ЮрФак: изучение права онлайн

Правовая безопасность Арктической зоны Российской Федерации

Автор: Куликовская Л.Ю.

При рассмотрении вопросов безопасности в Арктике следует обратить особое внимание на правовую безопасность.

В последние десятилетия появилось много исследований, посвященных правовой и юридической безопасности[1]. Ряд ученых-правоведов практически отождествляют понятия "правовая" и "юридическая безопасность" с понятиями "эффективное правотворчество", "правовое регулирование" и "правоприменение". Некоторые справедливо разделяют эти два понятия в связи с тем, что право в широком смысле и юридическое право — разные понятия, несмотря на их тесную взаимосвязь. Следовательно, и понятие правовой безопасности шире понятия юридической безопасности, предшествует ей, предопределяет ее достижением цели минимизации числа опасностей в законах и правоприменительных актах[2].

Правовая безопасность — это самостоятельная правовая категория, рассматриваемая в широком и узком смысле слова. В широком смысле правовую безопасность можно определить как обеспечение защищенности самой системы права, законодательства в целом от юридико-правовых опасностей и угроз, как правовые средства обеспечения всех видов безопасности (национальной, государственной, экологической, экономической и др.). В узком смысле — как устранение юридико-правовых опасностей и угроз как в процессе создания закона, правовой нормы, так и правоприменения[3].

Правовая безопасность призвана обеспечить защищенность с учетом всех видов безопасности (национальной, экономической, экологической и др.). Эта безопасность должна гарантировать защищенность гражданско-правового состояния человека в обществе[4].

Предсказуемость, отсутствие обратной силы вновь принимаемого закона, приобретенные права и законные ожидания являются концептуальными характеристиками правовой безопасности и рассматриваются как формы ее применения.

Отсутствие реальной угрозы для субъекта со стороны внешних или внутренних факторов, возможность противостоять этим угрозам являются критериями оценки состояния безопасности[5].

Этот очень актуальный подход применителен к правовой безопасности в Арктике. В арктическом аспекте это понимается как способность правовыми средствами противостоять внешним и внутренним угрозам объективного либо субъективного характера в Арктике. Суть правовой и юридической безопасности в Арктической зоне сводится к защите северян, отдельных групп, например малых народов, социальных слоев (учителей, врачей, рабочих, пенсионеров), профсоюзов, и населения в целом от негативных социальных и иных воздействий на Севере, минимизации юридических факторов риска, явлений или процессов, которые при определенных условиях могут стать опасными. Административно-правовые инструменты могут стать важнейшей составляющей минимизации юридических рисков. К юридико-правовым опасностям и угрозам правотворчества в сфере права можно отнести: несоответствие законов реальной социально-экономической ситуации в Арктике, принятие не продуманного до конца акта, неверную реализацию права.

При анализе арктического законодательства необходимо отметить несогласованность нормативно-правовых актов, образующих юридическую конструкцию правового режима Арктической зоны. Они органически не связаны и не составляют единую систему.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ подсчитано, что правоотношения в Арктической зоне Российской Федерации регламентируют более 500 нормативных правовых актов[6]. Количество нормативных актов, действующих в Арктике, не переходит в качество и не создает законодательной основы для реализации целей и задач Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденной Президентом России.

Нормы не обеспечивают механизм для эффективного выполнения государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", так как "механизм" согласно толковому словарю русского языка — "это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства"[7].

Этой системы нет, так как многие документы принимались в советский и постсоветский периоды, в социалистических реалиях, некоторые из них еще действуют, некоторые потеряли свою актуальность. Большая проблема в том, что документы создавались, да и сейчас создаются по ведомственному принципу, не согласуются в министерствах и ведомствах и часто противоречат друг другу.

Финансовые составляющие документов нуждаются в доработке, так как зачастую они не определяют степень участия каждого из бюджетов (федерального, регионального, муниципального и др.) в их реализации, не проработана налоговая политика, так как отсутствуют особые правила налогообложения для Арктического региона[8]. Есть еще множество проблем, которые в большей степени связаны с административно-правовым регулированием в особых условиях, с которыми не сталкиваются производственники в средней полосе России. Например, решение проблем строительства на вечной мерзлоте, осуществление добычи углеводородов на арктическом шельфе и другие.

При принятии и реализации нормативных актов в Арктической зоне возникает много теоретических вопросов, которые требуют разрешения, в частности, о классификации правовых актов. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (ред. от 28.06.2005) "О классификаторе правовых актов"[9] законопроект "О развитии Арктической зоны Российской Федерации"[10] относится к отрасли законодательства об отдельных регионах Российской Федерации (010.070.080). Данными нормативными актами поднимается вопрос о целях, задачах, нормативности, правовой основе принимаемых и реализуемых государственных программ, в том числе и по Арктической зоне Российской Федерации.

Попытка классифицировать нормативно-правовые акты в Арктической зоне будет неудачна до тех пор, пока не будет принят комплексный закон об Арктической зоне РФ, который выполнит регулятивную функцию, а также создаст нормативно-правовую основу построения всей юридической конструкции правового режима Арктической зоны РФ.

Задачей данного базового нормативно-правового акта станет определение системы последующих нормативных актов разных иерархических уровней, регулирующих общественные отношения в Арктике, которые в своей совокупности определят правовые основы и содержание формируемого особого правового режима Арктической зоны Российской Федерации.

Правовой безопасности Арктической зоны будет содействовать усиление контроля за исполнением решений федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, которые направлены на преодоление ведомственной разобщенности и преодоление ведомственных интересов. Необходим процесс разработки механизмов согласования конфликтных интересов и стратегических действий различных ведомств в области социально-экономического и устойчивого развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на федеральном, региональном и местном уровне.

В заключение следует отметить, что в последнее время правовая политика нацелена на формирование эффективных механизмов правового регулирования общественных отношений в Арктической зоне РФ, т.е. на обеспечение правовой безопасности, что, в свою очередь, будет способствовать успешной реализации государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".

Литература

1. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики / Г.А. Гаджиев. М.: Юристъ, 2002. 284 с.

2. Галузин А.Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид безопасности / А.Ф. Галузин // Право и политика. 2007. N 12. С. 275 — 284.

3. Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения / Б.В. Дрейшев // Правоведение. 1998. N 2. С. 11 — 19.

4. Зыбин С.Ф. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности человека, общества и государства: генезис, состояние, решение / С.Ф. Зыбин. СПб.: [б. и.], 1997. 337 с.

5. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. 248 с.

6. Ноздрачев А.Ф. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: Монография / А.Ф. Ноздрачев; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Контракт, 2017. 526 с.

7. Сенякин И.Н. Федерализм — безопасность личности / И.Н. Сенякин // Конституционное развитие России: Межвузовский научный сборник; отв. ред. В.Т. Кабышев. Саратов, 1996. С. 106.

8. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности / А.И. Стахов // Административное право и процесс. 2006. N 4. С. 28 — 30.

9. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы / А.А. Тер-Акопов. М.: Норма, 2005. 270 с.

10. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации: основы концепции / А.А. Тер-Акопов // Государство и право. 2001. N 9. С. 11 — 18.

11. Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Т.Б. Тюрина. Саратов, 2005. 26 с.

12. Федотова Ю.Г. Безопасность конституционного строя Российской Федерации: Монография / Ю.Г. Федотова. М.: Юрлитинформ, 2015. 302 с.

13. Фомин А.А. Юридическая безопасность — особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика / А.А. Фомин // Государство и право. 2006. N 2. С. 72 — 80.

14. Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 101 — 108.

15. Чернов С.Н. Особенности правового регулирования социально-экономических отношений в Арктической зоне Российской Федерации / С.Н. Чернов, Л.Ю. Куликовская // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 9 — 12.

16. Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности / А.С. Шабуров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2015. Т. 15. N 3. С. 24 — 30.

 


[1] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М.: Юристъ, 2002; Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. N 2; Зыбин С.Ф. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности человека, общества и государства: генезис, состояние, решение. СПб.: [б. и.], 1997; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ, 2003; Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности // Административное право и процесс. 2006. N 4. С. 28; Сенякин И.Н. Федерализм — безопасность личности // Конституционное развитие России: Межвузовский научный сборник / Отв. ред. В.Т. Кабышев. Саратов, 1996; Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации: основы концепции // Государство и право. 2001. N 9; Он же. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М.: Норма, 2005; Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов, 2005; Он же. Юридическая безопасность — особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. N 2; Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юр. наук. Саратов, 2005; Федотова Ю.Г. Безопасность конституционного строя Российской Федерации: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015; Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 107.

[2] Галузин А.Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид безопасности // Право и политика. 2007. N 12. С. 275 — 284.

[3] Шабуров А.С. Правовая безопасность в системе национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. 2015. Т. 15. N 3. С. 24 — 30.

[4] Сенякин И.Н. Указ. соч. С. 106.

[5] Федотова Ю.Г. Указ. соч.

[6] Российская газета. URL: https://rg.ru/2015/01/21/arktika.html (дата обращения: 20.09.2018).

[7] URL: https://www.yandex.ru/search (дата обращения: 22.07.2018).

[8] Чернов С.Н., Куликовская Л.Ю. Особенности правового регулирования социально-экономических отношений в Арктической зоне Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 9 — 12.

[9] Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" // Российская газета. 2000. 21 — 23 марта.

[10] Проект федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" (подготовлен Минэкономразвития России) // URL: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 03.10.2017).


Рекомендуется Вам: