ЮрФак: изучение права онлайн

Конфискация имущества по уголовному законодательству зарубежных стран

Авторы: Мартыненко Н.Э., Мартыненко Э.В.

Оглавление

Австрия

Великобритания

Голландия

Дания

Испания

Италия

Литература


Одной из новелл российского уголовного законодательства является наличие в УК РФ конфискации имущества, но не как вида наказания, традиционно существующего еще со времен Русской Правды, а как иной меры уголовно-правового характера. Неразработанность данного института породила значительные трудности при его применении, от чего еще в 2006 г. предостерегал профессор П.С. Яни[1]. По прошествии более чем десятилетнего периода существования новой конфискации ситуация мало изменилась. Применение данного института остается неудовлетворительным[2].

Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации показывают, что суды из всех видов конфискации применяют только один ее вид (так называемую процессуальную конфискацию орудий и средств совершения преступления). Так, за последние пять лет количество случаев применения конфискации составило: 2013 г. — 677; 2014 г. — 1 372; 2015 г. — 2 175; 2016 г. — 2 499; 2017 г. — 2 320[3].

Существует и проблема законодательного установления конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера[4]. За более чем десятилетний срок действия нормы о конфискации (ст. 104.1 УК РФ) в нее восемнадцать раз вносились изменения, которыми расширялся перечень так называемых конфискационных преступлений, поскольку отсутствуют какие-либо общие признаки, которые бы позволили отнести преступление к числу конфискационных.

Для решения вышеназванных проблем представляется возможным обратиться к зарубежному опыту регламентации конфискации, поскольку изучение зарубежного законодательства "открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права"[5].

Конфискация имущества предусмотрена во всех европейских странах. Этот институт закреплен в целом ряде международных договоров[6]. Среди них Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г., ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г.)[7]; Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 10 января 2000 г.; Конвенция ООН против коррупции (от 31 октября 2003 г.)[8] и ряд других.

Поскольку объем статьи не позволяет охарактеризовать законодательства всех европейских стран (тем более что об этом имеется ряд интересных научных трудов), приведем лишь те, законодательный опыт которых возможно, с нашей точки зрения, использовать при внесении изменений в положения о конфискации имущества.

Австрия

В параграфе 20 УК Австрии предусмотрено положение о том, что конфискация может налагаться на имущественные ценности, принадлежащие лицу, совершившему преступление, а также предметы, попавшие во владение того или иного лица незаконным путем. Кроме того, конфискации подлежат имущественные ценности, находящиеся в пользовании преступной группировки или террористической организации либо служащие для финансирования терроризма.

Параграф 26 закрепил положение о том, что: "1. Предметы, используемые преступником для совершения преступления, подлежат конфискации, чтобы препятствовать совершению преступления. 2. Предметы, на которые имеет право лицо, не участвующее в преступлении, конфискуются только в том случае, если данное лицо не гарантирует, что они не будут вновь использованы для совершения преступления. 3. Если имеются предпосылки конфискации, то предметы конфискуются также в том случае, когда нельзя приговорить определенных лиц за уголовные преступления".

При этом согласно § 57 УК Австрии с истечением срока давности конфискация имущества и принятие превентивных мер не допускаются.

Великобритания

Основным нормативным актом, регулирующим основания и процедуру конфискации имущества, является Статут о преступных доходах 2002 г.

Согласно британскому законодательству конфискация имущества может применяться в ряде случаев:

1) получение прибыли от деятельности, являющейся нарушением действующего законодательства. Согласно Закону об уголовном правосудии 1988 г. конфискуется собственность, полученная или приобретенная в результате незаконной деятельности, если ее стоимость превышает минимальный размер, определяемый законом (10 тыс. фунтов стерлингов). Минимальный размер такого рода доходов, подлежащих конфискации, может быть изменен по решению Министра внутренних дел;

2) нарушения закона, связанные с терроризмом или пособничеством террористам. Так, согласно Закону о терроризме 2000 г. финансирование террористической деятельности путем предоставления доходов от использования собственности или финансовых средств, убеждения другого лица предоставить соответствующее финансирование, а также прямой передачи средств является уголовно наказуемым правонарушением. Финансовые средства и иная собственность, в отношении которой было доказано, что она использовалась для финансирования террористической деятельности, конфискуются, а в отношении нарушителя помимо этого могут применяться другие виды наказания, вплоть до лишения свободы. Согласно этому же Закону конфискация как часть наказания применяется и в случаях доказанного отмывания средств;

3) торговля и перевозка запрещенных наркотических веществ. Согласно Закону о торговле наркотиками 1994 г. у лица, виновного в перевозке наркотиков, конфискуется весь объем перевозимого запрещенного груза, а в отношении нарушителя может быть применено дополнительное наказание вплоть до лишения свободы в случае, если было доказано получение им прибыли от незаконной деятельности.

Наряду с названными действуют и другие законы[9].

Голландия

Раздел II "Наказание" Уголовного кодекса Голландии к дополнительным видам наказания относит конфискацию имущества, хотя перечень предметов, подлежащих конфискации, содержится в разделе II a "Меры". В соответствии со ст. 36c конфискации подлежат:

— предметы, полученные исключительно или в основном посредством правонарушения или вследствие правонарушения;

— предметы, в отношении которых было совершено правонарушение;

— предметы, использованные для совершения или подготовки правонарушения;

— предметы, препятствующие расследованию правонарушения;

— предметы, произведенные и предназначенные для совершения правонарушения; если это предметы такого характера, что бесконтрольное владение ими является нарушением закона или противоречит интересам общества.

Кроме того, в соответствии со ст. 36d подлежат конфискации: предметы, принадлежащие преступнику или обвиняемому, которые имеют такой характер, что бесконтрольное владение ими является нарушением закона или противоречит интересам общества, и которые были обнаружены в ходе расследования правонарушения, совершенного им или в котором он подозревается, но только в том случае, если эти предметы могут быть использованы для совершения или подготовки аналогичного правонарушения или для препятствования расследованию.

Дания

Уголовный кодекс Дании в системе наказаний не предусматривает конфискацию имущества. Правила конфискации имущества содержатся в гл. 9 "Иные правовые последствия наказуемого деяния". В параграфе 75 сказано, что доходы, извлеченные из любого преступного деяния, или сумма, им эквивалентная, могут быть полностью или частично конфискованы. Если размер такой суммы точно определить не удалось, то может быть конфискована сумма, эквивалентная предполагаемым доходам.

С целью предупреждения последующих преступлений в Кодексе содержится перечень предметов, которые могут быть конфискованы. К ним относятся:

1) предметы, использованные или те которые предполагалось использовать в преступном деянии;

2) предметы, созданные преступным деянием;

3) предметы, благодаря которым преступное деяние было иным образом совершено.

Вместо конфискации вышеназванных предметов может быть конфискована сумма, эквивалентная их стоимости или части их стоимости.

Вместо конфискации в отношении предметов могут быть предприняты другие меры с целью предупреждения последующих преступлений.

Когда юридическое лицо ликвидируется судебным решением, его капитал, документы, протоколы и т.д. могут быть конфискованы. В соответствии с § 76 конфискация может производиться у любого лица, которому были непосредственно направлены доходы от преступного деяния.

Конфискация предметов и денежных средств также может производиться у любого лица, которое несет ответственность за преступление, а также у любого, кто действовал от имени такого лица.

Особо защищенные права на конфискованные предметы прекращаются только после вступления в силу судебного решения.

Если какое-либо лицо после преступного деяния произвело отчуждение доходов, предметов или прав на них, то переданное имущество или его стоимость могут быть конфискованы у приобретателя, если он знал о связи переданного имущества с преступным деянием или проявил в этом отношении грубую небрежность, а также если данная передача была безвозмездной.

Если лицо, к которому применяется конфискация в соответствии с п. (1) — (4), умирает, то его ответственность прекращается. Данное положение не должно применяться к конфискации в соответствии со ст. 75(1), т.е. все равно подлежат конфискации предметы, использованные или использование которых предполагалось в преступном деянии; предметы, созданные преступным деянием; предметы, благодаря которым преступное деяние было иным образом совершено.

В соответствии с § 77 если при конфискации лицо предъявляет иск о возмещении ущерба в связи с данным преступлением, то конфискованное имущество может быть использовано для удовлетворения иска о возмещении ущерба. То же должно применяться к конфискованным предметам и суммам.

Особенностью Уголовного кодекса Дании является регламентация правил конфискации имущества после смерти лица, к которому применяется конфискация.

Испания

Согласно испанской правовой доктрине принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства средств и орудий совершения преступления, а также приобретенного в результате его совершения имущества является в первую очередь мерой, нацеленной на обеспечение сохранности вещественных доказательств для их последующего предъявления в суде. В то же время конфискация в Испании может носить также и характер дополнительного наказания за преступные деяния, совершенные из корыстных побуждений, т.е. выступать в качестве санкции за преступление либо за административное и гражданское правонарушение.

Уголовный кодекс Испании не включает в перечень видов уголовного наказания и мер безопасности конфискацию имущества. Однако в разделе 6 "Дополнительные последствия" сказано, что "все наказания, назначаемые за совершение преступлений или умышленных проступков, влекут за собой как утрату всего полученного в результате совершения преступления, так и изъятие орудий, которые использовались при совершении преступления, если все это только не принадлежит третьим лицам, которые являются добросовестными владельцами и не несут ответственности за совершение преступления. То, что было конфисковано, продается, используется для возмещения ущерба или используется в соответствии с законом" (ч. 1 ст. 127 УК Испании).

В соответствии с ч. 2 ст. 127.2, если изъятие вышеуказанного имущества не представляется возможным, предусматривается арест и изъятие иного имущества, имеющего аналогичную ценность и являющегося собственностью лица, виновного в совершении преступления или проступка.

При этом следует отметить, что речь идет, как правило, о специальной конфискации. Она распространяется на орудия совершения преступления, полученные преступным путем материальные блага, доходы, возникшие от их использования, а также на имущество третьих лиц при условии, что последние знали или могли знать о его незаконном происхождении.

На практике конфискация применяется в Испании в борьбе с имущественными преступлениями, преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, коррупцией, контрабандой, отмыванием денег и финансовыми махинациями, а равно для противодействия налоговым преступлениям и деяниям террористического толка.

Италия

Конфискация имущества (факультативная и обязательная) в Италии установлена статьями Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса, а также многочисленными специальными законодательными актами.

Уголовный кодекс и специальные законы предполагают конфискацию имущества как меру безопасности в случаях, когда оно напрямую или косвенно связано с преступлением, по которому вынесено обвинительное постановление суда. Законом 575 от 31 мая 1965 г. "О борьбе против мафии" (ст. 2-бис) предусматриваются также секвестр и конфискация имущества как профилактическая мера. Таким образом, по видам конфискация подразделяется на превентивную, уголовную и "расширенную" уголовную.

Статья 240 "Конфискация" содержит общие положения, устанавливающие в случае вынесения судом обвинительного приговора конфискацию в отношении предметов и вещей, которые служили или предназначались для совершения преступления, а также имущества, полученного в результате совершения преступления ("продукт" или "доход"), как факультативную, так и обязательную.

Факультативная конфискация распространяется на вещи, которые использовались или предназначались для совершения преступления, а также на "продукт" и "доход", полученные от совершения преступления. Обязательная конфискация назначается судом на имущество, являющееся "ценой" преступления, а также на вещи, производство, использование, ношение, хранение или отчуждение которых является преступлением, даже если не было вынесено обвинительное постановление.

Статья 416-бис устанавливает обязательную конфискацию в случае вынесения обвинения в принадлежности к преступной организации мафиозного типа в отношении вещей, которые служили или предназначались для совершения преступления, имущества, полученного в результате совершения преступления, а также используемого для совершения новых преступлений.

Другие статьи УК предусматривают конфискацию имущества, в частности, по таким видам преступлений, как мошенничество, вымогательство, детская проституция и порнография, организация туристических поездок с целью использования детской проституции, торговля людьми, контрабанда, содействие незаконной иммиграции, отмывание денег. Конфискация по другим видам преступлений определяется отдельными законами. Среди них, помимо Закона "О борьбе против мафии", можно выделить такие, как транснациональные преступления, преступления, связанные с терроризмом, контрабандой, преступления против госадминистрации, а также связанные с незаконным распространением наркотиков, незаконным перемещением ценностей и т.п.

Закон от 7 марта 1996 г. N 109 "Предписания в области управления арестованным и конфискованным имуществом" предусматривает специальные правила управления конфискованным имуществом. В соответствии со ст. 2-9-1 конфискованное имущество передается государству.

Нерешенность ряда проблем, связанных с конфискацией имущества, в уголовном законодательстве России позволяет использовать зарубежный опыт регламентации конфискации имущества в части:

— определения целей конфискации имущества;

— решения вопроса о возможности конфискации имущества в случае признания лица невменяемым или в случае смерти лица, совершившего преступление;

— изменения перечня статей, за которые предусмотрена конфискация имущества по действующему УК РФ;

— касающейся решения вопроса о праве или обязанности суда применять конфискацию имущества.

Литература

1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права / М. Ансель // Очерки сравнительного права: Сборник. М.: Прогресс, 1981. С. 36 — 86.

2. Букарев В.Б. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем / В.Б. Букарев, Ю.В. Трунцевский, Н.А. Шулепов // Международное публичное и частное право. 2007. N 4. С. 53 — 64.

3. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств / А.Г. Волеводз, С.Б. Соловьев. М.: Юрлитинформ, 2007. 437 с.

4. Гриненко А.В. Методология уголовно-процессуальной науки / А.В. Гриненко // Государство и право. 2003. N 9. С. 54 — 60.

5. Докучаев А.И. Регулирование возврата преступных активов по праву Англии / А.И. Докучаев, А.Г. Волеводз // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. N 4(33). С. 282 — 297.

6. Зайцев О.А. Об активной роли суда в уголовно-процессуальном доказывании / О.А. Зайцев, П.С. Пастухов // Уголовное право. 2014. N 6. С. 84 — 88.

7. Цепелев В.Ф. О подходах к оценке эффективности уголовной политики / В.Ф. Цепелев // Труды Академии управления МВД России. 2014. N 2(30). С. 9 — 14.

8. Шестак В.А. О частных проблемах имплементации норм международного права в российское законодательство о противодействии коррупции / В.А. Шестак // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 61 — 63.

9. Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества / В.А. Шестак // Уголовное право: Стратегия развития в XXI веке: Материалы XV Международной научно-практической конференции (28 — 29 января 2016 г.). М.: РГ-Пресс, 2018. С. 183 — 186.

10. Яни П.С. Конфискация имущества и уголовная ответственность / П.С. Яни // Уголовное право. 2006. N 6. С. 131 — 135.

 


[1] Яни П.С. Конфискация имущества и уголовная ответственность // Уголовное право. 2006. N 6. С. 131 — 135.

[2] Гриненко А.В. Методология уголовно-процессуальной науки // Государство и право. 2003. N 9. С. 54 — 60; Зайцев О.А., Пастухов П.С. Об активной роли суда в уголовно-процессуальном доказывании // Уголовное право. 2014. N 6. С. 84 — 88; Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы XV Международной научно-практической конференции. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 183 — 186.

[3] URL: http://www.cdep.ru/.

[4] Цепелев В.Ф. О подходах к оценке эффективности уголовной политики // Труды Академии управления МВД России. 2014. N 2(30). С. 9 — 14.

[5] Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М., 1981. С. 38.

[6] Волеводз А.Г., Соловьев С.Б. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств. М.: Изд-во "Юрлитинформ", 2007. С. 43 — 70.

[7] Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право. 2007. N 4. С. 53 — 64.

[8] Шестак В.А. О частных проблемах имплементации норм международного права в российское законодательство о противодействии коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 61 — 63.

[9] Докучаев А.И., Волеводз А.Г. Регулирование возврата преступных активов по праву Англии // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. N 4(33). С. 282 — 297.


Рекомендуется Вам: