьми и представляет угрозу для государственной и общественной безопасности. В сфере экономики незаконная миграция стала одной из причин сохранения значительной доли теневой экономики, коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений[5].

Незаконное пребывание на территории Российской Федерации иностранных граждан может повлечь совершение ими различного рода преступных деяний как в сфере экономики, так и в сфере общественной безопасности (угроза жизни и здоровью граждан страны, преступления против общественного порядка, экстремистские деяния и теракты). К преступной деятельности чаще всего склонны нелегалы. В результате неконтролируемых миграционных процессов зачастую появляются преступные группировки, организованные по этническому принципу. Статистика свидетельствует, что иностранными гражданами совершаются в основном тяжкие и средней тяжести преступления: кражи, грабежи, разбойные нападения. Широко распространены незаконный оборот наркотиков, изготовление или сбыт поддельных документов, мошенничество. За последние годы количество преступлений, совершенных на территории России иностранными гражданами, снизилось незначительно. Так, если за 2013 г. было раскрыто около 47 тыс. преступлений, совершенных иностранными гражданами (из них гражданами стран СНГ — 40,3 тыс.), то за 2017 г. — более 41 тыс. преступлений (из них гражданами стран СНГ — более 36,2 тыс.)[6].

Незаконная миграция наносит ущерб не только экономической и общественной безопасности России. Незаконные мигранты не проходят медицинское обследование, результатом чего может стать распространение эпидемических заболеваний. Они нарушают установленный законом порядок въезда (и выезда) на территорию Российской Федерации, а также порядок постановки на миграционный учет. Кроме того, они наносят ущерб рынку труда, который в некоторых отраслях может оказаться в состоянии перенасыщения.

Большинство иностранных граждан приезжают в Россию с целью трудоустройства, хотя зачастую указывают другие цели приезда. Основная масса трудовых мигрантов приезжает в Россию из стран СНГ. В 2017 году на миграционном учете в Российской Федерации состояло 15,7 млн иностранных граждан, из них оформили патенты или разрешения на работу только 1,8 млн человек[7]. Очевидно, что большинство мигрантов продолжают трудиться нелегально, несмотря на все принимаемые меры по противодействию незаконной миграции. Высокая занятость мигрантов в теневом секторе экономики приводит к конкуренции с местным населением за рабочие места, поскольку они менее притязательны к условиям труда и размеру его оплаты. При этом сами трудовые мигранты часто оказываются вне правового поля и попадают в зависимость от коррумпированных чиновников и недобросовестных работодателей.

В целях противодействия угрозам экономической безопасности Стратегия национальной безопасности Российской Федерации предусматривает совершенствование миграционного учета, обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах[8].

В современной России существуют три основные группы интересов в отношении внешней миграции, зачастую противоречащие друг другу: а) государственные; б) региональные и муниципальные; в) производственные. Нелегальная трудовая миграция является во многом следствием экономических интересов предприятий всех форм собственности, мотивированных дешевизной и социальной незащищенностью привлекаемой рабочей силы, поскольку без коррупции и лоббирования интересов бизнес-структур нелегальная миграция резко сократилась бы. Государство не может идти на поводу этих интересов. В интересах национальной безопасности России необходимо при формировании миграционной политики учитывать прежде всего общенациональные интересы. Для эффективного регулирования миграционных процессов необходимо последовательно придерживаться основного принципа: все, что касается легальной миграции, упрощать и облегчать, все, что относится к нелегальной миграции, ужесточать и препятствовать.

Легальная трудовая миграция дает ряд положительных эффектов для экономического развития России. Прежде всего она компенсирует нехватку собственных трудовых ресурсов. При этом мигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда, занимая рабочие места, которые в основном не пользуются спросом у российских граждан из-за низкого уровня оплаты и тяжелых условий труда. Использование дешевой иностранной рабочей силы способствовало росту сельскохозяйственного производства в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока, росту строительной отрасли в городах России. Однако наличие большого числа незаконных трудовых мигрантов свидетельствует о несовершенстве функционирующей системы управления миграционными процессами в настоящее время. Визовый барьер с государствами СНГ, не входящими в ЕАЭС, позволил бы России повысить контроль над миграцией. Но такое ужесточение миграционного режима противоречило бы стратегическому приоритету федеральных властей нашей страны на укрепление евразийской интеграции и расширение ЕАЭС. Поэтому правительству приходится ограничиваться половинчатыми мерами, вводя точечные ужесточения миграционного режима при сохранении безвизового режима со странами СНГ.

В интересах национальной безопасности России необходимо введение более жестких технических и процедурных мер по упорядочению миграционных перемещений: укрепление участков государственной границы, наиболее привлекательных для нелегалов; усиление миграционного контроля на железнодорожном транспорте; усиление санкций за незаконное использование труда мигрантов предпринимателями; ужесточение наказания "посредников" за оформление фальшивых документов мигрантам. Процесс приобретения легального правового статуса мигрантами излишне бюрократически усложнен, необходимо сократить число процедур и упростить их, но в то же время усилить санкции за нарушение режима пребывания и за нелегальное трудоустройство.

 


[1] Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г. Пункт 6. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635.

[2] Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.

[3] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 г. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/12162186/.

[4] Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. Раздел 6 // СЗ РФ. 15.10.2007. N 42. Ст. 5009.

[5] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683. Пункты 22, 43, 56 // СЗ РФ. 04.01.2016. N 1 (часть 2). Ст. 212.

[6] Портал правовой статистики генпрокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/offenses_map.

[7] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 г. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/12162186/.

[8] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683. Пункт 62 // СЗ РФ. 04.01.2016. N 1 (часть 2). Ст. 212.


Рекомендуется Вам: