Авторы: Кириченко О.В., Накушнова Е.В.
Ранее действовавшее советское законодательство устанавливало пределы количества и размеров жилья, находящегося в собственности одного гражданина. Так, ст. 106 Гражданского кодекса РСФСР указывала на то, что у гражданина или совместно проживающих супругов на праве собственности мог находиться только один жилой дом (или его часть). Кроме того, названная статья устанавливала предельный размер жилого дома (или его части), принадлежащего гражданину на праве личной собственности: жилая площадь дома не должна была превышать 60 кв. м (исключение могло быть сделано только для некоторых категорий граждан и с разрешения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов). Указанные ограничения не имели под собой никаких, кроме идеологических, оснований и, по выражению Е.А. Суханова, "были крайне неэффективны и даже вредны для общества"[1].
Вместе с тем устранение ограничений осуществления права собственности не должно приводить к беспредельной свободе его осуществления. В любом обществе существуют объективно необходимые пределы и ограничения. По справедливому выражению Г.Ф. Шершеневича, "осуществление права собственности, ничем не стесненное, способно весьма вредно отразиться на интересах прочих членов того же общества, на интересах самого общества"[2].
Анализируя сущность пределов и ограничений права на жилые помещения, следует остановиться на различиях двух этих понятий. В литературе часто можно встретить их смешение. Между тем они не равнозначны. Безусловно, оба понятия означают определенные границы, в которых собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Однако природа этих границ весьма различна. Представляется, что, говоря о пределах, законодатель указывает только на закон. Рассматривая ограничения, законодатель отсылает к основанной на законе воле собственника или иного пользователя жильем и субъекта, вступающего с ним в соглашение, либо к воле судебных органов. Исходя из этого можно сделать следующие выводы. Пределы объективны в том смысле, что они не зависят от воли собственника и иных лиц, а предопределены законом; ограничения же субъективны, потому что зависят от основанной на законе воли субъектов или судебных органов. Поскольку пределы осуществления права объективны, постольку ограничения права также возможны только в этих пределах. Изложенное позволяет назвать пределы общими основаниями стеснения права, а ограничения — частными[3].
Российский законодатель, устанавливая пределы осуществления права собственности в отношении любого имущества, исходит из принципа "Можно делать со своим имуществом все то, что не нарушает права других субъектов". Регламентируя отношения, связанные с недвижимостью в жилищной сфере, этот принцип проецируется и на право собственности на жилые помещения (ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Жилищного кодекса РФ; далее — ЖК РФ).
Статья 17 ЖК РФ устанавливает следующие пределы использования жилых помещений независимо от их вида. Во-первых, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно п. 1 ст. 24.1 указанного Федерального закона миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо другими законными способами.
В ст. 16 Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях говорится о том, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться в жилых помещениях. Однако это не должно нарушать требования, установленные ч. 4 ст. 17 ЖК РФ. Другие виды миссионерской деятельности в жилых помещениях запрещаются, например публичное осуществление религиозного образования, обучение религии и религиозное воспитание, проведение молитвенных и религиозных собраний.
Во-вторых, пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами[4] пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской при соблюдении двух условий:
1) если такую деятельность осуществляют лица, проживающие в жилых помещениях на законных основаниях (право собственности на жилое помещение, договор найма);
2) если подобное использование жилого помещения не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
На наш взгляд, к перечисленным условиям необходимо добавить и требование ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, так как профессиональная или индивидуальная предпринимательская деятельность в жилом помещении должна осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ.
Проживание, безусловно, совместимо с профессиональной деятельностью в домашних условиях лиц творческих профессий, например писателей, художников, музыкантов и т.д. В соответствии с п. 7 ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом. Отсутствуют какие-либо законодательные запреты и на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в жилом помещении, а согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, труд которых связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью: сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством и т.п., а также частные нотариусы.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под использованием жилого помещения не по назначению следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
Литература
1. Крашенинников П.В. Жилищное право / П.В. Крашенинников. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 382 с.
2. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности / Е.А. Суханов. М.: Юридическая литература, 1991. 238 с.
3. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шершеневич. 9-е изд. М.: Изд. бр. Башмаковых, 1911. 851 с.
[1] Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. С. 145.
[2] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Изд. бр. Башмаковых, 1911. С. 247.
[3] См.: Крашенинников П.В. Жилищное право. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 384 с.
[4] Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.
Связанные статьи:
- Особенности предмета доказывания по спорам о проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в которых ремонт требовался на момент приватизации жилья (100%)
- К вопросу о "терминологической разноголосице" в понятиях "жилище", "жилье" и "жилое помещение" (100%)
- Защита добросовестного приобретателя жилого помещения (100%)
- Взятки жильем или нежилыми помещениями: анализ судебной практики по коррупции (100%)
- Критерии отнесения помещения к категории жилых и проблема апартаментов (100%)
- Новые мошеннические схемы на рынке жилья (анализ судебной и правоприменительной практики) (RANDOM - 50%)