ЮрФак: изучение права онлайн

Реклама на уличном оборудовании как отдельный тип наружной рекламы

Автор: Косырев Е.В.

Наружная реклама является самым старым видом рекламы и прошла в своем развитии большой путь от простейших вывесок до сложнейших компьютеризованных конструкций[1].

В Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) ст. 19 "Наружная реклама и установка рекламных конструкций" в качестве типов наружной рекламы выделяет исключительно рекламные конструкции и, в частности, устанавливает порядок заключения договора и получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В связи с этим представляет интерес ч. 23 данной статьи. В ней указано, что требования названной статьи не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы). В теории права не сложилось единого мнения, являются ли перечисленные объекты рекламными конструкциями, а также какие положения рассматриваемой статьи распространяются на них.

Такие авторы, как М.А. Спиридонова и Е.И. Спектор, склоняются к тому, что названные объекты не являются рекламными конструкциями[2]. А.Н. Кайль вообще ставит вопрос о том, являются ли сообщения, размещенные на данных объектах, рекламой[3].

Как указывает Н.Н. Карташов, перечисленные объекты являются рекламными конструкциями и на них, в частности, распространяются нормы статьи в части необходимости заключения договора с владельцем имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция[4], то есть заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласимся с точкой зрения Н.Н. Карташова и добавим, что, на наш взгляд, в данном случае нет оснований полагать, что законодатель указывает на какой-либо иной тип наружной рекламы в рассматриваемой норме помимо рекламных конструкций, так как не исключил применения к перечисляемым объектам всех положений указываемой статьи регулирующих порядок размещения рекламных конструкций.

Отметим, что под рекламной конструкцией в Законе о рекламе понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.

Рассматриваемые нами объекты прямо не перечислены в определении рекламной конструкции, соответственно, исходя из него, их можно отнести к иным техническим средствам стабильного территориального размещения. ФАС России, разъясняя содержание данного термина, указала, что под иными техническими средствами стабильного территориального размещения понимаются любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, размещенные стационарно и прочно связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств[5].

В таком случае получается, что по крайней мере уличные зонтики, передвижные пункты торговли не будут считаться рекламными конструкциями, так как они не могут быть прочно связаны с объектом недвижимого имущества в понимании ФАС России в силу своей конструктивной особенности, также не все лотки и киоски отвечают данному признаку. Соответственно, требование о необходимости заключения договора с владельцем имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция на данные объекты, распространяться не может.

Исходя из сказанного, по нашему мнению, рассматриваемые объекты не являются рекламными конструкциями и на них не может распространяться ни одно из положений ст. 19 Закона о рекламе, так как все они регулируют установку и эксплуатацию только одного типа наружной рекламы – рекламных конструкций. В связи с этим считаем, что упоминание об указываемых объектах нужно убрать из ч. 23 либо законодательно выделить еще один тип наружной рекламы, помимо рекламных конструкций. Данные объекты можно классифицировать как уличное оборудование, некоторые авторы выделяют этот тип наружной рекламы[6]. И законодательно установить иные правила размещения данного типа наружной рекламы в отличие от рекламных конструкций.

Литература

1. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) / А.Н. Кайль // СПС "КонсультантПлюс", 2007.

2. Лейн У.Р. Реклама: Основы, развитие, функции / У.Р. Лейн, Дж.Т. Рассел. СПб.: Питер, 2004. 537 с.

3. Марочкина С.С. Введение в специальность. Реклама: Учебное пособие / С.С. Марочкина, Л.М. Дмитриева, Е.В. Азарова; Под ред. Л.М. Дмитриевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 239 с.

4. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов [и др.]. М.: Статут, 2012. 462 с.

5. Спектор Е.И. О рекламе: Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (постатейный) / Е.И. Спектор. М.: Юстицинформ, 2007. 245 с.

6. Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) / М.А. Спиридонова. М.: Юстицинформ, 2008. 460 с.

 


[1] Марочкина С.С. Введение в специальность. Реклама: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Реклама" / С.С. Марочкина, Л.М. Дмитриева, Е.В. Азарова; Под ред. Л.М. Дмитриевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 123.

Также рекомендуется Вам:

[2] Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2007. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2018); Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону "О рекламе" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

[3] Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2007. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2018).

[4] Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" / Д.С. Бадалов, И.И. Василенкова, Н.Н. Карташов и др. М.: Статут, 2012.

[5] Письмо ФАС России "О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" в части разъяснения понятия "Иные технические средства стабильного территориального размещения" от 19.09.2018 N РП/75002/18.

[6] Лейн У.Р., Рассел Дж.Т. Реклама. СПб.: Питер, 2004. С. 296.

Рекомендуется Вам: