ЮрФак: изучение права онлайн

Искусственный интеллект в государственном управлении

Автор: Грищенко Г.А.

В настоящее время наблюдается всплеск интереса к развитию и широкому применению искусственного интеллекта в государственном управлении. Он проникает в самые разные сферы административно-управленческой деятельности, такие как фото- и видеофиксация нарушений правил дорожного движения, анализ данных, система поддержки принятия решений и т.д.

В научных кругах, в средствах массовой информации все чаще можно встретить сведения о появлении новых реалий, призванных значительно облегчить выполнение определенных функций в профессиональной среде. Более того, некоторые эксперты утверждают, что всего через 20 лет из-за развивающихся информационных технологий и искусственного интеллекта отпадет необходимость в управлении человеком автомашинами и самолетами, юристы останутся без работы, поскольку все спорные правовые вопросы компьютер станет обрабатывать в сотни раз быстрее и точнее[1].

На важность данной проблематики не раз обращалось внимание и в посланиях Президента Российской Федерации, что еще раз подтверждает необходимость более пристального рассмотрения юридических аспектов применения искусственного интеллекта, в частности, в государственном управлении. Так, в последнем послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. отмечалось, что в кратчайшие сроки нужно создать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки большого массива данных. Причем такая нормативная база должна постоянно обновляться, быть гибкой.

Отметим, что единого понимания термина "искусственный интеллект" до сих пор нет и он трактуется разными специалистами по-разному: биологи связывают данную категорию с процессами высшей нервной деятельности и возможностью ее воспроизводства; философы — с системой, способной к творчеству; специалисты в IT-сфере — с технологией обработки данных; юристы — с процедурными вопросами формирования логических связей при решении правовых проблем. В любом случае здесь уместно говорить об использовании модели нейронных сетей как одного из видов машинного обучения, способных выявлять закономерности между входными и выходными данными и выдавать верный результат даже для тех данных, которых не было в изначальной выборке.

В современном мире за последнее десятилетие нейросети достаточно активно внедряются в различные компетенции, до этого реализуемые исключительно человеком. Эти компетенции осуществляются на государственном уровне практически во всех сферах управления:

экономической (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговля);

социально-культурной (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения);

административно-политической (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).

Искусственный интеллект применяется в разных сферах неравномерно, и наиболее отчетливо это выражено, например, в области здравоохранения. По мнению некоторых исследователей, электронное здравоохранение стало чуть ли не главным "драйвером" всей отрасли. Отраслевые руководители и эксперты в интервью, затрагивающих тему реформирования и развития медицины, редко обходят вниманием вопрос информатизации и цифровизации. Они в первую очередь рассматриваются как один из эффективных способов повышения качества и доступности медицинской помощи с одновременным снижением затрат на нее, включая сокращение неэффективных, необоснованных расходов, более рациональное использование ресурсов и новые методы организации работы[2].

Положения, связанные с внедрением в государственном управлении искусственного интеллекта, уже находят отражение в правовом поле, хотя и не дают четкого представления о формах и условиях его применения. При этом само определение категории "искусственный интеллект", как и основные критерии, позволяющие идентифицировать информационные технологии в качестве искусственного интеллекта, в российском законодательстве отсутствует.

Основы регулирования рассматриваемого вопроса заложены международным и зарубежным законодательством, законодательством Российской Федерации и доктринальными установками и принципами.

Так, согласно Программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р, искусственный интеллект отнесен к основным сквозным цифровым технологиям, применяемым, в частности, в рамках государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность. В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" искусственный интеллект назван в числе основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий; при этом подчеркивается, что эти технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, в рамках транспортной безопасности предусматривается внедрение нового поколения бортовых систем безопасности с использованием компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта.

На данный момент практически нет специальных законодательных актов, определяющих статус машин с искусственным интеллектом. В США, например, рассмотрение споров по этой проблеме основывается на общих законах, что зачастую вызывает трудности при разрешении соответствующих дел в суде.

В 2008 г. в Южной Корее был принят специальный закон о робототехнике, который называется "О содействии развитию и распространению умных роботов".

В феврале 2016 г. Европарламент принял Резолюцию "Нормы гражданского права в робототехнике", в которой обращено внимание на важность развития законодательной базы, а также отмечена необходимость введения единой системы классификации роботов и общеевропейской системы их регистрации. В ходе саммита Европейского союза, который прошел в Брюсселе в октябре 2017 г., лидеры европейских стран договорились в начале 2018 г. разработать европейский подход к разрешению проблемы искусственного интеллекта[3].

Помимо законодательных решений отдельные вопросы внедрения искусственного интеллекта в государственном управлении отражены в доктринальных воззрениях, которые сформировались в виде концепций и законопроектов о робототехнике и искусственном интеллекте.

В 2018 г. в профильном комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации планировалось рассмотреть конвенцию по робототехнике и искусственному интеллекту, проект которой разработан Исследовательским центром проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта "Робоправо". Цель конвенции — определить основные проблемы, которые могут возникнуть в обществе и правовой системе в связи с активным развитием киберфизических систем, обобщить базовые правила робототехники и обозначить возможные направления решения существующих и ожидаемых проблем[4].

Искусственный интеллект уже несколько лет используется в зарубежных странах в сфере государственного управления, например в правоохранительных структурах и на пожарных службах, в сельском хозяйстве, логистике.

Американские ученые Д. Блэкман, Д.М. Катц и М. Боммарито разработали программу, которая способна спрогнозировать решение Верховного суда США в семи из десяти случаев на основе заложенной в нее базы уже состоявшихся судебных решений с 1952 г. По оценкам исследователей, программа предугадывает решение с точностью до 75%, в то время как юристы — с точностью до 59,1%, хотя они более точны в предсказывании результатов голосования самих судей по конкретному делу[5].

В 2014 г. в США юрист Э. Арруда основал компанию "Ross Intelligence", в задачи которой входит разработка виртуального юридического ассистента — системы искусственного интеллекта, позволяющей работать в режиме "вопрос-ответ" и дающей определенные рекомендации со ссылками на источники права. В нашей стране портал "Право.ru" запустил сервис со схожими функциями под названием "Pravorurobot" в мессенджере Telegram для бесплатных юридических консультаций. Данный сервис позволяет в режиме онлайн задать специалистам вопросы в текстовом виде или в форме голосового сообщения[6].

Возможные сферы применения искусственного интеллекта в государственном управлении весьма разнообразны и могут быть сгруппированы по предметному принципу:

в промышленности — автоматизация различных процессов, снижение издержек, повышение качества оказываемых услуг;

в сфере финансов — предотвращение мошенничества, обслуживание клиентов, контроль правомерности деятельности субъектов экономической деятельности;

в сфере транспорта — обеспечение безопасности движения транспортных средств, составление расписания транспорта, разгрузка дорожных "пробок";

в сфере образования — беспристрастная оценка уровня знаний, разработка индивидуальных программ обучения, реализация потенциала учащегося;

в сфере здравоохранения — анализ медицинских изображений, поддержка здорового образа жизни, коммуникации с пациентами, рекомендации по тактике ведения пациентов и лечению;

в сфере ЖКХ — предотвращение коммунальных аварий, помощь людям с ограниченными возможностями;

в сфере сельского хозяйства — автоматизация процессов сбора урожая, поддержка необходимых условий возделывания сельскохозяйственных культур;

в сфере правосудия — развитие системы электронного правосудия[7], генерация судебных решений, контроль судебной практики;

в сфере безопасности — выполнение опасных для жизни и здоровья человека функций, предупреждение совершения преступлений, обеспечение беспристрастности наказания.

В настоящее время лидерами по объему государственного финансирования являются проекты по анализу данных, системы поддержки принятия решений и распознавания фото- и видеоизображений для государственного сектора, транспортной отрасли, безопасности. Текущие геополитические задачи также определяют острую потребность в интеллектуальных системах для модернизации оборонно-промышленного комплекса.

Среди основных препятствий для внедрения искусственного интеллекта в государственное управление можно выделить отсутствие информационно-технологической инфраструктуры, нехватку квалифицированных специалистов, а также законодательные проблемы. Последние можно условно разделить на "проблемы формы" и "проблемы содержания".

"Проблемы формы" связаны с отсутствием логически выстроенной, понятной и прозрачной системы законодательных и подзаконных правовых актов в рассматриваемой сфере, когда в основу правового регулирования закладывается минимальное число базовых законов, положения которых получают развитие в подзаконных актах.

"Проблемы содержания" касаются отдельных направлений внедрения искусственного интеллекта в государственное управление, требующих тщательной правовой регламентации и конкретизации. Среди них можно выделить:

1) отнесение искусственного интеллекта к субъектам права;

2) правовой статус сети Интернет и возможности использования ее инфраструктуры в государственном управлении;

3) сферы применения искусственного интеллекта в государственном управлении;

4) механизмы воздействия на искусственный интеллект и принятия решений и т.д.

Совершенствование законодательства с учетом указанных проблем должно носить комплексный характер и осуществляться поэтапно. Причем законодательный подход должен сочетать решение разнообразных задач не только в области применения электронных технологий, но и в рамках гражданского, административного, налогового, финансового права.

В заключение хотелось бы отметить, что искусственный интеллект сможет заменить специалистов, в частности юристов, только в отдельных сферах. В области межличностных взаимоотношений клиентов и юристов роботы не смогут составить последним конкуренцию, по крайней мере в обозримом будущем, поскольку не обладают гибкостью мышления, умением использовать индивидуальный подход к разрешению проблемы с учетом настроения клиента и действительных целей обращения за юридической помощью и работают только в рамках заданных алгоритмов.

Список литературы

  1. Балашова А. Последний закон робототехники // Дайджест робоправа. 2017. Нояб. URL: http://robotrends.ru/images/1751/815430/Digest_November_FinalConvention.pdf.
  2. Гусев А., Плисс М. Практические рекомендации к созданию искусственного интеллекта для здравоохранения // КМИС. 2018. 14 мая. URL: http://www.kmis.ru/blog/prakticheskie-rekomendatsii-k-sozdaniiu-iskusstvennogo-intenekta-dlia-zdravookhraneniia.
  3. Мартынова Т.Л. К вопросу развития электронного правосудия // Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее (Кутафинские чтения): Сб. докл. VII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015.
  4. Мацкевич М.И. Причины экономической преступности: Учеб. пособие. Н. Новгород, 2017. URL: https://на.мвд.рф/upload/site128/domment_file/Prichiny_ekonomicheskoy_prestupnosti.pdf.
  5. Робот, а не человек: как искусственный интеллект перестроит работу юристов // Право.ru. 2016. 3 авг. URL: https://pravo.ru/story/view/131655.
  6. Толкователи судей: в США разработали программу, угадывающую 7 из 10 решений Верховного суда // Право.ru. 2015. 8 дек. URL: https://pravo.ru/review/view/124329.

 


[1] Мацкевич М.И. Причины экономической преступности: Учеб. пособие. Н. Новгород, 2017. URL: https://на.мвд.рф/upload/site128/document_file/Prichiny_ekonomicheskoy_prestupnosti.pdf (дата обращения: 22.05.2018).

[2] Гусев А., Плисс М. Практические рекомендации к созданию искусственного интеллекта для здравоохранения // КМИС. 2018. 14 мая. URL: http://www.kmis.ru/blog/prakticheskie-rekomendatsii-k-sozdaniiu-iskusstvennogo-intellekta-dlia-zdravookhraneniia (дата обращения: 22.05.2018).

[3] Балашова А. Последний закон робототехники // Дайджест робоправа. 2017. Нояб. С. 7. URL: http://robotrends.ru/images/1751/815430/Digest_November_FinalConvention.pdf (дата обращения: 22.05.2018).

[4] Там же. С. 5.

[5] Толкователи судей: в США разработали программу, угадывающую 7 из 10 решений Верховного суда // Право.ru. 2015. 8 дек. URL: https://pravo.ru/review/view/124329 (дата обращения: 22.05.2018).

[6] Робот, а не человек: как искусственный интеллект перестроит работу юристов // Право.ru. 2016. 3 авг. URL: https://pravo.ru/story/view/131655 (дата обращения: 22.05.2018).

[7] Мартынова Т.Л. К вопросу развития электронного правосудия // Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее (Кутафинские чтения): Сб. докл. VII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 308 — 311.


Рекомендуется Вам: