ЮрФак: изучение права онлайн

Конфискация транспортного средства как элемент предупреждения общественно опасных деяний в области дорожного движения

Авторы: Маматов М.В., Маслов И.А.

Снижение уровня дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее — Указ N 204) усиление ответственности водителей за нарушение Правил дорожного движения заявлено как составная задача реализации национального проекта по созданию безопасных автомобильных дорог. Качественная работа по этим направлениям обеспечивает реализацию задач Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), снижения тяжести их последствий (ст. 1).

Следует отметить, что активно предпринимаемые в последние годы меры по повышению безопасности дорожного движения способствовали улучшению ситуации в этой области и ежегодному снижению всех основных показателей аварийности. Только за последние 3 года число ДТП сократилось со 184 000 (в 2015 г.) до 169 432 случаев (в 2017 г.), также уменьшилось количество раненых (с 231 197 до 215 374) и погибших в них лиц (с 23 114 до 19 088)[1].

Между прочим, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2005 г. назвал соответствующую проблему фундаментальной для развития государства и потребовал реализовать целый комплекс мер по ее решению, на дорогах страны за день погибали почти 100 человек[2]. В текущем году поставлена цель достичь к 2030 г. нулевого уровня смертности в ДТП (абз. 5 подп. "а" п. 8 Указа N 204).

Дальнейшее улучшение состояния дорожной безопасности может быть связано с продолжением концентрации усилий государства на последовательной реализации принципа неотвратимости наказания в борьбе со злостными нарушителями и деяниями, имеющими высокую общественную опасность.

В этом контексте следует рассматривать и инициативы[3] о введении в качестве административного наказания конфискации транспортного средства за совершение правонарушений, связанных с управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и лицом, лишенным права управления транспортным средством[4]. Эту инициативу сложно оставить без внимания ввиду распространенности случаев гибели или травмирования людей от злостных нарушителей, которых не останавливает от поездок за рулем состояние опьянения либо отсутствие права на управление транспортным средством вследствие его лишения[5]. Причем правовые перспективы такого рода превентивных средств требуют всестороннего и взвешенного анализа в контексте соблюдения должного баланса интересов государства, общества и личности. Разделяя и поддерживая мнение о действенности соответствующего наказания, полагаем необходимым рекомендовать учитывать при этом следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации[6] законодатель, закрепляя и изменяя меры ответственности за совершение административных правонарушений, связан вытекающими из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям, а потому такие меры должны соотноситься с характером правонарушения, опасностью для находящихся под охраной закона ценностей, личностью и степенью вины правонарушителя, что позволяет гарантировать адекватность наказания тому вреду, который причинен правонарушением. При этом определено, что виды юридической ответственности и сопутствующие им наказания должны обладать разумным сдерживающим потенциалом, достаточным для соблюдения соответствующих запретов (ограничений), а если предусмотренные законом меры ответственности перестают отвечать ситуации, приводя к ослаблению защиты конституционно значимых ценностей, законодатель вправе обеспечить их приведение в соответствие с новыми реалиями.

Обращаясь в этой связи к вопросу о конфискации, следует учитывать, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) она определяется как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, то есть одним из видов административного наказания. Согласно ст. 3.7 этого Кодекса конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, принадлежащих на праве собственности лицу, привлеченному к административной ответственности за это административное правонарушение и признанное в судебном порядке виновным в его совершении (ч. 1 и 4). Примечательно, что в конце 2012 г.[7] законодатель, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации (выражена в Постановлении от 25.04.2011 N 6-П), предусмотрел применение конфискации к лицам — не собственникам соответствующего имущества, за правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП РФ.

В целом судебный орган конституционного контроля[8] исходит из того, что право частной собственности не является абсолютным и его ограничения могут вводиться федеральным законом в целях защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов иных лиц. В этой связи введение конфискации транспортного средства за совершение правонарушений, связанных с его управлением водителем-собственником, находящимся в состоянии опьянения, и с его управлением лицом, лишенным права на управление транспортным средством, видится обоснованным из-за высокой общественной опасности таких противоправных деяний и необходимости усиления сдерживающего потенциала принудительного воздействия на правонарушителя, повышения гарантий защиты общества от новых посягательств. В данном контексте транспортное средство будет являться орудием совершения правонарушения, поскольку именно с его помощью виновное лицо реализует свой умысел, нанося вред охраняемым законом общественным интересам (предметом в сфере применения законодательства об административных правонарушениях признаются вещи и иные объекты, на которые был направлен такой умысел).

Поскольку право на управление транспортным средством даже при правомерной реализации не поставлено в зависимость от права собственности на данное имущество (исходя из ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации), для разрешения вопроса о введении административного наказания в виде конфискации транспортного средства целесообразно определить конкретные составы административных правонарушений, которые потребуют соответствующей корректировки.

КоАП РФ в ст. 12.7 предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2), и за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо лишенному такого права (ч. 3); в ст. 12.8 — за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1), за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2), а также за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3).

Одновременно важно учесть корреляцию вышеуказанных норм с положениями ст. 12.26 КоАП РФ (устанавливает ответственность за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования в целях установления состояния опьянения). Понимание взаимосвязи их применения имеет существенное значение для исчерпывающего решения проблемы и противодействия попыткам уклонения от наказания в случае одобрения законодателем инициативы по введению конфискации транспортного средства за совершение правонарушений, связанных с его управлением водителем-собственником, находящимся в состоянии опьянения, и с управлением транспортным средством лицом, лишенным права на его управление.

Также следует иметь в виду административную преюдицию некоторых из вышеперечисленных составов для ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию), поскольку в уголовном законодательстве должна быть гарантирована обязательно более суровая ответственность[9] (в ст. 104.1 допускается конфискация орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих только обвиняемому (п. "г" ч. 1), а в некоторых случаях имущества, переданного осужденным другому лицу (ч. 3), однако вопрос о необходимости соответствующих коррективов требует самостоятельного анализа).

С учетом изложенного можно сделать вывод, что введение такого вида административного наказания, как конфискация транспортного средства за совершение правонарушений, связанных с его управлением водителем-собственником, находящимся в состоянии опьянения, и с управлением транспортным средством лицом, лишенным права на его управление, в целом перспективно и не противоречит Конституции Российской Федерации, а также общим положениям законодательства об административных правонарушениях.

Однако лишь механическое внесение изменений в санкции ч. 2 и 3 ст. 12.7, ст. 12.8 КоАП РФ, а также ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (посредством дополнения их словами "с конфискацией транспортного средства") нельзя признать достаточным решением.

Важно учитывать, что применение такой меры ответственности к собственнику транспортного средства, не управлявшему им, с учетом современной редакции ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ допустимо лишь в случае установления в его действиях признаков действующих составов административных правонарушений, связанных с передачей управления транспортным средством лицу, заведомо находящемуся в состоянии опьянения либо лишенному права на управление транспортным средством. Между тем в условиях популярности использования транспортного средства лицом, не являющимся его собственником (передача права управления "по знакомству"; управление автомобилем лицом, состоящим в трудовых отношениях с собственником; аренда автомобиля и пр.), успеха не добиться без синтеза правовых и технологических решений.

Для таких ситуаций перспективно внедрение технических решений, позволяющих оперативно и в режиме реального времени получать собственником информацию о водителе и использовании транспортного средства, в том числе фиксирующих дачу согласия на управление с учетом данных о состоянии водителя (опьянение, усталость и др.), а при нарушении — блокирующих транспортное средство с передачей соответствующего сигнала в органы ГИБДД. Уровень развития технологий это уже позволяет, необходимо лишь интегрировать имеющиеся возможности и применить их в комплексе с одновременным нормативным закреплением обязательности использования при эксплуатации автомобиля. В свою очередь, средства административной ответственности помогут гарантировать их реализацию.

Список использованной литературы:

1. Колоколов Н.А. Вопросы и ответы, порождающие новые вопросы… / Н.А. Колоколов // Уголовное судопроизводство. 2016. N 3.

2. Ларин Е.Г. Особенности производства предварительной проверки и дознания по преступлению, предусмотренному ст. 264.1 УК РФ / Е.Г. Ларин // Законодательство и практика. 2016. N 1.

3. Магомедов М.А. Ради справедливости / М.А. Магомедов // Законность. 2014. N 4.

4. Сердюк Л.В. Безопасность эксплуатации транспорта, охрана общественного порядка и защита личности / Л.В. Сердюк // Lex russica. 2016. N 11.

 


[1] Показатели состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция: [сайт] URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 13.11.2018).

[2] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 // Российская газета. 2005. 26 апреля.

[3] См.: Колоколов Н.А. Вопросы и ответы, порождающие новые вопросы… // Уголовное судопроизводство. 2016. N 3. С. 3 — 9; Магомедов М.А. Ради справедливости // Законность. 2014. N 4. С. 60 и др.

[4] Для целей настоящей статьи предлагается учитывать используемую в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях терминологию (например, в п. 5 ч. 1 ст. 3.2, ч. 2 ст. 3.3), согласно которой употребимыми являются словосочетания "лишенного права", "транспортное средство" (без излишней конкретизации его видов) и др.

[5] См.: Пьяный водитель, лишенный водительских прав, сбил человека // 16.10.2018 / MariMedia: [сайт] URL: http://www.marimedia.ru/news/crime/item/75964 (дата обращения: 16.11.2018); Лишенный прав пьяный житель Архангельска сбил девочку на переходе / 13.04.2018 // РИА Новости: [сайт] URL: https://ria.ru/incidents/20180413/1518583831.html (дата обращения: 16.11.2018); Пьяный водитель, лишенный прав, сбил двух пешеходов в Ржаксе и сбежал / 23.04.2018 // БЛОКНОТ: [сайт] URL: http://bloknottambov.ru/news/pyanyy-voditel-lishennyy-prav-sbil-dvukh-peshekhod-964465 (дата обращения: 16.11.2018) и др.

[6] См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, от 19.03.2003 N 3-П, от 13.07.2010 N 15-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 29.11.2016 N 26-П, от 10.02.2017 N 2-П и др.

[7] Федеральный закон от 30.12.2012 N 314-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.7 и 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

[8] См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.1997 N 8-П, от 16.07.2008 N 9-П, от 31.01.2011 N 1-П.

[9] См. подробнее: Ларин Е.Г. Особенности производства предварительной проверки и дознания по преступлению, предусмотренному ст. 264.1 УК РФ // Законодательство и практика. 2016. N 1. С. 14 — 20; Сердюк Л.В. Безопасность эксплуатации транспорта, охрана общественного порядка и защита личности // Lex russica. 2016. N 11. С. 126 — 134 и др.


Рекомендуется Вам: