ЮрФак: изучение права онлайн

Дифференциация видов безопасности в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ

Автор: Колоткина О.А.

В настоящее время в Российской Федерации действует огромный массив законодательства в области обеспечения безопасности и ее отдельных видов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" к таким видам отнесены: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации[1]. Таким образом, базовый Закон "О безопасности" называет лишь ключевые, на взгляд законодателя, виды безопасности, для которых закон определяет принципы и содержание деятельности по их обеспечению.

Наряду с базовым Законом "О безопасности" конкретные виды безопасности названы в: 1) стратегических документах нормативного характера в сфере обеспечения безопасности и 2) отраслевых законодательных актах, регламентирующих отдельные аспекты обеспечения безопасности конкретных объектов в различных сферах жизнедеятельности. Особое место и роль среди стратегических документов в сфере обеспечения безопасности отводится действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683[2]. В этом документе "национальная безопасность" выступает в качестве интегративной категории, объединяющей в себе ключевые виды национальной безопасности — государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности. По верному замечанию исследователей данной проблематики, дифференциация видов безопасности на законодательном уровне является не в полной мере корректной с точки зрения общепринятых критериев классификации и отчасти пробельной в контексте отражения ее в базовом Законе "О безопасности" и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[3]. Некорректность дифференциации видов национальной безопасности, на наш взгляд, проявляется в смешении на законодательном уровне отличных друг от друга критериев. К примеру, по объекту обеспечения национальной безопасности различают такие виды, как государственная (безопасность государства), общественная безопасность (безопасность общества) и безопасность личности. В свою очередь, на законодательном уровне использовался и иной критерий — по сфере обеспечения национальной безопасности, что позволило говорить о таких видах безопасности, как информационная, экономическая, экологическая и др. В свою очередь, пробельность дифференциации видов национальной безопасности заключается в отсутствии закрытого перечня видов национальной безопасности как в базовом Законе "О безопасности", так и в стратегических документах, принятых в сфере обеспечения безопасности, что является вполне оправданным с точки зрения развития общественных отношений. В связи с чем такая пробельность носит ярко выраженный реальный характер. Суть в том, что по мере развития общественных отношений в различных сферах, в том числе возникновения в них новых разноплановых опасностей и угроз интересам различных субъектов — личности, общества и государства, обозначится необходимость в дополнении видовой характеристики национальной безопасности. В то же время в современной научной литературе обосновывается наличие иных видов безопасности, первые из которых могут претендовать на самостоятельный вид национальной безопасности, в силу своей специфической особенности сущности и содержания, к примеру, правовая (юридическая) безопасность[4], а вторые являются составными разновидностями уже обозначенных на законодательном уровне видов безопасности. К примеру, особыми разновидностями экономической безопасности выступают "инвестиционная безопасность", "энергетическая безопасность", "инновационная безопасность"[5]. Таким образом, категория "национальная безопасность" интегрирует в себе широкий спектр разнообразных видов безопасности, тесно связанных между собой. По справедливому замечанию проф. А.С. Шабурова, обеспечение безопасности одного вида невозможно без обеспечения иных видов безопасности[6].

Представляется закономерным для уточнения границ дифференциации видов национальной безопасности в настоящей статье использовать в качестве ключевого критерия "стратегические национальные приоритеты Российской Федерации", под которыми в Стратегии национальной безопасности понимаются важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. Стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности позволят гарантировать в конечном итоге реализацию объективно значимых потребностей личности, общества и государства, их защищенность и устойчивое развитие. Обозначение именно этого критерия дифференциации позволит, по мнению автора статьи, выявлять тесную взаимосвязь отдельных видов национальной безопасности, устанавливая между ними разграничения родового и видового характера. Результаты проведенной дифференциации национальной безопасности представлены ниже в таблице.

Критерий "Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации"

Дифференциация национальной безопасности

Нормативное основание

Оборона страны

Военная безопасность

а) п. п. 33 — 41 Стратегии национальной безопасности РФ;

б) Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976)[7]

Государственная и общественная безопасность

Конституционная безопасность

а) п. п. 42 — 49 Стратегии национальной безопасности РФ;

б) Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685)[8];

в) Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 23.02.2018) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"[9];

г) Указ Президента РФ от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года"[10];

Криминологическая безопасность

Антитеррористическая безопасность

Антинаркотическая безопасность

Религиозная безопасность

Информационная безопасность

Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ядерная, радиационная, химическая, пожарная, биологическая, гидрометеорологическая безопасность)

д) Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ 01.03.2012 N Пр-539)[11];

е) Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"[12];

ж) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)[13]

Социальная безопасность

Политическая безопасность

Юридическая безопасность

Повышение качества жизни российских граждан

Безопасность личности

а) п. п. 50 — 54 Стратегии национальной безопасности РФ;

б) Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"[14]

Личная безопасность

Продовольственная безопасность

Демографическая безопасность

Экономический рост

Экономическая безопасность

а) п. п. 55 — 66 Стратегии национальной безопасности РФ;

б) Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"[15];

в) Указ Президента РФ от 06.05.2018 N 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"[16]

Промышленная безопасность

Инвестиционная безопасность

Энергетическая безопасность

Транспортная безопасность

Безопасность предпринимательства

Миграционная безопасность

Финансовая безопасность

Наука, технологии и образование

Научно-технологическая безопасность

а) п. п. 67 — 70 Стратегии национальной безопасности РФ;

б) Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"[17]

Образовательная безопасность

Инновационная безопасность

Здравоохранение

Безопасность в сфере охраны здоровья граждан

п. п. 71 — 75 Стратегии национальной безопасности РФ

Эпидемиологическая безопасность

Фармацевтическая (лекарственная) безопасность

Культура

Духовно-нравственная безопасность

п. п. 76 — 82 Стратегии национальной безопасности РФ

Культурно-историческая безопасность

Экология живых систем и рациональное природопользование

Экологическая безопасность

а) п. п. 83 — 86 Стратегии национальной безопасности РФ

б) Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"[18]

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

Международная безопасность

п. п. 87 — 107 Стратегии национальной безопасности РФ

Таким образом, анализ норм действующего законодательства в области обеспечения отдельных видов безопасности позволяет прийти к следующим выводам в рамках проводимого исследования:

Во-первых, видовая характеристика безопасности не имеет четких границ, что обусловлено объективными факторами развития общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности, появления новых разноплановых угроз и рисков интересам личности, общества и государства.

Во-вторых, существующие нормативные акты в сфере обеспечения безопасности фактически дублируют положения о конкретных видах безопасности, зачастую не раскрывая их содержание, даже посредством дефинитивных норм.

В-третьих, в современной научной литературе фактически нет расхождений в понимании вопроса о критериях проведения классификации безопасности. Ключевыми критериями выступают объекты обеспечения безопасности: личность, общество и государство, а также сферы жизнедеятельности: экономическая, политическая, социальная и др.

В-четвертых, нормы российского законодательства позволяют в настоящее время выделить интегративную категорию для проведения наиболее полной дифференциации видов безопасности — "национальная безопасность".

В-пятых, действующая в настоящее время Стратегия национальной безопасности в РФ содержит нормативный критерий дифференциации национальной безопасности — "стратегические национальные приоритеты Российской Федерации". Данный критерий, по мнению автора статьи, позволяет учитывать различные виды национальной безопасности, их тесную взаимосвязь в зависимости от: а) объекта обеспечения; б) конкретных интересов этих объектов (личности, общества и государства), их защищенности от разноплановых угроз и рисков; в) сфер, в которых происходит процесс обеспечения безопасности личности, общества и государства; г) стратегического планирования в сфере национальной безопасности[19].

В-шестых, в документах стратегического характера созданы правовые основы дифференциации видов национальной безопасности в Российской Федерации. При этом отдельный вид национальной безопасности может включать в себя конкретные подвиды.

В-седьмых, осознание значимости отдельных видов национальной безопасности в современных условиях находит отражение в документах стратегического планирования: концепциях, стратегиях, доктринах и др.

Список использованной литературы

1. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. N 10 (119).

2. Трусов Н.А. Правовое закрепление понятия и системы национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 4 (28).

3. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005.

4. Сакович В.А., Бровка Г.М. Инновационная безопасность: основные понятия, сущность // Наука и техника. 2016. Т. 15. N 2.

5. Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. N 3.

 


[1] Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 2010. 12 декабря.

[2] Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

[3] Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. N 10 (119). С. 15 — 27; Трусов Н.А. Правовое закрепление понятия и системы национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 4 (28).

[4] Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005; Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. N 3. С. 24 — 30.

[5] Сакович В.А., Бровка Г.М. Инновационная безопасность: основные понятия, сущность // Наука и техника. 2016. Т. 15. N 2. С. 144 — 153.

[6] Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. N 3. С. 24.

[7] Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета. 2014. N 298.

[8] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // Документ официально опубликован не был.

[9] Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 23.02.2018) // Российская газета. 2010. N 128.

[10] Указ Президента РФ от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2018. N 3. Ст. 515.

[11] Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 01.03.2012 N Пр-539) // Официально документ опубликован не был.

[12] Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 50. Ст. 7074.

[13] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. N 198.

[14] Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2010. N 21.

[15] Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2902.

[16] Указ Президента РФ от 06.05.2018 N 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2815.

[17] Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6887.

[18] Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.

[19] Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. 2014. N 146.


Рекомендуется Вам: