Большинство конкурентных способов определения поставщика в соответствии с Законом N 44-ФЗ должны проводиться в электронной форме. Бумажная форма осталась возможна только для закрытых и некоторых нечасто применяемых процедур. Основная особенность электронных процедур состоит в том, что все стадии определения поставщика, от запросов разъяснений документации до заключения контракта, проводятся на одобренных Правительством РФ электронных площадках.
Закон N 44-ФЗ отдельно устанавливает порядок и требования для каждого из способов определения поставщика в электронной форме.
Оглавление:
1. Когда обязательно проводить электронную процедуру определения поставщика
2. Какие установлены общие требования к электронным закупкам
3. На каких электронных торговых площадках можно проводить закупки
1. Когда обязательно проводить электронную процедуру определения поставщика
Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок для государственных, муниципальных нужд проводят определение поставщика в электронной форме (ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Однако есть исключения. Вы можете организовать закупку в традиционной бумажной форме (ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ) в случаях проведения:
• закупки у единственного поставщика (ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
• закрытых процедур определения поставщика (ст. 84 Закона N 44-ФЗ);
• закупок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. ст. 75, 111.1 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка
• запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 76 Закона N 44-ФЗ);
• предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 80 Закона N 44-ФЗ);
• запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 82 Закона N 44-ФЗ);
• закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (ст. 111 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: на данный момент электронные закрытые процедуры большинством заказчиков не проводятся, поскольку их можно проводить только в случаях, когда Правительство РФ установило такую обязанность (ч. 2 ст. 84.1 Закона N 44-ФЗ). Для Минобороны, ФСБ, СВР и их подведомственных заказчиков обязанность проводить закрытые конкурсы и аукционы в электронной форме установлена с 01.07.2019 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 N 223). До этой даты такие заказчики могут проводить закрытым способом только электронный аукцион (п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428). Для остальных заказчиков обязанность проводить закрытые электронные процедуры пока не установлена Правительством РФ.
2. Какие установлены общие требования к электронным закупкам
Особенность закупок в электронной форме состоит в том, что все операции в рамках конкурентного определения поставщика — направление участниками запросов о разъяснениях, заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по закупкам доступа к заявкам, сопоставление предложений, формирование протоколов, а также заключение контракта с победителем закупки — происходят на электронной площадке из перечня, определенного Правительством РФ (ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
В отличие от традиционной формы процедуры определения поставщика обмен документами или сведениями на бумаге недопустим. Весь документооборот в ходе организации и проведения электронной конкурентной закупки происходит на площадке в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью уполномоченного представителя заказчика, участника закупки, оператора соответствующей площадки (ч. 5, 6 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). Для того чтобы заключить контракт по итогам электронной закупки, заказчик и победитель обмениваются документами через площадку.
Таким образом, все поставщики, для того чтобы получить возможность участвовать в электронных процедурах, должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, быть зарегистрированными в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке (ч. 4 ст. 24.2, ч. 5.5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Но есть временное исключение: поставщики, которые были аккредитованы на площадках до 01.01.2019 и срок их аккредитаций не заканчивается, могут участвовать в закупках и без регистрации в ЕИС до конца 2019 г. (ч. 47, 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Во всех электронных процедурах оператор электронной площадки вправе взимать плату с победителя. Размер этой платы небольшой: не более 1% НМЦК и не более 5 000 руб. без НДС, а при закупке только среди СМП и СОНКО — не более 2 000 руб. (ч. 4 ст. 24.1 Закона, п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564).
Способ для определения поставщика в электронной форме вы вправе выбрать на этапе формирования плана-графика. Это может быть один из видов конкурса, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. При выборе процедуры учитывайте ограничения, которые установлены в зависимости от предмета закупки и цены контракта. Например, если товар входит в аукционный перечень, выбрать электронный конкурс нельзя.
Для каждого конкретного способа определения поставщика в электронной форме Закон N 44-ФЗ устанавливает требования к порядку проведения процедуры. Они отличаются по срокам проведения, порядку рассмотрения и оценки заявок участников.
В зависимости от способа определения поставщика в электронной форме различаются требования к содержанию заявок участников и порядку подачи ценовых предложений.
3. На каких электронных торговых площадках можно проводить закупки
Перечни электронных площадок, на которых могут проводиться процедуры определения поставщика по Закону N 44-ФЗ, определены Правительством РФ. Выбор площадки зависит от того, какую закупку предстоит организовать.
Открытую процедуру определения поставщика можно проводить на площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС — zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок, ограничений нет.
Список электронных площадок и их операторов для проведения открытых процедур
• etp.zakazrf.ru/ Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан";
• roseltorg.ru/ Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка";
• gz.lot-online.ru/ Акционерное общество "Российский аукционный дом";
• tektorg.ru/ Акционерное общество "ТЭК — Торг";
• etp-ets.ru/ Акционерное общество "Электронные торговые системы";
• sberbank-ast.ru/ Закрытое акционерное общество "Сбербанк — Автоматизированная система торгов";
• rts-tender.ru/ Общество с ограниченной ответственностью "РТС — тендер";
• etpgpb.ru/ Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ".
Для закрытых конкурсов и аукционов Распоряжением Правительства РФ N 1447-р утвержден оператор специализированной электронной площадки — Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" (astgoz.ru).
Связанные статьи:
- Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ (76.6%)
- Совершенствование законодательства о банкротстве в части регулирования порядка проведения торгов (56.7%)
- Цифровая трансформация системы государственных и муниципальных закупок (54.2%)
- Участие самозанятых в закупках: кто на новеньких? (54.2%)
- Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом (50%)
- Об определении значительности (незначительности) ущерба и выдаче справки сотрудниками органов внутренних дел для страховых компаний (RANDOM - 50%)