Автор: Колоткина О.А.
В настоящее время в Российской Федерации действует огромный массив законодательства в области обеспечения безопасности и ее отдельных видов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" к таким видам отнесены: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации[1]. Таким образом, базовый Закон "О безопасности" называет лишь ключевые, на взгляд законодателя, виды безопасности, для которых закон определяет принципы и содержание деятельности по их обеспечению.
Наряду с базовым Законом "О безопасности" конкретные виды безопасности названы в: 1) стратегических документах нормативного характера в сфере обеспечения безопасности и 2) отраслевых законодательных актах, регламентирующих отдельные аспекты обеспечения безопасности конкретных объектов в различных сферах жизнедеятельности. Особое место и роль среди стратегических документов в сфере обеспечения безопасности отводится действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683[2]. В этом документе "национальная безопасность" выступает в качестве интегративной категории, объединяющей в себе ключевые виды национальной безопасности — государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности. По верному замечанию исследователей данной проблематики, дифференциация видов безопасности на законодательном уровне является не в полной мере корректной с точки зрения общепринятых критериев классификации и отчасти пробельной в контексте отражения ее в базовом Законе "О безопасности" и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[3]. Некорректность дифференциации видов национальной безопасности, на наш взгляд, проявляется в смешении на законодательном уровне отличных друг от друга критериев. К примеру, по объекту обеспечения национальной безопасности различают такие виды, как государственная (безопасность государства), общественная безопасность (безопасность общества) и безопасность личности. В свою очередь, на законодательном уровне использовался и иной критерий — по сфере обеспечения национальной безопасности, что позволило говорить о таких видах безопасности, как информационная, экономическая, экологическая и др. В свою очередь, пробельность дифференциации видов национальной безопасности заключается в отсутствии закрытого перечня видов национальной безопасности как в базовом Законе "О безопасности", так и в стратегических документах, принятых в сфере обеспечения безопасности, что является вполне оправданным с точки зрения развития общественных отношений. В связи с чем такая пробельность носит ярко выраженный реальный характер. Суть в том, что по мере развития общественных отношений в различных сферах, в том числе возникновения в них новых разноплановых опасностей и угроз интересам различных субъектов — личности, общества и государства, обозначится необходимость в дополнении видовой характеристики национальной безопасности. В то же время в современной научной литературе обосновывается наличие иных видов безопасности, первые из которых могут претендовать на самостоятельный вид национальной безопасности, в силу своей специфической особенности сущности и содержания, к примеру, правовая (юридическая) безопасность[4], а вторые являются составными разновидностями уже обозначенных на законодательном уровне видов безопасности. К примеру, особыми разновидностями экономической безопасности выступают "инвестиционная безопасность", "энергетическая безопасность", "инновационная безопасность"[5]. Таким образом, категория "национальная безопасность" интегрирует в себе широкий спектр разнообразных видов безопасности, тесно связанных между собой. По справедливому замечанию проф. А.С. Шабурова, обеспечение безопасности одного вида невозможно без обеспечения иных видов безопасности[6].
Представляется закономерным для уточнения границ дифференциации видов национальной безопасности в настоящей статье использовать в качестве ключевого критерия "стратегические национальные приоритеты Российской Федерации", под которыми в Стратегии национальной безопасности понимаются важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. Стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности позволят гарантировать в конечном итоге реализацию объективно значимых потребностей личности, общества и государства, их защищенность и устойчивое развитие. Обозначение именно этого критерия дифференциации позволит, по мнению автора статьи, выявлять тесную взаимосвязь отдельных видов национальной безопасности, устанавливая между ними разграничения родового и видового характера. Результаты проведенной дифференциации национальной безопасности представлены ниже в таблице.
Критерий "Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации" |
Дифференциация национальной безопасности |
Нормативное основание |
Оборона страны |
Военная безопасность |
а) п. п. 33 — 41 Стратегии национальной безопасности РФ; б) Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976)[7] |
Государственная и общественная безопасность |
Конституционная безопасность |
а) п. п. 42 — 49 Стратегии национальной безопасности РФ; б) Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685)[8]; в) Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 23.02.2018) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"[9]; г) Указ Президента РФ от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года"[10]; |
Криминологическая безопасность |
||
Антитеррористическая безопасность |
||
Антинаркотическая безопасность |
||
Религиозная безопасность |
||
Информационная безопасность |
||
Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ядерная, радиационная, химическая, пожарная, биологическая, гидрометеорологическая безопасность) |
д) Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ 01.03.2012 N Пр-539)[11]; е) Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"[12]; ж) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)[13] |
|
Социальная безопасность |
||
Политическая безопасность |
||
Юридическая безопасность |
||
Повышение качества жизни российских граждан |
Безопасность личности |
а) п. п. 50 — 54 Стратегии национальной безопасности РФ; б) Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"[14] |
Личная безопасность |
||
Продовольственная безопасность |
||
Демографическая безопасность |
||
Экономический рост |
Экономическая безопасность |
а) п. п. 55 — 66 Стратегии национальной безопасности РФ; б) Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"[15]; в) Указ Президента РФ от 06.05.2018 N 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"[16] |
Промышленная безопасность |
||
Инвестиционная безопасность |
||
Энергетическая безопасность |
||
Транспортная безопасность |
||
Безопасность предпринимательства |
||
Миграционная безопасность |
||
Финансовая безопасность |
||
Наука, технологии и образование |
Научно-технологическая безопасность |
а) п. п. 67 — 70 Стратегии национальной безопасности РФ; б) Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"[17] |
Образовательная безопасность |
||
Инновационная безопасность |
||
Здравоохранение |
Безопасность в сфере охраны здоровья граждан |
п. п. 71 — 75 Стратегии национальной безопасности РФ |
Эпидемиологическая безопасность |
||
Фармацевтическая (лекарственная) безопасность |
||
Культура |
Духовно-нравственная безопасность |
п. п. 76 — 82 Стратегии национальной безопасности РФ |
Культурно-историческая безопасность |
||
Экология живых систем и рациональное природопользование |
Экологическая безопасность |
а) п. п. 83 — 86 Стратегии национальной безопасности РФ б) Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"[18] |
Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство |
Международная безопасность |
п. п. 87 — 107 Стратегии национальной безопасности РФ |
Таким образом, анализ норм действующего законодательства в области обеспечения отдельных видов безопасности позволяет прийти к следующим выводам в рамках проводимого исследования:
Во-первых, видовая характеристика безопасности не имеет четких границ, что обусловлено объективными факторами развития общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности, появления новых разноплановых угроз и рисков интересам личности, общества и государства.
Во-вторых, существующие нормативные акты в сфере обеспечения безопасности фактически дублируют положения о конкретных видах безопасности, зачастую не раскрывая их содержание, даже посредством дефинитивных норм.
В-третьих, в современной научной литературе фактически нет расхождений в понимании вопроса о критериях проведения классификации безопасности. Ключевыми критериями выступают объекты обеспечения безопасности: личность, общество и государство, а также сферы жизнедеятельности: экономическая, политическая, социальная и др.
В-четвертых, нормы российского законодательства позволяют в настоящее время выделить интегративную категорию для проведения наиболее полной дифференциации видов безопасности — "национальная безопасность".
В-пятых, действующая в настоящее время Стратегия национальной безопасности в РФ содержит нормативный критерий дифференциации национальной безопасности — "стратегические национальные приоритеты Российской Федерации". Данный критерий, по мнению автора статьи, позволяет учитывать различные виды национальной безопасности, их тесную взаимосвязь в зависимости от: а) объекта обеспечения; б) конкретных интересов этих объектов (личности, общества и государства), их защищенности от разноплановых угроз и рисков; в) сфер, в которых происходит процесс обеспечения безопасности личности, общества и государства; г) стратегического планирования в сфере национальной безопасности[19].
В-шестых, в документах стратегического характера созданы правовые основы дифференциации видов национальной безопасности в Российской Федерации. При этом отдельный вид национальной безопасности может включать в себя конкретные подвиды.
В-седьмых, осознание значимости отдельных видов национальной безопасности в современных условиях находит отражение в документах стратегического планирования: концепциях, стратегиях, доктринах и др.
Список использованной литературы
1. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. N 10 (119).
2. Трусов Н.А. Правовое закрепление понятия и системы национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 4 (28).
3. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005.
4. Сакович В.А., Бровка Г.М. Инновационная безопасность: основные понятия, сущность // Наука и техника. 2016. Т. 15. N 2.
5. Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. N 3.
[1] Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 2010. 12 декабря.
[2] Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
[3] Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории и законодательстве России // Lex russica. 2016. N 10 (119). С. 15 — 27; Трусов Н.А. Правовое закрепление понятия и системы национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 4 (28).
[4] Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005; Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. N 3. С. 24 — 30.
[5] Сакович В.А., Бровка Г.М. Инновационная безопасность: основные понятия, сущность // Наука и техника. 2016. Т. 15. N 2. С. 144 — 153.
[6] Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. N 3. С. 24.
[7] Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета. 2014. N 298.
[8] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // Документ официально опубликован не был.
[9] Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 23.02.2018) // Российская газета. 2010. N 128.
[10] Указ Президента РФ от 11.01.2018 N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2018. N 3. Ст. 515.
[11] Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 01.03.2012 N Пр-539) // Официально документ опубликован не был.
[12] Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 50. Ст. 7074.
[13] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. N 198.
[14] Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2010. N 21.
[15] Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2902.
[16] Указ Президента РФ от 06.05.2018 N 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2815.
[17] Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6887.
[18] Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
[19] Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. 2014. N 146.
Связанные статьи:
- Незаконная миграция в России и вопросы обеспечения национальной безопасности (93.4%)
- Особенности ограничения прав и свобод человека при обеспечении национальной безопасности государства (56.7%)
- Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления (56.7%)
- Административно-правовые средства обеспечения миграционной безопасности России (56.7%)
- Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности личности (56.7%)
- Категория "уязвимость" в понятийном ряду теории и практики обеспечения безопасности (RANDOM - 50%)