ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие, цели, задачи и содержание административно-правового обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации

Автор: Федотова Ю.Г.

Доктринальная характеристика административно-правового обеспечения в целом и административно-правового обеспечения обороны и безопасности в частности приобретает особую актуальность и значимость в связи с расширением предмета административного права, с одной стороны, и возникновением новых средств противодействия возникающим угрозам и опасностям национальной безопасности, с другой стороны.

Некоторые ученые используют понятия правового обеспечения и правового регулирования в качестве синонимов[1]. В широком смысле правовое обеспечение определяют как целостную систему отношений и взаимосвязей, объединяющую взаимодействие социально-правовых элементов и юридически значимых мер, оказывающих влияние на формирование и реализацию правовых отношений, в узком смысле — как систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность в сфере реализации административно-правового статуса, что, в сущности, совпадает с понятием правового регулирования[2].

Правовое обеспечение деятельности определяют как совокупность нормативных актов, устанавливающих организацию деятельности, ее функции, задачи, цели, структуру, а также правовой статус ее участников[3], правовые основы (результат нормотворческой деятельности) и механизм их реализации (итог правоприменительной деятельности)[4]. Под административно-правовым обеспечением понимают целенаправленную, скоординированную деятельность[5], систему административно-правовых средств[6], процесс принятия и реализации совокупности административно-правовых норм, которые регулируют согласованные действия уполномоченных органов, используемых ими методов и форм управленческой деятельности[7].

Административно-публичное обеспечение безопасности определено А.И. Стаховым в качестве функции государства — административно-правовой формы реализации обеспечения безопасности, облекаемой в административно-правовую форму деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (должностных лиц), посредством чего обеспечивается безопасность (а именно исполнение санкционируемых либо устанавливаемых государством специфических социальных и технических норм)[8]. Система обеспечения безопасности определена им в качестве комплекса взаимообусловленных и взаимосвязанных органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц и системных образований, которые обладают полномочиями по установлению и (или) обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности. Такая система сформирована на основе норм законодательства в сфере безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с санкционируемым и контролируемым государством правомерным использованием предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности, а также в целях охраны и защиты таких интересов от правонарушений и юридических казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды[9].

Как указал В.М. Редкоус, административно-правовое обеспечение национальной безопасности представляет собой реализуемую в соответствии с единой государственной политикой в области обеспечения национальной безопасности деятельность уполномоченных лиц, направленную на формирование административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности, закрепление в ней системы административно-правовых средств (правоотношений, административно-правовых норм, индивидуальных предписаний и т.д.), при помощи которых достигается результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их охраны, упорядочения и развития в соответствии с общественными потребностями обеспечения национальной безопасности, создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности государства[10].

Среди военно-административных исследований можно встретить употребление понятий "правовое обеспечение" и "правовое регулирование" в качестве синонимов[11]. Некоторые авторы определяют правовое обеспечение в качестве принципов, правовых норм, методов и правовых средств, регулирующих определенные общественные отношения. В.Г. Харитонов под правовым обеспечением делимитации прибрежных морских пространств предлагает понимать совокупность средств, методов и принципов международно-правового оформления делимитации прибрежных морских пространств на основе общепризнанных принципов и норм международного и военного права, национального законодательства, направленных на обеспечение суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности в пограничном пространстве[12]. Л.В. Брусницын, определяя обеспечение безопасности содействующих правосудию лиц в качестве принципа уголовного процесса, отмечает, что основу правового обеспечения их безопасности составляет система мер, которую образуют группы (подсистемы) таких мер[13]. Другая позиция состоит в определении правового обеспечения как деятельности. Д.А. Щербаков привел дефиницию правового обеспечения пограничной безопасности как целенаправленной деятельности уполномоченных органов по созданию и закреплению формально определенных правил поведения, направленных на обеспечение единого порядка регулирования общественных отношений в пограничной сфере путем создания, изменения либо отмены источников права, а также определения пределов их действия. По его мнению, оно представляет собой систему, основными элементами которой выступают международно-правовое обеспечение, законодательное обеспечение и обеспечение нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ[14]. М.Ф. Гацко предложил определение правового обеспечения строительства Вооруженных Сил РФ как деятельности по разработке, принятию и реализации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления по вопросам создания, содержания, комплектования, развития Вооруженных Сил РФ, их реформирования, преобразования и подготовки к выполнению задач в мирное и военное время в интересах обеспечения военной безопасности[15].

Правовое обеспечение как деятельность определяется и в других правовых исследованиях. С точки зрения В.В. Красинского, правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе является деятельностью государства в лице его компетентных государственных органов по созданию, изменению, отмене и реализации правовых норм, которые способствуют организации и функционированию конституционно-правового механизма защиты конституционного строя Российской Федерации в избирательном процессе[16]. Правовое обеспечение понимают также как направленные на достижение публичных целей права и обязанности субъектов отношений[17].

Законодатель употребляет понятия правового[18], нормативного правового[19], нормативно-правового[20], организационно-правового[21] обеспечения и т.д. При этом, как правило, понятие правового обеспечения используется в словосочетании с терминами "деятельность", "государственная программа" и названиями объектов. В качестве направлений правового обеспечения приведены правотворческое обеспечение, улучшение правоисполнительной деятельности, повышение уровня правоохранительной деятельности, улучшение правового воспитания[22].

В целом правовое обеспечение по своему назначению носит целевой, функциональный характер. При этом создание правовых норм — один из аспектов правового обеспечения, которое следует понимать более широко, т.е. создание правовых условий как для нормотворческой деятельности, так и для правоприменительной и правоохранительной, а также иных видов деятельности, выступающих в качестве проявления обеспечения безопасности. При этом обеспечение следует понимать как деятельность, ее процесс и результат. В то же время правовое обеспечение может включать правовое воспитание, правовое обучение, правовую идеологию, оперативно-разыскную деятельность, деятельность по созданию условий участия в ней негосударственных субъектов, планирование активности гражданского общества, реализацию и выбор административно-правовых форм участия, необходимых с точки зрения противоборства конкретным деструктивным явлениям и т.д. Ограничимся основными направлениями правового обеспечения (правотворческое, правоприменительное и правоохранительное), поскольку в них находят воплощение основные функции государства, в то время как иные направления так или иначе не только связаны с правовой деятельностью, но и должны быть насыщены мерами социального, психологического, морального, религиозного, воспитательного, этического и т.п. воздействия на общественные отношения. Отдельные аспекты видов деятельности могут как являться правоотношениями и, соответственно, входить в содержание правового обеспечения, так и не относиться к правоотношениям. Поэтому отдельные направления деятельности могут выйти за пределы правового обеспечения. В связи с этим необходимы не только меры нормативно-правового характера и осуществление их реализации, но и принятие иных мер по реализации основ конституционного строя (социально-экономических, политических, культурных и т.д.), необходима и аналитическая работа со стороны органов государственной власти и иных государственных органов (не вполне правоприменительная, т.к. не все правоотношения могут быть оформлены институционально, например, в информационном пространстве, но такая деятельность не должна противоречить основам конституционного строя).

В настоящее время деятельность государственных органов, направленная на привлечение граждан к участию в обеспечении обороны и безопасности вне состава военной организации государства в целях предупреждения военных опасностей в информационном пространстве, не осуществляется, что препятствует решению задачи объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, поставленной в Военной доктрине РФ, и отмеченным в ней тенденциям. При этом некоторые отношения не оформлены институционально, но фактически существуют (электронная демократия, законодательно не установленные формы общественного контроля). Направления развития такого участия могут касаться правового регулирования общественной верификации информации и правового обеспечения деятельности государственных органов в законодательной форме. В то же время такие направления могут не касаться правового регулирования и правового обеспечения, если группы отношений не оформлены институционально. Такая деятельность может регулироваться общими положениями о полномочиях государственных органов, пределами компетенции, основами конституционного строя России, но выходить за пределы правового регулирования и правового обеспечения. При этом нет необходимости в детальном правовом регулировании конкретных общественных отношений, отражающих закономерность расширения правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности и их постепенной правовой регламентации, профессионализации и т.д.

Так, например, отдельные формы общественного контроля могут осуществляться в интересах обеспечения обороны и безопасности в случае заинтересованности субъектов в такой деятельности. Такие правоотношения возможны в условиях соблюдения запрета инициирования и участия в проведении форм общественного контроля со стороны государственных органов. При этом формы общественного контроля установлены законодательно, перечень субъектов общественного контроля не носит закрытый характер, а доктринальное определение общественного контроля, отечественная и зарубежная практика его реализации и правовых форм шире легально закрепленных. Следовательно, граждане и их объединения могут осуществлять общественный контроль в формах, которые не признаются таковыми по действующему закону. Поэтому определенные исключения из правового поля отдельных общественных отношений могут применяться в интересах обеспечения обороны и безопасности без нарушения действующих норм. Иное противоречило бы диспозитивным началам правового регулирования этого правового института, условию стабильности конституционного строя и легитимности государственной власти.

Таким образом, административно-правовое обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации выступает разновидностью правового обеспечения обороны и безопасности административно-правовыми средствами и методами. По содержанию административно-правовое обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации представляет собой: деятельность уполномоченных государственных органов по созданию условий для реализации функций государства в сфере обороны и безопасности административно-правовыми методами и средствами, а также по правовому регулированию таких средств и методов; результат данной деятельности, выражающийся в совокупности правоотношений, возникающих при реализации функций государства в сфере обороны и безопасности.

Цели административно-правового обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации заключаются в создании и поддержании условий для осуществления деятельности уполномоченных государственных органов по реализации функций государства в сфере обороны и безопасности административно-правовыми средствами и методами, правовому регулированию таких методов и средств. Задачи административно-правового обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации состоят в создании правовых условий как для нормотворческой деятельности, так и для правоприменительной и правоохранительной, а также иных видов деятельности, выступающих в качестве проявления обеспечения обороны и безопасности (правовое воспитание, правовое обучение, правовая идеология, деятельность по созданию условий участия, оперативно-разыскная деятельность, планирование активности гражданского общества, реализации и выбора форм участия, необходимых с точки зрения противоборства конкретным деструктивным явлениям, и т.д.).

Литература

1. Ашихмин И.М. Международно-правовое обеспечение экологической безопасности в военной деятельности: Дис. … канд. юрид. наук / И.М. Ашихмин. М., 1997. 196 с.

2. Брусницын Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Дис. … докт. юрид. наук / Л.В. Брусницын. М., 2002. 520 с.

3. Вершило Н.Д. К вопросу о государственном экологическом контроле и надзоре / Н.Д. Вершило // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 35 — 39.

4. Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации / М.Ф. Гацко. М.: Флинта: Наука, 2008. 342 с.

5. Дудиков М.В. Понятие и виды мер правового обеспечения публичных интересов при недропользовании / М.В. Дудиков // Lex Russica. 2016. N 5. С. 105 — 116.

6. Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. … канд. юрид. наук / С.Г. Евтушенко. М., 2000. 199 с.

7. Жигалина О.С. Правовое обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / О.С. Жигалина. Саратов, 2007. 180 с.

8. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дис. … докт. юрид. наук / В.Я. Кикоть. М., 2002. 428 с.

9. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: теоретико-административные аспекты: Дис. … докт. юрид. наук / В.А. Козбаненко. М., 2003. 598 с.

10. Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе: Дис. … докт. юрид. наук / В.В. Красинский. М., 2011. 378 с.

11. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 69 — 79.

12. Мелехин А.В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии / А.В. Мелехин // Lex Russica. 2016. N 11. С. 33 — 45.

13. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы / С.Е. Пролетенкова, Б.А. Быков // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 23 — 26.

14. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Дис. … докт. юрид. наук / В.М. Редкоус. М., 2011. 431 с.

15. Синюгин В.Ю. Административно-правовое обеспечение реформирования управленческой деятельности исполнительных органов государственной власти: Дис. … докт. юрид. наук / В.Ю. Синюгин. М., 2011. 412 с.

16. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности / А.И. Стахов // Административное право и процесс. 2006. N 4. С. 28 — 29.

17. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук / А.И. Стахов. М., 2007. 429 с.

18. Стахов А.И. Понятие и отличительные признаки административно-правового договора по обеспечению безопасности / А.И. Стахов // Административное право и процесс. 2007. N 1. С. 21 — 25.

19. Харитонов В.Г. Теория и практика правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учет в деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / В.Г. Харитонов. М., 2005. 195 с.

20. Щербаков Д.А. Правовое обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / Д.А. Щербаков. М., 2005. 177 с.

 


[1] Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 23 — 26.

[2] Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: теоретико-административные аспекты: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. 598 с.

[3] Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. 428 с.

[4] Жигалина О.С. Правовое обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 180 с.

[5] Вершило Н.Д. К вопросу о государственном экологическом контроле и надзоре // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 35 — 39.

[6] Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 69 — 79; Мелехин А.В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии // Lex Russica. 2016. N 11. С. 33 — 45.

[7] Синюгин В.Ю. Административно-правовое обеспечение реформирования управленческой деятельности испол нительных органов государственной власти: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. 412 с.

[8] Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности // Административное право и процесс. 2006. N 4. С. 28 — 29; Его же. Понятие и отличительные признаки административно-правового договора по обеспечению безопасности // Административное право и процесс. 2007. N 1. С. 21 — 25.

[9] Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. 429 с.

[10] Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. 431 с.

[11] Ашихмин И.М. Международно-правовое обеспечение экологической безопасности в военной деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. 196 с.; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 199 с.

[12] Харитонов В.Г. Теория и практика правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учет в деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 195 с.

[13] Брусницын Л.В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. 520 с.

[14] Щербаков Д.А. Правовое обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 177 с.

[15] Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Флинта; Наука, 2008. 342 с.

[16] Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. 378 с.

[17] Дудиков М.В. Понятие и виды мер правового обеспечения публичных интересов при недропользовании // Lex Russica. 2016. N 5. С. 105 — 116.

[18] О парламентском контроле: Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2304.

[19] Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции: утв. Минтруда России 08.11.2013. Доступ из СПС "Гарант".

[20] О Программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994 — 1995 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 791 // СЗ РФ. 1994. N 14. Ст. 1628.

[21] О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.1992 N 879 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 23. Ст. 2016.

[22] Концепция обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: утв. Директивой Министра обороны Российской Федерации от 12.07.1997 N Д-10 (утратил силу). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: