ЮрФак: изучение права онлайн

Правовые инструменты противодействия коррупции в сфере публичных финансов

Автор: Поветкина Н.А.

Коррупционные явления в сфере публичных финансов наиболее опасны и часто проявляются в сфере управления государственными (муниципальными) финансами. Это объясняется тем, что государство, реализуя многообразные потребности граждан, осуществляет функции и решает задачи, использует только публичные финансы (в т.ч. бюджетные средства), рассматривающиеся как условие и инструмент развития не только государства, но и всего общества. Россия является социальным государством, коррупционные проявления в бюджетной системе влекут угрозу финансовой устойчивости государства[1] и, как следствие, угрозу реализации статуса нашего государства как социального. И.И. Янжул справедливо отмечал, что финансы и их организация имеют громадное политическое значение, оказывая не только косвенное, но и прямое влияние на все государственное устройство и управление. Одни финансы определяют часто внутренний смысл исторических событий, внешнее выражение которых имеет совершенно иной характер[2]. О.Н. Горбунова также акцентировала свое внимание на том, что "финансы пронизывают все стороны общественной и государственной жизни. Любой вопрос управления не может быть решен без решения связанных с ним финансовых проблем"[3]. Соответственно, для выполнения государством возложенных на него функций абсолютно во всех сферах деятельности оно должно обладать достаточным количеством публичных финансовых ресурсов (публичных финансов), консолидированных в централизованном денежном фонде — бюджете. Этим обстоятельством обусловлены и функции бюджета, которые выражаются в его предназначении и определяют сущность, задачи и роль в рамках бюджетной (финансовой) деятельности государства[4].

К числу наиболее важных охраняемых национальных интересов, в том числе находящихся под угрозой коррупционных вмешательств, в финансовой сфере Российской Федерации специалисты относят:

— поддержание государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами;

— обеспечение целевого финансирования государственных программ (в первую очередь социальных);

— широкое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства;

— создание необходимых условий для свободной конкуренции на рынке;

— уменьшение последствий воздействия мировых финансовых кризисов на национальную экономику;

— преодоление разногласий между органами управления разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

— усиление сдерживания инфляционных процессов в экономике и поддержание стабильно высокого курса национальной валюты;

— противодействие незаконному вывозу капитала за границу;

— привлечение иностранных инвестиций (особенно долгосрочных в промышленный сектор экономики);

— принятие в кратчайшие сроки необходимых нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование и успешное функционирование финансово-кредитной системы страны;

— построение эффективного правоохранительного механизма защиты государственных финансов от воздействия криминальных процессов и посягательств[5].

Коррупция в сфере публичных финансов подразумевает их использование в личных целях: хищение, мошенничество, нецелевое использование бюджетных средств и т.д. Соответственно, коррупционные проявления в сфере публичных финансов вредят темпам развития и препятствуют использованию финансовых ресурсов на общее развитие государства и общества. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность как внутреннего, так и внешнего контроля, недостаточная прозрачность, неэффективность управления, недостаточная подотчетность в области расходов.

Таким образом, коррупция является опасным фактором, влияющим на финансовую деятельность государства (муниципальных образований), и влечет угрозу и риски качественного и эффективного финансового обеспечения всех задач и функций государства и обеспечения национальной безопасности. Противодействие коррупционным явлениям в сфере публичных финансов приобретает особое и сверхважное значение.

Пристальное внимание противодействию коррупции в данной сфере уделяется и на международном уровне. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[6] предусмотрена отдельная статья, посвященная мерам предупреждения коррупции в сфере публичных закупок и управления публичными финансами (ст. 9). Данная Конвенция предусматривает, что каждое государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы необходимые меры для создания надлежащих систем закупок (авт.: поскольку закупки осуществляются за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными среди прочего с точки зрения предупреждения коррупции. Такие системы, которые могут предусматривать надлежащие пороговые показатели при их применении, затрагивают среди прочего следующее:

а) публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и надлежащую или уместную информацию о заключении контрактов, с тем чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления их тендерных заявок;

б) установление заблаговременно условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правила проведения торгов и их опубликование;

в) применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур;

Также рекомендуется Вам:

г) эффективную систему внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения юридических средств оспаривания и средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур, установленных согласно настоящему пункту;

д) меры регулирования (в надлежащих случаях) вопросов, касающихся персонала, который несет ответственность за закупки, например требование о декларировании заинтересованности в конкретных публичных закупках, процедуры проверки и требования к профессиональной подготовке.

При этом каждое государство-участник должно принимать в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы надлежащие меры по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами. Такие меры должны охватывать среди других: а) процедуры утверждения национального бюджета; б) своевременное представление отчетов о поступлениях и расходах; в) систему стандартов бухгалтерского учета и аудита и связанного с этим надзора; г) эффективные и действенные системы управления рисками и внутреннего контроля; д) в надлежащих случаях корректировку при несоблюдении требований, установленных в настоящем пункте.

Кроме этого, в данном документе говорится о том, что предупреждение коррупции в сфере публичных финансов должно обеспечиваться не только финансово-правовыми мерами, но и гражданско-правовыми и административно-правовыми, какие могут потребоваться, в соответствии с основополагающими принципами его внутреннего законодательства с тем, чтобы обеспечить сохранность бухгалтерских книг, записей, финансовых ведомостей или другой документации, касающейся публичных расходов и доходов, и воспрепятствовать фальсификации такой документации. Это позволяет обеспечивать комплексный и всесторонний подход к предупреждению коррупции в сфере публичных финансов.

Сфера публичных финансов включает в себя в широкой трактовке бюджетную систему, систему государственных социальных внебюджетных фондов, систему финансов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также иные элементы финансовых отношений (финансовых институтов), связанных с образованием и расходованием публичных денежных средств, в том числе налоговую систему, систему денежного обращения, обращения государственных ценных бумаг и валютных ценностей, страховую и кредитную системы[7]. Эта сфера призвана обеспечивать необходимую финансовую основу для социально-экономического развития и финансовой устойчивости государства, сохранения целостности и единства финансовой системы, эффективного предвидения и нивелирования внутренних и внешних рисков и угроз в финансовой сфере[8]. При этом она не может и не должна становиться финансовой платформой коррупции.

Противодействие этим вызовам и угрозам предполагает задействование целого спектра правовых средств. Последние с точки зрения теории права представляют собой правовые явления, выражающиеся в инструментах (средства-установления) и средствах-деяниях, посредством которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. К числу общих характеристик правовых средств специалисты в области теории права относят следующие:

— правовые средства выражают все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

— отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

— сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

— приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;

— обеспечиваются государством[9].

Таким образом, вся совокупность правовых средств подразделяется на так называемые средства-установления или, иначе, способы воздействия (внешние по отношению к воле субъектов факторы — дозволения и запреты, выраженные в нормах права) и средства-деяния, т.е. способы реализации права в самих урегулированных общественных отношениях (совершение дозволяемых действий, воздержание от запрещенных действий)[10].

Финансово-правовые средства противодействия коррупции представляют собой закрепленные в нормах финансового права институты, правовые режимы, правовые принципы, приемы, средства и способы, в которых сформулированы и закреплены финансово-юридические конструкции, необходимые для регулирования общественных отношений по образованию, распределению (перераспределению) и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и реализации эффективного финансового обеспечения всех задач и функций государства.

Состав финансово-правовых средств многообразен и обусловлен различными видами финансовых правоотношений. В качестве универсальных правовых средств управления рисками, влияющими на противодействие коррупции в сфере публичных финансов, можно выделить: мониторинг финансового законодательства и его правоприменения (в целях выявления коррупционных рисков и своевременного реагирования на них); страхование (различных объектов и сфер деятельности (в целях покрытия материальных потерь при наступлении негативных последствий риска); лицензирование рискованных видов деятельности (осуществление дополнительного контроля со стороны государства в целях предупреждения наступления негативных последствий и необходимости последующей компенсации ущерба за счет средств бюджета); введение специальных правовых режимов и условий в сфере публичных финансов (например, особый порядок вступления в силу финансовых законов, иммунитет бюджета, обязанность по целевому и эффективному расходованию средств бюджета и т.д.); создание резервных фондов (в целях финансового обеспечения мер по предупреждению потенциальных последствий и (или) ликвидации наступивших последствий рисков).

В финансовом законодательстве Российской Федерации (например, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") установлены общие финансово-правовые средства, направленные на противодействие коррупции. К ним можно отнести те финансово-правовые средства, которые запрещают нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, служат поддержанию должного уровня бюджетной дисциплины и обеспечивают сохранность средств бюджетов, способствуют возмещению ущерба, причиненного бюджетам, препятствуют злоупотреблениям при закупках, обеспечивают репатриацию валютных средств и форматируют валютные операции, определяют порядок предоставления налоговых вычетов, возврата налогов и т.д.

Вид финансовых правоотношений обусловливает и специфику набора финансово-правовых средств противодействия коррупции. Рассмотрим некоторые из них.

Бюджетные правоотношения. Основная задача видится в том, чтобы создать такую систему по управлению публичными финансами, которая позволяла бы эффективно пресекать случаи коррупции, тем самым сводя к минимуму саму возможность ее появления.

Также важно обеспечить прозрачность и транспарентность на всех этапах бюджетного процесса: планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Так, в целях максимального обеспечения прозрачности и адресности бюджетных расходов при бюджетном планировании все больше применяется метод программно-целевого финансирования, расширены полномочия Счетной палаты Российской Федерации в части аудита реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, введение системы казначейского сопровождения, бюджетного мониторинга и т.д., что, несомненно, будет способствовать противодействию коррупции. Несмотря на это, Счетная палата Российской Федерации и органы внешнего государственного финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований должны проводить антикоррупционную экспертизу законов, затрагивающих финансовые отношения. Следует также усилить ответственность за несвоевременное рассмотрение и исполнение предписаний Счетной палаты Российской Федерации и надзорно-счетных органов субъектов РФ, органов муниципального контроля, а также за непринятие мер по устранению выявленных ими недостатков.

К проблемам правового регулирования, имеющим потенциальный коррупционный риск и требующим научного исследования, выработки новых правовых подходов и предложений по их решению, можно отнести следующие:

— отсутствие единой правовой терминологии и четкого доктринального наполнения правового понятия эффективности расходов бюджета;

— само понятие эффективности бюджетных средств не регламентировано бюджетным законодательством;

— не систематизированы организационно-правовые меры, направленные на обеспечение эффективности расходов бюджета.

В исследованиях, осуществленных в области финансово-правовой науки, правовые вопросы обеспечения эффективности публичных расходов частично затрагиваются в контексте финансового контроля.

Кроме этого, бюджетным законодательством Российской Федерации (равно как и законодательством об административных правонарушениях, уголовным законодательством) не установлена ответственность (меры принуждения) за несоблюдение требований обеспечения эффективности расходов бюджета.

Новой тенденцией в организации внешнего государственного финансового контроля стала оценка эффективности использования средств — аудита эффективности. При этом одним из наиболее сложных и спорных вопросов квалификации финансовых нарушений является именно неэффективное использование бюджетных средств. Практика деятельности контрольно-счетных органов показывает, что основными видами неэффективных расходов бюджетных средств являются: расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата; расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата; необоснованное (неэффективное) авансирование работ и услуг, опережающие платежи за счет бюджетных средств, в том числе в размерах, превышающих установленные законодательством; непредъявление требований к получателю государственной (муниципальной) гарантии возмещения сумм, уплаченных по гарантии; неэффективное предоставление бюджетного кредита — без достижения результатов и др.

Финансовые правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления государственных (муниципальных) закупок. Введены правила и процедуры, регулирующие данный процесс, необходимым является разработка обоснования закупок, проводится нормирование в сфере закупок, осуществляются мониторинг, аудит и контроль в данной сфере. Более того, в настоящее время рассматривается законодательная инициатива по введению в сферу государственных (муниципальных) закупок института казначейского сопровождения, позволяющая отследить движение бюджетных средств из бюджета до конечного адресата.

Налоговые правоотношения. Необходимо стремиться к повышению качества налогового администрирования в Российской Федерации. Уровень противодействия действиям недобросовестных налогоплательщиков (в том числе связанных с коррупционными проявлениями), по мнению Организации экономического сотрудничества и развития, предопределяет эффективность налогового администрирования не только при сборе налогов, сборов, но и в плане борьбы с коррупцией, поскольку институциональные системы подвергаются риску ослабления, в результате чего их легитимность утрачивается. Исходя из того факта, что налогообложение и подходы к налоговому администрированию, осуществляемые соответствующей юрисдикцией, имеют важное значение для выбора территории и организационно-правовой формы деловой активности, места и формы распределения капитала, они неизбежно влияют на глобальное перераспределение ресурсов и, как результат, стабильность не только национальных экономик и их развитие, но и мировой экономики в целом.

Следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в основы бюджетной, налоговой и таможенной политики и формировании в этом документе раздела по проведению антикоррупционных мероприятий. Давно известно, что существование значительного теневого сектора экономики ведет к колоссальным потерям в доходной части бюджетов, прежде всего по причине сокращения налогооблагаемой базы. Особая тема — противодействие коррупции в сфере возмещения НДС. Данная сфера отличается особой коррупционной уязвимостью. Необходимо стремиться к обеспечению эффективного контроля за налоговыми доходами, а также соблюдению интересов добросовестных налогоплательщиков. При этом отдельного внимания и детального исследования требуют в целом такие направления, как оптимизация налогового администрирования; налогообложение доходов, получаемых от иностранных компаний; совершенствование подходов к определению консолидированных групп (в том числе транснациональных) и их налогообложению; анализ применяемых государствами, интеграционными государственными объединениями способов и форм правового регулирования противодействия незаконному уменьшению, избежанию и уклонению от уплаты налогов и сборов; качество контроля за трансфертным ценообразованием и противодействие функционированию так называемых "карусельных" схем.

Финансовые правоотношения в банковской сфере и сфере легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Наиболее уязвимой сферой, подверженной легализации доходов, полученных преступным путем, является банковская система Российской Федерации. Основная причина этому заключается в том, что кредитные организации концентрируют в своих активах большой объем высоколиквидных средств, предназначенных для предоставления широкого спектра банковских услуг. Это обстоятельство определяет причины и создает предпосылки для совершения различных видов сделок, связанных с использованием денежных средств, полученных незаконным путем. Соответственно, сущность легализации доходов, полученных преступным путем, в целом и заключается во введении незаконного, теневого капитала в правовое финансовое поле через банковские и финансовые учреждения. Это позволяет сделать вывод: размещение в банковской системе Российской Федерации доходов, полученных в результате совершения незаконных действий (в том числе преступлений), имеет для нее крайне негативный характер, угрожает ее стабильности, интересам добросовестных кредиторов и вкладчиков и влияет в конечном итоге на финансовую устойчивость государства.

Финансовые правоотношения в сфере денежного обращения и бухгалтерского учета. Действенной финансово-правовой мерой, направленной на снижение коррупции, должно стать существенное сокращение оборота наличных денег. Целесообразной представляется необходимость введения ограничений по максимальному размеру наличного платежа при расчетах граждан. Данное ограничение способствовало бы целям противодействия коррупции, поскольку позволяло бы обеспечить контроль финансовых операций между физическими и юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[11]. Представляется, что данное ограничение должно быть направлено прежде всего на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, а также работников государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.

Следует отметить позитивные направления в части противодействия коррупции в сфере законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. Принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"[12] существенно была расширена сфера его действия, а также уточнены нормы Федеральных законов от 30.12.2008 N 307 "Об аудиторской деятельности"[13] и от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"[14] в части соответствия международным стандартам финансовой отчетности. Все вышеперечисленные меры по усовершенствованию системы бухучета обеспечивают прозрачность доходов и расходов организаций, а также сопоставимость различной финансовой информации и способствуют как снижению коррупционных рисков в этой сфере, так и повышению финансовой дисциплины.

Международные финансовые правоотношения. С целью эффективной борьбы с коррупцией в Российской Федерации осуществляется комплекс мер в целях выполнения и международных норм. Так, в числе комплексных мероприятий предпринимаются меры в области криминализации деяния, связанного с финансированием террористической деятельности, отдельной криминализации деяний, предшествующих совершению теракта, оптимизируются полномочия государственных органов и организаций, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, укрепляется международное сотрудничество в области розыска, конфискации и репатриации денежных средств и доходов, полученных преступным путем и незаконно вывезенных за рубеж.

В заключение отметим, что в целом к финансово-правовым средствам, используемым для решения проблем правового регулирования, имеющих потенциальный коррупционный риск в финансовой сфере и требующих научно-практического исследования, выработки новых, в том числе финансово-правовых подходов и предложений по их решению, можно отнести следующие: закрепление единой финансово-правовой терминологии и четкого доктринального наполнения правового понятия эффективности расходов бюджета; правовое закрепление ясных и единых критериев эффективности расходования бюджетных средств; систематизация организационно-правовых мер, направленных на обеспечение эффективности и результативности расходов бюджета; установление дополнительных требований к осуществлению резидентами РФ операций по счетам (вкладам) в банках за рубежом и обеспечение возможности доступа к этой информации для уполномоченного органа валютного контроля; создание информационного межведомственного банка данных (включающих все уровни и направления деятельности органов на основе технологии распределенного реестра — блокчейна) между органами государственной власти, обладающими полномочиями в финансовой сфере; повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, прозрачности финансовой деятельности государственных и муниципальных органов, эффективности и доступности судебной системы одновременно со снижением уровня коррупции, что будет стимулировать возврат средств национальных инвесторов из офшорных юрисдикций.

Таким образом, необходимо сконцентрировать внимание на системном и комплексном подходе, направленном на предупреждение и минимизацию последствий коррупционных рисков (угроз), а также на внедрение общих подходов (стандартов), принципов и специальных мер по обеспечению прозрачности и защите наиболее уязвимых для рисков сегментов финансовой деятельности, что позволит создать необходимый фундамент для функционирования государства. Необходимо создание системы управления рисками (угрозами), влияющими на противодействие коррупции в сфере публичных финансов, включающей формирование перечня и классификатора рисков, описание рисков по степени их влияния на сбалансированность и устойчивость бюджета как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, стандарт оценки рисков по вероятности их наступления, степени их влияния, разработку механизма управления рисками, комплекса мер по минимизации рисков и преодолению их негативных последствий, связанных с их наступлением. При этом необходимо обеспечивать регулярность анализа и оценки рисков для обеспечения финансовой устойчивости государства и их использование в рамках долгосрочного финансового планирования.

 

Литература

 

1. Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. N 2. С. 14 — 21.

2. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг современной России. М.: Элит, 2012. 294 с.

3. Емельянов А.С. Юридическая квалификация и реализация охранительной функции финансового права: Монография. Тюмень: Тюмен. юрид. ин-т МВД России, 2002. 107 с.

4. Каратонов М.Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006. N 6. С. 16 — 18.

5. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. М.: Кнорус, 2005. 208 с.

6. Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М.: АНО ЦППИ, 2006. Т. 1. С. 412 — 437.

7. Малько А.В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 1999. 504 с.

8. Поветкина Н.А. К вопросу о признаках доходов бюджета // Российская юстиция. 2015. N 6. С. 19 — 22.

9. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Контракт, 2016. 344 с.

10. Саттарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. 2008. N 1. С. 2 — 4.

11. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. 555 с.

 


[1] См. об этом подробнее: Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Контракт, 2016. 344 с.

[2] См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. С. 34 — 36.

[3] Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг современной России. М.: Элит, 2012. С. 7.

[4] См.: Поветкина Н.А. К вопросу о признаках доходов бюджета // Российская юстиция. 2015. N 6. С. 19 — 22; Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2005. С. 27; Саттарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. 2008. N 1; Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. N 2. С. 16; Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право: Ежегодник Центра публично-правовых исследований. М., 2006. Т. 1. С. 412 — 437.

[5] См.: Каратонов М.Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006. N 6.

[6] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.

[7] См.: Емельянов А.С. Юридическая квалификация и реализация охранительной функции финансового права: Монография. Тюмень, 2002. С. 35 — 36.

[8] См.: Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М., 2005. С. 312.

[9] См.: Малько А.В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 326 — 327.

[10] См.: Там же. С. 329 — 330.

[11] Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.

[12] Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

[13] Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

[14] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

Рекомендуется Вам: