ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы освобождения от административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Авторы: Куракин А.В., Карпухин Д.В.

Одной из актуальных проблем развития экономики является создание благоприятной среды для функционирования малого и среднего предпринимательства, а также создание добросовестной конкурентной среды при его функционировании. Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"[1], одной из задач обеспечения безопасности экономической деятельности является снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки. Кроме того, недопустимо избирательное правоприменение в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"[2] в числе приоритетных направлений экономического развития называется: "…внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления, а также в системе оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей".

Все эти меры должны способствовать снижению бюрократизации экономической деятельности, а также снижению необоснованного административного давления в отношении субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Следует сказать, что КоАП России регулярно пополняется новыми составами административных правонарушений, можно видеть тенденцию ужесточения административных наказаний, которые реализуются за правонарушения, совершаемые в самых различных сферах государственного управления. Однако, несмотря на имеющуюся тенденцию, в КоАП есть предписания, которые позволяют дифференцированно воздействовать в отношении субъектов, допустивших совершение административных правонарушений, а в некоторых случаях и освобождать их от ответственности.

В качестве примера можно привести ст. 2.9 КоАП России "Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения". Нужно согласиться с тем, что для признания административного правонарушения малозначительным и освобождения нарушителя от ответственности необходимы объективные основания. Как отмечает А.Б. Панов, "…малозначительность правонарушения представляет действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и определяется, исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения"[3].

Также нужно обратить внимание на ст. 4.1 "Общие правила назначения административного наказания". В данной статье предусматривается возможность назначить наказание в виде административного штрафа в отношении субъекта малого предпринимательства в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП России.

Видится достаточно своевременной ст. 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением". Данная статья действует в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Однако, несмотря на ряд нормативных предписаний, освобождающих субъектов предпринимательской деятельности от необоснованного административного воздействия, на пути ее развития, особенно в малом и среднем сегменте предпринимательства, имеется много рисков, связанных с криминализацией экономики, установлением необоснованных административных барьеров. А сформированные государством серьезные меры юридической ответственности, в частности штрафные санкции, могут довести до банкротства хозяйствующий субъект, работающий в нише малого и среднего бизнеса. В этой связи видится актуальной задача гуманизации административной ответственности, а также формирование организационных и процессуальных механизмов освобождения от административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные в области предпринимательства.

Приходится констатировать, что на протяжении последних десятилетий, несмотря на правовые и организационные проблемы, в нашей стране развивается предпринимательская среда, которая является весьма чувствительной не только к складывающейся конъюнктуре рыночных отношений, но и к формирующимся политико-правовым реалиям. Последние воплощаются в принятии многочисленных нормативных правовых актов, которые направлены как на содействие развитию предпринимательства, так и на принятие мер административно-правового и уголовно-правового характера, субъектами которых выступают граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В настоящее время глава 14 КоАП России "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" содержит обширный перечень составов административных деликтов, содержащих штрафные санкции за совершенные противоправные деяния (административные правонарушения). Следует отметить, что, несмотря на то что КоАП России на формально-юридическом уровне не считает административное правонарушение общественно опасным деянием и не предусматривает градации административных правонарушений по степени общественной опасности, размеры штрафных санкций варьируют в зависимости от конкретных составов противоправного деяния, сформулированного в различных частях соответствующих статей.

Так, например, ст. 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" предусматривает наложение наказания в виде штрафа для физического лица за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в размере от пятисот до двух тысяч рублей (ч. 1).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 2). При этом по указанной части данной статьи на субъекта административного правонарушения может быть также наложено наказание в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Максимально жесткая штрафная санкция по ст. 14.1 предусмотрена ч. 4, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, констатируемая тенденция расширения наказательного потенциала КоАП России, выразившаяся во введении новых составов административных правонарушений, затрагивающих предпринимательскую деятельность, делает актуальным постановку вопроса о "контррепрессивных мерах" административно-правового характера, направленных на стимулирование предпринимательской активности среди населения.

Следует отметить наметившуюся позитивную тенденцию введения в КоАП России правовых предписаний, структурированных в форме примечаний к соответствующим статьям, в которых излагаются условия освобождения от административной ответственности. Перед анализом оснований освобождения от административной ответственности отметим, что для принятия такого решения необходимы материальные и процессуальные основания. В этой связи нужно согласиться с А.В. Мурашевым, который в свое время писал, что "…освобождение от административной ответственности представляет собой основанную на законе и облеченную в процессуальную форму деятельность должностного лица (органа), имеющую своим содержанием установление необходимого условия и материального основания освобождения от административной ответственности конкретного лица либо реализацию прямого нормативного предписания высшего органа государственной власти и принятие на этой основе процессуального акта о неприменении к нарушителю или неисполнение в полном объеме административного взыскания, предусмотренного санкцией нарушенной нормы"[4].

Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были введены примечания к ст. 14.1 КоАП России, в соответствии с п. 2 которых лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП России, или при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Следует отметить, что правовое предписание, сформулированное в примечании к ст. 14.1 КоАП России, может быть применено к ряду составов административных правонарушений, сформулированных в главе 15 КоАП России, которая устанавливает административные составы правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Так, под действие указанного правового предписания подпадают составы административных правонарушений, предусмотренных следующими статьями:

ст. 15.1 КоАП России, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и использования специальных банковских счетов;

ст. ст. 15.3 — 15.5 КоАП России, которые содержат составы административных правонарушений за посягательства на установленные сроки постановки на учет в налоговые органы, представления сведений об открытии и закрытии счетов в кредитных организациях, нарушение срока представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам);

ст. 15.6 КоАП России, которая устанавливает ответственность за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

ст. 15.11 КоАП России, устанавливающей административную ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

ст. 15.25 КоАП России, формулирующей составы административных правонарушений за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

По сути, правовому предписанию, сформулированному в п. 2 примечаний к ст. 14.1 КоАП России, содержащем основания освобождения от административной ответственности, придан универсальный характер, который позволяет избежать административного преследования по составам административных правонарушений, устанавливающих административную ответственность в финансовой сфере.

Однако наряду с основаниями освобождения от административной ответственности, которые распространяются на несколько составов административных правонарушений, в примечаниях КоАП России сформулированы основания освобождения от административной ответственности, которые применимы только к конкретным административным правонарушениям.

Так, п. 2 примечаний к ст. 15.11 КоАП России устанавливает дополнительные основания освобождения должностных лиц от административной ответственности по сформулированным в ней составам административных правонарушений.

К их числу относятся:

во-первых, представление уточненной налоговой декларации и уплата на ее основе неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета с уплатой пеней в соответствии с требованиями ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

во-вторых, устранение ошибки в установленном порядке до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, специфические основания освобождения от административной ответственности предусмотрены в примечаниях к ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за отсутствие информации либо неприменение контрольно-кассовой техники при реализации товаров, выполнение работ либо оказание услуг.

В соответствии с примечаниями к указанной статье лицо освобождается от административной ответственности по составам, предусмотренным ч. 2, 4, 6 указанной статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

добровольном заявлении в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях;

отсутствии у налогового органа соответствующих сведений и документов о совершенном административном правонарушении;

признании представленных сведений и документов достаточными для установления события административного правонарушения.

Примечания к ст. 14.32 КоАП России, устанавливающей административную ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий о координации экономической деятельности, также устанавливают основания освобождения от административного преследования по составам административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 4, 6 и 7 указанной статьи.

Следует отметить, что примечания к указанной статье, устанавливающие основания освобождения от административной ответственности, идентичны по содержанию аналогичным основаниям, предусмотренным ст. 14.5 КоАП России, которые охватывают:

1) добровольное заявление в антимонопольный орган о заключении недопустимого соглашения в соответствии с антимонопольным законодательством или совершении недопустимых согласованных действий;

2) отсутствие у антимонопольного органа соответствующих сведений и документов о совершенном административном правонарушении;

3) признание представленных сведений и документов достаточными для установления события административного правонарушения.

Кроме того, лицо должно отказаться от участия в соглашении либо от реализации согласованных действий и первым выполнить вышеуказанные условия, сформулированные в примечаниях к рассматриваемой статье.

Таким образом, сопоставление оснований освобождения от административной ответственности по составам административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.5, 14.32 КоАП России, свидетельствует о типологическом сходстве оснований освобождений от административной ответственности, в основе которых лежат как юридические факты, так и процессуальная оценка представленным доказательствам, позволяющим констатировать событие административного правонарушения.

Таким образом, можно выделить несколько приемов структурирования правовых предписаний, устанавливающих основания освобождения от административного преследования по ряду составов административных правонарушений в предпринимательской и финансовой сферах.

Суть первого заключается в структурировании правовых предписаний, содержащихся в примечаниях к одной из норм, но распространяющихся на другие составы административных правонарушений. Данные предписания носят ссылочный характер.

Второй прием заключается в структурировании правовых предписаний, содержащихся в примечаниях к конкретной правовой норме КоАП России и распространяющихся исключительно на состав административного правонарушения, содержащийся в конкретной статье КоАП России.

Третий прием заключается в структурировании примечаний к составам административных правонарушений Особенной части КоАП РФ, которые содержат как идентичные по содержанию основания освобождения от административной ответственности, так и специфические основания, применимые только к конкретным составам административных правонарушений.

На наш взгляд, наряду с проецированием новых правовых предписаний и проектов нормативно-правовых актов следует обратиться к уже имеющимся правовым средствам, применение которых заметно снизит репрессивный потенциал административных наказаний в области предпринимательства и в финансовой сфере.

В многочисленных работах, посвященных проблематике правового стимулирования предпринимательской деятельности, формулируют принципиально новые конструкции правовых предписаний, призванных содействовать развитию предпринимательства; предлагают отменить административные преграды, запреты и ограничения для создания надлежащих условий развития предпринимательской деятельности[5].

Так, КоАП России содержит правовую норму, сформулированную в ч. 1.3 ст. 32.2. Сущность данного правового предписания заключается в том, что при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП России, за исключением некоторых составов административных правонарушений, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Следует распространить действия правового предписания, предусмотренного ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП России, не только на составы административных правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП России "Административные правонарушения в области дорожного движения", но и на составы административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, сформулированные в главе 14 КоАП России "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций". Это позволит значительно снизить латентность административных деликтов в указанной сфере и повысить собираемость денежных средств, выплачиваемых в счет штрафных санкций.

Вышеизложенный анализ позволяет констатировать два подхода к созданию правовых стимулов развития предпринимательства применительно к институту административной ответственности и наказаний. Первый заключается в закреплении на формально-юридическом уровне дополнительных оснований освобождения лица от административной ответственности в форме соответствующих примечаний к статьям КоАП России. Второй (предлагаемый) подход заключается в расширении перечня статей КоАП России, в том числе зафиксированных в главе 14 Кодекса, к которым могут быть применены положения ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса, в части уменьшения вдвое суммы штрафа при условии его выплаты в течение 20 (двадцати) дней.

Список использованной литературы:

1. Мурашев А.В. Освобождение от административной ответственности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Мурашев. М., 1982.

2. Панов А.Б. О малозначительности административных правонарушений / А.Б. Панов // Государство и право. 2014. N 3.

3. Право и экономика: современные интеграционные процессы / Под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2018.

 


[1] СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2902.

[2] СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

[3] См.: Панов А.Б. О малозначительности административных правонарушений // Государство и право. 2014. N 3. С. 15.

[4] См.: Мурашев А.В. Освобождение от административной ответственности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 16.

[5] См.: Право и экономика: современные интеграционные процессы / Под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2018. С. 13.


Рекомендуется Вам: