ЮрФак: изучение права онлайн

Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ)

Автор: Устинович Е.С.

В целях наиболее полного освещения политико-правовых аспектов поднимаемых в статье проблем были проанализированы стратегические документы в сфере государственной политики развития электронного правительства, информационного общества и цифровой экономики, а также нормы федеральных законодательных актов, представляющих часть российского информационного законодательства, регулирующих отношения, связанные с доступом к информации о деятельности государственных органов власти и местного самоуправления, предоставлением государственных информационных услуг и т.д.

Однако нельзя обойти стороной и современные тенденции в политико-правовой науке, так как именно они зачастую определяют вектор развития современного законодательства. В последнее время в современной российской науке целый ряд ученых-политологов и правоведов рассматривает различные аспекты состояния политико-правовых основ взаимодействия власти и общества, в том числе и в условиях воздействия ИКТ. В рамках политической науки следует выделить таких ученых, как О.Ф. Шабров, О.В. Гаман-Голутвина, В.С. Комаровский, В.В. Огнева, М.А. Молокова и др.

Следует выделить работы молодых ученых последних лет, среди которых немало региональных ученых и в том числе ученых, представляющих научные школы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — Е.Н. Ветрова[1], А.Н. Балашов[2] и др. Как отмечает Балашов А.Н., "в настоящее время политическая наука сталкивается с актуальной проблемой трансформации институтов, каналов и механизмов политического участия, обусловленной распространением Интернет-технологий"[3].

В рамках юриспруденции проблема исследуется в различных отраслях права — в теории государства и права, конституционном праве, административном и информационном, прежде всего такими учеными, как С.А. Авакьян, С.Н. Братановский, В.В. Гриб, Д.А. Керимов, А.Д. Керимов[4], М.Н. Марченко, Э.В. Талапина, А.И. Экимов, и целым рядом других.

Так, А.Д. Керимов в своей монографии "Современное государство. Вопросы теории" наряду с традиционными проблемами государства рассматривает проблемы соотношения государства и гражданского общества в современной России. По определению известного ученого-государствоведа, особое внимание следует уделять демократии как "наиболее рациональному способу согласования интересов", и он приходит к выводу, что демократию во всех ее отношениях можно и должно усовершенствовать[5].

Вопросы взаимодействия государства и общества, конституционно-правовые аспекты взаимодействия гражданского общества и государства в Российской Федерации, которые включают в себя формы воздействия как институтов гражданского общества на органы государственной власти, так и органов государственной власти на институты гражданского общества, исследует В.В. Гриб.

Как справедливо отмечает В.В. Гриб, задачи создания эффективно действующего механизма взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, их участия в выработке государственных решений по важнейшим социальным, экономическим и иным общественно значимым вопросам в современной России весьма актуальны[6]. В рамках междисциплинарного политико-правового подхода Е.С. Устинович разработана концепция информационной деятельности в государственном управлении современной России[7].

В практическом плане отметим, что заложенные в Конституции РФ постулаты в целом позволяют создать эффективную систему взаимоотношения властей, адаптируя ее к имеющимся российским условиям.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Именно государство в лице своих органов, выстраивая, структурируя государственную организацию, предназначено для создания адекватных условий существования членов общества. Исследование проблем функционирования гражданского общества и государства на разных исторических этапах позволяет выявить перспективы государственного управления, уяснить истоки и векторы будущего развития государства и общества[8].

Проблемы правовой регламентации взаимодействия власти и общества, его институтов являются актуальными, поскольку реализация закрепленного в ст. 32 Конституции РФ права граждан участвовать в управлении делами государства требует конкретизации форм и процедур взаимодействия власти и общества.

Следует отметить, что в основном информационный блок федерального уровня законодательства взял на себя львиную долю нормативного определения и правовой регламентации информационных отношений, освободив от нагрузки региональный уровень законодательства.

Это же относится и к политическим основам обеспечения взаимодействия власти и общества в условиях информатизации и развития информационного общества в России. Все документы политического, стратегического характера, связанные с построением и развитием информационного общества и развитием цифровой экономики, сегодня приняты на федеральном уровне. Проведенный анализ показал, что на уровне субъектов Российской Федерации практически все утвердили собственные программы развития информационного общества[9].

Несмотря на тот факт, что субъекты Российской Федерации разрабатывают свои региональные программы на основании типовой формы плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации, тем не менее субъект Российской Федерации при соответствующем обосновании включает в Региональный план дополнительные мероприятия сверх предусмотренных Национальным планом.

Например, в государственной программе Новосибирской области "Развитие инфраструктуры Новосибирской области на 2015 — 2020 годы" одной из целей ее реализации заявлено "взаимодействие гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти на основе применения информационных технологий, в том числе развитие сервисов электронного правительства, полномасштабный переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде"[10].

Следует отметить также, что для современного российского законодательного процесса характерна детальная регламентация любых форм взаимодействия органов власти, граждан, структур гражданского общества. Это также своеобразное влияние ИКТ на особенности российского права, что связано, безусловно, с необходимостью устанавливания четких правил игры при осуществлении интернет-коммуникаций в рамках политико-административного взаимодействия.

Все больше законодателем разрабатываются законопроекты, связанные с участием и вовлечением граждан во взаимодействие с органами государственной власти, привлечением к участию в управлении государственными делами путем обсуждения, публичных слушаний, направлений обращений не только в органы власти, но и к высшим должностным лицам государства и субъектов Российской Федерации и т.д.

Если мы говорим о развитии демократии в России как политического процесса, то требования к формам непосредственной демократии и формам участия граждан в осуществлении власти (общественное обсуждение, публичные мероприятия, обращения граждан, общественные инициативы, опросы граждан[11], общественный контроль[12] и т.д.) предъявляются на федеральном уровне.

В качестве примеров можно привести Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"[13], Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[14], Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"[15], Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"[16] и др.

При этом федеральное законодательство может содержать к одной и той же форме взаимодействия органов власти и структур гражданского общества несколько требований. Например, требования к публичным слушаниям закреплены в ряде федеральных законов, в пяти из которых им посвящена отдельная статья.

На уровне субъектов Российской Федерации отсутствует какое-либо единство или единообразие нормативного регулирования вопросов взаимодействия власти и общества, несмотря на то что федеральные законы предусматривают принятие субъектом Российской Федерации новых законов или обновление имеющихся по вопросам взаимодействия региональных органов власти и населения, организаций, бизнеса — об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, опросах граждан и т.д. Так, Устав Курской области, принятый Курской областной Думой 27 сентября 2001 г., не содержит ни одного упоминания термина "взаимодействие", кроме как межведомственного на уровне региона. То же самое можно сказать и о других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа (Устав Калужской области от 27.03.1996, Устав Белгородской области от 31.12.2003 и т.д.).

Некоторые субъекты Российской Федерации приняли уникальные законы по взаимодействию власти и общества, в том числе и субъекты, входящие в состав ЦФО. Это законы о законодательной инициативе граждан[17], проведении публичных мероприятий[18], взаимодействии органов власти и негосударственных некоммерческих организаций[19].

Исследования сложившейся нормативной правовой базы регулирования взаимодействия органов власти и общества показывают, что в субъектах Российской Федерации распространена практика регламентации нормативными правовыми актами.

Литература

1. Балашов А.Н. Интернет-технологии как фактор повышения эффективности деятельности политических партий в России: Автореф. дис. … канд. полит. наук / А.Н. Балашов. Орел, 2015. 26 с.

2. Ветрова Е.Н. Государственная информационная политика как фактор повышения эффективности государственного управления: современное состояние и приоритеты совершенствования: Дис. … канд. полит. наук / Е.Н. Ветрова. Орел, 2014. 26 с.

3. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук / В.В. Гриб. М., 2011. 26 с.

4. Керимов А.Д. Современное государство. Вопросы теории / А.Д. Керимов. М.: Инфра, 2008. 144 с.

5. Молокова М.А. Гражданское общество как фактор политической модернизации: проблемы и вызовы / М.А. Молокова // Теория и практика общественного развития. 2011. N 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-kak-faktor-politicheskoy-modernizatsii-problemy-i-vyzovy-1 (дата обращения: 15.09.2017).

6. Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.В. Михеева, Ф.А. Селезнев. Нижний Новгород: ООО "Растр-НН", 2015. Вып. 2. 562 с.

7. Устинович Е.С. Информационная деятельность в государственном управлении современной России (изложение концепции в научных статьях) / Е.С. Устинович. Курск: Деловая полиграфия, 2015. 67 с.

 


[1] Ветрова Е.Н. Государственная информационная политика как фактор повышения эффективности государственного управления: современное состояние и приоритеты совершенствования: Дис. … канд. полит. наук. Орел, 2014. 181 с.

[2] Балашов А.Н. Интернет-технологии как фактор повышения эффективности деятельности политических партий в России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Орел, 2015. 26 с.

[3] Там же. С. 3.

[4] Керимов А.Д. Современное государство. Вопросы теории. М.: Инфра, 2008. С. 6.

[5] Там же.

[6] Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 3.

[7] Устинович Е.С. Информационная деятельность в государственном управлении современной России (изложение концепции в научных статьях). Курск, 2015. С. 4 — 12.

[8] Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.В. Михеева, Ф.А. Селезнев. Вып. 2. Нижний Новгород: ООО "Растр-НН", 2015. С. 7.

[9] Так, например, государственная программа Курской области "Развитие информационного общества в Курской области", рассчитанная на период с 2024 по 2020 год, утверждена Постановлением Администрации Курской области от 31 июля 2014 г. N 476-па.

[10] Утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 4 марта 2015 г. N 70-п. URL: http://docs.cntd.ru.

[11] Например, Закон Калужской области от 24 мая 1999 г. N 18-ОЗ "О консультативном опросе граждан в муниципальных образованиях Калужской области" (с изм. от 14.11.2000, 26.06.2003). URL: http://docs.cntd.ru; Закон Липецкой области от 26 декабря 2016 г. N 35-ОЗ "О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Липецкой области". URL: http://docs.cntd.ru; и т.д.

[12] Закон Курской области от 28 апреля 2015 г. N 39-ЗКО "О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Курской области"; Закон Орловской области от 8 декабря 2014 г. N 1711-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с осуществлением общественного контроля в Орловской области"; Закон Тамбовской области от 29 апреля 2015 г. N 522-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере осуществления общественного контроля в Тамбовской области"; и др. URL: http://docs.cntd.ru.

[13] Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // СЗ РФ. 2013. N 10. Ст. 1019.

[14] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета. 2002. N 106.

[15] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2006. N 95.

[16] Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

[17] Закон Тамбовской области от 4 июля 2007 г. N 224-З "О законодательной инициативе граждан в Тамбовской областной Думе" (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 28.06.2007 N 651) и др. URL: http://pravo.gov.ru.

[18] Закон Орловской области от 22 декабря 2016 г. N 2069-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий в Орловской области"; Закон Воронежской области от 17 декабря 2012 г. 3160-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий"; и др. URL: http://docs.cntd.ru.

[19] Например, Закон Смоленской области от 22 июня 2007 г. N 56-з "О взаимодействии органов государственной власти Смоленской области с некоммерческими организациями". URL: http://pravo.gov.ru.


Рекомендуется Вам: