ЮрФак: изучение права онлайн

Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

Автор: Суханов А.Г.

Построение и существование демократического государства немыслимо без свободы массовой информации, являющейся неотъемлемым элементом реализации любых демократических процессов в правовом государстве.

Безусловно, что в современном мире влияние средств массовой информации на общественное сознание и, как следствие, на поведение индивидов в условиях динамичного развития новейших информационных и коммуникационных технологий значительно возрастает, и можно предположить, что и дальше будет только существенно увеличиваться.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее — Конституция РФ)[1] гарантирует свободу массовой информации (ч. 5 ст. 29) и закрепляет за государством обязанность воздерживаться от какого-либо вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с реализацией данного права средствами массовой информации. По справедливому утверждению Т. Гоббса, "свобода представляет собой не только определенное право, но и отсутствие каких-либо препятствий для ее реализации и осуществления действий субъектом"[2]. Тем самым в данном контексте свобода в широком смысле этого слова подразумевает отсутствие препятствий для действий соответствующего субъекта.

Однако конституционное право, предоставленное средствам массовой информации, не может быть безграничным, и в этой связи существует обязательная необходимость установления со стороны законодателя механизма правового регулирования реализации предоставленной средствам массовой информации свободы осуществления ими действий, а также закрепления определенного рода ограничений, направленных на избежание злоупотребления свободой массовой информации.

При этом отметим, что как в действующем законодательстве о СМИ, так и в иных российских правовых актах в настоящее время отсутствует легальное закрепление понятия "злоупотребление свободой массовой информации", однако совокупный анализ норм Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее — Закон РФ "О средствах массовой информации")[3] дает нам возможность определить рассматриваемую категорию как использование предоставленной государством средствам массовой информации гарантии прав и свобод во вред государству, обществу и личности. В свою очередь заметим, что в юридической литературе под "злоупотреблением свободой массовой информации понимается такой процесс распространения информационной продукции и информации, который вне зависимости от своего содержания причиняет вред общественным отношениям, манипулирует общественным сознанием путем предоставления обществу недостоверной информации под видом достоверных сведений и материалов"[4].

Формы злоупотребления свободой массовой информации закреплены в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации". К ним относятся:

— использование средств массовой информации для совершения уголовно наказуемых деяний;

— разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

— распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;

— распространение материалов, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;

— распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

— использование материалов, содержащих нецензурную брань;

— распространение информации об общественном объединении или иной организации, деятельность которых подпадает под запрет, установленный законодательством о противодействии экстремистской деятельности;

— распространение сведений о порядке проведения контртеррористической операции и любых сведений о ней, если их разглашение может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей;

— распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате противоправных действий (бездействия);

— распространение информации, содержащей инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств;

— распространение информации об алкогольной или спиртосодержащей продукции, розничная продажа которой запрещена или ограничена законодательством;

— использование в общих и специальных средствах массовой информации скрытых вставок и иных технических приемов, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Таким образом, из представленного перечня можно сделать вывод, что формы злоупотребления свободой массовой информации могут носить как реальный, так и косвенный характер.

Как отмечается в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"[5], при выяснении вопроса, имело ли место в соответствующем случае злоупотребление свободой массовой информации, суду необходимо выяснять не только употребленные в теле- или радиопрограмме или статье выражения (формулировки) и слова, но и заложенный в них контекст, в рамках которого они были использованы (например, стиль или жанр статьи, программы или ее соответствующей части; каким образом следует воспринимать выраженные в них мнения, как политические дискуссии либо некий способ привлечения внимания общества к обсуждению общественно значимых вопросов; на чем основаны программа, статья или материал и каково отношение представителя редакции СМИ или интервьюера к суждениям, мнениям, утверждениям, высказанным в ходе проведения программ либо опубликования статей и материалов), а также принимать во внимание существующую на тот момент в стране или в отдельном ее регионе общественную и политическую обстановку (в пределах которого были распространена соответствующая информация). Кроме того, оценивая соответствующую информацию в качестве злоупотребления свободой массовой информации, необходимо также обращать внимание на особенности использования сатирического и юмористического жанров, которые в отличие о других литературных жанров в основе построения своих текстов используют больше преувеличения, свободы и гиперболизирования. В то же время граждане не должны вводиться средствами массовой информации в заблуждение относительно этих событий, обстоятельств и фактов.

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации", влечет привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Речь идет об установлении ответственности в нормах административного, уголовного, дисциплинарного и иного законодательства за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 59 Закона РФ "О средствах массовой информации".

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. (далее — КоАП РФ)[6] ответственность за совершение административного правонарушения, связанного со злоупотреблением свободой массовой информации, закрепляет в ст. 13.15.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере свободы массовой информации. Нормы ст. 13.15 КоАП РФ направлены на реализацию и исполнение требований не только Закона РФ "О средствах массовой информации", но и законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в которых содержится запрет на злоупотребление свободой массовой информации, который не может рассматриваться как равнозначный цензуре, а означает охрану и защиту прав и интересов государства, общества и личности от недостоверной информации, распространяемой средствами массовой информации.

Объективная сторона злоупотребления свободой массовой информации выражается в совершении действий, перечисленных в ч. ч. 1 — 8 ст. 13.15 КоАП РФ, которые по своему содержанию аналогичны формам злоупотребления свободой массовой информации, закрепленным в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации".

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, является большое количество лиц, способных нести ответственность за свои действия. В их числе:

— граждане, достигшие возраста привлечения к административной ответственности (журналист);

— должностные лица СМИ, ответственные за выпуск в эфир соответствующей информационной продукции (главный редактор);

— юридические лица (учредитель, редакция).

Тем самым можно говорить о наличии на субъектной стороне административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, не двух, а трех лиц — главного редактора, журналиста и редакции СМИ.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, характеризуется его совершением с умыслом или по неосторожности.

Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения является наличие вины, представляющее из себя психическое отношение виновного лица к совершенным им действиям и возможным последствиям (ст. 2.2 КоАП РФ).

Таким образом, злоупотребление свободой массовой информации следует признавать сложным и многоаспектным негативным правовым явлением. Совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст. 13.15 КоАП РФ, сводится не только к нарушению информационных прав и свобод других лиц, но и к воздействию на подсознание людей.

В свою очередь мы считаем, что злоупотребление свободой массовой информации может быть выражено не только в формах, закрепленных в ст. 13.15 КоАП РФ (изготовление, распространение, незаконное и публичное распространение, производство либо выпуск продукции СМИ), но и в формах, закрепленных в составах ст. ст. 5.12, 5.13, 5.26, 6.13, 7.12, 8.5, 13.11, 13.14, 13.17 КоАП РФ и нормах ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации".

В целом анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, дает нам возможность прийти к выводу о сложности привлечения к административной ответственности виновных лиц за совершение подобных противоправных действий, в особенности при совершении данных правонарушений в глобальной сети Интернет, поскольку средства массовой информации имеют разное воздействие на людей, могут как причинять, так и не причинять соответствующий вред. Тем самым в каждом случае необходимо использование индивидуального подхода для обнаружения соответствующего злоупотребления со стороны средств массовой информации.

Решению подобной задачи, на наш взгляд, может способствовать разработка единой научно-технической программы, которая бы могла выявлять подобные административные правонарушения, а также привлечение соответствующих специалистов, способных определять подобные злоупотребления со стороны СМИ.

Литература

1. Гоббс Т. О свободе и необходимости / Т. Гоббс // Избранные произведения: В 2 т.; ред. и вступ. ст. В.В. Соколова; пер. А. Гутермана, В. Погосского. М.: Мысль, 1964. 582 с.

2. Знамеровский Е.В. Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации: Дис. … канд. юрид. наук / Е.В. Знамеровский. Хабаровск, 2005. 233 с.

 


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[2] Гоббс Т. О свободе и необходимости // Избранные произведения: В 2 т.; ред. и вступ. ст. В.В. Соколова; пер. А. Гутермана, В. Погосского. М.: Мысль, 1964. Т. 1. С. 565.

[3] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 18.04.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

[4] Знамеровский Е.В. Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации: Дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. С. 196.

[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // СЗ РФ. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1.


Рекомендуется Вам: