ЮрФак: изучение права онлайн

Антикоррупционное взаимодействие бизнеса и государства: состояние и перспективы

Авторы: Сухаренко А.Н., Крылова Д.В.

В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208[1], одной из основных внутренних угроз является коррупция. Данный вывод подтверждается соцопросами. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, 35,5% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей сталкивались с необходимостью неофициальных платежей или подарков должностным лицам. В частности, подарки на сумму до 25 тыс. рублей приходилось делать 54,8% респондентам, от 25 тыс. до 150 тыс. руб. — 14%, от 150 тыс. до 1 млн рублей — 4,3%, а более 1 млн рублей — 1,4%. Чаще всего предприниматели сталкивались с коррупцией в разрешительной, контрольно-надзорной и закупочной сферах. При этом 40% респондентов считают действия федеральных властей в антикоррупционной сфере неэффективными[2].

Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума "Глобальная конкурентоспособность" Россия занимает лишь 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса[3]. Аналогичное утверждение содержится и в прошлогоднем опросе 100 компаний из списка Fortune 500, проведенном агентством "FleishmanHillard Vanguard" и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). За период с 2014 по 2017 год доля инвесторов, указавших на коррупцию как основную проблему, выросла втрое — с 18 до 56%[4].

Анализ судебной практики свидетельствует о сокращении количества осужденных предпринимателей, в том числе за взяточничество. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, в 2014 году было осуждено 9,2 тыс. предпринимателей, из них 339 — за взяточничество;

в 2015 году — 9,2 тыс. предпринимателей, из них 329 — за взяточничество; в 2016 году — 9,8 тыс. предпринимателей, из них 239 — за взяточничество; в 2017 году — 6,8 тыс. предпринимателей, из них 230 — за взяточничество. В частности, 1 — за получение взятки; 146 — за дачу взятки; 14 — за посредничество и 70 — за мелкое взяточничество (10 тыс. руб.)[5].

В первом полугодии 2018 года за совершение различных преступлений было осуждено 4,4 тыс. предпринимателей, из них 87 — за дачу взяток[6].

Правовые основы ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения закреплены в ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В случае если от имени или в интересах юрлица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для их совершения, к такому лицу могут быть применены меры ответственности. Причем применение мер ответственности к юрлицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо. Административная ответственность юрлиц за коррупцию была введена в КоАП Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ[7].

Статистический анализ показывает, что за 2011 — 2017 гг. число юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216). Всего же с момента введения административной ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 19.28 — 19.29 КоАП РФ) наказанию были подвергнуты 8 862 организации[8].

За первое полугодие 2018 года к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП было привлечено 262 организации (+23,6%), а общая сумма наложенных на них штрафов достигла 630,5 млн рублей (+60%). Большая часть правонарушителей была выявлена в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Однако общая сумма взысканных с них штрафов составила всего 146,7 млн рублей[9].

Как показывает практика, незаконное вознаграждение обычно выплачивается: за освобождение от административной ответственности и общее покровительство; содействие при заключении и исполнении государственных/муниципальных контрактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок; предоставление преференций в ходе разрешительных процедур (решение вопроса о выделении земельных участков и предоставлении помещений в аренду).

В целях предупреждения, выявления и пресечения фактов коррупции в сфере бизнеса за последние годы были предприняты следующие шаги.

Во исполнение подп. "б" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ Минтрудом были изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (в ред. от 08.04.2014)[10]. Основной акцент в них сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специальных антикоррупционных подразделений.

Согласно Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (п. 2.1), утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45 (в ред. 21.09.2018), рассмотрению подлежат обращения, полученные в письменной (устной) форме на личном приеме либо на Всероссийском дне приема предпринимателей, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, посредством прямого канала связи Генерального прокурора России с бизнес-сообществом: businesspravo@genproc.gov.ru[11].

Сегодня бизнесмены могут оспорить в прокуратуре незаконные положения нормативно-правовых актов, например административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг или осуществления контрольно-надзорных функций. Обратиться можно и в случае несогласия с действиями органов, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур. Обжаловать можно также неисполнение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Речь идет о выделении бюджетных средств (субсидий), размещении информации об оказании предпринимателям помощи в общедоступных источниках, соблюдении гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемой недвижимости и т.д.

Кроме этого, нельзя забывать и о Межведомственной рабочей группе по защите прав предпринимателей, функционирующей на базе Генеральной прокуратуры. В ее работе принимают участие не только начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры и Минэкономразвития, но и представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, общероссийских общественных организаций: "Деловая Россия", "Российский союз промышленников и предпринимателей" и "ОПОРА РОССИИ", Торгово-промышленной палаты России, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Центра мониторинга и контроля за ценообразованием. По итогам обсуждения рабочей группой принимаются решения, выполнение которых будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и снижению административного давления на него[12].

В 2016 году ст. ст. 291 — 291.2, 204 — 204.2 Уголовного кодекса РФ были дополнены примечаниями, согласно которым лицо, давшее взятку или предмет коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство взятки (предмета подкупа) со стороны должностного лица, либо после совершения преступления лицо добровольно сообщило о нем в правоохранительный орган.

Согласно примечанию 2 к ст. 200.5 УК РФ[13] лицо, совершившее подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.

Нельзя забывать и о превентивном потенциале ст. 169 УК РФ ("Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности"). Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом и причинили крупный ущерб (более 1,5 млн руб.), называются лишением свободы сроком до трех лет. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, за 2016 — 6 мес. 2018 года по ст. 169 УК РФ (основная квалификация) было осуждено 10, а по дополнительной квалификации — 24 человека[14].

С 9 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ[15] "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По этой причине не допускается участие в государственных (муниципальных) закупках тех организаций, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. В этой связи Генеральная прокуратура России сформировала реестр таких лиц, который размещен в открытом доступе на ее официальном сайте: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration[16] и содержит сведения более чем об 1 тыс. компаний.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ[17] ввел условия освобождения организаций от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 КоАП. Согласно примечанию 5 к данной статье если юридическое лицо способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении его имело место вымогательство. При этом данное положение не будет распространяться на правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок. В августе вступил в силу Приказ МВД России от 06.06.2018 N 356[18], позволяющий выплачивать вознаграждения гражданам, участвовавшим в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Согласно Приказу N 356 размер вознаграждения варьируется от нескольких тысяч (сумма до 500 тыс. рублей устанавливается по решению руководителя территориального управления МВД или его заместителя) до 3 млн рублей (по решению замминистра) и выше (непосредственно главой МВД). Объявления о вознаграждении будут публиковаться на официальном сайте МВД. Решение о его выплате будет приниматься после задержания преступника.

В случае принятия решения о выплате вознаграждения МВД будет уведомлять об этом гражданина в течение 14 дней со дня издания приказа. В случае отказа в выплате вознаграждения гражданин узнает об этом в течение 7 дней со дня утверждения соответствующего заключения. Вознаграждение можно будет получить как наличными, так и безналичным путем.

В августе 2017 г. Минтруд обнародовал законопроект, направленный на повышение эффективного исполнения организациями обязанности принимать меры по предупреждению коррупции. Согласно законопроекту организациям придется определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции; разработать и утвердить документы, закрепляющие антикоррупционные правила и процедуры во всех сферах деятельности. Не реже одного раза в два года организациям следует проводить оценку коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности, наиболее подверженных таким рискам. Еще одна мера — организация ежегодного декларирования конфликта интересов работниками, замещающими на основании трудового договора отдельные должности, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами самой организации. В трудовые обязанности работников в таком случае должны быть включены положения о дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими нормативно-правовыми и локальными актами. Организациям предписывается обеспечить прием, рассмотрение и конфиденциальность уведомлений работников организации о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений в порядке, определяемом локальным нормативным актом, а также наладить сотрудничество с контролирующими и правоохранительными органами[19].

Непосредственную оценку достаточности принимаемых организациями мер по предупреждению коррупции будут осуществлять экспертные центры — юридические лица, получившие аккредитацию Национального совета по предупреждению коррупции (орган, формируемый путем заключения соглашения между ТПП РФ и Общероссийским объединением работодателей). Экспертные центры будут обязаны предоставлять по требованию организации, в отношении которой проводится оценка, обоснования результатов проведения оценки, а также давать разъяснения по вопросам ее проведения. При этом они должны будут обеспечить конфиденциальность информации о проверяемой организации, хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Если при проведении оценки достаточности принимаемых организацией мер по предупреждению коррупции возникнет конфликт интересов, экспертный центр должен будет отказаться от проведения оценки[20].

Присоединившись к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в 2012 году, Россия взяла на себя обязательство обеспечить на законодательном уровне гарантии защиты лиц, сообщивших о коррупции.

В декабре 2017 г. Госдума приняла в первом чтении поправки в ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, которые должны защитить права граждан, заявляющих о коррупционных правонарушениях. Речь идет об обеспечении конфиденциальности как самих заявителей, так и сведений, содержащихся в их заявлениях, а также о бесплатной юридической помощи для них. Увольнение, перемещение по должности, включая понижение, а также привлечение к дисциплинарной ответственности таких лиц будут проходить через соответствующую комиссию по урегулированию конфликта интересов с участием прокурора[21].

Несмотря на столь позитивные преобразования, сохраняется ряд существенных проблем, снижающих эффективность борьбы с коррупцией. Так, главным тормозом развития института заявителей о фактах коррупции является, с одной стороны, боязнь мести (причинения вреда) со стороны чиновников, а с другой — отсутствие заинтересованности у бизнесменов в сотрудничестве ввиду дефицита доверия к правоохранительным органам.

Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ч. 2 ст. 2) предусматривает, что меры госзащиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Однако госзащита заявителей в соответствии с Законом N 119-ФЗ осуществляется лишь после получения ими процессуального статуса — потерпевшего или свидетеля. Кроме того, нормы Закона затрагивают только уголовный процесс и не распространяются на участников административного судопроизводства.

Другой проблемой является обеспечение соблюдения принципов обоснованности и добросовестности заявления о фактах коррупции. При отсутствии реальных доказательств бизнесмен может сам стать субъектом уголовного преследования, например за клевету (штраф по ст. 128.1 УК РФ — до 5 млн рублей) или заведомо ложный донос (лишение свободы по ст. 306 УК РФ от двух до трех лет).

Таким образом, для эффективной реализации антикоррупционной политики в сфере бизнеса необходимо не только обеспечить госзащиту предпринимателей от незаконного уголовного преследования в случае разоблачения коррупционеров, но и повысить их информированность о существующих внесудебных механизмах защиты своих прав и интересов.

Список использованной литературы:

1. Куракин А., Сухаренко А. Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции // Современное право. 2018. N 10.

 


[1] Российская газета. 2017. 15 мая.

[2] URL: http://ach.tpprf.ru/barometer/stage4/ (дата обращения: 20.10.2018).

[3] WEF: Global Competitiveness Index 2018 — 2019. Geneve. 2018.

[4] Николаева Д. Иностранных инвесторов больше не пугают политические риски // Коммерсант. 2018. 5 февраля.

[5] URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 20.10.2018).

[6] Там же.

[7] Куракин А., Сухаренко А. Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции // Современное право. 2018. N 10. С. 60 — 67.

[8] Сводный отчет Генеральной прокуратуры РФ по форме "К" за 2011 — 2017 гг.

[9] Сводный отчет Генеральной прокуратуры РФ по форме "К" за 6 мес. 2018 года. В соответствии с ч. 1.4 ст. 32.2 КоАП штраф, назначенный за совершение данного правонарушения, должен быть уплачен не позднее 7 дней с момента вступления в законную силу постановления суда о его наложении.

[10] URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 20.10.2018).

[11] URL: https://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 20.10.2018).

[12] URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1394610/ (дата обращения: 20.10.2018).

[13] Введено Федеральным законом от 23.04.2018 N 99-ФЗ // Российская газета. 2018. 25 апреля.

[14] URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 20.10.2018).

[15] Российская газета. 2017. 9 января.

[16] Приказ Генерального прокурора РФ от 28.08.2017 N 590 "О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709646/ (дата обращения: 20.10.2018).

[17] Российская газета. 2018. 6 августа.

[18] Российская газета. 2018. 27 августа.

[19] Ворожевич А. Борьба с коррупцией приобретает новые формы: антикоррупционный комплаенс может стать обязательным // ЭЖ-Юрист.

[20] Там же.

[21] URL: https://rosmintrud.ru/labour/public-service/232 (дата обращения: 20.10.2018).


Рекомендуется Вам: