ЮрФак: изучение права онлайн

Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства

Автор: Ручкина Г.Ф.

В последние годы на разных уровнях государственной и муниципальной власти обсуждается вопрос о легализации самозанятых граждан, об их вовлечении в легальное правовое поле, а также о системе налогообложения для данной категории субъектов. Несомненно, основой данного обсуждения служит публичный интерес государства, изыскивающего новые источники налоговых доходов, что связано с необходимостью установления фискального контроля за деятельностью лиц, не состоящих в каких-либо трудовых отношениях с работодателями, а также не имеющих специального статуса, например, индивидуального предпринимателя. С учетом внушительного количества граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность на постоянной основе и не отчуждающих государству части доходов, данная сфера так называемых самозанятых граждан становится актуальной и практически важной для государства.

Следует отметить, что весьма спорной считается общая цифра количества самозанятых граждан в Российской Федерации. По данным Росстата, количество самозанятых составляет 4,9% занятого населения, или более 3,5 млн человек. Минтруд называет цифру в 12 млн человек, а по оценке независимых экспертов — от 15 до 25 млн человек. Эксперты РАНХиГС отмечают, что для 11,7% экономически активного населения (8,7 млн человек) неофициальные заработки — единственная форма дохода, а 30 млн человек (40,3% работающего населения) совмещают их с легальной работой[1].

По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2016 г., 10% наших сограждан работают на себя, при этом для 6% это единственный источник дохода. Для 4% такая деятельность — дополнительный источник дохода, а для 6% — единственный. Наибольшая доля самозанятых — в возрастной группе 35 — 44 года (19%), и среди них 14% получают доход только от подобной работы. Среди селян 14% работают на себя, а среди горожан — 9%[2].

По данным исследования, подготовленного экспертами РАНХиГС, Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), YouDo.com, Google, ePayments, валовый объем заказов на услуги в Рунете уже составляет 800 — 900 миллиардов рублей, а потенциальный рынок оценивается в 10 триллионов рублей. По прогнозам аналитиков, число самозанятого населения будет неизбежно расти, поскольку возникающие онлайн-сервисы создают новую реальность для участников рынка труда. По данным компании ePayments, количество веб-мастеров и фрилансеров, зарабатывающих в Интернете, в 2014 — 2016 гг. увеличилось в 3,3 раза. На YouDo.com объем спроса на услуги весной 2016 г. составлял 279 миллионов рублей, а осенью — уже 1,023 миллиарда. Суммарная стоимость размещенных через платформу услуг выросла на 700 процентов[3].

"Яндекс.Касса" и агентство Data Insight проанализировали продажи в социальных сетях, мессенджерах и на онлайн-досках объявлений за год — по март 2018 г. По их оценкам, через такие каналы в Российской Федерации продается товаров и услуг на 591 млрд руб. в год, а средний чек составляет 1 500 руб. Всего за год на всех таких площадках состоялось около 394 млн сделок. Наиболее популярная категория товаров — одежда и обувь, продажи которых достигают 100 млрд руб. Аналитики учитывали продажи через социальные сети, сайты объявлений и мессенджеры и компаний, и частных пользователей. Их оценка рынка сопоставима с оборотом классического онлайн-ритейла в Российской Федерации — за 2017 г., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, это 1,04 трлн руб.[4]

Вместе с тем официальная статистика показывает незначительное количество граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых. Так, по данным ФНС, количество уведомивших налоговые органы самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическому лицу, на 1 августа 2018 г. достигает 1 839 человек. Этот показатель растет с учетом того, что на 1 августа 2017 г. аналогичный показатель составлял 295 человек[5].

Попытки законодательного регулирования деятельности самозанятых в современной Российской Федерации уже предпринимались. Например, Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 70 ст. 217) в настоящее время предусмотрено, что не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц: доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

— по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

— по репетиторству;

— по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Необходимо отметить, что указанные нормы распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган и не привлекающих наемных работников для оказания обозначенных услуг.

Налоговое законодательство также предусматривает возможность установления в законах субъектов Российской Федерации и иных видов услуг для личных, домашних и (или) подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения.

В некоторых регионах Российской Федерации (например, в Кемеровской, Рязанской, Саратовской области, Республике Марий Эл, Республике Тува и др.) воспользовались предоставленным правом и в законах субъектов расширили виды деятельности, которую могут осуществлять самозанятые граждане: по выпасу скота, по ремонту одежды, по ремонту помещений, по работам строительным отделочным, по предоставлению парикмахерских услуг, по деятельности в области фотографии, по ремонту электронной бытовой техники, по ремонту бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря[6].

Представленная ниже таблица, составленная по результатам опроса, проведенного независимым аналитическим центром НАФИ, показывает, что ответы респондентов практически совпадают с видами деятельности, которые легализованы в законодательстве субъектов Российской Федерации как деятельность самозанятых[7].

Таблица. Виды деятельности самозанятых граждан

Распределение ответов на вопрос: "Каким видом (видами) деятельности Вы занимаетесь?", в % от самозанятых опрошенных

Сфера труда

Доля самозанятых

Ремонт

15

Программист, компьютерная помощь

11

Дизайнер, художник-иллюстратор

10

Услуги такси, перевозки грузов

6

Косметические и парикмахерские услуги

6

Сельское хозяйство

6

Строительство

6

Репетитор (иностранные языки, музыка, пение, школьные дисциплины)

5

Няни и сиделки

3

Фотограф, видеооператор

3

Кулинария (торты, обеды)

3

Мелкие бытовые услуги (уборка, помощь по хозяйству)

2

Другое

23

Нет ответа

8

Данное направление правового регулирования в части законодательного закрепления на уровне субъектов Российской Федерации видов деятельности самозанятых представляется наиболее верным. Учитывая местную специфику и потребности рынка труда, а также реальную экономическую ситуацию в конкретном регионе, логично закреплять в законодательстве виды деятельности, которые могут осуществляться самозанятыми. При этом достигался бы эффект обеспечения граждан региона независимыми от федеральных властей доходами, служащими источником развития субъекта.

К сожалению, государственная власть идет по пути обременения граждан налогами, при этом не создавая для них каких-либо условий для развития малого и среднего предпринимательства. Меры, принимаемые государством в целях развития предпринимательства среди граждан, имеют, как правило, декларативный характер и в реальности не способствуют процессам вовлечения граждан в инициативную предпринимательскую деятельность.

Именно в таком аспекте следует рассматривать изменения законодательства, направленного на легализацию самозанятых граждан.

В п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"[8] была установлена необходимость обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

Во исполнение данного пункта Указа Президента Российской Федерации депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в короткие сроки были разработаны и приняты в трех чтениях проекты федеральных законов "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"[9].

Президентом Российской Федерации 27 ноября 2018 г. были подписаны Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее — Закон N 422-ФЗ)[10], Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Закон N 422-ФЗ предлагает провести эксперимент по введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г. Указанный режим предоставляется физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, которые получают доходы от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.

Эксперимент распространяется на четыре субъекта Российской Федерации, в которых осуществляют деятельность физические лица — налогоплательщики. Считаю, что данная норма дискриминирует по территориальному признаку граждан, проживающих в иных субъектах Российской Федерации.

С учетом вносимых изменений в законодательство об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации должен положительно решиться вопрос о дополнительных поступлениях в бюджеты фонда обязательного медицинского страхования[11]. Дополнительные доходы планируются и в Пенсионном фонде Российской Федерации, так как плательщикам для получения страховой пенсии предоставляется возможность добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в любом размере с ограничением максимального размера таких взносов. Возникает вопрос о добровольности взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом проводимой государством политики заморозки накопительной части пенсий.

Таким образом, прослеживается исключительно фискальный интерес государства, хотя это и отрицается разработчиками законопроекта, цель которого — реализация соответствующего правового механизма, направленного на решение финансовых проблем, а не забота об интересах самозанятых, которые, как показывают различные социологические опросы, не нуждаются в специальном налоговом режиме, а тем более в дополнительных отчислениях в различные централизованные фонды.

Также вносятся изменения в ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации[12], а именно: ст. 1 дополняется п. 8 следующего содержания: "Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении Налоговым кодексом Российской Федерации соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента".

Таким образом, Закон внес в Налоговый кодекс Российской Федерации новый, ранее неизвестный законодателю институт налогового эксперимента, предусматривающего проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению отдельных налогов, сборов, специальных налоговых режимов, а также устанавливает обязанность Правительства Российской Федерации представлять в Государственную Думу Российской Федерации отчет об эффективности проведенного эксперимента до его завершения. Данный отчет будет служить основой для решения вопроса о дальнейшем проведении эксперимента в других субъектах Российской Федерации.

При этом перечень специальных налоговых режимов, ранее установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, дополняется системой налогообложения в виде налога на профессиональный доход (эксперимент).

С учетом закрепленной ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанности граждан платить законно установленные налоги данный Закон устанавливает и механизм ответственности за неисполнение указанной обязанности[13].

В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется ст. 129.13 "Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)", в соответствии с которой нарушение налогоплательщиком установленных Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" порядка и (или) сроков передачи в налоговый орган сведений о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы такого расчета. Те же деяния, совершенные повторно в течение шести месяцев, влекут взыскание штрафа в размере суммы такого расчета[14].

Статьей 129.14 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность за нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями. Санкция за нарушение установленных Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" порядка и (или) сроков передачи в налоговый орган уполномоченным оператором электронной площадки или уполномоченной кредитной организацией сведений о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, будет в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы такого расчета, но не менее 200 рублей за каждый расчет, сведения о котором не переданы в налоговый орган".

Регистрация физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход будет осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог", бесплатно устанавливаемое на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика.

Важной особенностью эксперимента следует считать стабильность предлагаемых законодательных новелл, в соответствии с которыми в течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в принятый Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, определенных в размере 2,4 млн (два миллиона четыреста тысяч рублей).

В соответствии с п. п. 8, 9 ст. 2 проекта Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, а индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из четырех субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Следует отметить, что логическое завершение получила законодательная неопределенность, длительное время существовавшая в российском законодательстве, а именно статус физических лиц, осуществляющих деятельность на постоянной основе. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в установленном порядке. Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Достаточно демократичны устанавливаемые налоговые ставки — это 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), физическим лицам, и 6% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Законодатель также предусмотрел налоговый вычет в размере не более 10 000 рублей, который могут использовать лица, применяющие специальный налоговый режим, рассчитываемый нарастающим итогом в установленном законом порядке.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты налогообложения, которыми, по нашему мнению, будут активно пользоваться некоторые субъекты предпринимательской деятельности. Налоговые органы осуществляют налоговый контроль в части уклонения от уплаты налогов лицами, использующими индивидуальных предпринимателей как контрагентов. Завышая стоимость какой-либо работы или услуги, на счет индивидуального предпринимателя переводят сумму денежных средств, с которой индивидуальный предприниматель уплачивает налог в размере 6% и за какое-то вознаграждение отдает своему контрагенту обналиченную сумму. С учетом того, что налоговыми органами отлажена работа по контролю за сомнительными операциями с участием индивидуальных предпринимателей, аналогичные действия с участием самозанятых граждан выпадут из-под контроля налоговых органов. Физическое лицо может встать на учет в упрощенном порядке и работать по данной схеме с юридическими лицами. К тому же у налоговых органов отсутствует право контролировать счета физических лиц.

С позиции оплаты страховых взносов данный Закон также создает механизм легального уменьшения взносов в страховые фонды. Если ранее работодатель должен был с заработной платы работника платить установленные страховые взносы, то по нормам нового Закона, используя труд физического лица, который платит налог на профессиональный доход, работодатель освобождается от уплаты платежей в страховые фонды, а физическое лицо платит только 4% своих доходов как налог.

Можно предположить, что данные особенности нового режима налогообложения будут массово использоваться субъектами предпринимательской деятельности для законного уклонения от уплаты налоговых и страховых платежей.

Литература

1. Копина А.А. Обязанность по уплате налога как основа правового статуса налогоплательщика / А.А. Копина // Финансовое право. 2017. N 10. С. 32 — 36.

 


[1] URL: https://www.sonar2050.org/publications/nalogi-ne-dlya-teh/.

[2] Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в мае 2016 г. Опрошено 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах Российской Федерации. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-10-samozanyatykh/.

[3] URL: https://rg.ru/2016/11/24/na-rossijskom-rynke-truda-vyrosla-dolia-samozaniatyh-grazhdan.html.

[4] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/22/787261-natorgovali-na-poltrilliona?utm_campaign=newspaper_23_112018&utm-medium=email&utm-source=vedomosti.

[5] URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/.

[6] Статья 16.2 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 59-З, ст. 2 Закона Рязанской области от 3 ноября 2017 г. N 77-ОЗ // СПС "КонсультантПлюс".

[7] По результатам социологического опроса, проведенного многопрофильным аналитическим центром НАФИ. URL: https://nafi.ru/about/profile/.

[8] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

[9] Следует отметить, что озвученная Президентом Российской Федерации в майском Указе мысль была интерпретирована законодателем, так как принятые законодательные акты не содержат понятия "самозанятый гражданин". В законе не говорится о самозанятых гражданах, а говорится о налоге на профессиональный доход.

[10] Общая тенденция в сфере налогового законодательства, проводимая в течение последних лет и направленная на систематизацию налоговых норм и их закрепление в едином Налоговом кодексе, была нарушена с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", что повлекло за собой появление еще одного источника налогового законодательства.

[11] Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации" устанавливается, что доход от уплаты налога на профессиональный доход подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 63%, а в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — по нормативу 37%.

[12] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

[13] Копина А.А. Обязанность по уплате налога как основа правового статуса налогоплательщика // Финансовое право. 2017. N 10. С. 32 — 36.

[14] Президент Российской Федерации поддержал предложение руководителя Федеральной налоговой службы во время проведения эксперимента по внедрению нового режима налога для самозанятых в течение года воздержаться от взимания штрафов, в связи с чем будут разработаны предложения по внесению изменений в Закон.


Рекомендуется Вам: