ЮрФак: изучение права онлайн

Место прохождения альтернативной гражданской службы: критерии распределения граждан

Автор: Соколов Я.О.

Одним из распространенных судебных споров, связанных с альтернативной гражданской службой (далее — АГС), является обжалование распределения к месту службы. Причина заключается в несогласии граждан с возложенными на них трудовыми обязанностями.

В ноябре 2017 г. Волгодонским районным судом Ростовской области рассматривалось административное дело по иску С., проходящего АГС, к военному комиссариату[1]. С. был направлен в Челябинскую областную клиническую больницу и считал это решение неправомерным: имея диплом строителя, он должен был выполнять работу санитара. По его мнению, чиновники нарушили требование п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (далее — Федеральный закон N 113): "при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах".

Представитель военкомата в свою очередь указал, что С. был направлен в медучреждение, "поскольку данная организация нуждается в трудовых ресурсах, тогда как трудовые ресурсы по специальности "строительство и эксплуатация зданий и сооружений" в настоящее время не востребованы".

Суд поддержал доводы военкомата, сославшись также на то, что гражданин документально не подтвердил наличие у него образования строителя. В удовлетворении административного иска С. было отказано.

Суд придерживался позиции, сложившейся в правоприменительной практике с момента принятия Федерального закона N 113: учет потребностей организации важнее специальности гражданина, проходящего АГС. Ссылка на неподтверждение истцом образования имела второстепенное значение, и даже при представлении диплома на обозрение суда его решение едва ли было бы иным.

Аналогичное решение вынес в сентябре 2013 г. Тверской районный суд г. Москвы, отказав гражданину П. в отмене приказа Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) о его назначении санитаром в Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов, которое гражданин, проходящий АГС, считал не соответствующим своей специальности и квалификации[2]. Мосгорсуд оставил данное решение без изменения.

Газета "Альтернативщик", рассказывая о прохождении гражданами АГС в 2016 — 2017 гг., привела примеры молодых людей с образованием юриста[3] и плотника[4], трудившихся санитарами в больницах Кировской и Смоленской областей. В то же время обе эти профессии были в перечне тех, на которые могут направляться граждане, проходящие АГС[5].

Приоритетность потребностей организаций[6] предусмотрена и законодательством. Вакантные должности включаются в ежегодно утверждаемые перечни на основании заявок работодателей. Возможность распределения гражданина в соответствии с дипломом зависит от количества и содержания заявок: чем меньше их для его профессии, тем меньше у него шансов трудоустройства с учетом образования.

Кроме того, значительная часть организаций не имеет общежитий, что ограничивает диапазон подбора места службы. Например, жителю г. Калининграда с дипломом инженера и опытом работы было отказано в прохождении службы по специальности, так как организация, подавшая соответствующую заявку, находилась в другом населенном пункте и не имела общежития. Гражданина распределили санитаром в областную инфекционную больницу. Суды первой и второй инстанций оставили его жалобу без удовлетворения[7].

В учреждениях здравоохранения нуждаемость в гражданах, проходящих АГС, особенно высока. Большое количество вакансий связано как с размером зарплаты, так и с условиями труда младшего медперсонала. Именно на эти должности и направляется большинство граждан, проходящих АГС, чтобы закрыть кадровую брешь, которая здесь особенно критична: нехватка рабочих рук сказывается на качестве медицинской помощи, здоровье людей.

Готовность помочь в решении данной проблемы изначально являлась одним из главных аргументов граждан, добивавшихся признания права на службу без оружия. В конце 90-х гг. прошлого века, когда Закона об АГС еще не было, молодые люди пацифистских убеждений, чтобы доказать важность АГС для общества, шли на добровольных началах работать в больницы и дома престарелых.

Как отмечает эксперт фонда "Наше будущее" С.В. Пономарев, в рамках пермского эксперимента по апробированию АГС (проводился в 1999 г.) его участники трудились в территориальных центрах социальной помощи населению, в приютах для беспризорных детей, в хосписах и других организациях, где выполняли самую тяжелую работу[8]. Эти усилия продемонстрировали обществу значимость службы без оружия и ускорили принятие соответствующего закона.

С учетом социальной направленности АГС и признаваемого судами приоритета потребностей организаций над профессиональными навыками граждан следует признать, что какие-либо реальные гарантии распределения гражданина, проходящего АГС, в соответствии с его образованием отсутствуют[9]. Но он может попытаться повлиять на решение чиновников, указав сведения об образовании и о полученной специальности (или специальности, по которой обучается в настоящее время) при подаче в военкомат заявления о замене вида службы[10] с приложением подтверждающих документов. Можно отправить письмо и в Роструд, в чьи функции входит утверждение планов направления граждан к месту службы.

Наряду с первоочередностью удовлетворения потребностей организаций, выделяется еще один важный принцип определения места прохождения АГС. Это принцип экстерриториальности, закрепленный в п. 2 ст. 4 Федерального закона N 113: "Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают".

Данный принцип нередко подвергается критике. В частности, эксперт Института прав человека, правозащитник и публицист Л.С. Левинсон указывает на его экономическую неэффективность для государства и неудобство для граждан, проходящих АГС, вынужденных в отрыве от семьи обеспечивать себя на небольшую зарплату:

"К чему высылать человека на 21 месяц[11] за 500 километров, чтобы он занимался там тем же, что он мог бы делать в пятнадцати минутах ходьбы от собственной двери? Очевидно, что было бы разумно, во-первых, дать возможность проходить АГС в муниципальных организациях, во-вторых, прописать в законе вместо преимущественной экстерриториальности возможность направления как по месту жительства, так и за его пределами. При этом последнее должно допускаться только при невозможности трудоустройства в пределах транспортной досягаемости.

Альтернативщик должен, как правило, жить в семье, ходить на АГС, как на работу. Живущему дома, ему было бы, наверное, легче трудиться даже на небольшую зарплату"[12].

В качестве контраргументов приводятся опасения, что в случае отмены экстерриториального распределения граждан, проходящих АГС, не удастся обеспечить всю территорию России соразмерным количеством работников, имеющих определенные профессии[13]. Ведь принцип экстерриториальности, позволяющий направить гражданина в любую часть страны, создает условия трудоустройства по тем вакансиям, которые могут быть заняты в регионе проживания. Теоретически это позволяет охватить более широкий спектр профессий и подобрать для молодого человека наиболее близкую его квалификации. Правда, как видно из практики, полученная профессия может и не учитываться, в том числе по причине отсутствия у организации общежития.

Из принципа экстерриториальности есть исключения: "при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти[14] могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают".

К данным обстоятельствам относятся состояние здоровья гражданина и его семейное положение. Если по медицинским основаниям переезд гражданина, проходящего АГС, в определенную местность будет признан нежелательным или если он является многодетным отцом (учитываются и другие семейные обстоятельства), гражданин может быть направлен на службу по месту жительства либо в другом населенном пункте, но в том же субъекте Российской Федерации (хотя второй вариант при территориальной протяженности многих субъектов порой сравним с переездом в другой регион).

Отступление от принципа экстерриториальности может вступить в противоречие с учетом специальности гражданина, проходящего АГС (в тех редких случаях, когда она действительно могла быть принята во внимание).

В августе 2017 г. житель г. Кирова Р. обратился в суд с требованием об изменении места службы[15]. Ранее чиновники учли семейное положение гражданина и направили его на АГС по месту жительства — в Кировский перинатальный центр. Это исключило распределение гражданина, проходящего АГС, по специальности. Р. являлся техником-программистом, а медучреждение нуждалось в уборщиках территории. Молодой человек возражал против такого назначения, ссылаясь на действовавший в тот момент перечень, где имелась его специальность. Коллизию между службой по профессии с перспективой направления в другой регион и трудоустройством рядом с домом из-за семейных обстоятельств суд разрешил в пользу последних[16]. В удовлетворении апелляционной жалобы Р. на это решение было отказано[17].

Помимо учета вышеперечисленных оснований служить поближе к дому, некоторые граждане, проходящие АГС, просят учитывать еще одно — необходимость присутствия на религиозных встречах.

Так, в марте 2015 г. житель Карелии П. был распределен на АГС в Партальский дом-интернат для престарелых и инвалидов, находящийся в муниципальном районе, где он проживал. П. оспорил решение Роструда, сославшись на то, что регулярное транспортное сообщение между местом службы и расположенным в 34 километрах районным центром г. Сортавала отсутствует. А это препятствует его общению с единоверцами. Кроме того, ему нельзя покидать населенный пункт без согласования с работодателем[18]. По мнению гражданина, его право на свободу вероисповедания было нарушено.

Представитель военкомата возразил в суде, что гражданин, проходящий АГС, не лишен возможности соблюдения религиозных заповедей, а также общения с единоверцами с использованием средств коммуникации. Сегежский городской суд отказал в удовлетворении административного иска П.

Верховный Суд Республики Карелия оставил данное решение без изменения. Свою позицию суд мотивировал тем, что приказ Роструда не умаляет гарантированное гражданину ст. 28 Конституции Российской Федерации право исповедовать религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Распределение к месту прохождения АГС "основано на ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации и согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится"[19].

Другой пример имел место в Волгоградской области — гражданин, проходящий АГС, отказался исполнять свои обязанности и вернулся домой, так как в населенном пункте, куда он был направлен, религиозные встречи между представителями его конфессии не проводились, а выезжать за пределы города ему не разрешили. В дальнейшем военкомат попытался призвать его в армию[20].

Несогласие с местом службы нередко упоминается и как мотив совершения преступления гражданами, привлеченными к уголовной ответственности за уклонение от АГС[21]. Но оспаривание распределения в суде и уклонение от возложенных обязанностей — принципиально разные вещи. В первом случае гражданин продолжает исполнять служебный долг на прежнем месте, если решение суда было и не в его пользу. Во втором — он оставляет службу, часто и не пытаясь что-то изменить законным путем. Истинным мотивом уклонения от АГС являются не стремление найти себе лучшее применение по специальности или какие-то непривычные особенности конкретного места службы, а нежелание испытывать трудности, связанные с прохождением АГС, и соблюдать возложенные законом ограничения. В такой ситуации место службы и должность сами по себе не имеют особого значения.

Например, гражданин В., назначенный санитаром приемного отделения районной больницы, заявил работодателю, что не может выполнять возложенные на него обязанности, так как "данная работа унижала его достоинство как мужчины"[22]. Он неоднократно прогуливал службу, называя разные причины: уезжал помогать бабушке, не сложились отношения с коллективом. Через четыре месяца его перевели на другую должность — подсобного рабочего кухни[23]. После этого поведение В. не изменилось. Начальству он заявил, что "ему не нравится деятельность подсобного рабочего", он хочет зарабатывать деньги на стройке, а не проходить "за копейки" АГС. Привлечение к дисциплинарной ответственности оказалось безрезультатным. Вскоре В. перестал выходить на службу и уехал из города.

На суде В. признал свою вину и заявил о раскаянии. За уклонение от прохождения АГС ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Таким образом, необходимо отграничивать оспаривание направления к месту службы, которое является реализацией права граждан на судебную защиту вне зависимости от наличия объективных оснований для удовлетворения жалобы (в этом должен разбираться суд, принимая то или иное решение), от уклонения от выполнения возложенных обязанностей.

В связи с постоянными судебными тяжбами по поводу распределения на АГС возникает вопрос: почему не предоставить самим гражданам право выбора, где и кем служить? Можно выделить четыре причины, по которым сохраняется существующее положение.

1. Тенденция к уравнению тягот и лишений военной службы с трудностями АГС. В ее рамки укладывается и отсутствие права выбора места службы, которого нет у военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и приоритет распределения на АГС вдали от дома, и запрет покидать населенный пункт без согласования с работодателем, и увеличение общего срока прохождения АГС по сравнению с военной службой по призыву в 1,75 раза[24].

Данная тенденция законодательства обсуждалась и в научной среде. Так, по мнению доцента кафедры криминалистики СГЮА Е.В. Ионовой, условия прохождения АГС должны быть максимально равнозначны условиям прохождения военной службы по призыву, поскольку и в том, и в ином случае гражданин исполняет долг по защите Отечества. "С призывом на военную службу молодой человек сталкивается со следующими факторами: другой ритм жизни, уставной порядок и дисциплина, физические и психические нагрузки, бытовые неудобства, особенности географического положения, непривычные климатические условия, необходимость приобретения новых знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, изменение характера и режима питания, изменение ролевых функций и т.д."[25]. Многие из вышеперечисленных факторов не относятся к реалиям прохождения АГС. В связи с этим политика государства направлена на создание баланса между условиями прохождения военной службы по призыву и АГС, в частности посредством увеличения общего срока длительности последней[26].

2. Опасения, что предоставление гражданам права выбирать место прохождения АГС, должность и профессию сорвет планы призыва на военную службу. Эта причина связана с предыдущей. Существует мнение, что в случае дисбаланса условий двух видов службы численность желающих пройти АГС резко возрастет: на нее будут стремиться не только из пацифистских убеждений, но и из желания избежать отправки в армию, где призывник не выбирает ни воинские части, ни род войск.

Отсеять тех, кто пойдет на АГС лишь в поисках легкой службы, нередко будет невозможно, если не нарушать порядок признания права на АГС или не ужесточить его законодательно. Проверить наличие у человека тех или иных убеждений, если он не совершает поступков, явно им противоречащих, крайне сложно. Призывная комиссия не вправе требовать от гражданина доказательств того, что он пацифист[27]. Для замены вида службы достаточно, чтобы доводы гражданина не были опровергнуты фактами из его биографии, актуальными на момент рассмотрения заявления (например, публичные выступления за разрешение международных конфликтов военным путем)[28].

В таких условиях будут предприниматься попытки остановить всплеск желающих попасть на АГС: либо на законодательном уровне будут созданы дополнительные сложности и преграды в реализации права граждан на службу без оружия (например, признание пацифистских убеждений только у тех, кто активно выражает их в публичной жизни и подтвердил соответствующими действиями, которые зафиксированы документально), либо призывные комиссии на местах под разными предлогами будут отказывать большинству претендентов, в том числе и тем, кто действительно имеет убеждения.

3. Технические сложности с трудоустройством каждого гражданина, проходящего АГС, по выбранной им профессии. Так, на экономистов, юристов и программистов может выстроиться многомесячная очередь, в то время как с набором претендентов на рабочие специальности возникнут существенные проблемы.

4. Утрата социального значения АГС. Количество граждан, проходящих АГС в медицинских и социальных учреждениях, резко сократится. Работа в данных организациях, наряду с физическим трудом, часто требует и моральных усилий, чтобы приспособиться к новым обязанностям. Многим гражданам, непривычным к уходу за посторонними людьми, психологически будет достаточно тяжело добровольно отказаться от выбора профессии, на которую они обучались (либо близкой к ней), и пойти санитарами в больницу или дом престарелых. В настоящее время это воспринимается как необходимое условие АГС, во многом отражение ее сути — оказание помощи нуждающимся, больным и социально незащищенным. Но изменение условий выбора изменит и репутацию службы — в значительной степени она будет восприниматься как обычная работа по специальности, только без права увольнения до истечения 21 месяца. Труд санитара станет выбором немногих — в основном недавних волонтеров благотворительных организаций.

Таким образом, АГС рискует утратить свою социальную функцию, являвшуюся одним из главных аргументов для введения этого вида службы. Там, где благодаря гражданам, проходящим АГС, удалось повысить качество оказания помощи людям, улучшить условия пребывания в медицинских и социальных учреждениях, все вернется в прежнее состояние.

Конечно, таких последствий можно избежать и в случае осуществления реформы, если в перечень профессий граждан, проходящих АГС, будут вноситься исключительно профессии социальной направленности, примерно сопоставимые по объему требуемых от работника физических и моральных усилий. Тогда диспропорция между заполнением вакансий не будет настолько критичной. Выбор между более или менее престижными вариантами трудоустройства уже не возникнет, так как в перечне будут содержаться специальности, сравнительно равноценные по степени привлекательности.

Библиографический список:

1. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (постатейный) / Е.В. Ионова // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс". 2014. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru.

2. Левинсон Л.С. Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор // За демократическую альтернативную гражданскую службу. М., 2006. Режим доступа: URL: http://www.biblioteka.freepress.ru/e_books/alternativa.htm.

3. Пономарев С.В. Становление альтернативной гражданской службы в России // Вестник общественного мнения. 2004. N 2(70). С. 43 — 53.

4. Соколов Я.О. Альтернативная гражданская служба: выбор, который нуждается в защите // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 2. С. 65 — 72.

5. Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу: Учебное пособие по "Основам военной службы" / Под общ. ред. В.В. Смирнова. М.: Библиотечка журнала "Военные знания", 2001. Вып. 4. С. 25.

 


[1] Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 30 ноября 2017 г. по делу N а-3951/2017. URL: https://volgodonskoy-ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=606198600&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.

[2] Решение Тверского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 г. по делу N 2-4438/2013. URL: https://tverskoy-msk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=230798743&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.

[3] URL: http://antimilitary.narod.ru/ags/pressa/55.pdf.

[4] URL: http://antimilitary.narod.ru/ags/pressa/51.pdf.

[5] В настоящее время действует Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы" от 14 февраля 2018 г. N 95н.

[6] В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 113 граждане могут направляться на АГС в три вида организаций: подведомственные федеральным органам исполнительной власти, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В последнем случае граждане, проходящие АГС, назначаются на должности гражданского персонала. Также названный Закон допускает возможность прохождения АГС в организациях, находящихся в ведении органов местного самоуправления, но нормативный порядок такого распределения не утвержден, поэтому в муниципальные учреждения граждан, проходящих АГС, в настоящее время не направляют.

[7] Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 августа 2011 г. по делу 2-4247/2011. URL: http://sudact.ru/regular/doc/tYWBjx2jSoNO/?regular-txt=Решение+Ленинградский+районный+суд+г.+Калининграда+от+30+августа+2011+г.+по+делу+2-4247%2F2011&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1535790327783&snippet_pos=18#snippet.

[8] Пономарев С.В. Становление альтернативной гражданской службы в России // Вестн. обществ. мнения. 2004. N 2(70). С. 43 — 53.

[9] На какую-то определенность в назначении могут рассчитывать только представители коренных малочисленных народов, которые в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона N 113 направляются для прохождения службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Принадлежность к коренному малочисленному народу — не единственное условие для прохождения АГС в таком порядке. Гражданин должен вести традиционный образ жизни, осуществлять традиционную хозяйственную деятельность и заниматься традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

[10] В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 113 заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подается в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, за шесть месяцев до начала призывной кампании, в которую гражданин подлежит призыву на военную службу. Граждане, пользующиеся отсрочками, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Граждане, пользующиеся отсрочками, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва, подают заявления в общем порядке.

[11] Общий срок АГС, установленный п. 1 ст. 5 Федерального закона N 113, составляет 21 месяц, превышая срок военной службы в 1,75 раза. Но в тех случаях, когда гражданина распределяют в организацию, подведомственную Министерству обороны Российской Федерации, данный срок сокращается до 18 месяцев. В перечне, утвержденном на 2018 г., такие организации отсутствуют.

[12] Левинсон Л.С. Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор // За демократическую альтернативную гражданскую службу. М., 2006. URL: http://www.biblioteka.freepress.ru/e_books/alternativa.htm.

[13] Ионова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (постатейный). URL: http://base.consultant.ru.

[14] Имеется в виду Роструд.

[15] Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 28 сентября 2017 г. по делу N 2а-4656/17. URL: http://sudact.ru/regular/doc/UccJNyYRHsV1/.

[16] Военный комиссариат также ссылался на то, что диплом по специальности гражданин получил только через три месяца после принятия решения о его распределении на службу, хотя должностные лица не могли не знать о получаемом гражданином образовании, так как данная информация относится к сведениям воинского учета, которые содержатся в личном деле призывника. Кроме того, при подаче заявления о замене военной службы по призыву АГС граждане, являющиеся студентами, представляют характеристики с места учебы. К месту службы гражданин был направлен уже после получения диплома. Ключевым вопросом в суде являлось не наличие или отсутствие документа об образовании, а определение обстоятельства, которое при назначении места прохождения АГС следовало учитывать в первую очередь: семейное положение или профессия.

[17] URL: https://oblsud-kir.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=545768&delo_id=5&new=5&hide_parts=0.

[18] В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона N 113 граждане, проходящие АГС, не вправе покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят службу, без согласования с представителем работодателя.

[19] Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 1 октября 2015 г. по делу N 33а-3825/2015. URL: https://vs-kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=3047427&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=2082513.

[20] Решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от 2 июля 2015 г. по делу N 2-428/15. URL: https://surov-vol.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=30612604&delo_id=1540005&new=&text_number=1.

[21] Уголовная ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[22] Приговор Уржумского районного суда Кировской области от 3 сентября 2014 г. по уголовному делу N 1-45/2014. URL: https://urzhumsky—kir.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=13600809&delo_id=1540006&new=&text_number=1.

[23] Действующее законодательство допускает перевод гражданина, проходящего АГС, на другую должность в пределах организации при условии, что она, как и предыдущая, включена в нормативный перечень. Согласования с Рострудом в данном случае не требуется. Перевод в другую организацию также возможен, но по решению Роструда и при наличии оснований, установленных п. 44 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256. К ним относятся: а) ликвидация организации; б) сокращение штатной численности организации; в) производственная необходимость; г) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации; д) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба; е) иные случаи (по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).

[24] Так как график работы граждан, проходящих АГС, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, а не общевоинскими уставами, они, в отличие от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не должны привлекаться к выполнению служебных обязанностей более 8 часов в день.

[25] Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу: Учеб. пособие по "Основам военной службы" / Под общ. ред. В.В. Смирнова. М., 2001. Библиотечка журнала "Военные знания". Вып. 4. С. 25.

[26] Ионова Е.В. Указ. соч.

[27] Такой вывод следует из ст. 11 Федерального закона N 113 и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 447-О. Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя содержание ст. 11, указал, что гражданин, выразивший желание пройти АГС, должен довести до сведения уполномоченного органа доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы. Обязанность собирать и представлять доказательства этих доводов (например, членство в религиозной организации или участие в антивоенных публичных мероприятиях) на гражданина не возлагается, и призывная комиссия не вправе отказывать в замене вида службы при отсутствии таких доказательств.

[28] Соколов Я.О. Альтернативная гражданская служба: выбор, который нуждается в защите // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 2. С. 65 — 72.


Рекомендуется Вам: