ЮрФак: изучение права онлайн

Единая электронно-информационная платформа как способ минимизации рисков взаимодействия субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор: Костин А.А.

Переход органов исполнительной власти на электронный документооборот ставит задачу модернизации технологий взаимодействия во внешнеторговой сфере на всех уровнях (G2G, G2B, B2B) путем создания единой электронно-информационной платформы отношений (например, "Единое окно" [1; 2]).

Между тем подобная модернизация должна основываться на сотрудничестве в урегулированном правовом поле, исключающем негативные проявления как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны участников внешнеторговой деятельности (коррупция, "человеческий фактор", недобросовестность ведения бизнеса и пр.).

В целом "продвижение проектов по внедрению электронного документооборота в организациях, создание условий для повышения доверия к электронным документам, осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений является одной из основных задач применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса, формирования новой технологической основы в экономике"[1].

Заметим, что наряду с вышеуказанным практически все концептуальные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения, в том числе во внешнеторговой сфере, закрепляют приоритет электронного документооборота, а также исключение дублирования электронных документов документами на бумажных носителях[2].

Для целей настоящей статьи под электронным документооборотом следует понимать "документооборот с использованием автоматизированной информационной системы (системы электронного документооборота), а под электронным документом — документ, информация которого представлена в электронной форме"[3]. В данном контексте все электронные документы, подписанные электронной подписью участниками внешнеторговой деятельности и иными лицами, будут использоваться таможенными и иными органами исполнительной власти как эквивалентные бумажным документам, имеющим подпись уполномоченного лица и соответствующую печать. Усиленная квалифицированная электронная подпись создает условия для использования таких электронных документов без ограничений.

В соответствии с п. 44 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) "таможенный представитель — юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица"[4]. Положения права ЕАЭС и законодательства о таможенном регулировании стран — участниц ЕАЭС, касающиеся деятельности таможенного представителя, нашли отражение в гл. 55 ТК ЕАЭС, решениях Евразийской экономической комиссии[5], гл. 60 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 289-ФЗ)[6].

Для включения таможенного представителя в соответствующий реестр необходимо выполнить ряд условий, предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании (рисунок).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│  Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей │
└─────────────┬─────────────────────────────────────┬─────────────────────┘
┌─────────────┴──────────────┐┌─────────────────────┴─────────────────────┐
│  Международные договоры и  ││Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О│
│  акты в сфере таможенного  ││   таможенном регулировании в Российской   │
│     регулирования ЕАЭС     ││Федерации и о внесении изменений в отдельные│
│                            ││законодательные акты Российской Федерации" │
├────────────────────────────┘└───────────────────────────────────────────┤
│ ┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │
│ │наличие договора страхования     │ │размер страховой выплаты         │ │
│ │риска гражданской ответственности│ │определяется в размере           │<┤
│ │таможенного представителя,       ├>│причиненного вреда, но в пределах│ │
│ │которая может наступить          │ │страховой суммы, которая не может│ │
├>│вследствие причинения вреда      │ │быть менее 20 млн руб.           │ │
│ │имуществу представляемых лиц или │ └─────────────────────────────────┘ │
│ │нарушения договоров с этими      │                                     │
│ │лицами, на страховую сумму,      │ ┌─────────────────────────────────┐ │
│ │определяемую законодательством   │ │юридическое лицо не является:    │ │
│ │государств - членов ЕАЭС         │ │казенным предприятием, а также   │ │
│ └─────────────────────────────────┘ │организацией или государственным │ │
│ ┌─────────────────────────────────┐ │унитарным предприятием,          │ │
│ │обеспечение исполнения           │ │организацией, участником (членом)│ │
│ │обязанностей юридического лица,  │ │которой прямо или косвенно       │ │
│ │осуществляющего деятельность в   │ │является организация или         │ │
│ │сфере таможенного дела, в        │ │государственное унитарное        │<┤
│ │размере, эквивалентном не менее  │ │предприятие, находящиеся в веде- │ │
│ │500 тыс. евро, а в отношении     │ │нии ФТС России (научные организа-│ │
│ │юридического лица, сфера         │ │ции, образовательные организации,│ │
├>│деятельности которого в качестве │ │медицинские организации, печатные│ │
│ │таможенного представителя будет  │ │издания и иные учреждения, а так-│ │
│ │ограничена совершением таможенных│ │же гос. унитарные предприятия,   │ │
│ │операций в отношении товаров, не │ │деятельность которых способствует│ │
│ │облагаемых вывозными таможенными │ │решению задач, возложенных на    │ │
│ │пошлинами и помещаемых под       │ │таможенные органы)               │ │
│ │таможенную процедуру экспорта, - │ └─────────────────────────────────┘ │
│ │в размере, определяемом          │ ┌─────────────────────────────────┐ │
│ │законодательством государств -   ├>│размер обеспечения составляет 5  │<┤
│ │членов ЕАЭС                      │ │млн руб.                         │ │
│ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘ │
│ ┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │
│ │отсутствие на день обращения в   │ │отсутствие вступивших в силу и не│ │
│ │таможенный орган о включении в   │ │исполненных в установленный срок │ │
│ │реестр таможенных представителей │ │одного и более постановлений по  │<┤
│ │не исполненной в установленный   │ │делам об АП, ответственность за  │ │
└>│срок обязанности по уплате       │ │которые предусмотрена ст. 16.2   │ │
  │таможенных платежей, специальных,│ │КоАП РФ                          │ │
  │антидемпинговых, компенсационных │ └─────────────────────────────────┘ │
  │пошлин, пеней, процентов         │ ┌─────────────────────────────────┐ │
  │                                 │ │регистрация в личном кабинете    │<┘
  └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей

Отдельного внимания заслуживает такое условие, как "регистрация в личном кабинете", ранее закрепленное лишь на уровне ведомственного регулирования[7]. Согласно Приказу Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) от 24.09.2014 N 1860 "Об утверждении Порядка представления и формы отчетности о деятельности таможенного представителя", вступившему в силу 15 декабря 2014 г., таможенные представители были обязаны представлять отчетность о своей деятельности в электронном виде с использованием сервиса "Личный кабинет участника ВЭД" с 1 января и с 1 июля отчетного года соответственно. Апробация данного новшества была осуществлена уже в 2015 г., когда таможенные представители отчитались о своей деятельности за второе полугодие 2014 г., используя указанный сервис.

Согласно представленной на официальном сайте ФТС России информации в Реестре таможенных представителей на 01.11.2018 насчитывается 11 тыс. представителей данного института[8]. Такое большое количество таможенных представителей связано не только с предоставлением непосредственно услуг, связанных с совершением таможенных операций от имени участников внешнеторговой деятельности, но и, как правило, с широким спектром вопросов, связанных с проведением экспертиз, оценки, переводов технической документации, логистическим сопровождением внешнеторговых операций и т.д.

Помимо этого, "ассортимент и стоимость услуг, предлагаемых таможенным представителем, во многом определяются как наличием и масштабами деятельности конкурентов" [6], так и особенностями внешней торговли России.

Проблемы деятельности таможенных представителей уже неоднократно рассматривались учеными и практиками с различных точек зрения: юридических, организационно-технических, экономических [4; 7].

В настоящем исследовании необходимо также акцентировать внимание на использовании таможенными представителями современных информационных таможенных технологий.

Информационный сервис "Таможенный представитель" в "Личном кабинете участника ВЭД" на сайте ФТС России позволяет таможенному представителю не только оперативно получать необходимую информацию о наличии у него задолженности по уплате таможенных платежей и соблюдении иных условий включения в реестр, но и самостоятельно осуществлять контроль за их исполнением.

Применение сервиса позволяет таможенным представителям использовать актуальные сведения о суммах задолженности по уплате таможенных платежей с указанием реквизитов требований и наименования таможенного органа, администрирующего данную задолженность, о суммах неоплаченных штрафов по делам об административных правонарушениях, размере действующего обеспечения.

Сервис "Таможенный представитель" оптимизирует электронное взаимодействие таможенных органов и таможенных представителей. Он содержит сведения о соблюдении организацией условий нахождения в реестре таможенных представителей, а также информацию о статусе рассмотрения ФТС России поданного в электронной форме заявления на предоставление соответствующей государственной услуги. Ресурс интегрирует в себе возможности сервиса "Отчетность о деятельности таможенного представителя", а также обеспечивает переход в раздел Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предназначенного для подачи участниками внешнеторговой деятельности в ФТС России заявлений на осуществление государственной услуги по ведению реестра таможенных представителей. Таможенный представитель может просматривать сведения о наличии задолженности, штрафов по делам об административных правонарушениях, а также о предоставленном обеспечении.

Также необходимо обратить внимание на использование электронной банковской гарантии таможенным представителем в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, так как таможенный представитель несет солидарную ответственность с участником внешнеторговой деятельности, интересы которого он представляет.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет ФТС России.

Банковская гарантия принимается таможенным органом, если на момент ее поступления в таможенный орган гарант включен в Реестр, при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в Реестре для данного гаранта. Банковская гарантия должна быть безотзывной.

В указанном случае таможенному представителю окажет содействие сервис "Личный кабинет банка" — оперативное информирование банков, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, о состоянии выданных ими банковских гарантий. Сервис позволяет банку, иной кредитной организации получать сведения об использовании им максимальных сумм всех одновременно действующих банковских гарантий, принятых таможенными органами для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с п. 6 ст. 61 Федерального закона 289-ФЗ банковская гарантия может представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью[9] лица, обладающего правом от имени гаранта подписывать банковские гарантии.

Применение электронной банковской гарантии связано с сокращением сроков ее оформления и выдачи банками или иными кредитными организациями, автоматическим расчетом лимита, упрощения документооборота без персонального посещения банка.

Выпуск банковских гарантий в режиме онлайн с использованием сервиса "Личный кабинет банка" позволяет также избежать ошибок при их оформлении.

Между тем следует развивать взаимодействие банков и иных кредитных организаций, выдавших гарантию, с Банком России, чтобы устранить ряд недостатков. Одним из существенных недостатков является ситуация, когда принятие, регистрация и выпуск электронной банковской гарантии осуществляется таможенным органом в трехдневный срок и за это время может измениться валютный курс, что существенным образом отражается на общей сумме обеспечения деятельности таможенного представителя. Данный вопрос требует детальной проработки с возможностью внесения изменений в Федеральный закон 289-ФЗ.

Внесение изменений в Федеральный закон 289-ФЗ необходимо в том числе в связи с используемым понятийным аппаратом. В указанном контексте обращает на себя внимание следующий факт. В случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и Федеральным законом N 289-ФЗ, исполнение обязанностей может обеспечиваться банковской гарантией, что отражено в ст. ст. 63 и 61 соответствующих нормативных актов. В п. 3 ст. 61 Федерального закона N 289-ФЗ также специально указано, что к правоотношениям, возникающим при принятии банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации. Однако Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) с 1 сентября 2015 г. применяет новый способ обеспечения обязательств вместо банковской гарантии, существовавшей до указанного момента, а именно независимую гарантию (§ 6 гл. 23 ГК РФ). В связи с тем, что внешнеэкономическая деятельность является предпринимательской [5, с. 33], т.е. урегулированной на основе применения не только таможенного, но и гражданского, а также иного законодательства, представляется необходимым выработать единообразный подход в использовании дефиниций в возникающих правоотношениях. В связи с тем, что данный инструмент опосредует оборот имущества (перемещение товаров через таможенную границу связано в том числе с изменением права собственности на него), на наш взгляд, следует при построении рассматриваемых взаимоотношений субъектов ВЭД исходить из терминологии гражданского законодательства, а особенности применения института гарантии таможенным представителем раскрывать в специальном законодательстве (Федеральный закон N 289-ФЗ) сквозь призму ГК РФ.

В настоящее время со стороны банков и большинства участников внешнеторговой деятельности, а также лиц, представляющих их интересы, наблюдается статичность в использовании сервисов ФТС России, что подтверждается неоднозначной статистикой: лишь половина из 170 зарегистрированных банков пользуется сервисом "Личный кабинет участника ВЭД", а из 14 тыс. уведомлений, отправленных таможенными органами указанным выше субъектам, лишь 10% числятся в качестве прочитанных.

В этой связи со стороны ФТС России необходимы мероприятия по популяризации электронных сервисов в "Личном кабинете участника ВЭД", а также проработка вопросов придания электронным уведомлениям статуса юридически значимых документов.

Итак, использование таких возможностей "Личного кабинета участника ВЭД", как информационные сервисы "Таможенный представитель" и "Личный кабинет банка", повышает информированность участников внешнеторговой деятельности и оперативность доведения информации, обеспечивает взаимодействие между бизнесом и таможенными органами на более качественном уровне. Однако на сегодняшний день далеко не все таможенные представители полномасштабно используют указанные сервисы.

Библиографический список

1. Костин А.А., Костина О.В. Особенности применения "единого окна" в таможенной сфере ЕАЭС // Таможенные чтения — 2016. Мировые интеграционные процессы в современной науке: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2 т. / Под общ. ред. проф. С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2016. Т. 1. С. 83 — 92.

2. Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Создание и функционирование "единого окна" в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. N 4. С. 95 — 104.

3. Мирошниченко К.К., Маркарьян Ю.А., Шевченко Е.И. Российский рынок таможенных представителей, его проблемы и перспективы // Аллея науки. 2017. Т. 4. N 16. С. 553 — 557.

4. Павленко Г.Ф., Попова Т.Н., Воробьева Л.Г., Утин А. Оптимизация бизнес-процессов таможенного представителя // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. 2017. N 4 (98). С. 12.

5. Прокушев Е.Ф., Костин А.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Под ред. Е.Ф. Прокушева. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 537 с.

6. Тиницкая О.В., Казьмина Е.Н. Факторы среды функционирования таможенного представителя как субъекта рынка таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. N 2 (38). С. 156 — 163.

7. Шерстобитов В.Ю. Совершенствование административно-правового регулирования деятельности таможенных представителей: Дис. … канд. юрид. наук. Люберцы, 2014. 233 с.

 


[1] Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 N 138 "Об организации пилотного проекта по реализации электронного документооборота между государствами — членами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 — 2020 годы)" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 N 754 "Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота" // СПС "КонсультантПлюс"; распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года" // СПС "КонсультантПлюс"; распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс"; распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования" // СПС "КонсультантПлюс"; распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 261 "Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования" // СПС "КонсультантПлюс"; решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 N 64 "О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя" // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант".

[7] Приказ ФТС России от 24.09.2014 N 1860 "Об утверждении Порядка представления и формы отчетности о деятельности таможенного представителя" // СПС "Гарант".

[8] Реестр таможенных представителей. URL: http://ved.customs.ru/index2.php?option=com_listnsi&view=sinnsi&url_id=V_TBROK2&thispagenum=734 (дата обращения: 02.11.2018).

[9] Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: