ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности информационных правоотношений в банковской сфере

Автор: Палехова Е.А.

В условиях рыночной экономики и совершенствования информационных отношений информация выступает частью общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, включая и банковскую сферу. Информатизация общества возрастает и требует повышенного внимания законодателя как правового регулятора отношений. Ввиду этого приведем несколько оснований возникновения информационных отношений. В первую очередь разнообразный массив информационных отношений все в большей степени требует особого правового регулирования, учитывая специфику регулируемых связей между субъектами банковской инфраструктуры и участниками информационного сообщества. Во-вторых, появление новых объектов регулирования, развитие информационно-телекоммуникационных сетей создают предпосылки для обеспечения прав и законных интересов субъектов информационного правоотношения. В-третьих, важнейшее значение для банковской системы любого государства и создания благоприятных условий для общества имеет предоставление гарантий обеспечения прав и свобод субъектам информационного правоотношения, исходящих от государственной власти. В-четвертых, государством используются различные правовые режимы в комплексном правовом регулировании информационных отношений в банковской сфере. В-пятых, ответственность субъектов информационных правоотношений, а в особенности в банковской инфраструктуре, обладает особой значимостью для общества в целом. В-шестых, в банковской деятельности выделяются информационные составляющие, обладающие значительной самостоятельностью по своей природе. Исходя из вышеназванных оснований возникновения информационных отношений необходимость правового регулирования информации в банковских отношениях и инфраструктуре является закономерным этапом развития общества.

Как отмечается в правовой литературе, правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством[1]. Схожего определения придерживается С.С. Алексеев, который под правоотношением понимает возникающую на основе норм права индивидуализированную связь между лицами, характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства[2]. Сущность указанных определений заключается в правовой связи между субъектами (физическими или юридическими лицами), выражающейся в правах и обязанностях, которые и определяют меру их поведения. Структурное содержание правоотношения состоит из следующих элементов: объект правоотношения, субъект правоотношения, содержание правоотношения. Таким образом, правоотношение представляет собой разновидность общественных отношений, урегулированных нормой права, основанных на волевых действиях участников, обладающих субъективными правами и юридическими обязанностями; наличие принудительной силы государства.

В доктрине высказывается мнение, что наличие множества различных правовых средств воздействия (организационного, правового, информационного и другого характера) на участников правоотношения может выходить за пределы действующего гражданско-правового регулирования и влиять на сущность понятия правоотношения. Например, речь идет о наличии определенного правового статуса субъектов, отличительных признаков общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и общественных отношений, не имеющих правовой регламентации[3], запретов и т.д. Полагаем, что указанные особенности имеют право на существование и не оказывают существенного влияния на сущность правоотношения, так как в данном случае правовому регулированию подлежат отношения в сфере, где используется не только диспозитивный метод воздействия на отношения, но и императивный. По мнению В.С. Нерсесянца, дозволения и запреты как способы и режимы правовой регуляции зависят от потребностей, специфики объекта регулирования, характера и содержания правовой политики законодателя и государства в целом[4]. То есть является важным сам предмет правового регулирования или, иными словами, сфера отношений, на которую направлена принудительная сила государства (где требуется дополнительный внешний контроль или установление определенных специальных правовых режимов). Следовательно, правовая природа понятия правоотношения может отражать не только отраслевой характер изучаемых отношений, но и межотраслевой. Данная особенность является одним из признаков классификации правоотношений, заключающейся в отраслевой принадлежности. Исходя из данного признака можно говорить и об особенностях субъектного состава правоотношения, например количество участников отношения и особенности (характер) их прав и обязанностей. Перечисленные признаки различных видов правоотношений отражают специфику регулируемых отношений и значимость данных отношений для государства. Например, правоотношения гражданско-правового характера имеют в большей степени дозволительные нормы, а правоотношения административного характера — регулятивные нормы.

Следует отметить, что не все информационные отношения подлежат правовому регулированию, так как не все из них обладают определенной ценностью или их правовое регулирование представляется нецелесообразным[5].

Информационные отношения, по справедливому мнению А.Б. Венгерова, являются различными видами операций с информацией — регистрация, сбор, передача, хранение, обработка[6]. На современном этапе мы понимаем под информационными отношениями отношения по поводу получения, распространения, доступа, обмена и защиты информации с использованием информационных технологий, включающих различные операции с информацией. Особое значение приобретает вывод В.А. Дозорцева, который отмечал: "Информационные отношения как особая ветвь общественных отношений появляются только тогда, когда имеют место не разовые акты возмездного сообщения сведения, а появляется система коммерческого распространения сведений, данных как таковых, опирающаяся на появившуюся для удовлетворения общественных потребностей систему специализированных для этой деятельности организаций, которые образуют особую отрасль экономики"[7]. По данному поводу Е.П. Губин отмечает: "…рынок обладает и иными недостатками, требующими участия государства. К их числу следует отнести и несовершенство, недостаточность рыночной информации, информации для потребителей и производителей товара. Частные и монополизированные рынки далеко не всегда заинтересованы в предоставлении полной информации, и государство может обязать участников рынка публиковать необходимые сведения и факты или само распространять нужную рынку информацию"[8]. Вследствие этого информационные отношения приобретают определенную форму в виде информационного правоотношения.

По мнению М.И. Брагинского, "права и обязанности, связанные с движением информации, по общему правилу входят составной частью в содержание более общего правоотношения… Будучи тесно связанным с основным правоотношением, информационное правоотношение обладает его важнейшими структурными особенностями, которые определяют отраслевую принадлежность информационного правоотношения"[9].

правоотношения разнообразны, но наибольший интерес для данного исследования представляет совокупность методов и средств, применяемых государством в банковской сфере. Следует изучить некоторые особенности информационных правоотношений, в чем заключается их специфика и их отличие от банковских правоотношений. Если банковское правоотношение имеет своей целью заключение банковской операции (сделки) и получение прибыли как конечного результата, то для информационного правоотношения действия субъектов направлены на операции с информацией, ее предоставлением и защитой. Таким образом, информационные правоотношения опосредованы банковской деятельностью, но при этом банковское правоотношение и информационное правоотношение являются различными понятиями.

Вне сомнения, банковская деятельность для государства имеет огромное значение и является основой экономики и бюджета, т.е. наличествует прямой интерес государства. Согласно этому правовое регулирование информационных правоотношений в банковской сфере выделяется как императивный метод государственного регулирования, например, выражающийся во взаимоотношениях между государством и Центральным банком Российской Федерации (гл. I Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[10]), государственными органами (государственными корпорациями), кредитными организациями и Банком России (ст. 27 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"[11], ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"[12], ст. 13, 15 — 20 и др. Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"[13] и др.). Для указанного рода правоотношений характерны следующие действия участников правоотношения: предоставление отчетности Банку России, Агентству страхования вкладов, документации в бюро кредитных историй и иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

При изучении информационных правоотношений, возникающих между кредитными организациями, в большинстве случаев применяется диспозитивный метод. При этом банковские правоотношения все же находятся под непосредственным надзором и контролем Банка России, что предусмотрено главой X Закона о Банке России и иным действующим законодательством.

Таким образом, можно заключить, что к информационным правоотношениям в банковской сфере применяются различные методы правового регулирования, учитывая специфику субъектного состава правоотношения. Следует обратить внимание и на специфику субъектного состава сложного информационного правоотношения.

Исходя из субъектного состава информационных правоотношений в банковской сфере существуют специальные субъекты, среди которых: бюро кредитных историй, Агентство по страхованию вкладов, банковские группы и многие другие[14]. В правовой доктрине отмечается, что "органы, которые регулируют или обслуживают деятельность банковской системы и сами не могут совершать банковские операции", а также "функционирование которых направлено на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в целом"[15], могут быть включены в банковскую инфраструктуру. Специальные органы банковской инфраструктуры также участвуют в информационных правоотношениях, что и отражается в действующем законодательстве, например согласно ст. 27 Закона об АСВ Агентство и Банк России взаимодействуют и информируют друг друга по осуществлению мероприятий по страхованию вкладов; Банк России направляет в АСВ отчетность банков и иную информацию; Банк России информирует АСВ о выдаче лицензии, отзыве (аннулировании) лицензии, о назначении временной администрации и др.

Полагаем, что расширенный субъектный состав банковской системы (не названный в ст. 2 Закона о банках), обладающий правом участвовать в информационных правоотношениях на основании действующего законодательства, также является особенностью изучаемых отношений.

Важной особенностью информационных правоотношений является и установление правового режима информации с ограниченным доступом в банковской сфере, именуемой банковской тайной (ст. 26 Закона о банках). Естественно, в действующем законодательстве существует множество правовых режимов с ограниченным доступом, но применительно к банковской сфере специальным режимом конфиденциальной информации центральное место занимает банковская тайна (в буквальном ее обозначении). То есть законодатель установил режим информации, который закреплен правовыми нормами, согласно которым правовой режим банковской тайны обеспечен совокупностью юридических средств по ее защите. Правовые режимы иных видов информации с ограниченным доступом также подлежат защите и ее нераспространению, например, речь идет о служебной, коммерческой тайне (ст. 31 Закона об АСВ); коммерческой, служебной, налоговой (ст. 17 Закона о КИ). Но для данного исследования первостепенное значение имеет банковская тайна как особенность отраслевой принадлежности информации. Несмотря на то что круг субъектов, которые могут получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, содержит в себе множество уполномоченных государством органов (абз. 1 — 7 ст. 26 Закона о банках) и с этой точки зрения нивелирует само понятие тайны[16], буквальное толкование банковской тайны позволяет все же сделать вывод о ее необходимости в банковской сфере.

Исходя из ст. 26 Закона о банках можно утверждать, что информационные правоотношения носят индивидуализированный характер. В данной статье определен объем сведений, доступ к которым ограничен, и определены субъекты информационных правоотношений. Благодаря регламентированной ясности объекта и субъекта правоотношения, устанавливаются и действия указанных субъектов, объем их прав и обязанностей.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что существует группа общественных отношений в банковской инфраструктуре, именуемых информационными правоотношениями. Информационные правоотношения не являются в чистом виде информационными, а опосредуются через банковские отношения. Представляется, что правовое регулирование информационных правоотношений в кредитной сфере должно осуществляться с учетом особенностей, обозначенных в данном исследовании.

Литература

1. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2 т. / С.С. Алексеев. М.: Юридическая литература, 1982. Т. 2. 359 с.

2. Белов В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / В.А. Белов. М.: Юрайт, 2009. 993 с.

3. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления / А.Б. Венгеров. М.: Юридическая литература, 1978. 206 с.

4. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы / Е.П. Губин. М.: Юристъ, 2005. 311 с.

5. Дозорцев В.А. Проблемы интеллектуальной собственности. От разобщенности к системе исключительных прав / В.А. Дозорцев // Законодательство в научно-технической сфере в Российской Федерации и в странах организации экономического содействия и развития (ОЭСР). Париж, 1996. С. 78.

6. Марченко М.Н. Основы права: Учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. М.: Проспект, 2009. 336 с.

7. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник / В.С. Нерсесянц. М.: Норма, 2006. 835 с.

8. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: ИНФРА-М, 2010. 1 008 с.

9. Тосунян Г.А. Банковское право Российской Федерации: Учебник / Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. 446 с.

 


[1] Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Основы права: Учебник. М.: Проспект, 2009. С. 34.

[2] Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. Т. 2. С. 82.

[3] Белов В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2009. С. 200 — 201.

[4] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. М.: Норма, 2005. С. 90.

[5] Причинами может являться и отсутствие правового регулирования, например, криптовалют и иных объектов, не имеющих юридического закрепления в законодательстве.

[6] Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978. С. 26 — 27.

[7] Дозорцев В.А. Проблемы интеллектуальной собственности. От разобщенности к системе исключительных прав // Законодательство в научно-технической сфере в Российской Федерации и в странах Организации экономического содействия и развития (ОЭСР). Париж, 1996. С. 78.

[8] Цит. по: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 19.

[9] Там же.

[10] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 29.07.2018 N 263-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2018. N 31. Ст. 4852 (далее — Закон о Банке России).

[11] Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01.07.2018 N 175-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029; 2018. N 28. Ст. 4139 (далее — Закон об АСВ).

[12] Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изм. и доп. от 03.08.2018 N 327-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 44. URL: http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2018 (далее — Закон о КИ).

[13] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп. от 29.07.2018 N 263-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2018. N 31. Ст. 4852 (далее — Закон о банках).

[14] Предпринимательское право РФ: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 677. Автор главы — Е.Б. Лаутс.

[15] Там же. См. также: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 257 — 259.

[16] Банковская тайна и ее распространение субъектами, указанными в ст. 26 Закона о банках, порождает множественные споры на практике. См., например: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. N 146 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 11; Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1337-О. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2016 г. N 07АП-7363/2016 по делу N А03-6633/2016. Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: