ЮрФак: изучение права онлайн

Административная ответственность за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом

Автор: Суханов А.Г.

В современном мире информация играет важнейшую роль в жизнедеятельности государства, общества и личности, ее значение трудно переоценить. Сведения, содержащиеся в информации, могут иметь самый разнообразный и неоднородный характер, оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на функционирование и нормальное развитие различных явлений, происходящих в обществе. И в этой связи возникает объективная потребность в создании особого правового режима их использования, передачи и хранения. При этом охрана и защита информации может осуществляться с помощью разнообразных организационных, технических и правовых мер. Как отмечается в п. 9 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[1], доступ к информации может быть ограничен на основании федеральных законов в целях защиты основ конституционного строя, безопасности и обороны страны, здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан и др. Обязательным является обеспечение соблюдения требования о конфиденциальности информации, доступ к которой ограничивается нормами соответствующих федеральных законов. Защита информации, относящейся к государственной тайне, осуществляется на основании законодательства о государственной тайне; ответственность за разглашение сведений, составляющих служебную, коммерческую и иную тайну, устанавливается нормами трудового, гражданского и иного законодательства.

В юридической литературе существуют разнообразные определения различных видов тайн. Так, по мнению Н.В. Лисициной, "…под банковской тайной необходимо понимать тайну, охраняемую законом, которая возникает в процессе осуществления кредитной организацией банковской деятельности, как то получение кредитной организацией сведений о корреспондентах и (или) клиентах организации, об их банковских вкладах, счетах, операциях и иных банковских сделках, в том числе иных сведений, которые устанавливаются и могут быть получены кредитной организацией"[2]. По мнению М. Костенко, "…налоговая тайна — это такая охраняемая законодательством информация о налогоплательщике и (или) ином лице, которая не является общедоступной, а становится известной налоговому либо иному органу законодательной, исполнительной или судебной власти, в том числе органам местного самоуправления и соответствующим должностным лицам этих органов в силу выполнения ими прав и обязанностей, закрепленных законодательством о налогах и сборах"[3].

Все существующие виды тайн объединяет наличие в их содержании информации конфиденциального характера, под которой в теоретической литературе понимается информация, полученная из разнообразных источников и состоящая из секретных сведений доверительного характера, которые не подлежат публичной огласке и имеют ограниченный доступ их использования, за исключением сведений, составляющих государственную тайну[4]. Тем самым, в самом широком понимании, тайна предстает в виде специальной информации, представляющей собой объективную реальность современного мира, скрытую от нашего понимания и восприятия[5].

Действующее законодательство предусматривает различные виды тайн. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"[6] конфиденциальная информация подразделяется на следующие категории:

— персональные данные (сведения о событиях, обстоятельствах и фактах частной жизни человека, которые позволяют провести идентификацию его личности);

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— сведения о лицах, подлежащих защите со стороны государства, и мерах такой защиты;

— сведения служебного характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти;

— сведения, полученные в ходе осуществления профессиональной деятельности, доступ к которым ограничен в соответствии с конституционным и федеральным законодательством (адвокатская, нотариальная, врачебная тайна, тайна телефонных разговоров, почтовых отправлений и переписки и т.д.);

— сведения, составляющие коммерческую тайну, доступ к которым ограничен в соответствии с гражданским и федеральным законодательством;

— сведения, составляющие интеллектуальную собственность (об ограничении использования информации о полезной модели, промышленном образце и об изобретении, до официальной публикации информации о них);

— сведения, содержащиеся в личных делах лиц, осужденных к лишению свободы; о лицах, в отношении которых возбуждено исполнение судебных актов в принудительном порядке, за исключением информации, которая являются общедоступной на основании федеральных законов.

В свою очередь, обратим внимание на тот факт, что несмотря на то, что в данном подзаконном акте содержится легальная классификация информации, относящаяся к конфиденциальным сведениям, следует признать, что данный перечень не охватывает всех видов сведений, способных относиться к таковым. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 виды конфиденциальной информации классифицирует некорректно[7] и неполно[8].

В этой связи, учитывая разнообразие возникающих информационных правоотношений, а также отсутствие в действующем российском законодательстве единой системы сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, считаем целесообразным виды информации ограниченного доступа закрепить исчерпывающим образом в отдельном нормативно-правовом акте, в котором необходимо выстроить четкую классификацию сведений, доступ к которым ограничен. При этом, на наш взгляд, обеспечение защиты сведений, относимых к различным видам конфиденциальной информации, а также обоснованность обозначенного предложения, в современных условиях бурного развития информационных правоотношений (в том числе в сети Интернет) и массированного использования различными органами государственной власти, учреждениями, организациями и гражданами информационных систем общего пользования, не вызывает сомнений.

Законодатель устанавливает разнообразные правовые меры охраны и защиты информации, важное место среди которых занимают меры ответственности, установленные КоАП РФ[9]. Как отмечает Е.В. Климович, "…особая роль в обеспечении реализации и сохранения правопорядка в информационной сфере отведена институту административной ответственности. С одной стороны, данный институт обладает свойствами экономичности и быстроты применения к правонарушителю различных мер административной ответственности, а, с другой стороны, содержит такие административно-правовые нормы, которые защищают некоторые категории информации конфиденциального характера, не подпадающие под охрану иных норм российского законодательства"[10]. На наш взгляд, несомненным является тот факт, что нормы административного законодательства, устанавливающие ответственность за разглашение информации, охраняемой законом, имеют огромное социальное значение, поскольку любая информация, таящая в себе определенную тайну, может затрагивать не только интересы отдельного человека, но также общества и государства, а ее разглашение может причинять существенный вред интересам различных субъектов права.

Нормы административного законодательства содержат различные составы информационных правонарушений, совершение которых влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности. И, несмотря на выделение административных правонарушений в информационной сфере в самостоятельную гл. 13 КоАП РФ, их большая часть сосредоточена в том числе и в других главах Кодекса. Так, ответственность за нарушение правил защиты информации установлена в ст. 13.12 КоАП РФ; за незаконную деятельность в области защиты информации в ст. 13.13 КоАП РФ; за нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю, в ст. 14.30 КоАП РФ; за использование служебной информации на рынке ценных бумаг в ст. 15.21 КоАП РФ; за разглашение сведений о мерах безопасности в ст. 17.13 КоАП РФ; и т.д.

В ст. 13.14 КоАП РФ закрепляется ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Меры административно-правовой ответственности, закрепленные в ст. 13.14 КоАП РФ, тем самым направлены на охрану и защиту информационных правоотношений, в которых используется информация ограниченного доступа и конфиденциального характера.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, является "информация, доступ к которой ограничен федеральным законом". То есть посягательство осуществляется в отношении широкого перечня информации (сведений), имеющих ограничение в обороте (от тайны государственной до сведений инсайдерского характера) и составляющих состав одного административного правонарушения.

Предметом рассматриваемого административного правонарушения следует признавать содержание различного рода файлов, документов, баз данных, сведения в которых не являются общедоступными для неопределенного круга лиц, а доступны лишь тому лицу, которое владеет ими на праве собственности или ином праве (доверитель) и лицу, которому данная информация выдана для надлежащего выполнения своих служебных, трудовых и профессиональных обязанностей (конфиденту).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, состоит в совершении виновным лицом активных действий, направленных на разглашение информации ограниченного доступа. При этом заметим, что легальное определение термина "разглашение" в действующем административном и уголовном законодательстве отсутствует. В свою очередь, в лингвистическом понимании рассматриваемого термина заложены два способа осуществления подобного действия — устное сообщение сведений или их иное распространение, обращенное неопределенному кругу лиц.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ, совершается специальным субъектом, т.е. лицом, которое получило доступ к сведениям, ограниченным в обороте в результате осуществления им профессиональных или служебных обязанностей. Следует сказать, что наиболее распространенным субъектом рассматриваемого административного правонарушения выступают должностные лица различных органов власти, а также лица, осуществляющие профессиональную деятельность — нотариусы, адвокаты. Однако заметим, что КоАП РФ не говорит четко об административной ответственности указанных лиц в нормах административного законодательства, называя в качестве субъектов анализируемого правонарушения физических должностных и юридических лиц. Представляется, что подобное положение является определенным законодательным упущением, поскольку нередки случаи разглашения информации ограниченного доступа именно лицом, осуществляющим профессиональную деятельность. Данные лица с позиции норм административного законодательства не подпадают под категорию должностного лица (ст. 2.4 КоАП РФ) и в то же время их нельзя признавать исключительно гражданами. Для устранения названного недостатка, на наш взгляд, необходимо ввести в КоАП РФ ст. 2.5.1, закрепив в ней в качестве субъектов административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную ответственность; тем самым усилить их ответственность за совершение административных правонарушений.

С субъективной стороны незаконная деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом осуществляется либо с умыслом, либо с неосторожностью.

В целом проведенный анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 КоАП РФ, позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, рассматриваемая норма является универсальной, поскольку представляет собой действенное препятствие на пути лиц, распространяющих информацию конфиденциального характера; но с другой стороны, требует дальнейшего совершенствования ввиду присутствия в ней определенных организационных и правовых недостатков. Во-первых, представляется целесообразным установление ограниченного круга должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по данной категории дел, закрепив соответствующие полномочия за должностными лицами подразделения органов дознания. И, во-вторых, санкции ст. 13.14 КоАП РФ требуют значительного ужесточения наказания за совершение подобных правонарушений.

Литература

1. Климович Е.В. Административная ответственность как средство юридической защиты конфиденциальной информации / Е.В. Климович // Омский научный вестник. 2006. N 5(40). С. 42 — 45.

2. Костенко М. Налоговая тайна / М. Костенко. М.: БЕК, 2003. 160 с.

3. Лисицина Н.В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.В. Лисицина. М., 2003. 25 с.

4. Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект) / В.Н. Лопатин. М.: Изд-во Гос. Думы РФ, 1998. 158 с.

5. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды / А.А. Фатьянов // Государство и право. 1998. N 6. С. 5 — 14.

6. Швецов А.В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Швецов. Воронеж, 2005. 22 с.

7. Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа / С.Н. Шевердяев // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 1. С. 21 — 27.

 


[1] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (в ред. от 19.07.2018) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2005. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

[2] Лисицина Н.В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 20.

[3] Костенко М. Налоговая тайна. М.: БЕК, 2003. С. 9.

[4] Швецов А.В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 14.

[5] Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. N 6. С. 5.

[6] Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

[7] Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 1. С. 25.

[8] Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). М.: Изд-во Гос. Думы РФ, 1998. С. 155.

[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

[10] Климович Е.В. Административная ответственность как средство юридической защиты конфиденциальной информации // Омский научный вестник. 2006. N 5(40). С. 42.


Рекомендуется Вам: