ЮрФак: изучение права онлайн

Применение административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации

Авторы: Степенко В.Е., Суханов А.Г.

В условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий надлежащее и эффективное правовое регулирование информационных правоотношений является одной из важнейших задач современной науки административного права. Особая актуальность решения проблем, возникающих в информационной сфере, напрямую связанная с обеспечением информационной безопасности нашей страны, обусловлена закреплением в административном законодательстве ответственности за совершение информационных правонарушений. При этом особая значимость среди разнообразных административно-правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в информационной сфере, принадлежит институту административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации, поскольку нарушение именно этих норм посягает не только на права и законные интересы, а также безопасность отдельного человека и гражданина, но и на безопасность нашего Российского государства и общества. И в этой связи представляется целесообразным совершенствование административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации рассматривать в рамках реформирования и повышения эффективности реализации как в целом норм информационного законодательства, так и в частности сферы интернет-отношений, которые с каждым годом приобретают все большую популярность использования не только в нашей стране, но и во всем мире.

Кроме того, подобная необходимость совершенствования административного законодательства в рассматриваемых информационных сферах связана с отсутствием у субъектов информационных правоотношений реальной возможности защиты своих нарушенных информационных прав, и в первую очередь это объяснимо тем обстоятельством, что российское информационное законодательство, в особенности в сфере интернет-отношений, находится на этапе своего становления. В таких условиях развития правового регулирования информационной сферы приходится констатировать отсутствие специальной правовой базы в данном правовом поле, и, несмотря на то что регулирование подобных правоотношений отчасти содержится в различных отраслевых юридических науках (административное право, уголовное право, гражданское право), возможность их эффективного и реального применения негативно отражается на развитии правовых отношений в информационной сфере и в сфере складывающихся интернет-отношений.

В ст. 29 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ) закрепляется право каждого на распространение информации любым законным способом (ч. 4), гарантируется свобода массовой информации, устанавливается запрет на цензуру (ч. 5). В то же время в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ содержится запрет на осуществление прав и свобод человека и гражданина, которые могут привести к нарушению прав и свобод других лиц; ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо осуществлять исключительно на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, основ конституционного строя, нравственности, здоровья (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Необходимость проявления уважительного отношения к принципу свободного распространения информации, продекларированному в Конституции РФ, провозглашена в том числе и в фундаментальных правовых актах международного характера, содержащих положения о защите различных прав и свобод человека и гражданина (Всеобщая декларация прав человека 1948 года[1], Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[2]), что порождает обязанность соблюдения прав и свобод других лиц в различных областях, в том числе в информационной сфере.

В подобных обстоятельствах важное значение отводится порядку соблюдения соответствующими лицами правил разглашения информации с ограниченным доступом и недопущения злоупотребления свободой массовой информации. На наш взгляд, подобное правовое регулирование должно быть связано с созданием реальных механизмов защиты субъектов информационных правоотношений, и в первую очередь отношений, возникающих в глобальной сети Интернет. Для этого представляется важным соблюдать принцип свободы распространения информации, закрепленный в нормах международного и российского права с одновременным соблюдением правовых ограничений, направленных на неразглашение информации ограниченного доступа, правовой режим которой закреплен в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[3] и в иных подзаконных правовых актах[4], а также недопущения злоупотребления свободой массовой информации в различных формах[5], в том числе в сети Интернет.

При совершенствовании российского законодательства в информационной сфере, и в частности института административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации, необходимо во взаимосвязи учитывать и определенные ограничительные положения, которые присущи глобальной сети Интернет:

во-первых, интернет-отношения не являются предметом самостоятельного правового регулирования; предметом регулирования в таком случае, как правило, выступают отношения, возникающие между органами различных уровней власти при передаче ими по запросу граждан или должностных лиц соответствующих государственных органов власти данных ограниченного доступа через сеть Интернет. В свою очередь, заметим, что каналы передачи такой информации через глобальную сеть Интернет не всегда являются защищенными и могут оказаться во всемирной паутине в зоне свободного доступа любого заинтересованного лица и использоваться в последующем в преступных целях (например, персональные данные в случае их присутствия в сети Интернет могут использоваться для получения кредитов или иных финансовых услуг);

во-вторых, отношения, возникающие в интернет-системе можно характеризовать в качестве "наднациональных" отношений, поскольку эффективность их надлежащего правового регулирования не может быть обеспечена исключительно нормами национального законодательства; и в этой связи должны приниматься во внимание международные акты, и в том числе зарубежный опыт регулирования интернет-отношений;

в-третьих, отношения, возникающие в сети Интернет, ввиду неограниченного доступа к глобальным информационным ресурсам, в современном мире приобретают большую социальную значимость, в силу чего в российском законодательстве назрела необходимость закрепления специальных правил и норм, которые бы регламентировали сферу функционирования интернет-отношений и напрямую основные информационные права и законные интересы личности, безопасность государства и общества, предотвращали действия, связанные с незаконной деятельностью по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотреблением свободой массовой информации.

В то же время среди главнейших проблем российского информационного законодательства, опосредующих интернет-отношения и требующих своего скорейшего разрешения с целью сокращения отставания нашей страны от мировых тенденций и обеспечения гарантированности информационных прав и свобод граждан, следует назвать:

– закрепление правового режима и перечня информации ограниченного доступа, передача которой возможна путем использования сети Интернет;

– создание действенного механизма защиты персональных данных граждан в сети Интернет;

– расширение перечня форм злоупотребления свободой массовой информации, в том числе в интернет-сети;

– усиление мер административной ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 13.14 и 13.15 КоАП РФ.

Основными целями и задачами российского законодателя в части совершенствования административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации и, в частности, отношений, возникающих в этой связи в интернет-системе, должны стать: разработка действенной правовой базы регулирования интернет-пространства на российской территории, которая смогла бы гарантировать соблюдение и защиту со стороны Российского государства прав и законных интересов граждан и общества, обеспечение их информационной безопасности.

В этой связи считаем необходимым в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и нормы ст. 13.14 КоАП РФ внести дополнения, связанные с установлением прямого запрета на раскрытие тайны переписки, совершенной в электронном виде, а также иной информации, содержащей данные личного характера, переданной с использованием сети Интернет.

В свою очередь, основные направления совершенствования законодательства в рассматриваемых информационных сферах могут быть сведены к следующим мероприятиям (обозначим лишь некоторые из них):

1) представляется на законодательном уровне необходимым разработать и принять соответствующий федеральный закон о правовом регулировании информационных правоотношений в интернет-системе. Кроме того, необходимо провести четкое правовое урегулирование процедуры участия различных органов государственной власти, общественных объединений в разрешении проблем, возникающих в процессе использования интернет-системы, особенно на международном уровне;

2) целесообразно законодательно установить правовой режим информационных данных, в том числе данных ограниченного доступа, содержание которых может присутствовать на интернет-ресурсах. При этом заметим, что гражданское законодательство не относит информацию к объектам гражданских прав, в свою очередь, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" признает ее в качестве объекта вещных прав, тем самым происходит минимизация эффективности использования термина "информация"[6];

Также рекомендуется Вам:

3) гражданам должен быть обеспечен реальный доступ к знаниям и информации, особенно информации о деятельности органов государственной власти (например, речь идет о порой несвоевременной публикации должностными лицами органов различных уровней власти информации о проведенной ими работе). Вместе с тем открытая информация является основой для эффективного и транспарентного процесса принятия решений, а также необходимым условием развития демократического общества. Политика государства в информационной сфере должна быть направлена на расширение информационных прав граждан в части своевременного получения населением актуальной информации, в том числе для людей с ограниченными возможностями, создание информационного поля, наполненного качественным, а не количественным содержанием;

4) учитывая тенденции успешного развития зарубежного опыта и эффективности действия международных стандартов, считаем возможным создание в системе органов исполнительной власти Российской Федерации независимого внесудебного органа, деятельность которого могла бы быть связана с обжалованием нарушений информационных прав граждан и юридических лиц;

5) принимая во внимание современные тенденции правового регулирования информационных правоотношений, наличие огромного количества разрозненных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере, и, с другой стороны, комплексность информационного законодательства и его стремление к имплементации международных нормативно-правовых актов, представляется необходимым проведение работы по разработке Основ законодательства РФ по информационной безопасности;

6) важная роль в формировании эффективного законодательства в информационной сфере отводится не только к процессу законодательного планирования, но и к систематизации и кодификации информационного законодательства. На наш взгляд, необходимым шагом со стороны законодателя является важность принятия Информационного кодекса России.

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что совершенствование российского законодательства в информационной сфере, и в частности в сфере административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации, необходимо проводить не менее раза в год, осуществляя мониторинг развития информационных правоотношений и технологий, с учетом динамики прогрессирования сети Интернет, поскольку современные информационные отношения насквозь пронизаны действием всемирной паутины Интернет, тем самым их безопасное существование напрямую связано с надлежащим и эффективным регулированием интернет-отношений.

Литература

1. Гулемин А.Н. Международная интеграция международного законодательства / А.Н. Гулемин // Российский юридический журнал. 2008. N 3. С. 185 – 187.

 


[1] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

[2] Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 19.07.2018) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

[4] См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

[5] Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

[6] Гулемин А.Н. Международная интеграция международного законодательства // Российский юридический журнал. 2008. N 3. С. 185.

Рекомендуется Вам: