ЮрФак: изучение права онлайн

Сравнительный анализ правового регулирования сделок, совершаемых в электронном виде, в России и Германии

Автор: Кусаева А.Р.

В связи с появлением и развитием сети Интернет современный этап развития правовой системы почти всех стран мира характеризуется коренными преобразованиями. Широкое применение современных средств коммуникации, особенно сети Интернет, обусловило появление новой сферы юридических правоотношений, которые связаны с обменом данными посредством сети Интернет. В связи с этим актуальными являются правовые аспекты сделок, которые совершаются в электронном виде посредством глобальной сети Интернет.

Электронная сделка — это продажа или приобретение товаров и услуг компаниями, частными домохозяйствами или частными лицами через сеть Интернет. Это определение также включает в себя:

— денежное вложение, например покупка акций;

— подтверждение бронирования жилья или путешествия;

— участие в лотереях и т.д.;

— оплату информационных услуг за Интернет;

— покупки через интернет-аукционы.

Интернет-рынок в России выполняет свои функции, но нормы российского гражданского законодательства не всегда соответствуют основным принципам формирования и функционирования интернет-рынка.

Целесообразным было бы рассмотрение положительного зарубежного опыта правового регулирования данной сферы правоотношений. Хотелось бы проанализировать опыт Федеративной Республики Германия, так как это государство является одним из первых, где получило распространение понятие электронной сделки, в частности электронной торговли. Электронная торговля в Германии в настоящее время переживает небывалый подъем. Чем больше увеличивается валовый доход страны, тем больше растет оборот дистанционных продаж. Согласно данным Федерального союза электронной торговли (bevh) доля продаж через глобальную сеть Интернет составляет почти 13% от общего объема розничной торговли[1].

В ФРГ 21 декабря 2001 г. вступил в силу Закон, регулирующий правовые аспекты сделок, совершаемых в электронном виде[2]. Этот Закон упростил процедуру получения согласия со стороны пользователей. Кроме того, интернет-продавцы получили возможность таким образом повысить свою правовую безопасность. После принятия данного Закона в Германии, как и во всей Европе, подтверждение отправляется по электронной почте или же при нажатии кнопки прямо на сайте.

Кроме того, новый Закон предусматривает более совершенные механизмы защиты прав потребителя, такие как ограничения на время хранения информации о пользователях и на ее использование.

В Российской Федерации отсутствует отдельный закон, регулирующий правовые аспекты сделок, совершаемых в электронном виде.

Одним из критериев признания сделок совершенными в электронном виде является наличие электронно-цифровой подписи.

В соответствии с ГК РФ сделки могут совершаться в устной или письменной форме. Письменная форма бывает двух видов: простая и нотариальная. Сделки совершаются в устном виде в случае, если законом или соглашением сторон не установлена письменная — простая или нотариальная — форма (п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 159 ГК РФ). Что касается письменных сделок, то одним из важных условий их заключения является составление единого документа, который выражает содержание такой сделки. Его подписывают лица, совершающие сделку или должным образом уполномоченные на это (п. 1 ст. 160 ГК РФ[3]).

Гражданский кодекс РФ на сегодняшний день позволяет использовать при совершении сделок факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования или электронно-цифровую подпись (далее — ЭЦП). В письменной форме договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документацией "посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору" (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Закон об электронной подписи[4] призван обеспечить правовые условия использования ЭЦП в электронных документах. При соблюдении условий этого Закона электронная подпись признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Из этого следует, что ЭЦП является одним из реквизитов договора (соглашения), который заключается электронным способом. Электронно-цифровая подпись предназначена для защиты электронных документов от подделки. Применение данной технологии на практике вызывает множество затруднений, так как использование ЭЦП не дает гарантий от неправомерного доступа к системе. В большей степени эта проблема вызвана пробелами данного Закона, направленного на одну конкретную технологию идентификации, которая считается универсальной. Следует отметить, что такое авторитетное учреждение, как Центральный банк РФ, использует несколько альтернативных технологий, несмотря на то что изначально оно также участвовало в разработке Закона "Об электронно-цифровой подписи". Кроме того, проблема заключается также в критериях признания иностранных ЭЦП, а также иностранных сертификатов о действительности подписи. Иностранный сертификат, подтверждающий подлинность ключа подписи, признается на территории России при выполнении следующих условий:

— он удостоверен в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором он зарегистрирован;

— выполнены процедуры признания юридического значения иностранных документов, установленных российским законодательством. Эти условия оговариваются в ст. 18 Закона об электронной подписи. Следовательно, он не дает ответа на вопрос, в каких же случаях ЭЦП может рассматриваться как эквивалент собственноручной подписи, так как указанная выше статья устанавливает требования по признанию юридического значения документов, а не подписей. Все это означает, что механизма признания иностранных сертификатов ЭЦП в России не существует.

Рассмотрим правовые аспекты ЭЦП на примере Германии. Закон о цифровой подписи (Signaturgesetz) в германском законодательстве является частью, а именно ст. 7, Закона "О регулировании основных условий предоставления информационных и коммуникационных услуг"[5]. Во исполнение данного Закона Правительством Германии было издано Постановление о цифровой подписи (Signaturverordnung)[6].

В соответствии с § 2 "Определение понятий" Закона о цифровой подписи цифровая подпись (нем. digitale Signatur, англ. digital signature) — это "созданная с помощью частного ключа печать к цифровым данным, которая с помощью соответствующего открытого ключа, снабженного сертификатом ключа подписи, выданным сертифицирующим центром или государственным учреждением в соответствии с § 3, позволяет определить владельца ключа подписи и подлинность данных".

Целью указанных Закона и Постановления Правительства, вводящих в оборот технологию цифровых подписей на базе современных систем публичных ключей, было создание инфраструктуры сертифицирующих центров. На сертифицирующие центры возложены задачи функционирования технологии цифровых подписей, а именно удостоверение личности и создание ключей для владельцев и т.д.

Для безопасности предусмотрена строгая процедура лицензирования деятельности данных сертифицирующих центров. Лицензирование проводится правительственными службами. Сертифицирующий центр получает лицензию в том случае, если докажет, что способен соблюдать предписанные Законом и Постановлением нормы безопасности. Кроме того, в дальнейшем правительственные органы регулярно проводят проверки выполнения сертифицирующим центром требований безопасности. Если по результатам проверки деятельность сертифицирующего центра перестанет отвечать требованиям безопасности и недостатки не будут полностью устранены в течение установленного Правительством срока, лицензия отменяется.

Правительственные службы обязаны вести базу данных с информацией обо всех лицензированных сертифицирующих центрах, в частности, в базу данных должна быть включена информация об их публичных сертифицирующих ключах.

Выдача лицензий сертифицирующим центрам и выдача сертификатов, которые используются сертифицирующими центрами для подписания сертификатов, а также надзор за соблюдением положений Закона о цифровой подписи и Постановления о цифровой подписи, согласно Закону о цифровой подписи, является обязанностью полномочного государственного органа, указанного в § 66 Закона о телекоммуникациях, т.е. Ведомства телекоммуникаций и почты (Regulierungsbehorde fur Telekommunikation und Post). В соответствии с абз. 5 § 4 Закона о цифровой подписи полномочный государственный орган издает сертификат для ключа подписи, который используется сертифицирующим центром для подписания сертификатов. Следовательно, создается иерархия сертификатов: государственный орган своей подписью удостоверяет подпись сертифицирующего центра, а тот в свою очередь своей подписью удостоверяет подписи конечных пользователей.

Согласно германскому гражданскому праву предписания о форме сделки должны обеспечить выполнение следующих функций:

— удостоверение заключения сделки (Abschlussfunktion);

— функция удостоверения действительности (Echtheitsfunktion);

— функция предупреждения (Warnfunktion);

— функция идентифицирования (Identitatsfunktion);

— доказательственная функция (Beweisfunktion).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в Российской Федерации одной из главных проблем, связанных с заключением сделок в электронном виде, является отсутствие отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал процедуру и порядок совершения сделок в глобальной сети Интернет.

Попытка создания нормативно-правового акта, регулирующего процесс сделок, совершаемых в сети Интернет, была предпринята, однако проект федерального закона так и не вступил в законную силу.

Для устранения противоречий предлагается принятие самостоятельного закона, который бы регулировал порядок заключения сделок в сети Интернет. Кроме того, автором предлагается внести изменения в Закон об электронной подписи и включить его в Закон об электронных сделках, а также можно рассмотреть опыт Германии по созданию и регулированию сертифицирующих центров.

 


[1] Der E-Commerce Verband // https://www.bevh.org/.

[2] Gesetz  rechtliche Rahmenbedingungen  den elektronischen  (Elektronischer  — EGG) vom 14.12.2001 (BGBl. I S. 3721).

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

[4] Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.

[5] Gesetz  Rahmenbedingungen  elektronische Signaturen (Signaturgesetz — SigG) vom 16.05.2001 (BGBl. I S. 876).

[6] Verordnung zur elektronischen Signatur (Signaturverordnung — SigV) vom 16.11.2001 (BGBl. I S. 3074).


Рекомендуется Вам: