ЮрФак: изучение права онлайн

Помощник следователя — новая процессуальная фигура в уголовно-процессуальных отношениях

Автор: Гумерова Р.Р.

Институт помощников следователя в России не является абсолютно новым. В Российской империи в конце XIX в. у судебных следователей были помощники в лице рассыльных и письмоводителей. Письмоводители выполняли функцию секретарей (делопроизводителей) при следователях; они составляли протоколы следственных действий, произведенных следователем, переписывали постановления и другие документы следователя, таким образом, имели доступ ко всем материалам уголовного дела. При этом они не обладали полномочиями по осуществлению процессуальной деятельности и не могли самостоятельно выполнять какие-либо иные, кроме "технических", действия[1].

В настоящее время институты помощников следователей действуют как в системе следственных органов МВД Российской Федерации, так и в Следственном комитете Российской Федерации. Целесообразность появления указанных должностей определялась необходимостью облегчить условия работы следователей, которая отличалась и отличается чрезмерной напряженностью, большими объемами и предъявляемыми повышенными требованиями к качеству результатов. По данным МВД Российской Федерации в производстве каждого следователя находится одновременно от 20 до 27 уголовных дел, в том числе и дела о неочевидных преступлениях[2].

В интервью, данном Российской газете в апреле 2013 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка указал на то, что вызывает тревогу рост числа дел, расследованных с превышением сроков, установленных уголовно-процессуальным законом. Данную озабоченность он высказал и в 2018 году, выступая 18 апреля перед Советом Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2017 году и о проделанной работе по их укреплению. "Особо настораживает ежегодный прирост дел, сроки расследования по которым превышают 12 месяцев. К концу прошлого года их число составляло около 4,5 тыс., а в Следственном комитете РФ более 300 дел вообще расследуются свыше 3 лет".

Предпосылками участия помощника следователя в уголовном судопроизводстве являются: повышение роли и значимости деятельности следователя в выполнении государственной функции обеспечения безопасности граждан; необходимостью оптимизации деятельности указанных должностных лиц, выражающейся в снижении нагрузки на каждого следователя, необходимостью принятия конкретных мер к снижению сроков предварительного расследования и повышения требования к качеству расследования. Основы для участия помощника следователя в уголовном судопроизводстве сложились исторически, что, однако, не было закреплено должным образом в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ, в результате чего потенциал института помощников следователей по участию в уголовно-процессуальной деятельности не реализован до настоящего времени

В системе МВД России данный институт был возрожден в 1992 г. Приказом от 15.06.1992 N 197 МВД РФ "О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов ОВД", которым была введена должность младшего следователя. Требования, предъявляемые к кандидату на должность младшего следователя, функциональные обязанности и процессуальные полномочия определялись в Примерном положении и функциональных обязанностях младшего следователя следственного подразделения органов внутренних дел (утвержденном совместным указанием ГУК и СК МВД России 13 января 1993 г., N 21/15/42).

Младшие следователи должны были проходить обязательную первоначальную подготовку по специальной программе, после чего стажировку в течение года, под руководством наиболее опытных следователей. После завершения стажировки проводилась обязательная аттестация руководством следственного подразделения, и при успешном ее прохождении младшие следователи допускались к самостоятельной работе. Положение изменилось после издания Приказа МВД РФ от 4 января 1999 г. N 1 (в редакции Приказа МВД от 10.02.2001 N 140) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422 (вместе с Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Положением о помощнике следователя). Данным Приказом вместо младших следователей были введены должности помощников следователей, процессуальный статус которых отличается от статуса младших следователей самым серьезным образом.

Положение о помощнике следователя регламентирует только некоторые позиции статуса данного участника процесса. Например, в Положении указано, что помощник следователя — это должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе предварительного следствия и имеющее специальное звание. Назначение на должность и освобождение от должности помощника следователя осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел. На помощника следователя возлагается осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений. Ему не разрешается выполнять поручения и действия процессуального характера.

Помощники следователей в Следственном комитете появились позже в соответствии с Приказом Следственного комитета от 4 мая 2011 г. N 74 "Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации"[3].

В целом полномочия помощников следователей Следственного комитета РФ совпадают с полномочиями помощников следователей Следственного комитета в системе МВД РФ. Согласно требованиям нормативно-правовых актов функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Помощник следователя и общественный помощник вправе оказывать только техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе, готовить в соответствии с поручением следователя проекты документов.

Такой подход в отношении общественных помощников в Следственном комитете РФ следует признать правильным. Статус общественного помощника не позволяет требовать от данного лица строгого выполнения каких-то обязанностей, не предопределяет наличие ответственности, т.е. тех обязательных позиций, которые присутствуют в деятельности следователя. Поэтому выполнение чисто технической работы и только чисто технической работы по поручению следователя — это предел возможностей указанных лиц.

Иная ситуация, на наш взгляд, складывается применимо к помощникам следователей в системе МВД РФ, где помощники введены в штат. Здесь ситуация складывается в двух направлениях. Во-первых, помощники либо выполняют обязанности делопроизводителя, например занимаются регистрацией входящей и исходящей корреспонденции, ведением архивного производства, поскольку в Следственном комитете нет должностей заведующего канцелярией либо делопроизводителя, а работа, соответствующая данным должностям, есть и ее много. При этом, естественно, они никак не связаны со следователями и их деятельностью, т.е. предварительным расследованием, что само по себе неправильно и противоречит даже названию их должности — "помощник следователя".

Во-вторых, помощников привлекают к следственной работе, может, не в полной мере, но опять же вопреки указанным нормативно-правовым актам. Допустим, помощник следователя совместно со следователем участвует при проверке материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел; осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установления причин и условий, способствующих совершению преступления; поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела трудовым коллективам; по указанию следователя и под его контролем выполняет несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.

Второй вариант привлечения помощников более соответствует решению задач, которые и послужили причиной появления указанных лиц в предварительном следствии, поэтому отсутствие детального нормативного урегулирования степени участия помощников в производстве по уголовному делу нельзя признать правильным. Нельзя согласиться и с подходом законодателя, не посчитавшего возможным указать на наличие такого лица в уголовно-процессуальном законе как на участника процесса, тем самым создав ситуацию возможности фальсификации документов. Например, проводя "несложные следственные действия", помощник не может их проводить от своего имени, поскольку он не процессуально значимая фигура, следовательно, протокол следственного действия он оформляет от лица следователя, якобы именно он проводил указанное несложное следственное действие. Оформляя отдельные следственные действия (выполняя техническую работу), помощник опять же выполняет их от лица следователя, который в последующем и подписывает указанный протокол. Следователь не вправе давать поручения (указания) помощнику, поскольку такое право ему не предоставлено уголовно-процессуальным законом. В п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ речь идет только об органе дознания.

Мы не считаем целесообразным отказываться от возможности использовать помощников следователя при производстве предварительного расследования как действенной помощи следователю, возможности снижения его нагрузки и тем самым обеспечения качества расследования.

Полагаем, что помощник следователя может быть наделен правом учреждать подписи на тех документах, которые он подготавливает, например при составлении различных запросов и сопроводительных писем, при истребовании сведений о судимостях, приговоров суда, сведений о физическом и психическом здоровье подсудимого и т.п., с той лишь оговоркой, что право подписи помощника следователя должно быть подкреплено соответствующим распоряжением следователя либо руководителя следственного органа.

Помощник следователя вполне может готовить материалы уголовного дела для передачи его руководителю следственного органа, а затем прокурору для утверждения обвинительного заключения. Мы имеем в виду не только техническую работу (подшивку материалов, переплет), но и анализ материалов дела, и сбор недостающих в деле сведений и документов.

Помощник следователя вполне может заниматься подготовкой к проведению следственных действий, особенно тех, которые требуют особой подготовки. Например, проведение опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента. Результаты данных следственных действий для суда всегда очень убедительны, и их сложно опорочить, особенно если в ходе их проведения не допускаются ошибки. Однако следователи не всегда принимают решение о проведении данных действий, поскольку они требуют серьезных временных затрат на подготовку, а отсутствие надлежащей подготовки ведет к отрицательным результатам. Понимая загруженность следователя, тем не менее следует признать, что причина отсутствия результата — это плохая подготовка (если вообще была подготовка) к проведению следственного действия. Таких ошибок можно было бы избежать, если бы следователь мог поручить эту работу помощнику.

Следующая деятельность, которую с успехом мог бы осуществлять помощник следователя, — это обеспечение ознакомления с материалами уголовного дела его участников. На эту процедуру уходит колоссальное количество времени, которое следователь мог бы использовать более плодотворно, занимаясь другими делами. По многоэпизодному, объемному делу следователь, присутствуя при том, как участники процесса знакомятся с материалами, совершенно не рационально использует свое рабочее время. Помощник следователя мог бы его заменить, а сам процесс оформления результатов ознакомления и подписания протокола ознакомления с материалами уголовного дела мог производиться в присутствии уже следователя. Данное предложение, полагаем, вполне жизнеспособно. По итогам проведенного нами опроса следователей и руководителей следственных органов, 81% респондентов высказались за необходимость возложения обязанности по ознакомлению участников уголовного судопроизводства с материалами дела на помощника следователя, 17% респондентов высказались против, 2% — затруднились ответить.

В настоящее время закон п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предоставляет следователю право давать органу дознания обязательные для исполнения поручения, в том числе о проведении отдельных следственных или процессуальных действий. Сроки проведения указанных действий определены в ч. 1 ст. 152 УПК РФ — не позднее 10 суток. Однако на практике данный срок не всегда выдерживается в силу различных причин, среди которых необходимо отметить необходимость выполнения дознавателями своих прямых обязанностей. Поэтому даже самый ответственный дознаватель, если возникает необходимость выбора чем заниматься — своими обязанностями, чтобы не нарушить процессуальные сроки, либо выполнять поручение следователя, выберет первое.

Полагаем, что привлечение помощников следователей для выполнения указанной работы исправит создавшуюся ситуацию. Во-первых, помощники заинтересованы в быстром расследовании и передаче уголовного дела в суд, во-вторых, у них данные поручения всегда будут в приоритете в отношении других дел, в-третьих, работа будет выполнена по качеству не хуже, чем если бы ее выполнял дознаватель, поскольку квалификационные требования, предъявляемые к помощнику следователя, позволяют это утверждать.

Процессуальная деятельность помощника следователя будет характеризоваться следующими признаками: 1) она будет находить свое закрепление в уголовно-процессуальном законе; 2) она направлена на решение задач, стоящих перед следователем, а также на достижение целей и задач как отдельного процессуального действия, так и всего предварительного расследования; 3) ее результатом будет возникновение юридических последствий; 4) она будет осуществляться в рамках конкретного уголовного дела на основании решения о привлечении помощника следователя, принятого самим следователем либо руководителем следственного органа; 5) ее осуществление будет налагать на лицо определенные ограничения и обязательства в уголовном судопроизводстве, например обязательство сохранения следственной тайны, либо возможность отвода помощника следователя по основаниям для отвода следователя.

Полагаем, что расширение прав помощников следователей только положительным образом повлияет на качество расследования, сроки расследования уголовных дел ожидаемо сократятся, что в конечном итоге положительно скажется как на финансовых потерях государства, связанных с необходимостью выполнения решений Европейского суда по правам человека, вынесенных в связи с нарушениями разумных сроков расследования, так и на раскрываемости уголовных дел.

Оптимизировать создавшуюся ситуацию возможно путем внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Во-первых, необходимо в ст. 5 УПК РФ внести п. 40.2 следующего содержания: "Помощник следователя — должностное лицо, содействующее осуществлению предварительного расследования, оказывающее помощь следователю в организации и производстве процессуальных действий, выполняющее его поручения, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". Во-вторых, ввести в текст УПК РФ ст. 38.1 "Помощник следователя" следующего содержания:

1. Помощник следователя — должностное лицо, содействующее осуществлению предварительного расследования, оказывающее помощь следователю в организации и производстве процессуальных действий, выполняющее его поручения, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. В ходе уголовного процесса следователь может пользоваться помощью помощника.

3. По поручению следователя помощник вправе:

а) разрабатывать проекты процессуальных актов;

б) оказывать следователю помощь в осуществлении процессуальных действий и подготовки к их проведению;

в) наряду с органами дознания выполнять поручения следователя;

г) принимать меры попечения о детях, либо иждивенцах подозреваемого, обвиняемого, задержанных либо заключенных под стражу;

д) составлять запросы, сопроводительные письма, истребовать сведения из различных учреждений, предприятий, организаций.

4. Помощник следователя действует под руководством следователя и не вправе самостоятельно проводить следственные действия.

5. Помощник обязан хранить профессиональную тайну, конфиденциальность деяний и сведений, ставших известными ему в связи с исполнением им своих функций, и несет ответственность в соответствии с законом за противоправные действия, совершенные при исполнении обязанностей.

Литература

1. Баранов А.М. О помощнике следователя / А.М. Баранов. URL: https://www.lawtech.ru/pub/pomosh.htm.

2. Власов В.И. История розыскного процесса в России (законодательство и практика) / В.И. Власов, Н.Ф. Гончаров. М., 1997. С. 101.

3. Данилова С.И. Уголовно-процессуальная профилактика в России: вчера, сегодня, завтра / С.И. Данилова // История государства и права. 2015. N 3. С. 49 — 54.

 


[1] Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика). М., 1997. С. 87 — 89; Данилова С.И. Уголовно-процессуальная профилактика в России: вчера, сегодня, завтра // История государства и права. 2015. N 3. С. 52.

[2] Информационный бюллетень. 2014. N 3 (161).

[3] Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации утверждено Приказом Председателя СК России от 4 мая 2011 г. N 74. URL: https://kaluga.sledcom.ru/law_info/item/879845/.


Связанные статьи:

Рекомендуется Вам: