ЮрФак: изучение права онлайн

Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского союза

Автор: Соколова Н.А.

Международное гуманитарное сотрудничество и права человека рассматриваются как один из приоритетов Российской Федерации в решении глобальных проблем[1]. Несмотря на то что в Концепции внешней политики России сосредоточивается внимание на обеспечении прав человека, очевидно, что вопросы международного взаимодействия в сфере науки, инноваций, образования и молодежной политики развивают сотрудничество в гуманитарной сфере и способствуют реализации прав человека.

Развитие двусторонних и многосторонних отношений, взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, международными организациями на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов; усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций — те задачи, решение которых направлено на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации.

Такое взаимодействие осуществляется на основе одного из основных принципов международного права — принципа сотрудничества. В Декларации о принципах международного права 1970 г.[2] закреплена "обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом" ООН. Согласно данной обязанности "государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования".

Хотя вопросы международного сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования в значительной мере требуют решения прикладных задач, важной представляется разработка общетеоретических подходов к основам межгосударственного взаимодействия в названных сферах.

В условиях интернационализации науки развитие взаимовыгодного международного взаимодействия для формирования модели международного научного сотрудничества и международной интеграции для защиты государственных интересов и повышения эффективности российской науки требует анализа наилучших форм такого сотрудничества, мониторинга обмена информацией, решения правовых вопросов участия в тех или иных научных проектах.

Еще в 1975 г., принимая Заключительный акт СБСЕ, государства были убеждены в том, что их усилия по сотрудничеству в области науки и техники способствуют укреплению мира и безопасности не только в Европе, но и во всем мире[3]. Наиболее значимыми положениями, которые получают развитие в международных многосторонних и двусторонних соглашениях, являются важность обмена информацией и опытом для изучения и передачи научно-технических достижений, а также доступ к таким достижениям на взаимовыгодной основе и признание того, что определение возможностей для взаимовыгодного сотрудничества и разработка его деталей осуществляются компетентными организациями, учреждениями, предприятиями, учеными и специалистами государств-участников.

В современных условиях, по мнению М.В. Шугурова, долженствование со стороны каждого государства стремиться к созданию условий для развития с другими государствами их научно-технологического и инновационного потенциала рассматривается "как ценностный идеал современного международного права"[4].

Государства определили виды и формы такого сотрудничества. Сотрудничество может быть двусторонним и многосторонним. Оно может реализовываться как на межправительственном, так и на неправительственном уровнях. В соответствии с указанными особенностями формами сотрудничества могут быть международные договоры, "…международные программы, совместные проекты и коммерческие каналы при использовании также различных форм контактов, включая непосредственные и индивидуальные контакты"[5].

Определение целей и формата взаимодействия с иностранными государствами в зависимости от уровня их технологического развития и инновационного потенциала; формирование и продвижение актуальной научной повестки государства как участника международных организаций; повышение уровня участия России в международных системах научно-технической экспертизы и прогнозирования; локализация на территории страны крупных международных научных проектов в целях решения проблем, связанных с большими вызовами; развитие механизма научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии; реализация скоординированных мер поддержки, обеспечивающих выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивного участия России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных проектов, способствующих повышению ее роли в формировании новых рынков[6], не могут решаться исключительно путем использования формата ad hoc. Прогнозирование и собственно развитие сотрудничества требуют теоретической основы для понимания того, какие именно правовые решения принесут наибольший эффект в осуществлении не только обозримых задач, но и на перспективу. Последнее особенно важно в свете того, что Правительству России при разработке национального проекта в сфере науки необходимо исходить из того, что в 2024 г. требуется обеспечить присутствие "Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития"[7].

Именно в контексте интернационализации науки и необходимости интеграции в качестве принципа государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации сформулирован принцип открытости, который означает "эффективное взаимодействие научных организаций, участников исследований и разработок с представителями бизнес-сообщества, общества и государства, а также исходя из национальных интересов с международным сообществом"[8].

Даже в условиях сложной внешнеполитической обстановки сферы науки, инноваций и образования относятся к тем объединяющим направлениям, по которым продолжается развитие международного сотрудничества. Такое международное сотрудничество реализуется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях, каждый из которых способен и дополнять друг друга, и создавать импульс для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Международное сотрудничество, осуществляемое путем выполнения рамочных программ, использования потенциала научных фондов, совместных инициатив сторон и т.д., взаимно обогащается, поскольку многостороннее и двустороннее сотрудничество не изолировано друг от друга. Если в рамках многостороннего сотрудничества реализуются проекты и мероприятия более общего характера, то двустороннее сотрудничество позволяет максимально полно учесть интересы каждой стороны, создать уникальные форматы сотрудничества, используя опыт конкретных государств.

Именно принятие и выполнение международно-правовых обязательств в области развития научно-технологического сотрудничества "…создает благоприятную среду для достижения устойчивого характера глобального научно-технологического развития, одновременно демонстрируя ключевую роль современных государств в управлении научно-технологическим прогрессом на международном уровне"[9].

В числе стратегических партнеров России в сфере сотрудничества по вопросам науки, инноваций, а также образования находится Европейский союз (ЕС). Речь идет не только о сотрудничестве с ЕС как межгосударственным объединением, но и о двустороннем сотрудничестве с государствами, входящими в ЕС, а также о сотрудничестве с другими международными организациями, членами которых являются Россия и государства — участники ЕС.

Развитие международного сотрудничества в сфере науки и инноваций, образования касается различных аспектов, которые и определят дальнейший анализ перспектив сотрудничества России со странами ЕС в указанных областях. Выделим, на наш взгляд, наиболее значимые среди таких аспектов.

Во-первых, важен анализ предметной сферы. Речь идет не просто об общих направлениях сотрудничества, но об определении приоритетных проектов в сфере науки, инноваций и образования. Эффективно поддерживать и развивать систему российских образовательных организаций за рубежом, оказывать поддержку филиалам и представительствам российских образовательных организаций, расположенным на территориях иностранных государств, как это определено в Концепции внешней политики России, возможно только при активном двустороннем и многостороннем сотрудничестве. Это одно из ведущих направлений деятельности Министерства науки и высшего образования РФ.

Во-вторых, в особом внимании нуждаются формы многостороннего и двустороннего сотрудничества. Анализ многостороннего сотрудничества связан с определением его правовой основы, исследованием положений совместных международных документов, а также полномочий Министерства науки и высшего образования РФ для осуществления международного сотрудничества. Министерство содействует реализации государственной образовательной и научно-технической политики, масштабной интеграции России в мировое образовательное пространство. Таким образом, исследованию подлежит не только договорно-правовой, но и институциональный механизм международного сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования, который касается деятельности различных международных организаций с участием России и стран Европейского союза.

В-третьих, при определении перспектив многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования со странами Европейского союза необходимо актуальное информационное обеспечение процессов и проводимых мероприятий с учетом целевой аудитории. Двустороннее сотрудничество смещает акценты исследования в сторону не только определения правового основания, имплементации положений двусторонних соглашений на внутригосударственном уровне, но и анализа особенностей управления в сфере науки и образования в отдельных государствах Европейского союза.

Информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках указанного сотрудничества требует систематизации данных о них и использования полученной информации для проведения исследований. Такие данные должны быть собраны, по возможности классифицированы, они должны быть репрезентативными, чтобы их можно было использовать для осуществления исследования и решения оперативных задач. Речь идет об исследовании эффективности системы информационно-аналитического обеспечения международного сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского союза, о необходимости изучения опыта аналитических исследований и разработок, формирования базы знаний лучших практик; о выявлении проблемных аспектов международного сотрудничества со странами Европейского союза; об оценке возможностей повышения роли молодых ученых в разработке и реализации проектов инновационного, научного и образовательного сотрудничества со странами Европейского союза.

Сотрудничество со странами ЕС относится к региональным приоритетам внешней политики Российской Федерации. В развитии многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования на принципах равноправия и взаимного уважения заинтересованы как Российская Федерация, так и, думается, страны ЕС. Развитие отношений с ЕС требует совершенствования как договорно-правовой базы, так и институциональных механизмов сотрудничества в целях обеспечения взаимной выгоды и оптимального выстраивания партнерских связей. Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами ЕС должно помочь формированию общего гуманитарного пространства. Востребованность в создании такого пространства со стороны российских участников очевидна, поскольку национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, национальные исследовательские и образовательные центры и иные участники рассматривают международную деятельность как необходимое условие реализации научных и инновационных интересов.

Развитие международного сотрудничества направлено не только на предложение и реализацию гуманитарных проектов. Такое сотрудничество будет способствовать гармонизации законодательств государств в указанных сферах, совершенствованию национального законодательства с учетом опыта международного сотрудничества.

Пятнадцать лет назад на саммите в Санкт-Петербурге была достигнута договоренность об укреплении сотрудничества между Россией и Европейским союзом в целях создания пространства науки и образования, включая культурные аспекты. Примерно в то время было возобновлено Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий[10] и принят План действий по активизации сотрудничества России и Европейской комиссии в области науки и технологий (2002 г.). В соответствии с данными документами основной формой сотрудничества стало участие в рамочных программах по исследованиям и технологическому развитию.

Начиная с 2014 г. основным инструментом сотрудничества в области исследований и инноваций на уровне Европейского союза является Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям "Горизонт 2020"[11]. "Горизонт 2020" представляет собой крупнейшую научно-исследовательскую и инновационную программу ЕС с бюджетом почти 80 млрд евро, рассчитанную на семь лет. Цель программы состоит в развитии инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности как в Европейском союзе, так и за его пределами. Программа открыта для участия всех заинтересованных лиц и организаций из любой страны мира, включая Россию.

Рассмотрим основные направления сотрудничества России и ЕС в сфере науки, инноваций и образования. Сотрудничество между Россией и ЕС в области науки и технологий активно стало развиваться в 2000-е гг. Именно тогда были заключены соглашения, определяющие как общие направления сотрудничества в данной области (2000 г.), так и проявлен особый интерес к сотрудничеству по вопросам использования атомной энергии. Соглашения касались сотрудничества для обеспечения ядерной безопасности и области управляемого термоядерного синтеза (2001 г.).

Перспективы сотрудничества в сфере науки также определялись "дорожной картой" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, которая была утверждена в 2005 г.[12] Карта определяет три значительные сферы для сотрудничества: исследовательскую, образовательную и культурную. "Дорожную карту" утвердили Президент России и представители ЕС.

Цели "дорожной карты" состояли в следующем:

— "построение в России и Евросоюзе общества, основанного на знаниях;

— обеспечение высоких темпов роста конкурентоспособности и экономического развития путем модернизации национальных экономик и использования передовых достижений науки;

— укрепление и оптимизация связей между научными исследованиями и инновациями;

— поддержка малого и среднего предпринимательства в области научных исследований и инноваций".

Для достижения указанных целей в "дорожной карте" определены направления сотрудничества:

1. "Дальнейшее развитие диалога для поддержки совместных усилий в разработке и гармонизации подходов к вопросам формирования общего пространства России и ЕС в области научных исследований.

2. Совместное определение конкретных областей сотрудничества в рамках таких приоритетных направлений, как космос, новые материалы и нанотехнологии, науки о жизни, технологии информационного общества, а также чистая и возобновляемая энергетика.

3. Разработка и реализация мер, нацеленных на придание взаимодействию в сфере науки и технологий системного и структурированного характера и формирование эффективного механизма установления партнерских связей.

4. Эффективное использование знаний, включая вопросы охраны прав интеллектуальной собственности и формирования условий для стимулирования продвижения инноваций на рынок, повышения качества исследований, в частности, в сфере предпринимательства".

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, включающем положения о науке и технологиях (ст. 62), образован институциональный механизм, который координирует сотрудничество России и ЕС. Наряду с Совместным комитетом по научно-технологическому сотрудничеству предлагалось создание ряда тематических рабочих групп, развивающих сотрудничество для реализации отдельных проектов.

Институциональный механизм осуществления сотрудничества в рассматриваемых областях имеет определенные особенности. Дело в том, что он предназначен исключительно для координационных функций и не выполняет, как часто предусматривается в международных соглашениях, особых функций мониторинга и контроля за исполнением участниками обязательств. Хотя нельзя исключать, что именно такие функции могут появиться у создаваемых институциональных образований по мере того, как международное сотрудничество будет становиться все более сложным, а его результаты будут иметь значение для решения глобальных проблем. Следовательно, есть смысл обратить внимание на то, как решается вопрос о природе и статусе так называемых институциональных образований в рамках многосторонних соглашений. Применительно, например, к договорам в сфере охраны окружающей среды на такой особый статус впервые обратили внимание зарубежные исследователи — Р. Черчилль и Г. Ульфстейн[13]. Вместе с тем сделанные выводы и опыт могут быть применены и в рамках международного сотрудничества в сфере науки.

Отметим, что опыт консультирования по научным и техническим вопросам находит отражение во многих соглашениях. Если речь идет о координации научного сотрудничества, такую функцию могут выполнять официальные представители сторон. Если же возникает потребность в осуществлении научного сотрудничества в конкретной области, то требования к соответствующему органу изменяются. В последнем случае такой орган должен состоять из компетентных в соответствующих отраслях знаний представителей сторон. В компетенцию подобного органа обычно входит оценка состояния научных знаний, относящихся к соответствующей проблеме; научная оценка воздействия мер, принимаемых в осуществление договора; выявление новых, эффективных и самых современных технологий и ноу-хау и рекомендации о путях и средствах содействия разработке и/или передаче таких технологий; рекомендации относительно научных программ, международного сотрудничества в области исследований и разработок, касающихся определенной научной проблемы, а также путей и средств оказания поддержки созданию национального потенциала и др. Сразу отметим, что такие органы, как правило, носят вспомогательный характер, оказывая содействие основному институциональному механизму, созданному в соответствии с договором, к примеру — конференции сторон.

Цель институциональных механизмов с более специальной компетенцией, чем координация сотрудничества, — развитие нормативного содержания регулятивного режима, установленного многосторонним соглашением, и контроль над надлежащим выполнением государствами своих обязательств по нему. Названные выше авторы говорят об "автономных институциональных договоренностях", поскольку они, по мнению этих авторов, отличаются в плане правотворческих полномочий как от существующих международных межправительственных организаций, так и от государств-членов. Такие органы имеют преимущества, заключающиеся в следующем: они могут осуществлять сотрудничество более оперативно, они менее бюрократизированы, стоимость участия в них для государств менее значительна.

Помимо сотрудничества в рамках международных организаций, деятельности координационных механизмов, созданных на основе международных договоров, привлекает внимание такая еще не достаточно изученная, но быстро развивающаяся форма отношений, как коллаборация. Ее потенциал и значение для науки еще предстоит оценить, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту такого сотрудничества.

Конечно, надеясь реализовывать коллаборационные проекты, участники стремятся к реальной коллаборации. Соглашения еще недостаточно для появления реального процесса коллаборации и достижения желаемого результата. Именно при осуществлении реальной коллаборации может быть достигнут необходимый результат — взаимное обучение участников и их общий продукт с новым интеллектуальным компонентом, полученный благодаря взаимодействию различных факторов[14]. Коллаборация определяется по-разному. К примеру, предлагается определение коллаборации в качестве объединения ученых, "которое включает исследователей различных организаций (и различных стран), поддерживает обширное и повторяющееся взаимодействие, ориентированное на общую область исследования, и обеспечивает доступ к источникам данных, экспонатам и инструментам, требуемым для выполнения задачи исследования"[15].

Формы коллаборации, конечно, предмет междисциплинарного исследования. Вместе с тем коллаборация может осуществляться и в отдельных сферах. Коллаборация в контексте правовых исследований возможна по двум направлениям. Первое направление — это юридические аспекты коллабораций, оформление на стадии создания коллабораций, получения результатов и порядка обращения с ними. Второе направление — вопрос о правовых продуктах коллабораций: интеграционных правовых проектах, совместных образовательных проектах в праве, площадках презентации результатов научных правовых исследований, проектах по взаимодействию в плане технологий и научного развития.

В определенной мере развитие коллабораций коррелирует с международным сотрудничеством в сфере инноваций. В 2000 г. была одобрена Концепция Европейского научного пространства, идея которого состоит в "создании единого рынка исследований, в котором беспрепятственно циркулируют ученые, знания и технологии"[16].

Современное научно-технологическое развитие и производство инновационной продукции связаны с 50 макротехнологиями, из которых 18 контролируются странами ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Швеция и др.), что позволяет им входить в десятку лидеров мирового рынка наукоемкой продукции и наращивать объемы ее экспорта[17]. К макротехнологиям, определяющим будущее мировой экономики, относятся: биотехнологии (биотехника, генотерапия), авиакосмическая техника, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии — создание новых материалов с заранее заданными свойствами, энергетические и термоядерные технологии, нетрадиционная энергетика и др. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.[18] поставлена задача занять значимое место (5 — 10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 — 7 и более секторах.

Еще одним важным направлением, связанным с развитием взаимодействия в научной сфере, является сотрудничество в сфере образования. Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Совета Европы свидетельствуют о развитии международно-правового регулирования сотрудничества в сфере образования. К примеру, основным международно-правовым документом, устанавливающим систему академического признания, является Конвенция, принятая под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО, о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция)[19]. Т.С. Заплатина отмечает, что, "несмотря на весьма часто встречающиеся отрицательные мнения, Болонский процесс вкупе с Лиссабонской конвенцией как одна из первых и наиболее глобальных систем регламентации вопросов академического признания заслуживает положительной оценки"[20].

Содействие интеграции и углублению сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования осуществляется по различным направлениям — это, в частности, принятие системы сопоставимых степеней высшего образования; содействие академической мобильности; внедрение интегрированных учебных программ в высших учебных заведениях; поддержка обучения в течение всей жизни; изменение системы управления учреждений высшего образования с целью адаптации обучения студентов к изменениям на рынке труда; повышение привлекательности систем высшего образования в России и ЕС.

Для реализации этой цели требуется активизация сотрудничества университетов России и ЕС; содействие мобильности студентов и преподавателей университетов России и стран ЕС; поддержка сотрудничества, направленного на сближение систем присвоения степеней высшего образования, посредством поощрения сотрудничества на уровне подготовки магистров и присвоения общих или двойных дипломов; сотрудничество по созданию в России системы контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и высших учебных заведений, соответствующей высшим мировым стандартам, а также внедрение в университетах внутренней системы и механизмов контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов и др.

Стимулирование углубления сотрудничества в области неформального образования для молодежи направлено на создание условий для интеграции молодых людей в общественную жизнь и поощрение их инициативности; оказание помощи молодым людям в получении знаний, навыков, квалификации и признание значимости подобного опыта; содействие развитию межкультурного диалога и расширению сотрудничества с соседними странами-партнерами.

Для достижения поставленной цели осуществляется поддержка молодежных обменов между Россией и ЕС; поддержка взаимодействия между молодежными организациями и молодежными лидерами России и Европейского союза; поощрение обменов информацией и ноу-хау между молодежными организациями и молодежными структурами.

Чтобы способствовать развитию образовательных программ для молодежи по продвижению здорового образа жизни, необходимо обеспечить обмен информацией, опытом и наилучшими практиками путем проведения совместных семинаров и рабочих групп между Российской Федерацией и ЕС.

Сотрудничество России и ЕС в сфере образования основывается на принципах Болонского процесса[21] Совета Европы. Благодаря этому процессу европейские страны, вузы и заинтересованные лица имеют возможность на постоянной основе адаптировать национальные системы высшего образования, повышая их совместимость и усиливая гарантии их качества в рамках Европейского пространства высшего образования.

В мае 2018 г. министры образования встретились в Париже и приняли коммюнике о приоритетах в ближайшие годы[22]. В нем излагается совместное  для более амбициозного Европейского пространства высшего образования после 2020 г., призывающее:

— к инклюзивному и инновационному подходу к обучению и преподаванию;

— комплексному транснациональному сотрудничеству в сфере высшего образования, научных исследований и инноваций;

— обеспечению устойчивого будущего нашей планеты через высшее образование.

В коммюнике содержится призыв к укреплению, лучшей поддержке для уязвимых групп населения в отношении доступа к высшему образованию.

Принимая во внимание положения Всеобщей декларации прав человека[23], которая устанавливает, что "…образование призвано: 1) способствовать полному развитию человеческой личности; 2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека; 3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе", становится понятно, что перспективы международного сотрудничества на самых разных уровнях и в разных формах сохраняются и имеют потенциал для развития.

Библиография

1. Заплатина Т.С. Нравственность в условиях применения системы академического признания // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 1. С. 26 — 34.

2. Шугуров М.В. Международно-правовые обязательства государств в сфере международного научно-технологического сотрудничества // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. N 1. С. 160 — 169.

3. Churchill R.R., Ulfstein G. Autonomous institutional arrangements in multilateral environmental agreements: A little-noticed phenomenon in international law // The American Journal of International Law. 2000. Vol. 94. No. 4. P. 623 — 659.

 


[1] Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6886.

[2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 65 — 73.

[3] Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975). IX. Сотрудничество между государствами. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения: 12.09.2018).

[4] Шугуров М.В. Международно-правовые обязательства государств в сфере международного научно-технологического сотрудничества // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. N 1. С. 161.

[5] Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Положения, относящиеся к торговле и промышленному сотрудничеству. Наука и техника.

[6] Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации". Пункт 35 // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6887.

[7] Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Пункт 10 // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

[8] Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации". Пункт 30.

[9] Шугуров М.В. Указ. соч. С. 169.

[10] Agreement on cooperation in science and technology between the European Community and the Government of the Russian Federation. URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/russia_agreement.pdf#view=fit&pagemode=none (дата обращения: 12.09.2018).

[11] См.: URL: http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en (дата обращения: 29.08.2018).

[12] "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты (утверждена 10 мая 2005 г. в Москве Президентом России В. Путиным, Премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером, Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж.М. Дурау-Баррозу и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой). URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3590 (дата обращения: 12.09.2018).

[13] Churchill R.R., Ulfstein G. Autonomous institutional arrangements in multilateral environmental agreements: A little-noticed phenomenon in international law // The American Journal of International Law. 2000. Vol. 94. No. 4. P. 623 — 659.

[14] Подробнее см.: Иншаков О.В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний // Экономика региона. 2013. N 3. С. 38 — 45.

[15] Богатов В.В., Сыроежкина Д.С. Коллаборации научных организаций как элемент инфраструктуры науки // Наука. Инновации. Образование. 2016. N 4 (22). С. 30 — 44.

[16] Европейское научное пространство, 2000 г. URL: http://www.ric.vsu.ru/ru/european_programs/european_scientific_area (дата обращения: 28.09.2018).

[17] Подробнее см.: Теребов С.В. Сотрудничество России и Евросоюза: от импорта технологий к экспорту. URL: https://ecfor.ru/publication/11-sotrudnichestvo-rossiya-evrosoyuz/ (дата обращения: 21.09.2018).

[18] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) // СПС "КонсультантПлюс".

[19] Convention on the Recognition of Qualification Concerning Higher Education in the European Region. Lisbon, 11.IV.1997 (ETS N 165).

[20] Заплатина Т.С. Нравственность в условиях применения системы академического признания // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 1. С. 31.

[21] European Higher Education Area and Bologna Process. URL: http://www.ehea.info/ (дата обращения: 25.08.2018).

[22] Paris Communique. Paris, May 25th 2018. URL: http://www.ehea2018.paris/Data/ElFinder/s2/Communique/EHEAParis2018-Communique-final.pdf (дата обращения: 12.09.2018).

[23] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), ст. 26 // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: