ЮрФак: изучение права онлайн

Уличные шествия и демонстрации — новые виды произведений?

Автор: Витко В.

Наше внимание привлекло высказанное в научной работе [1] мнение о том, что появившиеся новые виды социокультурного творчества, такие как флешмобы, хеппенинги, групповые художественные акции, шествия, демонстрации, произведения паблик-арта, создаваемые с помощью организованных либо спонтанных действий граждан, могут быть определены в качестве динамических произведений.

По мнению Р. Будника, такие произведения могут не иметь конкретного автора, но они направлены на привлечение внимания общества, которое часто является целью социокультурного творчества. Отсутствие одного автора или нескольких соавторов означает, что эти произведения выпадают из числа объектов авторских прав, в соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ они относятся к произведениям народного творчества.

Однако с точки зрения привлекаемого в значительном объеме внимания эти произведения обладают высокой ценностью. Некто может объявить себя автором такой работы с помощью ее квалификации в качестве охраняемого авторским правом объекта, например драматического, музыкально-драматического или хореографического произведения.

В качестве противодействия присвоению авторства на такие виды произведений предлагается включить их в число произведений, не являющихся объектами авторских прав, по той причине, что они, как и произведения народного творчества (фольклор), не имеют конкретных авторов [1, с. 251].

Нетрудно видеть, что предпосылкой приведенного воззрения является мысль о том, что если результаты социокультурного творчества привлекают внимание пользователей, то они обязательно представляют собой произведения (ст. 1259 ГК РФ).

В работе отсутствуют доводы в пользу признания результатов социокультурного творчества произведениями, возможности отнесения их к определенному виду, поэтому закономерно возникает вопрос: есть ли основания для квалификации, в частности, уличных шествий и демонстраций в качестве "динамических" произведений?[1]

Начнем с того, что понятия "уличные шествия" и "демонстрации" неизвестны российскому праву интеллектуальной собственности[2].

Словарь Ожегова определяет слово "шествие" как "торжественное прохождение, процессия, манифестация"; "демонстрация" означает массовое шествие для выражения общественно-политических настроений; проявление, свидетельство чего-нибудь (демонстрация патриотизма); действие, подчеркнуто выражающее протест против чего-нибудь, несогласие с чем-нибудь, неприязнь.

Основываясь на таком значении слов "шествие", "демонстрация", а также принимая во внимание, что "настроение" — это направление мыслей, чувств у кого-нибудь (словарь Ожегова), считаем возможным в целях настоящей статьи, т.е. с точки зрения авторского права, понимать под уличным шествием торжественное массовое шествие людей с целью выражения общественных или частных чувств, мыслей; под демонстрацией — массовое шествие людей для выражения общественно-политических чувств, идей протестного характера (например, первомайские шествия трудящихся).

Общим признаком рассматриваемых понятий является массовое шествие людей с целью выражения общественных или частных чувств (мыслей, идей). Признаком, разграничивающим эти понятия, является характер выражаемых участниками шествий чувств: демонстранты всегда выражают протест против чего-нибудь.

Статья 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относит произведения науки, литературы и искусства, при этом в перечне различных видов произведений, приведенном в п. 1 этой статьи, отсутствуют уличные шествия и демонстрации.

Исходя из того что признаком рассматриваемых понятий является массовое движение людей, возможно предположить, что уличные шествия и демонстрации могут составить собой хореографические произведения, особенностью которых является выражение человеком чувств (мыслей) без использования слов.

Поставим вопрос: какие признаки составляют понятие хореографического произведения?

В научной литературе предложен ряд определений хореографического произведения. Так, В.М. Смирнова определяет его как "произведение, состоящее из танцевально-пластической композиции, раскрывающей посредством танцевальных образов замысел автора-хореографа и предназначенной для исполнения на сцене и (или) неформальном пространстве сцены" [2, с. 109].

Начнем с вопроса: что следует понимать под танцевальной композицией и танцевальными образами?

Композиция по своему смыслу — это соединение частей в единое целое, поэтому хореографическое произведение не может состоять из танцевально-пластической композиции, а только из ее частей. Точнее было бы сказать, что хореографическое произведение представляет собой танцевальную композицию, под которой в хореографии понимается органически связанная совокупность танцевальных движений, поз, жестов и т.д., образующих некое единое целое.

В танцевальной композиции различают рисунок танца и хореографический текст, составляющие собой единое целое. Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке, который, как и вся композиция, должен способствовать пониманию идеи хореографического произведения[3].

Хореографический текст — это условные выразительные (танцевальные) движения, позы[4], жесты, мимика, которые представляют собой танцевальный язык (лексику)[5], служащий выражению чувств, мыслей посредством создания определенного художественного образа[6]. Из танцевальных "слов" хореограф составляет танцевальные фразы и предложения, которые, будучи творчески составленными, подчиненными определенной мысли, общему замыслу (сюжету), образуют форму хореографического произведения.

Исходя из этого более точным нам видится определение, предложенное К.А. Кирсановой: "Хореографическое произведение — это произведение, состоящее из совокупности танцевальных элементов (движений и поз, составляющих хореографический текст, а в некоторых случаях и пантомим), расположенных в определенной последовательности с целью создания цельного хореографического образа в рамках единой концепции, с наложением музыкального сопровождения или без такового" [3, с. 8].

Представляется правильным выделение автором элементов формы хореографического произведения — движений, поз и пантомимы, совокупность которых, расположенных в определенной последовательности, и образует произведение. Но при этом едва ли можно согласиться с тем, что целью хореографа является создание хореографического образа.

Цель хореографа, так же как и любого другого творца, — выражение определенного чувства (мысли), но особыми знаками — движениями, позами, жестами и т.д., которые образуют идеальный художественный образ мысли (чувства) в его духовной сфере, который потом, возможно, шагнет в реальный мир и тогда составит собой хореографическое произведение[7]. Разве встречается в жизни, к примеру, хореографическая радость или грусть? Нет, но есть чувства — радость, грусть, которые могут быть выражены различными способами.

Поэтому нельзя согласиться с тем, что целью хореографа (балетмейстера) является создание хореографического образа. Как поэзия — не "побрякушки рифм" (В.Г. Белинский)[8], так и хореография — это не механический набор красивых движений, а создание посредством танцевального языка художественного образа для раскрытия мысли хореографа. В случае когда созданный образ точно отражает мысль творца, тогда перед нами искусство и танцевальная речь хореографа понятна и без прочтения либретто. Если образ мысли расплывчат, то, скорее всего, нет и искусства, но в обоих случаях с точки зрения закона перед нами хореографическое произведение.

Бесспорно, что музыкальное сопровождение помогает понять мысль хореографа, но музыка сама по себе, конечно, не является составным элементом хореографического произведения. Кажется, нет нужды доказывать, что хореографическая и музыкальная мысль должны совпадать, т.е. выражать одну и ту же мысль.

Удачным представляется определение хореографического произведения, выработанное М.Я. Расходниковым: "Объединенная общим замыслом композиция движений и поз для танца на сцене, созданная для исполнения под музыку или без нее" [4, с. 36], в котором выделены два признака — единый замысел (сюжет) и выражение его совокупностью движений и поз.

Придерживаться следующего взгляда на понятие произведения — это мысль (идея, чувство) в определенном самостоятельном (индивидуальном) изложении автором в той или иной объективной форме, выраженная вовне, возьмем на себя смелость предложить собственное определение хореографического произведения.

Хореографическое произведение — это чувства (мысли), выраженные самостоятельной (индивидуальной) совокупностью движений, положений тела (поз), мимикой и жестами одного или нескольких людей, следующими друг за другом в определенной последовательности.

Знаками, посредством которых хореограф выражает определенное чувство (идею), являются движения и положения тела[9], жесты и мимика[10], из которых складываются "фразы" и "предложения" хореографического текста, т.е. хореографическое произведение.

При этом, на наш взгляд, предназначение для исполнения на сцене и (или) неформальном пространстве сцены, как полагает ряд исследователей [4, с. 28; 2, с. 109], не является признаком хореографического произведения.

Теперь, полагаем, можно вернуться к поставленному нами вопросу — возможно ли уличные шествия и демонстрации, критерием которых является массовое движение людей, квалифицировать в качестве хореографических произведений.

При квалификации уличных шествий и демонстраций в качестве одного из возможных видов произведений, мы будем исходить из общих критериев охраноспособности объектов авторских прав.

Исходя из правил, содержащихся в ст. 1257 ГК РФ, п. 3 ст. 1259 ГК РФ, уличные шествия и демонстрации могут быть отнесены к объектам авторских прав как хореографические произведения при условии, что они удовлетворяют следующим требованиям: 1) являются самостоятельным результатом творческого умственного труда автора, 2) выражены в объективной форме.

Начнем с вопроса: кто может быть автором (хореографом) уличных шествий и демонстраций?

По мнению Р.А. Будника, субъектами творчества становятся спонтанно организующиеся группы людей [6, с. 120], и поэтому такие произведения могут не иметь конкретного автора; при этом «отсутствие одного автора или нескольких соавторов означает, что эти произведения выпадают из числа объектов авторских прав, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 1259 ГК РФ они относятся к произведениям народного творчества» [1, с. 251; 6, с. 120][11].

Верно ли это предположение? Не думаем. Бесспорно, что любое произведение всегда имеет автора[12]. Как верно заметил В.А. Хохлов, "не ясно, почему "художественные акции" (если даже они "групповые") непременно не имеют конкретных авторов" [7].

Возможно предположить, что граждане, участвующие в уличном шествии (демонстрации), являются соавторами, которые все могут быть конкретизированы, при том, конечно, условии, что уличное шествие (демонстрация) создано их совместным творческим трудом (п. 1 ст. 1258 ГК РФ).

Но возможно ли их признать создателями хореографического произведения?

Любое произведение является результатом мыслительной деятельности человека, в которой можно выделить следующие стадии: 1) осмысление существующей, известной или собственной мысли с целью ее изложения другим; 2) изложение мысли в той или иной определенной объективной форме с целью возможности понимания ее другими людьми, посредством использования "видимых", осязаемых другими людьми знаков, т.е. слов, звуков, линий, красок, движений и т.д., которые, по существу, и придают мысли объективную форму, являющуюся идеальным образом (творческий труд); 3) отделение (обособление) созданной объективной формы определенной мысли, как идеального образа, из духовного мира творца во внешний мир ("овеществление") [8, с. 74 — 75].

Из этого можно заключить, что под созданием хореографического произведения следует понимать творческий умственный труд хореографа по изложению определенного чувства (мысли) посредством использования движений, положений тела (поз), мимики и жестов, т.е. умственный труд по созданию танцевальных фраз и предложений (идеальную форму), объясняющих мысль хореографа.

Произведение как результат мыслительной деятельности человека является идеальным объектом и поэтому, конечно, не может быть создано "с помощью организованных либо спонтанных действий граждан" [1, с. 251]. Даже в том случае, если действия граждан носят осмысленный характер, где же здесь совместный умственный труд соавторов-хореографов, т.е. граждан, принимающих участие в шествии, по созданию творческого результата, состоящего в изложении единой идеи. Мы согласились бы с высказанной мыслью, если бы автор объяснил, как фактическими "спонтанными движениями граждан" может быть 1) создан идеальный объект и 2) изложена единая для всех идея.

Мы не так твердо уверены в том, в чем будто бы уверен Р.А. Будник, что перед началом шествия спонтанно организующаяся группа людей, своим совместным умственным трудом, создает в духовной сфере каждого из них идеальный образ, состоящий из движений и поз, для объяснения захватившей их идеи.

В хореографическом произведении совокупность движений, положений тела (поз), мимики и жестов составляет хореографическую фразу (предложение), ясно объясняющую мысль. Напротив, уличное шествие людей — это всегда механический набор, по существу, одних и тех же однообразных движений, которые собой не образуют осмысленную фразу, за которой должна бы открываться единая мысль (чувство) каждого из шествующих[13].

Так возможно ли из характера движений красноармейцев отряда, героев поэмы А. Блока "Двенадцать", которые совершают свое победное шествие по завьюженному революционному Петербургу: "Гуляет ветер, порхает снег./Идут двенадцать человек", выявить, — например, их отношение к старому миру, символом которого в поэме является "нищий пес голодный".

На наш взгляд, нет. Но это отношение мы ясно видим, к примеру, через употребление в поэме одного из символов поэмы — цвета. Строфа первой песни поэмы: "Злоба, грустная злоба/Кипит в груди…/Черная злоба, святая злоба…" — позволяет без ошибки угадать отношение "двенадцати", их чувства к прошлому.

По нашему мнению, только в том случае, если все члены "спонтанно организующейся группы людей" пожелают высказать единую мысль и при этом каждый человек группы внесет творческий умственный труд в ее изложение, путем совместного создания танцевального предложения (идеального образа мысли), тогда перед нами будет хореографическое произведение. Такое совместное творчество возможно, но оно отсутствует у участников массового уличного шествия или демонстрации.

Ровно так же, к примеру, невозможно признать группу птиц, сидящую на пяти линиях проводов, в случае, когда их расположение представляет собой нотную запись музыкального произведения, композиторами, поскольку, кроме того что птицы не способны мыслить, такое совместное расположение птиц не является результатом их замысла и не выражает ту или иную музыкальную мысль, а является игрой случая.

Завершая рассмотрение проблемы квалификации уличных шествий и демонстраций, мы считаем, что действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности не дает оснований уличные шествия и демонстрации относить к произведениям искусства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Будник Р.А. Цивилистическая концепция инклюзивного механизма гражданско-правового регулирования авторских отношений: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2017.

2. Смирнова В.М. Хореографическое произведение как объект авторского права // Журнал российского права. 2011. N 12.

3. Кирсанова К.А. Интеллектуальные права на хореографическое произведение, его исполнение и постановку: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016.

4. Расходников М.Я. Театральная постановка как объект авторского права: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

5. Андроников И.Л. Собрание сочинений. В 3 т. М.: Худож. лит. Т. 2. 1981.

6. Будник Р. Внимание пользователей как критерий ценности произведений // Хозяйство и право. 2017. N 4.

7. Хохлов В.А. Отзыв официального оппонента на диссертацию "Цивилистическая концепция инклюзивного механизма гражданско-правового регулирования авторских отношений", представленную Будником Р.А. на соискание ученой степени доктора юридических наук (специальность 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право) // http://dis.rgiis.ru/d40100102/budnik_ruslan_aleksandrovich.

8. Витко В.С. Правовая природа договоров о создании произведений науки, литературы и искусства. М.: Статут, 2019.

 


[1] Навряд ли точным является предложенное автором наименование рассматриваемых результатов социокультурного творчества динамическими произведениями, поскольку динамичность является характерным свойством любого хореографического произведения. Можно сказать, что хореографическое произведение — это всегда движение, в котором действие развивается и в пространстве, и во времени.

[2] Термины "уличное шествие", "демонстрация" используются во Временном положении о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города (утв. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. N 765). В этом Положении под уличным шествием понимается "организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам", под демонстрацией — "публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств".

[3] Так, например, в хороводе "Березка", который исполняет Государственный академический хореографический ансамбль "Березка" имени Н.С. Надеждиной, балетмейстер для раскрытия образа стройной, как березка, русской девушки использовала в основном рисунок танца — простой девичий круг, признаваемый специалистами вершиной хореографического мастерства.

[4] В классическом танце к основным позам относят: a la seconde, 4 вида arabesque, attitude, croise, efface, ecarte, epaulement; к движениям — прыжки, батман, пируэт, плие, антраша.

[5] Сами по себе, например, движения, жесты, так же как и слова, не охраняются авторским правом, поэтому знаменитая "плывущая" походка, которой в хороводе "Березка" создается художественный образ русской девушки, держится в секрете.

[6] "Наши артисты должны мыслить… добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств" (Мира Кольцова, народная артистка СССР, художественный руководитель ансамбля "Березка").

[7] Придерживаясь высказанного взгляда, мы полностью присоединяемся к мнению американского хореографа Марты Грэм (Грэхем), которая определяла танец как выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела.

[8] Эту же мысль — что творчество состоит не в подборе рифм — выразил в своем стихе А. Твардовский: "Не много надобно труда,/Уменья и отваги,/Чтоб строчки в рифму, хоть куда,/Составить на бумаге" ("Не много надобно труда…"). Поскольку в них "правды ни словечка" (А. Твардовский "Не много надобно труда…").

[9] Одни из таких знаков — движения и положения тела — составляют основу балета: "Одной ногой касаясь пола,/Другою медленно кружит,/И вдруг прыжок, и вдруг летит,/Летит, как пух, от уст Эола,/То стан совьет, то разовьет,/И быстрой ножкой ножку бьет" (А.С. Пушкин "Евгений Онегин"). По нашему представлению, поэт строкой: "Одной ногой касаясь пола,/Другою медленно кружит" — описал пируэт, другой: "И вдруг прыжок, и вдруг летит… И быстрой ножкой ножку бьет" — антраша.

[10] В качестве примера, насколько может быть выразительна мимика человека, приведем слова И. Андроникова, по свидетельству которого Таманьо так пел в Большом театре партию Отелло в опере Верди, что публика верила, что "такой Отелло может задушить — и не только Дездемону, но и сидящих в партере" [4, с. 140].

[11] Заметим, что согласно правилу, содержащемуся в подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ, не являются объектами авторских прав произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, а не вообще автора.

[12] "Понятие "народная песня" отнюдь не означает, что песню сочинил весь народ, что у нее не было авторов — того, кто придумал слова, и того, кто положил их на музыку" [5, с. 94].

[13] Возьмем, к примеру, первомайские демонстрации московских профсоюзов. В 2017 году акция проходила под лозунгом "За достойный труд, зарплату, жизнь", в 2018 году под лозунгом "Единство, солидарность, труд — гарантии успешного развития!". Если бы идеи этих лозунгов, идея самого праздника не были бы выражены на плакатах и транспарантах в словесной форме, например: "Да здравствует 1 Мая — День международной солидарности трудящихся!", "Мир! Труд! Май!", "Слава человеку труда!", разве возможно было бы, глядя на шествие, выявить эти идеи из поведения, т.е. движения демонстрантов. Думается, что, если бы участники демонстраций не несли бы плакаты, мы бы вообще с трудом могли понять саму цель их шествия.


Рекомендуется Вам: