ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права

Автор: Михайлов А.В.

В современном мире экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, представляется совершенно естественной и отвечающей потребностям времени. Появляются различные концепции, идеи внедрения цифровой экономики. Специалисты самых разных областей подчеркивают необходимость развития цифровых технологий, констатируют определенное отставание России от мировых лидеров цифровизации и формулируют предложения по системе мер, способствующих этому процессу.

Правительство РФ распоряжением от 28 июля 2017 г. N 1632-р утвердило Программу "Цифровая экономика Российской Федерации"[1] — объемный документ, в котором описаны цели, направления указанной Программы, оценено место России в современном цифровом мире, определены направления совершенствования законодательства и т.д.

26 марта 2018 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"[2], предусматривающий введение изменений, связанных с цифровизацией. Предлагается ввести понятия "цифровое право", "цифровые деньги", изменить нормы ГК РФ о форме сделок и т.п.[3] Очевидно, в ближайшее время нас ждет интересная дискуссия о принципах правового регулирования отношений в цифровой экономике и о содержании многих терминов.

Для того чтобы иметь представление о перспективах законодательного регулирования экономических отношений в цифровую эпоху, нужно получить четкое представление о том, что такое цифровая экономика, понимать, какие вызовы и какие опасности она несет. Попробуем охарактеризовать цифровую экономику и проблемы развития ее законодательного регулирования с позиции науки предпринимательского права.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203[4], содержится определение: "цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг".

Высказывалось мнение, что "цифровая" (электронная) экономика — это экономика, существующая в условиях гибридного мира (новой реальности, в которой миры реальный и виртуальный неразрывно связаны и все необходимые для реального мира действия можно совершить через виртуальный мир). Характерной особенностью этой экономики является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации[5].

Возможно, вызовет определенные сомнения утверждение о том, что удовлетворение потребностей осуществляется именно за счет использования информации. В действительности суть цифровых технологий сводится к возможностям обработки, организации и использования огромного количества информации. Просто появившиеся в электронную эпоху новые носители позволяют накопить знания в объемах, невозможных для человеческого мозга при обычных условиях.

Конечно, информация всегда имела значение для развития экономики и для бизнеса — секреты торговли, производства, умения обработки материалов. Но эта информация никогда не имела решающего значения и всегда укладывалась в понятие "человеческий фактор". В цифровую эпоху информация уже не соединена неразрывно с человеком-носителем.

Можно утверждать, что цифровая экономика представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, взаимодействие субъектов которых основано на использовании информации.

Под термином "цифровая экономика" понимаются различные явления. Очень часто даже в государствах — лидерах "цифровизации" под цифровой экономикой понимают введение новых форм платежей и коммуникаций. По сути, это простая оцифровка существующих экономических отношений. Такая деятельность важна, полезна, но она не приводит к появлению новых форм управления и концептуально новым экономическим отношениям. Именно разработку новых форм управления, формирование экономических отношений, основанных на соединении реального и виртуального мира, качественное изменение общественных отношений можно считать построением цифровой экономики.

К настоящему времени сложились две основные стратегии цифровизации — рыночная и плановая. Разумеется, эти стратегии нигде не существуют в чистом виде, методы воздействия пересекаются и взаимодействуют, но все же общая направленность воздействия в конкретной стране сводится либо к развитию цифровизации естественным путем, с преобладанием диспозитивного регулирования, либо к построению цифровой экономики под патронажем государства. Два абсолютных мировых лидера процесса цифровизации избрали различные стратегии: США декларируют рыночное развитие, Китай ориентирован на государственное регулирование. Какую стратегию избрать России? Мы здесь подходим к глобальному вопросу о перспективах и тенденциях развития законодательства России, в том числе законодательства о предпринимательской деятельности, который в последнее время всегда поднимается исследователями[6]. На наш взгляд, более правильно действовать по китайскому образцу, допуская, где это возможно, рыночные механизмы. В целом именно такой подход отражен в Программе "Цифровая экономика Российской Федерации". В России высока степень монополизации рынков, большая часть ВВП создается организациями со значительной долей государственного участия, у нас нет технологического и экономического преимущества перед другими странами. Поэтому нам вряд ли можно рассчитывать на эволюционное развитие цифровизации под влиянием конкурентного рынка, государство вынуждено направлять, поддерживать и стимулировать ее развитие.

Существует довольно много цифровых технологий, которые в перспективе будут оказывать все большее влияние на жизнь человека и, соответственно, скажутся на развитии законодательства. Прежде всего это когнитивные технологии, облачные технологии, Интернет вещей, большие данные и цифровые валюты.

Когнитивные технологии (Cognitive Technologies) способны обрабатывать информацию в неструктурированном виде. Обработка идет при учете множества факторов, компьютер способен самообучаться. Если обычная поисковая система при запросе в Интернете выдает миллионы ссылок, то использование когнитивных процессов позволит получить конкретный ответ на поставленный вопрос.

Облачные технологии уже широко используются, представляя собой систему сетевого доступа к общему объему информации, находящейся в удаленном доступе.

Интернет вещей (Internet of Things) и промышленный Интернет вещей (Industrial Internet of Things) — два крупных направления, которые предполагают оснащенность датчиками и подключение к Интернету всех важных для жизни или для производства вещей и оборудования. Управление и контроль над процессами происходит в реальном времени.

Большие данные (Big Data) — совокупное название инструментов и методов для обработки результатов. Огромный объем информации из постоянно растущего числа источников будет систематизирован и обработан таким образом, что пользователь обработанных данных получит качественно новую информацию о явлении.

Цифровые (электронные) валюты — уже реальность нашего времени. Разновидностью электронных валют являются криптовалюты, создание и оборот которых связаны с применением криптографических методов. Технология блокчейн (Block Chain, цепочка блоков транзакций) была создана именно для первой криптовалюты — биткоина, хотя сейчас уже имеет самостоятельное применение. Виртуальная валюта может не относиться к криптовалютам и не использовать технологию блокчейн (Яндекс.Деньги, Qiwi, WebMoney). Несмотря на негативное отношение многих правительств к электронным деньгам, судя по всему, в будущем именно цифровые валюты будут основными средствами платежа. Криптовалюты невозможно сфальсифицировать и украсть. Минус — нет единого эмиссионного центра, то есть нет классического обеспечения валюты эмитентом.

Технология блокчейн в будущем должна стать одной из самых востребованных в предпринимательских отношениях, как вертикальных, так и горизонтальных. Блочкейн основан на том, что данные многократно продублированы и хранятся в распределенной сети, искажение их практически невозможно: каждая запись содержит истории изменений. Технология начинает применяться при фиксации авторских прав, в страховом деле, при краудфандинге.

Тенденция российского законодательства последних лет — реестризация. Именно блокчейн способен качественно изменить многие реестры — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, проверок, субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д. Причем в будущем вполне возможно создание коммерческих аналогов государственных реестров, сращивание их со справочными правовыми системами. Развитие последних на основе когнитивных технологий приведет к созданию полноценных роботов-юристов.

Решения (в госуправлении, бизнесе) будут приниматься на основе огромных объемов информации. Данные с городских видеокамер, информация об активности в социальных сетях, покупки через онлайн-кассы — вся информация собирается и используется. Главная юридическая проблема здесь — соблюдение прав человека, охрана частной жизни.

У многих людей вызывают озабоченность перспективы всеобщей чипизации, тотального контроля всех сфер жизни. Видны параллели с известными словами Апокалипсиса: "…положено будет начертание на правую руку их или на чело их… никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание…"[7].

С другой стороны, цифровизация приведет к прозрачности отношений, многие аспекты экономической жизни будут открыты как для общества, так и для контролирующих органов. Уже сейчас применение онлайн-касс приводит к практически полному контролю операций. Правда, есть еще одна важная проблема — защита данных в Сети. Но доступность информации — в целом положительное явление. Информация в максимально доступном виде будет и о субъектах, и об объектах предпринимательского отношения. Характеристика (цифровая) отдельного товара может быть достаточно подробной — вплоть до его молекулярного состава. Это, с одной стороны, облегчает оценку, а с другой — позволяет поднять вопрос о взаимозаменяемости товаров.

Изменение принципов взаимодействия сторон договора приведет к увеличению числа потенциальных контрагентов, к удобству коммуникаций субъектов предпринимательства. Появится возможность для многих предпринимателей заключать договоры с наиболее популярными на рынке фирмами, вследствие чего могут появиться "репутационные" монополисты (или лица, занимающие доминирующее положение).

В цифровую эпоху принципиально изменится и взаимодействие покупателя и продавца, классические конструкции купли-продажи могут как минимум отойти на второй план. Уже сейчас производство некоторых товаров можно заказать по своим образцам дистанционно. В будущем эта практика должна распространяться, в итоге мы получим договорную конструкцию, когда бывший "продавец" оказывает услугу по производству некого объекта по техническим параметрам контрагента на своих производственных мощностях. Соответственно изменится и привычное распределение прав, обязанностей и ответственности сторон договора.

Вообще, цифровой предпринимательский оборот будет отличаться подробной фиксацией данных о субъектах и об объектах экономических отношений. Не исключено, что для целей рекламы, государственного контроля и т.п. в будущем в цепочке "создание — распределение — обмен" появится еще одно регламентированное нормами права звено — "потребление".

Также скорее всего цифровизация (прежде всего технологий блокчейн) позволит приемку товара (фиксацию исполнения договора) сделать частью электронного предпринимательского договора.

Еще одна важная проблема, которую предстоит решать именно юристам, — определение правового режима искусственного интеллекта. Можно ли говорить о правосубъектности такого интеллекта? Можем ли представить, что искусственный интеллект является предпринимателем и несет соответствующую ответственность?

Цифровая экономика имеет важные особенности, о которых нельзя забывать: неразрывность информации с носителями; зависимость от источников энергии. Поэтому тотальный переход к цифровизации всех процессов возможен лишь в условиях энергетической безопасности и независимости. И — главное — цифровизация не заменяет промышленность! Вряд ли России интересно строить цифровизированную сырьевую экономику.

Библиография

1. Введение в "цифровую" экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. "цифр." конс. И.А. Зимненко. М.: ВНИИ геосистем, 2017. 28 с.

2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / И.В. Ершова, Р.Н. Аганина, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.

3. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма — Инфра-М, 2017. 464 с.

4. Прыжок в будущее. Госдума примет законы для цифровой экономики // Российская газета. 2018. 26 марта.

5. Савельев А.И. Договорное право 2.0: "умные" контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. N 3. С. 32 — 60.

6. Энтин В.Л. Авторское право в виртуальной реальности (новые возможности и вызовы цифровой эпохи). М.: Статут, 2017. 216 с.

 


[1] Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации". URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf/. 02.04.2018.

[2] Проект федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/424632-7/. 02.04.2018.

[3] Прыжок в будущее. Госдума примет законы для цифровой экономики // Российская газета. 2018. 26 марта.

[4] Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

[5] Введение в "цифровую" экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. "цифр." конс. И.А. Зимненко. М.: ВНИИ геосистем, 2017. С. 6, 12.

[6] См., например: Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / И.В. Ершова, Р.Н. Аганина, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.; Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма — Инфра-М, 2017. 464 с.

[7] Откр. 13:16-17.


Рекомендуется Вам: