Авторы: Маркова О.А., Кошелев М.С.
Существующий в Законе "О защите прав потребителей" претензионный порядок урегулирования спорных вопросов в области потребительских отношений предусматривает возможность применения предварительного досудебного мирного разрешения спора[1]. Претензионное производство позволяет без значительных расходов в небольшой срок урегулировать конфликт.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника", процедура медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения[2].
Положительные стороны медиации:
1) процессуальная простота, возможность разрешить спор во внесудебном порядке;
2) сокращение срока разрешения спора;
3) сокращение материальных затрат;
4) конфиденциальность. Необходимым условием эффективного применения медиации для урегулирования потребительских споров является гарантия конфиденциальности переговоров и их последствий.
Отрицательной стороной внедрения данного способа является увеличение срока разрешения спора в случае недостижения согласия сторон посредством медиации и обращения потребителя в суд. Также к отрицательным сторонам медиации некоторые авторы относят то, что, если стороны не желают обращаться к медиатору, их никто не может заставить сделать это.
В Китае процедура посредничества является весьма распространенной и имеет многовековую историю. Примерно 30% споров в Китае разрешается во внесудебном порядке[3]. Популярность примирительных процедур в Китае в литературе обоснована двумя факторами. Во-первых, отмечается влияние традиционного права. Национальной особенностью китайского народа является ориентированность на неформальное добровольное урегулирование всяческих конфликтов, широкое применение компромисса при решении противоречий. Второй фактор связан с неудовлетворительной работой судебной системы, которая привела к недовольству народа качеством оказания соответствующих услуг, в связи с чем китайское правительство вынуждено было переориентироваться на иные несудебные методы разрешения споров[4].
Поэтому в Китае разработана и существует целая система примирения, нашедшая отражение в нормативных актах. Одним из таких законов в сфере примирения является Закон КНР "О посредничестве", который был принят на 16-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва 28 августа 2010 г. и вступил в силу с 1 января 2011 г.[5] Законом легализованы примирительные комиссии, которые создавались по инициативе органов управления задолго до принятия закона и составляют один из видов системы примирения в Китае — народное примирение.
Таким образом, следует отметить сходство основных принципов медиации — равенство сторон, добровольность, нейтральность медиатора. Процедура может также проходить конфиденциально, если этого требуют стороны. Вместе с тем, отмечает Е.П. Русакова, стороны не спешат раскрывать информацию, предполагая дальнейшее обращение в суд. У китайских граждан, так же как и у российских, сложилась определенная доля недоверия к процедуре посредничества[6].
Активно применяется посредничество и в спорах между потребителями и продавцами, что нашло отражение в Законе КНР "О защите прав и интересов потребителей", и значительная роль в этом отводится общественным объединениям[7]. В соответствии со ст. 32 Закона "О защите прав и интересов потребителей" Союз потребителей принимает на рассмотрение жалобы потребителей, проводит разбирательства по содержанию жалобы, урегулирует сложившийся спор. Глава 6 Закона посвящена регулированию спорных ситуаций. В ст. 34 перечисляются пути разрешения спорных ситуаций между потребителем и продавцом, в числе которых названы переговоры с продавцом и также с помощью союза потребителей[8].
Сравнительно-правовой анализ института медиации позволяет сделать следующие выводы: примирительные процедуры в форме посредничества имеют большее распространение в Китае, нежели в России. В России данный институт является новым, его развитие и распространение требует последовательных усилий. Медиация в рамках отечественной правовой системы представляет собой деятельность, осуществляемую за пределами судопроизводства, и используется в дополнение к структуре правосудия. В рамках китайской правовой системы посредничество может осуществляться как за рамками судебного процесса, так и самими судьями, которые наделены полномочиями примирения сторон, и поэтому существует отдельный вид примирения — судебное примирение. Медиация востребована в отношениях между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем), целесообразность ее применения подтверждается опытом зарубежных государств, в том числе и Китая. Важно, чтобы медиативные услуги оказывались профессионально, чтобы качество работы российских медиаторов, организаций, оказывающих услуги по проведению медиации, служило повышению доверия к новому институту со стороны граждан.
Литература
1. Литвинова С.Ф. Примирение как способ разрешения споров в КНР / С.Ф. Литвинова // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 3. С. 36 — 40.
2. Русакова Е.П. Особенности процедуры посредничества в Китае / Е.П. Русакова // Правозащитник. 2016. N 2. С. 4.
[1] Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3.
[2] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
[3] Медиация в мире. URL: http://www.mediacia.com/medworld.htm (дата обращения: 10.10.2018).
[4] Литвинова С.Ф. Примирение как способ разрешения споров в КНР. URL: http:pravozashitnik.net/ru/2016/2/4/ (дата обращения: 15.10.2018).
[5] Закон КНР от 28 августа 2010 г. "О народном посредничестве". URL: https://asia-business.ru/law/law3/agent/ (дата обращения: 18.10.2018).
[6] Русакова Е.П. Особенности процедуры посредничества в Китае. URL: http://pravozashitnik.net/ru/2016/2/4 (дата обращения: 01.11.2018).
[7] Закон КНР "О защите прав потребителей". URL: https://chinalaw.center/civil_law/china_consumer_rights_protection_law_revised_2013_russian/ (дата обращения: 15.10.2018).
[8] Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов".
Связанные статьи:
- "Облачные" услуги и особенности их правового регулирования в Российской Федерации (57.1%)
- Информационные обязанности предпринимателя: некоторые проблемы реализации права потребителя на информацию (56.1%)
- Предусмотрен ли претензионный порядок по Закону о защите прав потребителей (56.1%)
- Какой срок исковой давности применяется к искам о защите прав потребителей (56.1%)
- Понятие потребителя в сфере гражданского оборота (56.1%)
- Правовое регулирование популяризации объектов культурного наследия на цифровых платформах как средство развития туризма в России (RANDOM - 50%)