ЮрФак: изучение права онлайн

Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Авторы: Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности нашей страны являются экономическое развитие, обеспечение экономической безопасности (далее — ОЭБ) и противостояние влиянию коррупционных угроз.

Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные приоритеты, к которым относится государственная и общественная безопасность, обеспечиваемая в том числе выявлением, предупреждением и пресечением экономических преступлений. Соответственно, противодействие коррупции и ОЭБ являются актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации.

Однако выработка, реализация, нормативно-правовое регулирование государственной политики как одно из направлений деятельности ОВД в данных сферах в нормативных правовых документах не конкретизированы и вызывают проблему выполнения не свойственных МВД России функций.

Так, базой для развития и осуществления национальной политики в области ОЭБ на всех уровнях управления (государственном и муниципальном) является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., в реализации которой МВД РФ принимает участие, в том числе в лице Главного управления и территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) территориальных органов МВД РФ.

В настоящее время правовое ОЭБ как упорядоченная структура правового регулирования общественных отношений в экономической области противодействия угрозам национальным интересам Российской Федерации имеет "пробельности", что отрицательно сказывается на укреплении национальной безопасности нашей страны.

Исходя из того что безопасность и защита национальных интересов в экономической области являются приоритетными направлениями политики государства, то приоритетное значение придается:

— созданию эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и усилению государственного регулирования в экономической сфере, ее правовому обеспечению (устранению "пробельности" норм), а также принятию необходимых мер по преодолению последствий кризисов и др.;

— совершенствованию и поддержанию отлаженного механизма функционирования и взаимодействия всех институтов государственной власти, строгой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России, установлению четкого функционального распределения полномочий между государственными органами;

— противодействию коррупционной преступности и легализации преступных доходов, в первую очередь профилактическими средствами, путем реализации уголовной политики по направлениям — создание действенной системы правоохранительного контроля, совершенствование мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия.

Так, в России сформирована комплексная государственная система профилактики правонарушений, включающая органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ, контролирующие правоохранительные органы, общественные организации, бизнес, то есть всех без исключения субъектов власти, экономики, управления и представителей общественности. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" самостоятельным направлением профилактики правонарушений закреплено ОЭБ (п. 11 ч. 1 ст. 6).

МВД РФ относится к числу субъектов профилактики правонарушений согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона. МВД РФ является ключевым органом, реализующим исполнительно-распорядительные полномочия, осуществляющим противодействие экономической преступности в государстве. В его составе имеются специальные структурные подразделения, входящие в систему противодействия экономической преступности. В частности, в составе МВД России образовано Главное управление ЭБиПК (далее — ГУ ЭБиПК). ГУ ЭБиПК реализует концептуальные положения уголовной политики и осуществляет правовое регулирование в сфере ОЭБ государства, в том числе и противодействия коррупции. При этом перечень задач, функций и используемых методов работы изложен в Положении о ГУ ЭБиПК.

Полномочия сотрудников подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений закреплены в Приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".

Практика проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических и коррупционных преступлений показывает незаинтересованность сотрудников в работе, направленной на приоритетное применение профилактических мер, поэтому оперативные работники подразделений ЭБиПК нередко "доводят" выявленную преступную деятельность до стадии совершения преступления и только после этого осуществляют пресечение преступлений с задержанием их участников.

Необходимо отметить, что ведомственный подход к определению и содержанию профилактической деятельности подразделений ГУ ЭБиПК отсутствует. Ведомственные нормативные акты "размыто" регламентируют профилактическое направление, в них специально не определены цели и задачи, методы и средства профилактической работы, содержание и структура "профилактического мероприятия", виды профилактических мероприятий. Указанные недостатки обусловлены следующим:

во-первых, в доктрине криминологии не сформировалось единого представления о системе профилактики, осуществляемой ОВД в рассматриваемой сфере, особенно с помощью оперативно-разыскных сил и средств;

во-вторых, представление о роли и содержании профилактики преступлений в сфере экономики в уголовной политике, ведомственных задачах длительное время упрощалось и предусматривало лишь перечень типовых превентивных методов без учета специфики отдельных отраслей хозяйствования, их субъектов, современных векторов развития общества и государства, что в целом не обеспечивало эффективность уголовно-превентивных и организационных мер воздействия на детерминанты экономической преступности.

Кроме того, в литературе справедливо отмечается отсутствие должной криминологической подготовки специалистов правоохранительных органов, в связи с чем сотрудники ГУ ЭБиПК не обладают необходимыми знаниями и умениями по проведению профилактических мероприятий. В настоящее время опыт такой подготовки уже апробируется в образовательных организациях системы МВД РФ, к примеру применение комплексного подхода при проведении итоговой аттестации.

Анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Положения об МВД РФ и других нормативных актов, позволил представить следующую структуру системы профилактики экономических преступлений ОВД, включающую: формы и методы; систему и виды оперативно-профилактических мероприятий, в том числе с учетом конкретных отраслей экономики; меры индивидуальной профилактики преступлений; ведомственный контроль в сфере экономики; меры по обеспечению деятельности ОВД по профилактике экономических и коррупционных преступлений и иных правонарушений (кадровое, организационно-методическое, финансовое и научно-методическое обеспечение).

Таким образом, определенная правовая база для ОЭБ силами МВД России имеется, однако, следуя логике построения системы правовых актов, данное направление деятельности должно вытекать из положений, закрепленных в нормативных правовых актах более высокого уровня, однако в Положении об МВД РФ данное полномочие не закреплено.

Нормативное закрепление участия ОВД в выработке и реализации государственной политики в области ОЭБ и противодействия коррупции в части их профилактики обеспечит повышение эффективности деятельности ГУ ЭБиПК, для чего необходимо:

— на заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов рассматривать вопросы о принятии мер профилактического характера против экономических и коррупционных преступлений, принятии межведомственных комплексных планов, отражающих профилактические мероприятия в указанной сфере;

— добиваться взаимодействия и координации усилий всех субъектов, участвующих в профилактике экономических и коррупционных преступлений. Повышению эффективности профилактики преступлений препятствуют недостатки согласованности и координации действий правоохранительных органов;

— обобщать имеющийся в подразделениях ГУ ЭБиПК передовой опыт взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов в рамках проведения комплексных оперативно-профилактических операций или мероприятий, разрабатывать межведомственные методические рекомендации;

— активизировать работу по подбору квалифицированных источников оперативной информации, способных эффективно освещать и влиять на криминогенные процессы и явления, происходящие на объектах первоочередной оперативной заинтересованности. Как показывает практика, объекты, вызывающие оперативный интерес, нередко не имеют надежного прикрытия, а источники оперативной информации, состоящие на связи, не в должной мере обладают необходимыми разведывательными способностями и возможностями для оценки замышляемых экономических преступлений;

— активнее поощрять сотрудников ГУ ЭБиПК, которые добиваются высоких результатов в проведении профилактических мероприятий как одного из индикаторов системы оценки профилактической работы.

Исходя из того что в работе сотрудников ГУ ЭБиПК имеются существенные недостатки в части профилактики преступлений в экономической сфере, результаты такой их деятельности должным образом не могут быть оценены, ввиду отсутствия соответствующих методик, которые позволяют установить соответствие мер по борьбе с профилактическими мерами в рассматриваемой области, оценить их эффективность.

В критерии и показатели оценки деятельности личного состава подразделений ГУ ЭБиПК необходимо включить следующее: меры по организации и учету результатов профилактической деятельности подразделений ГУ ЭБиПК (административная практика; оценка проводимых профилактических мероприятий, оперативных профилактических мероприятий (акций и рейдов); рассмотрение жалоб и обращений граждан; работа со средствами массовой информации; законодательные инициативы; направление в органы предварительного расследования информационно-аналитических материалов для подготовки представлений об устранении причин и условий совершения экономических и коррупционных преступлений; информирование хозяйствующих субъектов о выявленных фактах совершения экономических и коррупционных преступлений, с предложениями по их нейтрализации; взаимодействие с контролирующими органами, правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, а также с общественными организациями правоохранительной направленности).

Для реализации указанного направления необходима согласованная, научно обоснованная ведомственная правовая основа, создание которой должно основываться прежде всего на базисной норме, являющейся фундаментом реализации профилактического направления по линии ГУ ЭБиПК. В связи с этим считаем необходимым дополнить п. 11 Положения об МВД РФ о полномочиях МВД России абз. 18.1 следующего содержания: "участвует в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся профилактики, выявления, пресечения и раскрытия преступлений".

Литература

1. Борин Б.В. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений / Б.В. Борин, Я.Г. Ищук // Пробелы в российском законодательстве. 2017. N 3. С. 381 — 386.

2. Гладких В.И. Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии / В.И. Гладких // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. N 14. С. 76 — 84.

3. Есаян А.К. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений / А.К. Есаян, Ю.В. Трунцевский // Юридический мир. 2008. N 2. С. 67 — 69.

4. Ищук Я.Г. Закон о полиции как гарант антикоррупционного стандарта / Я.Г. Ищук // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 3. С. 11 — 14.

5. Кислый О.А. Правовое регулирование деятельности подразделений собственной безопасности МВД России / О.А. Кислый // Государственная служба и кадры. 2017. N 2. С. 124 — 127.

6. Корнилович Р.А. Сборник задач для подготовки государственного итогового междисциплинарного экзамена / Р.А. Корнилович [и др.]. Рязань: Московский ун-т МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2017. 217 с.

7. Петренко А.В. Система предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук / А.В. Петренко. М., 2011. 218 с.

8. Петросян О.Ш. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел, по борьбе с коррупцией / О.Ш. Петросян, Ю.В. Трунцевский, А.К. Есаян // Российский следователь. 2008. N 17. С. 38 — 40.

9. Смольянинов Е.С. Правовые основы реализации уголовной политики в сфере охраны безналичных средств платежной системы России от преступных посягательств / Е.С. Смольянинов // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 4. С. 62 — 66.

10. Соловьев В.С. Вопросы обеспечения криминологической безопасности социального сегмента сети Интернет / В.С. Соловьев // Уголовная политика и культура противодействия преступности: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2 т. / Пред. ред. кол. К.В. Вишневецкий [и др.]. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. Т. II. 312 с.

11. Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса / Ю.В. Трунцевский // Юридический мир. 2011. N 4. С. 20 — 25.

12. Чистотина О.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с общественностью по противодействию коррупции / О.Н. Чистотина // Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Рязань, 28 марта 2018 г.). Рязань, 2018. С. 318 — 328.

13. Шегабудинов Р.Ш. Основные формы профилактики преступлений экономической и налоговой направленности / Р.Ш. Шегабудинов // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 8. С. 190 — 194.

14. Шкабин Г.С. Обнаружение умысла и провокация преступления: проблемы правомерности проведения оперативно-разыскных мероприятий / Г.С. Шкабин // Евразийский юридический журнал. 2016. N 11(102). С. 214 — 216.


Рекомендуется Вам: