Автор: Андреева Л.В.
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в целом и сети Интернет изменило структуру товарных рынков. Наряду с торговлей офлайн появилась электронная торговля. В данном секторе торговли выделяется торговля:
во-первых, C2C (Consumer to consumer), участниками которой являются граждане — физические лица;
во-вторых, B2C (Business to consumer), наиболее активно развивающаяся часть электронной торговли товарами посредством интернет-магазинов и иных электронных форм;
в-третьих, B2B (Business to business). Развитие электронной торговли между предпринимателями сдерживается наличием различных факторов как объективного, так и субъективного свойства, включая низкий уровень доверия к заключаемым договорам в электронной форме на крупные объемы поставок, отсутствие законодательной основы заключения и исполнения таких договоров и надлежащей защиты прав сторон и пр.;
в-четвертых, B2G (Business to government) — сфера государственных закупок, характеризуемая наличием достаточного уровня нормативного обеспечения осуществления закупок в электронной форме, и примыкающая к ней сфера регламентированных закупок государственными корпорациями и компаниями, юридическими лицами с государственным участием, иными юридическими лицами, обеспечивающими публичные интересы, имеющая специальные нормативно установленные правила закупок.
При переходе торговли на "цифровые рельсы" возникает необходимость нахождения ответа на вопросы, насколько адаптирована электронная торговля в России к новым цифровым технологиям, какие из применяемых в настоящее время институтов можно использовать при внедрении в торговую практику новых цифровых технологий?
Вместе с тем решение данной проблемы обусловлено прежде всего уяснением понятия, сущности и характерных признаков электронной торговли, развитие которой, несмотря на преимущества, сдерживается отсутствием надлежащей нормативной основы.
Вместе с тем еще в 2002 г. Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 — 2010 годы)", направленную на создание и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, которая должна обеспечивать возможность широкополосного доступа к интернет-сети, в том числе при наличии беспроводных технологий для большей части российских физических и юридических лиц, а также обеспечивать благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания системы электронной торговли[1].
Неоднократные попытки принятия Закона об электронной торговле не увенчались успехом.
В проекте федерального закона N 11081-3 "Об электронной торговле", утвержденном Постановлением ГД ФС РФ от 6 июня 2001 г. N 1582-III ГД, электронная торговля определяется как заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности (ст. 3). По существу, и иные законопроекты об электронной торговле исходят из аналогичного понимания электронной торговли[2].
Отсутствием четкого определения электронной торговли характеризуется и Модельный закон СНГ "Об электронной торговле", в котором электронная торговля понимается как торговля, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур. Электронная торговля определяется через ряд таких понятий, как "электронная процедура" — порядок (правила, регламент) совершения электронных операций по сделке, "электронная сделка" — любая сделка, совершенная сторонами сделки посредством проведения электронных операций по сделке, и "электронная операция сделки" — совершение сторонами сделки отдельных действий по оформлению и совершению сделки субъектов и их информационных систем в электронной торговле[3].
Широкое понимание электронной торговли содержится и в Типовом законе ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" (принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 — 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ), правила которого распространяются: на любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; купля/продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом[4]. Таким образом, Типовой закон исходит из того, что обязательства торгового характера в электронной торговле не ограничиваются куплей-продажей товаров, а включают и другие договоры, заключаемые в сети Интернет.
Характерная особенность электронной торговли заключается в совершении сделок, получается, посредством информационно-телекоммуникационной сети. При этом в целях защиты прав сторон необходимым условием является достоверность сведений о лице, подписавшем договор, что достигается использованием электронного документа и электронной подписи.
Понятие "электронный документ" содержится в ч. 2 ст. 434 ГК РФ, в которой он определяется применительно к письменной форме договора.
Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту. Как отмечается в литературе, ГК РФ трактует электронный документ достаточно широко, не ограничиваясь только электронными средствами, что соответствует позиции ЮНСИТРАЛ и Типовому закону "Об электронной торговле"[5]. В отличие от ГК РФ в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ определяется как документированная информация, представленная только в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2)[6].
Электронный документ должен быть достоверным, подписан лицом, обладающим правом подписи. Аналоги собственноручной подписи могут быть и иными. Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ случаи и порядок использования аналогов собственноручной подписи могут быть предусмотрены только законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Совершаемые электронные сделки между предпринимателями (B2B) посредством информационно-коммуникативных средств связи должны быть подписаны электронной подписью. В то время как сделки (B2C) могут быть совершены и в иной форме, в том числе посредством "щелчка мыши" (от англ. click-wrap agreement) — акцепта размещенной на сайте публичной оферты.
Таким образом, идентификация стороны договора является неотъемлемым признаком как электронной торговли, так и цифровой торговли между предпринимателями.
Электронная торговля является одним из видов дистанционной торговли, рассматриваемой в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612, применительно к договору розничной купли-продажи как "продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора" (ч. 3 ст. 2)[7]. В Правилах продажи товаров дистанционная торговля рассматривается как способ заключения договора.
Согласно действующим в настоящее время правилам используется одна модель электронной подписи, отношения по созданию и использованию которой регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"[8] (далее — Федеральный закон "Об электронной подписи"), хотя возможно и применение иных моделей.
Как отмечают В.А. Лаптев и Н.И. Соловьяненко, посредством электронной подписи, проставляемой на документе, обеспечивается выполнение одной либо нескольких юридических функций: 1) указывается лицо, поставившее подпись на электронном документе; 2) гарантируется подписание электронного документа лицом, уполномоченным на это; 3) обеспечиваются такие характеристики подписанного документа, как подлинность и неизменность; 4) закрепляется воля подписанта; 5) обеспечивается необходимая письменная форма документа[9].
Федеральный закон "Об электронной подписи" предусматривает несколько видов электронной подписи: простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись, и усиленная квалифицированная электронная подпись, определения которых приводятся в ст. 5 Федерального закона "Об электронной подписи".
Подтверждение квалифицированной электронной подписи осуществляется с помощью квалифицированного сертификата, который создается и выдается аккредитованным удостоверяющим центром.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Таким образом, согласно ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи" электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, приравнивается к документам на бумажном носителе.
В сфере государственных и муниципальных закупок применяется квалифицированная электронная подпись, что установлено ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[10].
Придание договору, подписанному простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, юридического значения письменного договора может зависеть от усмотрения сторон такого договора, которые должны заключить для этого соответствующее соглашение.
Помимо получения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, полученных в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию в установленном порядке, для получения доступа к единой информационной системе (ЕИС) для участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок установлено требование прохождения ряда процедур: регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в ЕИС[11] с целью обеспечения информационной безопасности.
Прохождение данных процедур обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"[12].
Процедура идентификации заключается в сравнении идентификатора, вводимого участником информационного взаимодействия информационной системы, с идентификатором этого участника, содержащимся в соответствующем базовом государственном информационном ресурсе, определяемом Правительством РФ.
Аутентификация участников информационного взаимодействия — это проверка принадлежности участнику информационного взаимодействия введенного им идентификатора, а также подтверждение подлинности идентификатора, а авторизация участников заключается в подтверждении наличия у данного участника прав на получение доступа к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
После прохождения указанных специальных процедур субъекты с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи получают доступ к ЕИС для осуществления соответствующих функций.
Прохождение лицом указанных процедур может рассматриваться как гарантия подтверждения идентификации лица.
Анализ российских нормативных правовых актов и международных документов, определяющих понятие электронной торговли, позволяет сделать вывод о том, что электронная торговля может рассматриваться в качестве переходного этапа к цифровой торговле.
Развитие современных информационных технологий обусловило появление новых объектов, и заключаемые посредством использования сети Интернет договоры можно подразделить на две группы: 1) заключаемые в сети Интернет; 2) заключаемые и исполняемые посредством применения сети Интернет. Примером второй группы договоров могут служить договоры по продаже электронных экземпляров произведений, по предоставлению удаленного доступа к произведению без предоставления экземпляра произведения. Договоры, входящие в обе группы, могут рассматриваться в качестве электронных коммерческих сделок.
Для перехода к цифровой торговле, помимо идентификации стороны договора, необходима и идентификация объекта договора — товара.
В настоящее время в Российской Федерации принимаются меры по маркировке товаров средствами идентификации и созданию системы мониторинга товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, т.е. организация их учета и продвижения в электронной форме в целях контроля оборота товаров с перспективой создания общей системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе.
Маркировка товаров контрольными идентификационными знаками (кодами) позволяет успешно решить ряд публичных задач — значительно уменьшить количество контрафактных товаров, увеличить налоговые и таможенные платежи, обеспечить защиту прав потребителей.
С этой целью в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" введены дополнения, в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. Правительство РФ наделено полномочиями в сфере осуществления обязательной маркировки товаров средствами идентификации: утверждать перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечень групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации, по видам деятельности, утверждать правила маркировки отдельных товаров средствами идентификации, а также порядок информационного обеспечения маркировки таких товаров (п. 3.1 ст. 5).
При установлении обязанности хозяйствующих субъектов по обязательной маркировке товаров продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускаются. Соответственно, при вхождении товара в специальный перечень ему присваивается уникальный идентификатор цифровой маркировки.
В Российской Федерации уже реализован пилотный проект по маркировке меховых изделий специальными идентификационными знаками в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235"[13].
Введение обязательной маркировки меховых изделий в Российской Федерации показало ее эффективность. По данным Федеральной таможенной службы, всего с 2016 г. промаркировано более 2,3 млн импортных и российских меховых изделий. Данные цифры показывают реальный объем мехового рынка, его видимая часть увеличилась за два года в полтора раза, почти треть участников вышла "из тени"[14].
Эмитентом контрольных (идентификационных) знаков выступает АО "Гознак"[15].
Участники оборота товаров после получения контрольных (идентификационных) знаков в установленном порядке осуществляют маркировку товаров и представляют сведения в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в специально созданный информационный ресурс маркировки.
Информационный ресурс маркировки определяется Постановлением Правительства РФ N 787 как информационный ресурс маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивающий формирование и использование сведений о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Оператор информационного ресурса маркировки осуществляет разработку и эксплуатацию информационного ресурса маркировки, предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе маркировки, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу маркировки, в том числе посредством размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет соответствующего информационного сервиса или с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Состав минимально обязательной информации, получение которой должен обеспечить информационный ресурс маркировки, установлен Постановлением Правительства РФ. По запросу Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека ей передаются необходимые сведения. При совершении сделок и других действий, ведущих к переходу прав на товар, его уничтожении или утрате информация в информационном ресурсе маркировки обновляется, что позволяет производить прослеживание товара на всем его жизненном цикле.
Средство идентификации и система мониторинга являются элементами цифровой экономики, поскольку сбор, учет и контроль сведений о товарах, а также информационное взаимодействие по обмену сведениями осуществляются в электронной форме.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2018 г. N 321 в 2018 г. проводится эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них[16], а также эксперимент по маркировке обувных товаров[17].
Проведение экспериментов и введение пилотных проектов необходимо для разработки оптимальной модели общей системы маркировки товаров средствами идентификации и их мониторинга, необходимая нормативная правовая основа для внедрения которой создается.
Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р утвержден Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и установлены сроки введения обязательной маркировки для товаров. Так, с марта 2019 г. обязательной маркировке подлежит табак, с июля 2019 г. — обувь, с декабря 2019 г. — духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки[18].
В разработанном проекте Федерального закона N 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрены меры по созданию информационной системы мониторинга оборота маркированных товаров, предназначенной для автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости[19].
Литература
1. Лаптев В.А. Электронное правосудие и электронный документооборот как условие модернизации регуляторной среды для бизнеса / В.А. Лаптев, Н.И. Соловьяненко // Российский судья. 2017. N 2. С. 16 — 21.
2. Шелепина Е.А. Применение электронных документов в гражданских правоотношениях: условия и возможности / Е.А. Шелепина // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 31 — 39.
[1] Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 — 2010 годы)" (ред. от 09.06.2010) // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531; 2010. N 25. Ст. 3166.
[2] Постановление ГД ФС РФ от 6 июня 2001 г. N 1582-III ГД "О проекте Федерального закона N 11081-3 "Об электронной торговле" // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2594.
[3] Модельный закон СНГ "Об электронной торговле" (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением N 31-12 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // СПС "Гарант".
[4] Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 — 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) // СПС "КонсультантПлюс".
[5] Шелепина Е.А. Применение электронных документов в гражданских правоотношениях: условия и возможности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 31 — 39.
[6] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3448.
[7] Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4894.
[8] Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.
[9] Лаптев В.А., Соловьяненко Н.И. Электронное правосудие и электронный документооборот как условие модернизации регуляторной среды для бизнеса // Российский судья. 2017. N 2. С. 18.
[10] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
[11] Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" // СЗ РФ. 2016. N 2 (часть I). Ст. 324.
[12] Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" // СЗ РФ. 2011. N 49 (часть 5). Ст. 7284.
[13] Постановление Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235" // СЗ РФ. 2016. N 34. Ст. 5245.
[14] Куликов С., Игнатова О. До табака нет дела // Российская газета. 2018. 6 апреля.
[15] Приказ ФНС России от 15 августа 2016 г. N СА-7-19/439@ "Об определении организации, обеспечивающей на период проведения пилотного проекта функцию эмитента контрольных (идентификационных) знаков" // Документ не опубликован. СПС "КонсультантПлюс".
[16] Постановление Правительства РФ от 24 марта 2018 г. N 321 "О проведении эксперимента по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них" // СЗ РФ. 2018. N 14. Ст. 1972.
[17] Постановление Правительства РФ от 30 мая 2018 г. N 620 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров" // СПС "КонсультантПлюс".
[18] Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" // СЗ РФ. 2018. N 19. Ст. 2773.
[19] Проект федерального закона N 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" указанные меры по созданию государственной информационной системы мониторинга предусмотрены.
Связанные статьи:
- Институт доверенного лица и антимонопольное регулирование цифровой экономики (50.7%)
- Особенности нормативного регулирования цифровой экономики и проблемы антимонопольного регулирования на цифровых рынках как средство защиты национальных интересов (50.7%)
- Цифровизация в сфере экологической безопасности: административно-правовые аспекты (50.7%)
- Защита персональных данных в условиях применения цифровых технологий (50.7%)
- Антимонопольное правовое регулирование использования "больших данных" и ценовых алгоритмов в сфере цифровой экономики (50.7%)
- Доступ к информации для целей машинного обучения: каким должно быть регулирование? (RANDOM - 10.5%)