ЮрФак: изучение права онлайн

Некоторые аспекты судебной практики, относящиеся к применению транспортного налога

Авторы: Акутаев Р.М., Кадимова М.Ш.

В подавляющем большинстве случаев инициаторами обращений, адресуемых Конституционному Суду Республики Дагестан (далее — КС РД), являются рядовые граждане, по мнению которых обжалуемый ими нормативный правовой акт, ранее примененный в их деле, нарушает их конституционные права и свободы. Причем это уже второй случай, когда обращение в КС РД касается вопроса налогового законодательства[1]. На этот раз в КС РД обратился гражданин Д.М. Саадуев, инвалид 2-й группы вследствие военной травмы, полученной в период участия в боевых операциях в составе ограниченного контингента советских войск на территории Республики Афганистан в 1988 — 1989 гг., с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Республики Дагестан п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Дагестан от 2 декабря 2002 г. N 39 "О транспортном налоге" (далее — Закон РД N 39) в той мере, в какой содержащиеся в них нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают инвалидов боевых действий (инвалидов войны) льготы в виде освобождения от налогообложения за одну единицу транспорта независимо от мощности двигателя.

Согласно п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона РД N 39 от уплаты транспортного налога освобождаются:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица — за одну единицу транспорта, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретенные транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

2) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, — за одну единицу транспорта.

Полагая, что участники боевых действий по законодательству Республики Дагестан приравнены к участникам Великой Отечественной войны, заявитель обратился с заявлением в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы об освобождении его от уплаты транспортного налога. В этом ему было отказано со ссылкой на положение п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона РД N 39. Поэтому заявитель был вынужден оплатить транспортный налог.

Оспаривая позицию налогового органа, за разъяснениями порядка применения указанных законоположений Д.М. Саадуев обратился в Министерство финансов Республики Дагестан, ответ которого также не удовлетворил заявителя.

Как видно из обращения в КС РД, нарушение своих прав, гарантированных рядом статей Конституции Республики Дагестан, заявитель усматривает в том, что республиканское законодательство о транспортном налоге не предусматривает предоставление участнику боевых действий в составе ограниченного контингента советских войск на территории Республики Афганистан, признанному инвалидом боевых действий 2-й группы, льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога независимо от мощности двигателя на равных условиях с участниками Великой Отечественной войны.

В ходе подготовки дела к слушанию, изучения приложенных к жалобе документов КС РД пришел к выводу, что п. 1 ч. 1 ст. 5 обжалуемого заявителем закона при разрешении дела до его поступления в КС РД не применялся и в силу положений Закона Республики Дагестан от 2 февраля 2010 г. N 8 "О Конституционном Суде Республики Дагестан" (с изм. от 08.05.2015) (далее — Закон РД N 8) производство по настоящему делу в этой части подлежит прекращению.

Таким образом, п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона РД N 39 явился предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Дагестан по настоящему делу в части, регулирующей предоставление налоговой льготы по транспортному налогу инвалидам в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

Конституция Российской Федерации (ст. ст. 2, 18, 55) и Конституция Республики Дагестан (ст. ст. 3, 19, 48) провозглашают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В Республике Дагестан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные положения в соответствии с целями социального государства, устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях, вместе с тем не определяют конкретные способы и объемы такой защиты; законодатель обладает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты тем или иным категориям граждан.

Конституция Российской Федерации (п. "и" ч. 1 ст. 72) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний ст. 76 (ч. ч. 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Аналогичные положения содержатся и в ст. 55 (ч. ч. 2 и 4) Конституции Республики Дагестан.

В соответствии с приведенными конституционными положениями в Налоговом кодексе Российской Федерации транспортный налог отнесен к региональному налогу. Его налоговая база и налоговая ставка определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования отдельными категориями налогоплательщиков (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

В Республике Дагестан Закон "О транспортном налоге" был принят 2 декабря 2002 г. В ст. 5 Закона РД N 39 определен круг лиц, на которых распространяются льготы по транспортному налогу.

Закон РД N 39 издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и законодатель Республики Дагестан не вышел за пределы компетенции, которая предоставлена ему Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан и федеральным законодательством о налогах и сборах.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-П[2] (далее — Постановление N 5-П) обращает внимание на то, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер. Следовательно, наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации, который при установлении регионального налога, в том числе на основе вытекающего из ст. 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации требования юридического равенства в налоговых отношениях, реализуемого применительно к одной и той же категории налогоплательщиков с учетом экономического основания данного налога, определяет плательщиков данного налога и элементы налогообложения, а также, если сочтет необходимым, предусматривает налоговые льготы, правила их предоставления, способы исчисления конкретных ставок и т.д.

Данный вывод нашел отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[3], который отнес к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подп. 33 п. 2 ст. 26.3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов, а также предусматривая применительно к конкретному налогу соответствующие льготы, должен прежде всего учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы правового и социального государства (ч. 1 ст. 1; ст. 7), равенства (ч. ч. 1 и 2 ст. 19) и пропорциональности (ч. 3 ст. 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере; при этом он вправе проводить налоговую политику, ориентированную на достижение определенных целей, включая перечисленные в ст. 7 (ч. 2) Конституции Российской Федерации; льготы по налогу и основания их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, причем установление льгот не является обязательным; в то же время налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, т.е. нарушать конституционный принцип равенства[4].

Освобождая от уплаты транспортного налога инвалидов всех категорий, имеющих мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, за одну единицу транспорта, законодатель Республики Дагестан воспользовался критерием, которым согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит руководствоваться федеральному законодателю и законодателям субъектов Российской Федерации при установлении налоговых ставок для плательщиков транспортного налога и который предполагает их дифференциацию, основанную на таком объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание. Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному налогообложению транспортным налогом, притом что установление данной налоговой льготы, хотя она и имеет определенную социальную направленность, не предопределено положениями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан о социальном государстве и правовом статусе личности, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с ее требованиями.

В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (ст. ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления[5].

Таким образом, Конституционный Суд Республики Дагестан пришел к выводу, что оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков в целом и заявителя Д.М. Саадуева в частности. Последний фактически ставит перед КС РД вопрос об изменении основания освобождения от обязанности по уплате транспортного налога. Разрешение данного вопроса возможно только путем внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах, что является прерогативой законодателя и не относится к компетенции КС РД, установленной ст. 93 Конституции Республики Дагестан и ст. 3 Закона N 8 РД.

Литература

1. Акутаев Р.М. Закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет / Р.М. Акутаев, М.Ш. Кадимова // Налоги. 2017. N 1. С. 33 — 36.

 


[1] О результатах первого обращения см.: Акутаев Р.М., Кадимова М.Ш. Закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет // Налоги. 2017. N 1. С. 33 — 36.

[2] См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

[4] В частности, см.: Постановление N 5-П; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области" // СПС "КонсультантПлюс".

[5] См.: Постановление от 28 марта 2000 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Конфетти" и гражданки И.В. Савченко"; Определение от 5 июля 2001 г. N 162-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского районного суда города Москвы о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 224 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: