ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу об имущественных правах супругов (бывших супругов) по семейному законодательству Российской Федерации

Автор: Беспалов Ю.Ф.

Семейные отношения, возникающие по поводу брака, включают в себя и имущественные отношения, которые могут существовать между лицами, вступающими в брак; между супругами; между бывшими супругами как лицами, брак которых был расторгнут или признан недействительным, а также между ними и третьими лицами.

Имущественные отношения возникают по поводу имущества, приобретенного до брака, в браке, по поводу алиментов, а также в связи с обязательствами перед третьими лицами.

В научной литературе постоянно обсуждаются данные вопросы[1], однако фундаментальных научных представлений, поддерживаемых большинством членов научного сообщества, не достигнуто.

Отметим, что одни из имущественных отношений урегулированы правом, другие остаются без правовой регламентации, иные социальные регуляторы к таким отношениям, как правило, не применяются, за исключением добрачных, связанных с брачными намерениями (обещаниями).

До настоящего времени на фундаментальном уровне неразрешенным остается вопрос о правовой судьбе расходов, понесенных лицами, изъявившими желание вступить в брак, на проведенные обряды, соблюденные традиции, установленные в абсолютном большинстве субъектов РФ. Речь идет о помолвке, сватовстве, совместных путешествиях, приобретении нарядов и т.д. Такие вопросы возникают по причине отказа одного из лиц, намеревающихся вступить в брак, от заключения брака в установленном в РФ порядке.

Надо полагать, что законодательно следовало бы решить данную проблему путем установления ответственности для лица, действующего недобросовестно, неосмотрительно и неразумно, причинившего имущественные потери другому лицу — добросовестному.

Разные подходы у судов отмечаются в разрешении споров по поводу имущества, приобретенного до заключения брака, когда мужчина и женщина состояли в фактическом браке до его оформления в установленном порядке. Эта правоприменительная проблема возникла также по причине дефектности семейного законодательства РФ. Применяя в таких случаях гражданское законодательство, суд устанавливает степень имущественного участия каждого из спорящих лиц в приобретении имущества, исходя из их имущественных вкладов.

Представляется, что в подобных ситуациях необходимо учитывать и иное, например, личное участие в создании, приобретении имущества; осуществление причастных к созданию и приобретению имущества работ. Это может быть ведение домашнего хозяйства, создание и ведение семейного быта, воспитание общего ребенка и т.д.

Наиболее распространены в судах споры о разделе имущества. По данным судебной статистики, приведенной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ[2], за первое полугодие 2018 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено 17 596 гражданских дел о разделе совместно нажитого имущества между супругами, что составляет 3,3% от общего числа рассмотренных дел, возникающих из семейных правоотношений.

Раздел общего имущества супругов (бывших супругов) означает прекращение их общей собственности, в том числе совместной, которая в некоторых случаях может стать долевой (при невозможности раздела имущества в натуре), и определение долей каждого в общем праве собственности. Раздел общего имущества влечет выдел конкретного имущества либо его части каждому из супругов (бывших супругов), а иногда и взыскание разницы в стоимости выделенного имущества с одного из них в пользу другого, если раздел не был осуществлен в соответствии с долями либо не является равноценным[3].

В научной литературе представлены различные мнения о сущности раздела имущества супругов (бывших супругов)[4].

Раздел общего имущества следует рассматривать как прекращение общей собственности супругов (бывших супругов); в отдельных случаях как переход отдельных видов имущества из общей совместной собственности в общую долевую; как выдел конкретного имущества либо его части в натуре либо в долях каждому из супругов (бывших супругов) с выплатой компенсации в случае неравноценности раздела либо без таковой.

Обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения и разрешения дел данной категории, являются следующие:

1) правовой режим имущества супругов (бывших супругов) (разд. VII — VIII СК РФ);

2) период брака (ст. ст. 10, 11, 25 СК РФ, гл. III, IV Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"[5]);

3) основания и время приобретения имущества, его стоимость и вид (разд. VII — VIII СК РФ, гл. XIV ГК РФ);

4) основания для изменения режима имущества либо его части при совместной собственности (ст. 37 СК РФ);

5) основания для отступления от принципа равенства долей при совместной собственности (ст. 39 СК РФ);

6) наличие общих долгов (ст. ст. 38 — 39 СК РФ) и иных обременений правами третьих лиц (гл. IX СК РФ);

7) другие обстоятельства, определяемые в зависимости от существа иска и возражений и применяемого материального закона[6].

Если в состав имущества входит квартира, суд, как правило, определяет доли в праве собственности на квартиру, приобретенную в период брака, поскольку, как известно, обычная квартира не может быть разделена в натуре. Тут возникает другая проблема, связанная с пользованием такой квартирой исходя из ее правового режима, когда бывшие супруги (бывший супруг) вступили в новый брак и на жилую площадь претендует "действующий" супруг. Надо полагать, что в этих случаях должно применяться правило об обязательном согласии всех лиц, наделенных правом на жилую площадь (ст. 247 ГК РФ, ст. ст. ст. 31, 70 ЖК РФ и т.д.). Бесспорно, необходимо учитывать и правовой режим жилья, и правовой статус этих лиц.

Существует и проблема подсудности, когда в состав имущества, подлежащего разделу, входит несколько объектов недвижимости. Нам представляется, что в таких случаях действует правило об исключительной подсудности и юрисдикции суда по месту нахождения одного из объектов недвижимости по усмотрению супруга (бывшего супруга) — истца.

Сложности возникают при разрешении споров между супругами и третьими лицами. Так, в соответствии с п. 2 ст. 45 СК РФ взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все полученное по обязательствам одним из супругов было использовано на нужды семьи. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность имуществом каждого из них. Нужды семьи — понятие оценочное, и в таких случаях действует усмотрение суда, которое не всегда отвечает требованиям справедливости.

Разрешение споров, связанных с обременением имущества правами третьих лиц, также не нашло единого подхода. В одних случаях суды распределяют долг между супругами (бывшими супругами) перед третьим лицом, в других восполняют супругу (бывшему супругу) как должнику долю ответственности другого супруга (бывшего супруга) другим имуществом, если такая возможность имеется. И, наконец, некоторые суды ограничиваются возмещением уже понесенных расходов по общему долгу, и такой подход не исключает повторное, неоднократное обращение в суд до полного возмещения общего долга.

Признание брака недействительным, как правило, влечет последствия, предусмотренные ст. 30 СК РФ. Между тем суд, признавая брак недействительным, не всегда обсуждает вопрос о добросовестности лиц, состоящих в недействительном браке. Этот недостаток лишает добросовестного бывшего супруга на защиту в порядке ст. 30 СК РФ. Более того, вызывает сомнения и употребление в таких ситуациях термина "бывший супруг", для правильного обозначения таких лиц необходимо пересмотреть терминологию относительно лиц, брак которых признан недействительным.

Статья 60 СК РФ устанавливает, что ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Однако не разрешен законодательно вопрос о возмещении расходов на коммунальные услуги, обязательные платежи в бюджет с недвижимости, находящейся в собственности ребенка. Суды эти расходы возлагают на родителей, руководствуясь общими положениями СК РФ о правах и обязанностях родителей. Вместе с тем необходимо урегулировать этот вопрос применительно к соответствующему отраслевому законодательству РФ.

Лишь недавно в отношении имущества целевого назначения Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 г.) разъяснил правовую судьбу материнского капитала и указал, что, "имея специальное целевое назначение, средства материнского (семейного) капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними"[7].

Изложенное позволяет заключить следующее. Правовой режим имущественных прав супругов (бывших супругов) подлежит совершенствованию путем внесения в СК РФ правил о совместной собственности супругов; об имуществе целевого назначения; о действии ст. 35 СК РФ; о судьбе интеллектуальных прав, входящих в состав совместного имущества; о правилах отступления от принципа равенства долей; о возможности суда изменить режим отдельных видов имущества; об имуществе, используемом в предпринимательской деятельности; об исключении возможности применения гражданского законодательства при разрешении имущественных споров супругов (бывших супругов); об особом правовом подходе к имущественным отношениям родителей и ребенка, а также с иными лицами, с усеченным правовым статусом; о добросовестности лиц, состоявших в расторгнутом или признанном недействительным браке, с целью определения их долей и ответственности друг перед другом и т.д.

Библиографический список

1. Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение споров о разделе общего имущества супругов (бывших супругов): некоторые теоретические и практические аспекты // Вестник Тверского государственного университета. 2017. N. 3.

2. Рузанова В.Д. Проблемы несогласованности регулирования нормами гражданского и семейного права имущественных отношений в семье // Семейное и жилищное право. 2018. N 1.

3. Савельева Н.М. Проблемы правового регулирования имущественных отношений бывших супругов по распоряжению общим имуществом // Семейное и жилищное право. 2018. N 1.

4. Темникова Н.А. Имущественные отношения в семье: доверительность vs добросовестность // Семейное и жилищное право. 2018. N 1.

5. Чашкова С.Ю. Влияние новелл семейного законодательства на регулирование имущественных отношений супругов // Семейное и жилищное право. 2016. N 3.

6. Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье: Практ. пособие. М.: Юристъ, 1997.

 


[1] См.: Рузанова В.Д. Проблемы несогласованности регулирования нормами гражданского и семейного права имущественных отношений в семье // Семейное и жилищное право. 2018. N 1. С. 74 — 75; Савельева Н.М. Проблемы правового регулирования имущественных отношений бывших супругов по распоряжению общим имуществом // Семейное и жилищное право. 2018. N 1. С. 76 — 77; Темникова Н.А. Имущественные отношения в семье: доверительность vs добросовестность // Семейное и жилищное право. 2018. N 1. С. 82 — 84; Чашкова С.Ю. Влияние новелл семейного законодательства на регулирование имущественных отношений супругов // Семейное и жилищное право. 2016. N 3. С. 24 — 28 и т.д.

[2] www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758/

[3] См.: Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение споров о разделе общего имущества супругов (бывших супругов): некоторые теоретические и практические аспекты // Вестник Тверского государственного университета. 2017. N 3. С. 9 — 10.

[4] См.: Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье: Практ. пособ. М.: Юристъ, 1997; Гришаев С.П. Права и обязанности супругов по законодательству РФ // СПС "КонсультантПлюс", 2011; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2010.

[5] СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

[6] См.: Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение споров о разделе общего имущества супругов (бывших супругов): некоторые теоретические и практические аспекты // Вестник Тверского государственного университета. 2017. N 3. С. 9 — 10.

[7] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 3.


Рекомендуется Вам: