ЮрФак: изучение права онлайн

Споры с творческими работниками

Автор: Жукова А.

Оглавление

Споры об установлении факта трудовых отношений

Споры об отмене дисциплинарных взысканий

Споры о взыскании задолженности по заработной плате

Споры о восстановлении на работе

Споры по вопросам исчисления трудового стажа, выхода на пенсию


Творческие работники — это артисты театра, кино, балета, режиссеры, операторы, корреспонденты, художники (Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 252). Определение понятия "творческий работник" в ТК РФ отсутствует. Трудовой кодекс РФ называет только сферы применения творческого труда. Это СМИ, организации кинематографии, театры, цирки, теле- и видеосъемочные коллективы, театральные и концертные организации.

Определение понятия "творческий работник" закреплено в ст. 3 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Творческий работник — это физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

Трудовые отношения между творческим работником и организацией возникают на основании трудового договора. Данный договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок (ст. 59 ТК РФ). Трудовые отношения с творческими работниками регулируют нормы ТК РФ, а также иных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих нормы трудового права (ст. 351 ТК РФ). Соответственно, на труд творческих работников распространяются правила о работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, правила о продолжительности ежедневной работы.

Помимо трудового договора творческий работник вправе заключать гражданско-правовые договоры. Однако в этом случае трудовые отношения между ним и компанией не возникают. Творческий работник лишен гарантий, предоставляемых ТК РФ.

Практика показывает: предмет судебных споров с участием творческих работников не отличается от споров с участием работников иных сфер деятельности. Так, творческие работники чаще всего обращаются в суд:

— с требованиями об установлении факта трудовых отношений;

— в случае невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы;

— в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности;

— по вопросам исчисления трудового стажа для выхода на пенсию;

— с требованиями о восстановлении на работе.

Споры об установлении факта трудовых отношений

Практика показывает: работники творческих специальностей, как и иные категории работников, довольно часто не обладают достаточными правовыми знаниями. Они не всегда правильно определяют вид правоотношений, возникающих между ними и работодателем при исполнении своих профессиональных обязанностей. Смешивают трудовые и гражданско-правовые отношения.

Так, в одном из дел творческий работник обратился с иском к компании, занимающейся в том числе производством телевизионных художественных фильмов, с требованием установить факт трудовых отношений, признать трудовой договор заключенным, обязать оформить его надлежащим образом и внести в трудовую книжку записи о приеме на работу и увольнении в связи с истечением срока трудового договора, взыскать компенсацию морального вреда. Свои требования истец аргументировал тем, что он работал у ответчика в должности звукорежиссера. Во время съемок при постановке трюков на производстве произошел несчастный случай: на творческого работника совершила наезд автомашина под управлением сотрудника компании. В результате он получил телесные повреждения и вынужден был прекратить осуществление своих должностных обязанностей.

Мосгорсуд в Апелляционном определении от 23.12.2015 по делу N 33-31828/2015 подчеркнул, что при установлении наличия факта трудовых отношений между творческим работником и его нанимателем важно учитывать, кто непосредственно принимает его на работу, а также наличие у творческого работника статуса ИП.

Согласно ст. 20 ТК РФ физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, не могут работать по найму, то есть они вправе выступать в трудовых отношениях только в качестве работодателя. Следовательно, договор между компанией и ИП не является трудовым как по субъектному составу, так и по содержанию. Это гражданско-правовой договор. Как правило, такой договор является смешанным. Он имеет признаки нескольких видов договоров: к примеру, договора возмездного оказания услуг, договора об отчуждении исключительного права, договора авторского заказа.

Отношения между сторонами гражданско-правового договора нормы ТК РФ не регулируют. При этом гражданско-правовой договор может предусматривать, что исполнитель-ИП, например звукорежиссер, вправе привлекать третьих лиц, в том числе творческих работников, к исполнению обязательств по договору. Но и в этом случае трудовые отношения между привлеченными третьими лицами и компанией-работодателем не возникают, так как у третьих лиц отсутствуют договорные отношения с компанией. Они непосредственно взаимодействуют с исполнителем-ИП. Между ними возникают гражданско-правовые отношения, которые также регулируют нормы ГК РФ.

Споры об отмене дисциплинарных взысканий

На трудовые отношения с творческими работниками распространяются правила о дисциплине труда. Это означает, что творческие работники обязаны соблюдать трудовой распорядок, требования, установленные трудовым, коллективным договором, а также локальными актами работодателя (ст. 189 ТК РФ).

Рассматривая споры из данной категории, суды отмечают, что работодатели творческих работников, например театры, должны выполнять требования ст. 110 ТК РФ о продолжительности еженедельного непрерывного отдыха. Такой отдых должен быть не менее 42 часов. При этом локальные акты могут устанавливать любой рабочий график для творческих работников. Главное требование — продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.

Например, работодатель вправе установить обязанность творческого работника (артиста) находиться на рабочем месте 6 дней в неделю. Предусмотреть 5 рабочих дней по 7 часов и 1 рабочий день продолжительностью 5 часов. Это не противоречит нормам ТК РФ и не нарушает права творческого работника. Так как общая продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.

Суды подчеркивают: положения правил внутреннего трудового распорядка правомерны, если они устанавливают, что в рабочее время творческого работника засчитываются следующие периоды времени:

— участие в репетициях, спектаклях;

— время на подготовку к спектаклю и его завершение. В том числе наложение и снятие грима, установка и разборка декораций;

— время, затраченное на выездах спектаклей (вне пределов города), — с момента явки на сборный пункт, время в пути, время на ожидание в связи с задержкой, время спектакля, время, затраченное на обратный проезд. Если артист вызван на спектакль для дежурства на случай замены, ему засчитывается в рабочее время продолжительность всего спектакля.

Отсутствие творческого работника в рабочее время на рабочем месте, даже если в этот день у артиста нет спектаклей и репетиций с его участием, является основанием привлечения его к дисциплинарной ответственности. При этом работодатель обязан соблюдать порядок привлечения творческого работника к дисциплинарной ответственности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.08.2017 по делу N 33-13269/2017).

Споры о взыскании задолженности по заработной плате

Еще одна группа споров с участием творческих работников — это споры о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате, за неиспользованный отпуск.

Хабаровский краевой суд в Апелляционном определении от 06.07.2017 по делу N 33-4859/2017 подтвердил, что, рассматривая дела в данной категории, суды учитывают нормы ТК РФ, положения локальных актов. К примеру, Положение об оплате труда, Положение о нормах рабочего (репетиционного) времени, концертных выступлений и оплате труда артистов. Анализируют условия трудовых договоров с творческими работниками, дополнительных соглашений к ним. Принимают во внимание табели учета рабочего времени. Установление локальным актом для творческого работника сдельной, в частности поконцертной, оплаты труда из расчета разовой ставки за выступление, которая определяется путем деления должностного оклада артиста на норму выступлений за месяц, правомерно. Расчет заработной платы артиста с учетом нормы концертов, табелей учета рабочего времени, фактических концертов является верным.

В другом деле творческий работник обратился с иском к издательству о выплате заработной платы. Он мотивировал свои требования тем, что в последний рабочий день окончательный расчет между сторонами произведен не был. Трудовые отношения были прекращены соглашением о расторжении трудового договора, которое устанавливало порядок взаиморасчета. Окончательный расчет с творческим работником был произведен только через месяц, в связи с чем он считал, что дата увольнения должна быть изменена на дату выплаты всех причитающихся ему при увольнении сумм.

Мосгорсуд в Апелляционном определении от 16.11.2016 N 33-42007/2016 подчеркнул, что в данном случае требования творческого работника безосновательны, так как дата прекращения трудовых отношений — это дата подписания сторонами соглашения о прекращении трудовых отношений, которое впоследствии аннулировано не было. Согласно ст. 78 ТК РФ работник и работодатель могут расторгнуть трудовой договор в любое время, а также установить дату, с которой прекращаются трудовые отношения. Данное правило действует в отношении срочных трудовых договоров и трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.

Отказывая в удовлетворении исковых требований творческого работника, Мосгорсуд в Апелляционном определении от 16.11.2016 N 33-42007/2016 дополнительно привел еще один аргумент. А именно факт того, что творческий работник — истец на работу после подписания соглашения о прекращении трудовых отношений не выходил, трудовые обязанности по ранее занимаемой должности не выполнял. То обстоятельство, что окончательный расчет между сторонами произведен позже даты подписания соглашения о расторжении трудового договора, не является основанием для изменения даты увольнения.

Споры о восстановлении на работе

Приморский краевой суд в Определении от 30.09.2014 по делу N 33-8619 подтвердил, что с творческими работниками может быть заключен как срочный, так и бессрочный трудовой договор. При этом двустороннее подписание срочного трудового договора означает, что творческий работник согласен с его условиями. В том числе с условием о сроке действия данного договора. Последующие требования такого работника о восстановлении на работе по причине незаконного увольнения на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ безосновательны. Конституционный суд РФ в Определении от 15.05.2007 N 378-О-П подчеркнул, что срочный трудовой договор заключается на основе добровольного согласия работника и работодателя и в случае, когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора. Следовательно, принудительное заключение срочного трудового договора истец должен доказать.

Аналогичный вывод сделал Мосгорсуд в Апелляционных определениях от 24.02.2016 по делу N 33-6962/2016, от 28.02.2017 по делу N 33-6864/2017. Судьи подчеркнули, что, подписывая срочный трудовой договор, творческий работник соглашается со всеми его условиями, не возражает относительно срочности заключенного с ним трудового договора.

Практика показывает, что суды, рассматривая споры о восстановлении на работе, довольно часто анализируют вопрос правомерности увольнения творческого работника в связи с сокращением численности штата. Подчеркивают, что компания, увольняя творческого работника по данному основанию, должна соблюдать процедуру увольнения, своевременно уведомлять работника о предстоящем увольнении, предлагать ему занятие вакантных должностей.

Алтайский краевой суд в Апелляционном определении от 11.11.2015 по делу N 33-10712/2015 отметил, что увольнение по п. 2 или п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Суды подтверждают: увольнение творческого работника по сокращению штата правомерно, если на предприятии работодателя имело место внесение изменений в штатную структуру организации, связанных с сокращением штатного расписания и исключением ряда должностей, к числу которых относилась и должность уволенного сотрудника. Наличие экономической целесообразности проведения организационно-штатных мероприятий по сокращению численности штата подтверждается аудиторскими заключениями, свидетельствующими о финансовом состоянии предприятия (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 11.11.2015 по делу N 33-10712/2015).

Споры по вопросам исчисления трудового стажа, выхода на пенсию

Еще одна группа споров с участием творческих работников — это судебные дела об оспаривании решений об отказе в досрочном назначении пенсии по старости. Практика показывает: суды поддерживают творческих работников. Формулируют следующие выводы:

— вынужденные простои не исключаются из специального стажа. Согласно ч. 5 ст. 157 ТК РФ время, в течение которого творческие работники не участвуют в создании или исполнении произведений или не выступают, не является простоем и подлежит оплате;

— занятость творческого работника подтверждают справка о занятости в спорные периоды, трудовая книжка, приказы работодателя, учетные карточки (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 26.09.2017 по делу N 33-9393/2017).

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается досрочно творческим работникам театров, театрально-зрелищных организаций, работающим не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста.

Иркутский областной суд в Апелляционном определении от 27.07.2017 по делу N 33-6957/2017, разрешая вопрос исчисления трудового стажа творческого работника для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подчеркнул, что доказательства продолжительности стажа творческого работника — записи в трудовой книжке, справки, выданные работодателем, штатное расписание. При этом формулировка названия должности не имеет существенного значения, так как суды должны анализировать фактические обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства.

Обобщая анализ споров с участием творческих работников, судебную практику последних лет, важно отметить следующее.

Творческие работники — это особая категория граждан, трудовая деятельность которых неразрывно связана с искусством, созданием и распространением культурных ценностей.

Установление особенностей регулирования труда творческих работников как лиц, участвующих в создании, исполнении произведений, обусловлено характером творческого труда, необходимостью осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда. В частности, в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Суды, разрешая споры с участием творческих работников, учитывают специфику их деятельности. При принятии решения они опираются на общие нормы ГК РФ, ТК РФ, иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, разъяснения Конституционного суда РФ. Также учитывают специальные нормы, устанавливающие особенности труда работников творческой сферы деятельности.

Главное для компании, являющейся стороной спора с участием творческого работника, как и в любой иной категории судебных дел, — грамотная позиция с учетом действующих правовых норм, подтвержденная доказательствами.


Рекомендуется Вам: